13/ Литера 71. Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!»
Литература / Афоризмы и высказывания / 13/ Литера 71. Поэма. «Петербуржские неологизмы», или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру», или «Хочу в Москву!»
Психоделическая литература. Писать, балансируя на грани сна и яви, совершая безопасные (будем надеяться) экскурсы в подсознание и порождая всякого рода фантазмы, сейчас модно… увы, сия чаша не обошла и нас…
***
«Петербуржские* неологизмы**»,
или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру»,
или «Хочу в Москву!».
***
Взял перо, неологизмы питерские записать.
Глядь, вокруг меня собрались черти -
С требованьем описать:
петербургские* мотивы, площади, мосты,
переулки чинные и миражи...
***
13-ое число, за окном одиннадцатый понедельник.
***
Как обычно сидел я у Спаса, в полночь…
Старый дед подошел, - не прогнать его прочь!
Помолчали, взглянули друг другу в глаза.…
Вместо глаз - пустота, в ней застыла слеза.
Руку правую поднял, перстом указал мне на Спас.
«На иконе есть даты, прочти их сейчас!»*
Нет , не дед произнес роковые слова! Он исчез.
Дернул черт меня: в церковь я сдуру полез!
Сотни ликов смотрели с тревогой мне вслед…
Я ж искал ту, одну, что поведал мне дед.
Свет вознёсся над ней… и услышал мольбу:
«О четвертой забудь, - не дразни ты Судьбу»…
***
P.S.
Протрезветь, жизнь моя отработана
Всё бы бросить, в Москву бы уплыть!
Но Судьба на Рогатки*** намотана,
И в комплекте отсутствует нить…
***
* Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш).
** Петербургский-петербуржский
*** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.
*******
* Легенда повествует, что на одной из икон, представленных в Спасе на Крови, начертаны все те даты, которые стали или станут роковыми для нашего государства. Три из них были озвучены – это 1917, 1941 и 1953 годы. Четвертая дата держится в секрете…
Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения — что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась.
Пятисот килограммовая бомба лежала на руках Спасителя.