Античная Греция и Древний Египет тесно сплелись в образах нежных девушек, облаченных в легкие ткани. Манящие и привлекательные стройные тела, проглядывающие формы из-под облегающих платьев, туго затянутые в пучок или развевающиеся в динамике танца волосы – это все воплощение красоты, которое в умелых руках скульптора превращается в восхитительные городские фонтаны. Тяжёлая бронза в работах Малгожаты Ходаковской (Małgorzata Chodakowska) − волшебный пластилин, из которого создаются очаровательные формы. Фигуры будто двигаются в эксцентричном танце, где брызги воды подхватывают их ритм. Струи иллюзорно соединяются с танцовщицей, словно они − это пульсирующая жизнь, укрытая под бронзовым покровом.
Ритм этой жизни не всегда бывает настолько интенсивен, и мы можем это наблюдать в других работах скульптора. Молчаливые, задумчивые образы дев и тихо стекающая вода по их ладоням олицетворяют уже другую сторону женской красоты, с которой нас знакомит мастер. Ее грациозным героиням неподвластно время, они словно смотрят вглубь себя, не замечая суеты современной жизни…
Идея с фонтанами воплотилась не сразу.
Изначально Малгожата Ходаковская − прекрасный скульптор по дереву. Она родилась в Польше и окончила в родном городе Лодзи художественную школу. Затем, в 1985–1988 годах, проживала в столице и училась у профессиональных мастеров в варшавской Академии изящных искусств. Но в связи с работой переехала в Германию и обосновалась в Дрездене. И уже здесь, начиная с 90-х годов, Малгожата экспериментирует с литьем из бронзы и других металлов.
Но как же мастер создает таких утонченных девушек из тяжелого металла? Как и любая другая, эта работа начинается с эскиза. Затем следует выбор материала. Если вы думали, что скульптуры изначально делаются из бронзы, то это не так! Под толстым слоем сплава должна находиться основа, а она может создаваться из глины или гипса. Ходаковская же работает исключительно с деревом. Сорта древесины могут быть разными. Мастер использует американскую липу, вишню, грушу, ясень, но чаще всего дуб. Обычно это большой брусок, чуть выше человеческого роста ‒ 200‒250 сантиметров в высоту. Часто это даже необработанная цельная древесина. На ней делается набросок будущей скульптуры. Затем бензопилой отсекаются лишние куски. И уже с такой заготовкой при помощи молотка и зубила можно приступать к ваянию нужных человеческих пропорций.
Бронзовые богини Малгожаты одеты в легкие античные наряды. Они выполнены в так называемом «мокром» древнегреческом стиле. Мастер создает иллюзию тонкой полупрозрачной ткани в своеобразной драпировке, напоминающую короткую тогу. Благодаря этому эффекту, кажется, будто одежда на скульптуре действительно намокла, и по ней стекает вода. Несмотря на наряды, сами скульптуры напоминают работы готического направления, с намеками на Средневековье. Об этом говорят их задумчивые лица, длинные изящные руки, змееподобные тела. Изображает героинь Ходаковская в естественных и расслабленных позах.
«Я пристрастилась к радости. Вот почему я создаю таких красивых людей», — поделилась своим секретом Малгожата Ходаковская.