16+
Лайт-версия сайта

Гибридный циклокоптер

Изобретения / Авиация и судоходство / Гибридный циклокоптер
Просмотр работы:
18 ноября ’2023   16:05
Просмотров: 938

На основе системы циклокоптера - летательного аппарата, действие которого основано на принципе радиальной реакции лопастей вертикального циклоидного пропеллера - возможен гибридный вариант.
Дело в том, что конструкция с четырьмя роторами весьма неудобна эксплуатационно - перекрывает доступ к фюзеляжу, а также управление такой схемой чрезвычайно сложно.
Два поперечных ротора без второй такой же пары по килевой линии создают вращающий - опрокидывающий через нос - момент. Для его компенсации возможно применение расположенного впереди горизонтального компенсационного винта, подавляющего опрокидывающий момент. При этом этот ротор создаст подъёмную силу для носовой части фюзеляжа.

Предлагаемая схема названа гибридной в связи с тем, что горизонтальный винт, выполняя роль компенсатора опрокидывающего момента, создаёт и некоторую часть подъёмной силы: компенсация опрокидывающего момента циклоидного пропеллера требует довольно крупного диска ротора, и создаваемое им "побочное действие" игнорировать нецелесообразно.
Поскольку при положительной горизонтальной тяге создаваемый циклоидным пропеллером опрокидывающий момент направлен вперёд, винт-компенсатор располагается перед парой основных роторов. Как горизонтальная тяга, так и подъёмная сила в основе создаются парой циклоидных пропеллеров. Поэтому они устанавливаются с небольшим смещением к хвосту, создавая не менее 2/3 подъёмной силы. Соответственно винт-компенсатор создаёт не более 1/3 подъёмной силы; горизонтальной тягой он не нагружен.

При реверсе пропеллеров опрокидывающий момент перенесётся назад,- для компенсации потребует не подъёмной силы спереди, а противовеса или подъёмной силы сзади. Более целесообразен первый вариант как менее затратный. Простейший вариант его реализации - наклон компенсационного винта вперёд, создающий откренивающее действие. Для этого он делается наклоняемым, как у вертолёта, с возможностью наклона вперёд не менее 20 градусов. Эта возможность допускает создание дополнительной горизонтальной тяги по вертолётному принципу. Наклон диска вбок даст дополнительные возможности управления (ценно в свете того, что они уменьшены отказом от четырёхроторной схемы).

В целом схема с одной парой пропеллеров даёт достаточную маневренность. Разворот на месте осуществляется переводом роторов в конфигурацию противоположной горизонтальной тяги. Изменение бортового дифферента создаётся приданием пропеллерам конфигурации различной подъёмной силы. Управление продольным тангажём в этой схеме осуществляется изменением баланса между подъёмной силой, создаваемой парой пропеллеров, и подъёмной силой, создаваемой компенсационным винтом.

Аналогически такой циклокоптер напоминает ставшую классической вертолётную схему с одним несущим винтом и хвостовым винтом-компенсатором. И причины выбора нами этой схемы циклокоптера те же, что послужили утверждению "классической" вертолётной - простота конструкции и удобство управления. Дополнительным моментом здесь становится соображение эксплуатационной приемлемости конструкции, которая при четырёх роторах вызывает сомнения. Здесь же конфигурация близка к привычной вертолётной. Единственный большой ротор по продольной линии фюзеляжа освобождает для доступа носовую часть (находящийся сверху винт-компенсатор этому не мешает). Да и с точки зрения дизайна циклокоптер с одной парой роторов ближе к традиционному виду летательного аппарата, имеющего одну крыльевую пару; горизонтальный компенсационный винт роднит его по виду с вертолётом.
Наиболее целесообразен винтовой стабилизатор из двух небольших винтов, перекрытых по принципу синхрокоптера - их оси располагаются предельно близко друг к другу, что конструктивно соответствует их размещению по краям носовой части фюзеляжа. Перекрываются они перекрещиванием с наклоном. При наклоне вовне на 20 градусов возможно использование винтов с четырьмя лопастями. Такой тандем, в сумме имеющий восемь лопастей, обеспечит для носовой части стабильную подъёмную силу. Устанавливаются винты стабилизатора на колонках с вертикальными валами, наклоняющимися во всех направлениях, что даст ему высокую эффективность как элементу управления.
Размещение оси циклоидных пропеллеров на уровне верхней грани фюзеляжа обеспечивает им достаточный диаметр, позволяющий, во-первых, использовать значительную часть дуги диска с пологой, мало искривлённой траекторией движения лопастей. Это повышает эффективность роторов по сравнению с традиционными, диаметр которых не превышает диаметра фюзеляжа. Кроме того, названный вариант позволяет увеличить число лопастей - с четырёх у известных вариантов до восьми: в работе на активном секторе пропеллера будут уже четыре лопасти, причём две из них на пологой части дуги,- что в целом повысит эффективность системы. Как и у вертолётного винта, у циклоидного пропеллера большее число лопастей обеспечивает более мягкую работу, с меньшей амплитудой моментов дисбаланса, вызывающих качку и вибрацию.

Конструктивная особенность хвостового оперения циклокоптера, уже известная по сделанным наработкам, состоит в необходимости отстранения хвостового крыла от аэродинамической линии пропеллеров, так как они создают препятствующий его работе вихревой поток. При этом центральный киль находится между потоками роторов, и они решающего влияния на его функцию не оказывают. Поэтому приемлемый вариант - Т-образное оперение с центральным килем и форшкилем. Горизонтальная плоскость устанавливается поверх киля, что высвобождает её из-под влияния потоков пропеллеров.
Роль горизонтального оперения в управлении тангажём аппарата минимальна, однако в скоростном полёте его использование более удобно, чем управление дифференцированным изменением подъёмной силы несуще-тянущих органов (последнее неизбежно сказывается на стабильности полёта). Упомянутый второй вариант является основным для циклокоптера и применяется для маневрирования на малых скоростях и висении.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Когда лишают Звёздной пищи Душу

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft