Предлагается новая идеология управления поворотом автомобиля.
Для начала усовершенствуем конструкцию руля.
В стандартном рулевом колесе (1-й рисунок) убираем лишние дугообразные части (помечены стрелками). Остается центральный рычаг (2-й рисунок).
Из него убираем центральную часть; точнее, утапливаем её в приборную панель. Рычаг как бы разбивается на два, внутренние концы которых утоплены в панели (3-й рисунок).
(Смысл таких преобразований - пока только сделать руль максимально комфортным для водителя: не мешает посадке-высадке и не травмоопасен при авариях.)
Теперь об управлении.
В стандартном режиме наш руль будет поворачиваться лишь настолько, чтобы обеспечить маневр, скажем, в пределах полосы. На самом руле сбоку поместим синхронизированные рычажки-курки (на 3-м рис. показаны стрелками).
Нажатие с удерживанием одного из этих рычажков в повернутом состоянии руля переводит управление в одностороннее состояние: учитывается только поворот руля в данную сторону; другими словами, чтобы резко вырулить, скажем, вправо, надо будет не вывертывать баранку, а, нажав на рычажки, несколько раз дернуть руль вправо; при отжатии рычажков колеса автоматически должны возвратиться в нейтральное положение.
Такая схема представляется более удобной и рациональной, чем существующая.
Некоторые водители газ и тормоз путают. Для таких водителей у китайцев есть автомобили с одной педалью тормоза. Газ на руле мотоциклетного типа. Это я к тому, что рычажки будут путать. Затем, дёргать рулём в повороте, особенно на скользкой дороге, дело неблагодарное. К тому же, руль в повороте возвращаешь не сразу в 0, а плавно - с рычажком на встречку вылетишь.Положение руля должно всегда соответствовать углу поворота колёс, кроме того, водитель должен руками чувствовать реакцию колёс.
Вы правы в том, что переучиваться на такой руль с обычного будет, наверное, сложно.
Всё остальное - дело автоматики. Рулем задается поворот, а само поворачивание делает механика. И угол поворота колес можно показать на табло; освоивший такой руль водитель будет чувствовать колеса глазами, как руками.
Абстрактно говоря, существующие модели рулевого колеса однозначно объективно неудачны и требуют улучшения. Я увидел идеальный руль таким.
ПС. Я сам не водитель, но неоднократно видел, как шоферы отчаянно крутят баранку на целые обороты, чтобы повернуть колеса на значительный угол. Что-то не похоже на соответвие поворота руля повороту колес...
Водитель чувствует руками не угол поворота колёс, а реакцию (силу) дороги на колёса. Это называют информативностью рулевого управления. Водители говорят "руль пустой" когда не чувствуют реакции. А баранку на несколько оборотов крутят там.где нет усилителей. Есть требование по безопасности ТС: возможность управления при заглохшем двигателе. Очень трудно осуществить это на большегрузах. Только на больших тихоходных тракторах (типа Кировца) и на карьерных самосвалах допускается разрыв жёсткой механической связи между рулём и колёсами, но этим ТС на автострады путь закрыт.
Мы говорим о разных вещах: вы о СУЩЕСТВУЮЩЕЙ системе, я о ПЕРСПЕКТИВНОЙ. Сейчас рулят, чувстввуя дорогу, а завтра, может быть, и по-другому.
Руль-джойстик, скажем, уже предлагался и даже вроде бы где-то опробовался. На мой взгляд, он принципиально неудачен по эргономическим соображениям: водитель как бы балансирует на нем без упора. Сведение руля к двум симметричным ручкам сохраняет момент опоры для водителя, устраняя обычные неудобства рулевого колеса. Так что я по-прежнему считаю свой принцип перспективным.
Проблему с поворотом можно попробовать решить с помощью НЕРАВНОМЕРНОЙ шкалы поворота, где просто при более крутом повороте угол поворота руля будет меньше (зато наверняка возрастет требуемое усилие для него).
Если всё так, как вы говорите, тогда опять же возможно простое решение.
Надо по-другому устроить управление "рычажками-курками".
= При обоих отжатых руль правит как обычно на малом углу, т.е. в пределах своего угла поворота.
= При нажатии на один из них противоположный поворот блокируется с проскакиванием.
= Если нажимаются оба, то руль полностью освобождается (для выравнивания нейтрального положения).
Другими словами, поворот будет осуществляться не кручением баранки, а подергиванием в одну сторону при нажатом соответствующем рычаге. (Сам угол поворота колес отображается на индикаторе.)
Тогда ваше условие контакта с колесами будет соблюдено.