16+
Лайт-версия сайта

Сказки. Всемирный день сказок, или Наглядность - полезный помощник в работе

Литература / Фантастика, фэнтези, киберпанк / Сказки. Всемирный день сказок, или Наглядность - полезный помощник в работе
Просмотр работы:
07 июня ’2024   13:21
Просмотров: 242

Мой рисунок (нс)

7 июня - Всемирный день сказок.

26 февраля, во многих странах мира, хоть и неофициально, отмечается необычный и интересный праздник — День рассказывания сказок.
Сказки – это волшебный, наполненный многовековой мудростью, удивительный мир чудес и приключений.

Содержание:

1. Высказывание классиков и писателей о сказках
2. Сказки в моей жизни и жизни детей, учеников. Принцип наглядности - главный принцип в педагогике.
3. Обобщение о пользе сказок. Причины, почему сказки полезны

Благодаря Зеленцовой Е.В., учительнице русского языка и литературы в школьные годы, я сохранила (как и три песенника, наборы открыток и календариков, значков и книжек- малышек, других книг и журналов) "цитатник". Она требовала, чтобы мы записывали понравившиеся цитаты из прочитанных книг, а у меня она была толстой, потому что читать я любила всегда.

А те цитаты, которые она давала выучить (оказывается, это делали во всех школах Советского Союза), помним до сих пор. Нам, политически подкованным патриотам, нравилась эта: "Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Н. Островский, роман «Как закалялась сталь». А эту книгу давали читать на лето, как и "Волоколамской шоссе" А. Бека, и их я взяла в поезд. Но в поезде я прочитала только Островского, было увлекательно, читалось легко. А ехать до бабушкиного района нужно было ровно 25 часов. Время на книгу ушло быстро, поэтому не мешало путешественнице любоваться "фильмами" из окна и приятными беседами с соседями за кружками чая. Эх, если бы и сейчас эту цитату учили!

Тогда учить не хотелось, но зато можем повторить.

Вот одна из цитат из тетради, которая подходит к нашей сегодняшней теме. Л. Толстой в "Войне и мире" писал: "Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат..." Толстой Л. Н., видимо, знаком был с этим солдатом. Так описывать могут очевидцы. А для меня таким чтецом была бабушка, поэтому цитату я и записала. Благодаря тому, что я просила ее рассказывать одни и те же сказки, а их две, я выучила татарский и башкирский языки! Эти сказки - про белую козочку и еще одну, которую я напишу (первая уже на сайтах есть), я могу рассказать и сейчас, и той мелодией, которую она напевала при стихах-повторениях, теми же интонациями.


1. Немного о сказках устами классиков.

Александр Пушкин советовал молодым писателям читать сказки.

"Когда я рассказывал им о том, что сам видел, они плохо верили мне, но все любили страшные сказки, запутанные истории; даже пожилые люди явно предпочитали выдумку — правде; я хорошо видел, что чем более невероятны события, чем больше в рассказе фантазии, тем внимательнее слушают меня люди". Горький Максим из трилогии ("В людях")

„Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок.“ — Альберт Эйнштейн физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель-… 1879–1955.

"Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа". Алексей Толстой.

"„Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь.“ — Ханс Кристиан Андерсен Датский писатель и поэт 1805–1875.

„Жизнь каждого человека это сказка написанная пальцами Бога.“ — Ханс Кристиан Андерсен Датский писатель и поэт 1805–1875.

„Сказка – мать любого литературного произведения.“ — Олег Иванович Даль советский актёр 1941–1981 (Мне кажется, это он сказал после того, как сыграл солдата в "Огниво" - "Старая, старая сказка", - автор статьи АГА)
Источник: https://ru.citaty.net/tsitaty-o-skazkakh/

„Сказки про любовь пишут одинокие люди.“ — Арсен Акопян ("... а также, романы, повести, рассказы", - заметила соседка Марина - успешный бригадир, ездит на работу на белой большой иномарке, веселая и жизнерадостная женщина без семьи, одинокой, которую спасают работа и жизнь среди людей, - на пенсии буду стихи писать!").

Вспомнить если Андерсена Ганса (в других источниках пишут "Ханс") с его грустной биографией, но какие сказки он писал! Это ведь нужно уметь, чтобы написать про фонарный столб или вывеску, про неживые предметы и растения, цветы, про людей и жителей королевств.

Сколько одиноких людей в семье были, есть и будут! Не все от хорошей жизни пишут, ибо писательство - это еще и самолечение, уход в мир своих выдумок, где им комфортно. Прочитайте биографии, посмотрите фильмы-биографии или про писателей, поэтому и журналистов.

А потому у каждого писателя - свой читатель, и даже почитатели таланта и фанаты (читатель любит своего писателя как друга, который понимает его и пишет будто для него)! Не нравится Ганс Андерсен, есть братья Гримм или Шарль Перро, и не только они. Кому-то нравится Пушкин Александр и Аксаков Сергей, а кому-то по душе, не каждому это понятно и интересно, скажем, "Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского? Для кого-то страшилки - милые сердцу произведения. Осуждать нельзя людей, тем более, в век Психологии (как нам сказали наши преподаватели - психологи, психиатры, медики).

Читатель просто читает, а писательство - это кому хобби, кому работа, кому - отдушина. Если прочитать биографии, от классиков до современников, счастливых людей воистину не так уж и много. "Одинокие пишут, счастливые живут", - говорила преподаватель детской литературы, молодая женщина. А главный по детской литературе в издательстве была одинокой, но писала отличные сказки!

2.
На одном из бывших сайтах, куда можно было выкладывать свои произведения, перед регистрацией задавали вопрос, ответ который был автоматически записан под фотографией перед биографией сказочника: "Ваш любимый сказочник?" А у вас есть любимый сказочник или их несколько? Какие у вас самые любимые сказки? А вы можете их рассказать? Важность и необходимость рассказывания и чтения в жизни детей, начиная с дошкольников, и от того насколько мы, взрослые, будем оценивать данную проблему, зависит уровень литературного развития будущего поколения.

Читаете ли вы сказки детям? Есть сказки, которые любят читать и взрослые, многие стесняются об этом сказать. А вы знаете, что существует сказкотерапия?

"Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Сказка не только учит, но и лечит. Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей" из Гугл-поиска.

"Сказка — это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает глубокие философские проблемы на уровне, доступном для детского восприятия и понимания. Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены многими психологами и используются для благоприятного и лечебного воздействия на детское сознание. 27 ноября 2019. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/skazkoterapiya-teoriya-i-prakticheskoe-primenenie/...

Когда мы учились в институте, наша преподавательница на дисциплине "Сказкотерапия" просила написать нам сказку на семинарском занятии. Мою сказку она забрала в свой сборник и поблагодарила меня, подписав ее учебник, купленный мной, как и другие учебники наших преподавателей, которые пригодились в жизни и по сей день, когда пишу статьи, прибегаю к материалам, тезисам, наглядным иллюстрациям или фотографиям (например, по нейропсихологии, устройство мозга - какой отдел отвечает за говорение, а какой - за принятие информации). Автограф о словами благодарности за сотрудничество - это подарок для души. Эту моя сказку, к сожалению, я не помню, но тот факт, что она существует в её книжке - это приятно!

Практическая сторона вопроса о рассказывании я прочитала у воспитательницы на сайте, с которой я согласна: "...Дети, с которым я работала в начале прошлого года, поражали и огорчали меня ограниченным запасом слов, неумением связно рассказывать, неправильным произношением звуков. Вне занятий дети были крикливы, но в процессе занятий их трудно было вызвать на разговор.

Дети с удовольствием, внимательно слушали сказки, рассказы, которые я им рассказывала, но сами рассказывать отказывались под разными предлогами. Анализируя их нежелание рассказывать, я сделала вывод, что причиной является застенчивость, вызываемая недостатками и ограниченностью словаря у одних детей и недостаточно развитой речью у других, мало внимательных, неусидчивых. Дети много времени проводят у компьютеров, сводя общение на «нет».

Я поставила перед собою задачу развить у детей любовь к рассказыванию. Этот интерес я возбудила подачей кукольного, теневого театра и другим иллюстративным материалом. Такие сказки, которые дети слушали много раз, в драматизированной форме с персонажами уделялось исключительное внимание. Я дала детям персонажей сказки для свободного пользования. Дети с увлечением играли, повторяя знакомую сказку, вспоминали последовательность действий. Интерес детей, подкреплённый их собственной активностью, дал хорошие результаты.

Основным средством развития детского рассказывания у меня была картина. К. Д. Ушинский в своих трудах неоднократно подчёркивал, что наглядность является основным принципом обучения речи в младшем возрасте.

Многие наши педагоги неправильно поступают, перегружая детей рассказыванием фактов, иногда целиком взятых из газет и журналов, и не подкрепляя рассказ наглядным материалом, картинкой. К. Д. Ушинский, критикуя такое отношение к делу, писал, что „голова детей набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными. Эти слова нам надо хорошо помнить".
https://www.maam.ru/detskijsad/raskazyvanie-kak-sredstvo-razvitija-rechi.html

Действительно, основным средством в работе с детьми (и не только с детьми) является принцип наглядности. Этому нас учили в институте. Уже с первого курса в свободное время я в комнате общежития рисовала плакаты, делала карточки, отвозила домой на каникулах, удивляя родителей и подруг, словом, к окончанию вуза у меня был свой большой клад с наглядностями дома, которые потом пригодились в работе в школе и дома. Детям не только рассказывала и читала сказки, но и применяла разные методики. Если человеку интересно самому, то он это сделает с удовольствием и с радостью будет использовать в жизни!

Своим я тоже показывала "театр" везде (мой чемоданчик под названием "дипломат" (кейс), который сохранился со школьной поры, и вмещал самые ходовые "сказки". Директор как-то восклицала: "Ты не поленилась ведь привезти с собой еще и "сундучок со сказками!". Так, мой сказочный сундучок с наглядностями "гастролировал" по пионерским лагерям, по школам и садикам, даже во дворе дети просто играли с ними, не зная, что сочиняют свои сказки!

Например, "Репку". Из конверта, на котором написано название сказки и картинка, которую я сама рисовала, вынимаются все герои сказки. Раскладываю сначала по порядку. Дети внимательно смотрят. В другой день уже "я сама" или "я сам", и "актеры" потом сами рассказывают сказку. Интересно то, что каждый ее рассказывает по-своему, и у всех детей рассказывание получается интересным! Мой бывший ученик С. Лукманов, к примеру, к сказке "Три поросенка" использовал сразу три первые парты. Это леворукий первоклассник удивлял всех на открытых городских и районных уроках, которые просили провести не один раз в год (положено один раз в год). Мне, четвертому поколению педагогов, учить не сложно, поэтому и успеваемость радовала начальство.

Его герои сначала ходили другу в гости (на каждой парте - домики - учебники), играли (игрушки прыгали, дурачились), купались в речке (он бегал с ними к раковине и изображал их купание), и это всё каждый ребенок представлял по-своему, исходя из своего жизненного опыта.

Только потом уже появляется Волк. Такая импровизация очень занимательна и увлекательна. А дети подсказывают, какой сюжет будет дальше (у некоторых воображение дай бог каждому сказочнику, а на уроках об этом никогда не узнАешь).

Так что, на внеклассных мероприятиях или в летних школьных лагерях можно организовать такие кружки или просто заниматься в комнате в непогоду или в беседке за столиком.

Дети любят движение, особенно, вне школы, поэтому всегда нужно быть готовым к сменам видов деятельности. К примеру, не только перед сном, но и в тихий час (мы в загородном пионерском лагере на студенческой педпрактике, последний курс) с воспитательницей по очереди тихо читали сказки, рассказывали, когда просили "по заявке". А тогда сказки были известные всем, интернета не было вообще, и компьютеров, потому сказки мы знали и не было необходимости искать в библиотеке. Сказки лучше подбирать сезонные, но это не обязательно, очень важно учитывать пожелания "почитайте сказку" каждого ребенка.

На другой раз детишки, а "сундучок со сказками" - мой верный помощник - всегда со мной, снова появлялся на столе, радуя детей. Они сами выбирали по ходу чтения из сундучка конверты. Когда моя помощница - воспитательница Альфия Файзиевна, по ходу чтения "показывала" театрализованный спектакль из этих нарисованных героев разных сказок, или дети просто брали, которые им нравились, слушали, держа игрушку, играли с ней. Получалась по ходу рассказывания "живая" сказка. Ведь, когда читаешь сказку, периодически вглядываешься в лица детишек, и видишь в их глазах интерес, доброту, разные эмоции, дети - самые благодарные и искренние слушатели и зрители!

А потом у своих детей увидишь эти же эмоции. Значит, сказки и люди - вечны, в том понимании, что, какая бы эпоха не была, какие бы страны не существовали, а сказки остаются навсегда, передаются из поколения в поколение, эмоции тоже. Вспомните себя, детей, учеников, воспитанников, и с каждым выпуском и появление нового первого класса, новой группы в садике, новых детей в семье и видишь, что те же - радость, сочувствие, удивление, внимательность, ожидание продолжение, эффект неожиданности и другие прекрасные эмоции и чувства детей что в первые дни учительства, что после пенсии.

С моими героями сказок дочка просто играла как с другими игрушками, используя одного или несколько из них. И она знала, что этими игрушками играли разные дети из школ, садиков и пионерского лагеря. Показывала фотографии детей. Может, она тоже мысленно была там, с ними.

А детское воображение оно очень ценное качество. Ведь, как сама помню, лучшей принцессой у меня была "куколка", которая была сделана из трапециевидной формы флакончика из-под синьки, на "голове" (колпачке) - корона с драгоценным камнем - мое единственное и любимое колечко со стеклянным камешком.

А еще и фата - из ажурного шитья из швейного набора мамы, она всегда разрешала мне брать то, что нужно (тогда я не знала, что это тоже полезно: сама вырезаешь ("кроишь"), сама пришиваешь, делаешь свои наряды, словом, всё пригодится в будущем как будущей маме, или даже будущему модельеру, швее, стилисту).

Некоторые игрушки сохранились и ими играла дочка. Что интересно, ребенок тоже "увидел" в ней прекрасную сказочную принцессу с золотой короной и "бриллиантом", а не мусор какой-то. Этот "мусор" (подручные средства, природный и бросовый материал охотно используют воспитатели и учителя, а не только на дачах и дома). И она для нее стала... Рапунцель (одной из любимых ее книжек была "Салаточка", которая и есть Рапунцель). Это уже современные сказки, в нашем детстве не знали, у нас была Золушка. А на сайтах есть моя сказка "Как Рапунцель спасла Золушку, или Друзья познаются в беде!"

Сначала этот сундучок выручал, когда рассказывала сказки, играя с героями сказок. Когда старшая подросла и стала дошкольницей, она сама доставала их и рассказывала подружкам во дворе или, когда появился братишка, показывала ему "кукольный театр", который нравился малышу. Позже они уже сами рисовали своих героев своей сказки и уже рассказывала мне и братишке.

Когда приезжала бабушка, моя мама, она сажала нас и, сама того не ведая, была и конферансье, и актрисой. Дети очень хотели, чтобы и отец присутствовал, это архиважно, чтобы все члены семьи были вместе в волнующий момент! Но семьи бывают разные, не всегда выходит так, как ты с детства мечтаем. Пусть ты хорошая жена и отличная мама, но приходится мириться, что семья может иногда быть и неполной. Мужья работают, уезжают в командировки, устают или просто не хотят. Это всё идет из детства мужчины, в какой семье вырос он. Моему мужу повезло, потому что для него моя семья - это сказка, в которую он попал. И он старался быть стать новым "я", и вырвался из однотонного неинтересного прошлого. Он стал счастливым человеком в нашей семье на радость свекрови.

Итак, на примере из моей жизни хочу подытожить, что важно для детей не только рассказывание и чтение сказок, но и, желательно и важно, применять наглядность. Очень будет хорошо, если у вас будет коллекция сказок - фильмы и мультфильмы, а также и аудиосказки. Все эти закачки пусть будут у вас всегда под рукой. Они пригодятся в поездках, в ожидании очереди, на прогулке. Сказки тоже лечат, а не только дают великое наслаждение души!

3.

Значит, можно сказать, что сказки играют важную роль в жизни людей, особенно в детском возрасте. Вот несколько причин, почему сказки полезны:

1. Развитие воображения:

Сказки помогают развивать воображение и творческое мышление у детей, позволяя им погрузиться в удивительные миры и создавать свои собственные истории.

2. Учение моральных ценностей:

В большинстве сказок заключены моральные уроки и ценности, которые помогают детям понять разницу между хорошим и плохим, добротой и эгоизмом, и учат правильным поступкам.

3. Развитие языковых навыков:

Чтение и прослушивание сказок способствует развитию языковых навыков у детей, улучшает словарный запас, способствует развитию речи и пониманию текста.

4. Успокоение и развлечение:

Сказки могут быть хорошим способом успокоить ребенка перед сном или просто после долгого дня, а также помогают развлечь и отвлечься от повседневных забот.

5. Стимуляция эмоционального развития:

Сказки могут вызывать разные эмоции у детей - от радости и восторга до страха и грусти, что способствует развитию эмоционального интеллекта.

Таким образом, сказки имеют множество положительных аспектов и могут оказывать благотворное влияние на развитие детей и даже взрослых.

07.06.24, пятница






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Потерял . Тоска . Любовь.. Танцую..

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft