16+
Лайт-версия сайта

КАК ПИШУТСЯ ЛИБРЕТТО

Литература / Сатира и юмор / КАК ПИШУТСЯ ЛИБРЕТТО
Просмотр работы:
13 июня ’2019   09:54
Просмотров: 8931

КАК ПИШУТСЯ ЛИБРЕТТО

/ пособие для начинающих /


Все знают, как пишутся романы, повести, стихи. Как пишутся пьесы и киносценарии, народ тоже наслышан. Зато в происхождении сценариев для оперных и балетных спектаклей, именуемых либретто, они полные профаны, и попадая случайно или бесплатно в оперный театр, совершено не обращают внимание на сюжет, беспокоясь не столько в проникновение в суть дела, сколько о том, чтобы успеть на последний трамвай, троллейбус или электричку.


Это обидно для артистов и композиторов, и оскорбительно для авторов либретто. Композитор пишет музыку, скажут мне, а что ещё надо? А ещё нужен сюжет, без которого певец не раскроет рот, а балерина не шевельнёт ногой. Так что из всей этой музыки, ничего, кроме очередной симфонии, не получится. Однако, воспроизводя примеры, как следует писать либретто для балетов и оперных произведений, хочу обратить внимание на принципиальную разницу между старыми, классическими либретто, и новыми, неоклассическими, разумеется, не столь распространёнными. Но, рано или поздно, они утвердятся в репертуаре наших театров. В прежних все упиралось в любовные перипетии. Можно подумать, что в те времена, оперные или балетные персонажи, кроме, так называемой любви, в просторечии именуемой сексом, ничем не занимались, так что было не понятно, чем живы персонажи? Неужели духовная и любовная пища заменяет им пищу из духовки?


В отличие от предшественников, характеры персонажей современных либретто раскрываются не только в области чувства, но и производственной деятельности. Чтобы повысить культурный уровень посетителей зрелищных мероприятий, я и предпринимаю эту скромную попытку. Конечно, я волнуюсь, понимая меру своей ответственности, но меня утешает мысль, что попытка эта первая, и если даже окажется неудачной, сравнивать будет не с чем.


ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

/балетное либретто /


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НАЧАЛЬНИК — премьер.

РОЗМАРИ — прима.

КУБИКОВ — солист.


В современно офисе, в престижном районе столицы, трудятся бок о бок Начальник и его подчинённый Кубиков.


Начальник только что вернулся из-за границы, где поиски спонсоров совмещал с посещением злачных мест. Непредусмотренные сметой траты он надеется покрыть ожидаемой прибылью.


Едва Начальник появляется в офисе, как навстречу ему спешит радостный Кубиков. Причина его радости в отмене правительственного налога на добавленную стоимость, что позволит фирме завершить финансовый год почти с двадцатипроцентной рентатабельностью. «Удача сама плывёт нам в руки», – радуется Начальник, выражая переполняющие его чувства в быстром, искромётном танце.


Однако, счастье Кубикова омрачено мыслями о Розмари, жене, которая, как ему кажется, отдаляется от него. Поэтому танец Кубикова напоминает меланхолический вальс: душа, склонная к подобострастию, замирает в предчувствии беды.


Появляется Розмари. Её легкое чарующее па-де-де предназначается одному, но принимаются на свой счёт обоими мужчинами. Розмари страдает. Она и Начальник любят друг друга, но высокие моральные принципы не позволяют им отдаться, в присутствии мужа, охватившей их страсти.


Ничего не подозревающий Кубиков рассказывает жене об успехах Начальника, превознося его сметку и деловую хватку. Розмари смущена, но приносит свои поздравления. Кубиков предлагает «вспрыснуть» возвращение Начальника и отправляется в гастроном. Розмари пытается его удержать, но тщетно: отнесясь к увещеваниям жены, как к очередному капризу, Кубиков убегает. Их совместный танец, именуемый дуэтом, подчёркивает мучительную раздвоенность души и тела: души верит в светлое, а тела желают тёмного.


Начальник и Розмари остаются наедине. Бессильные перед неизбежным, они, в меру своих сил, пытаются неизбежное отдалить. Их дуэт напоминает полёт двух птиц, готовых ради любви пожертвовать чужой жизнью. Возвратившийся Кубиков застаёт жену в объятиях Начальника. Горестное трио. Розмари падает перед мужем на колени. Винит во всём себя и умоляет убить её. Следует дуэт Кубикова и Розмари. Исполняя большой пируэт в темпе «шене», Кубиков откупоривает бутылку шампанского и пьёт прямо из «горла».


Опасаясь, что Кубиков сойдёт с ума или наложит на себя руки, влюблённые отрешаются от пагубной страсти. Кубиков возражает. Он не хочет быть препятствием для любящих. В строгом деловом танце он просит Начальника перевести его в одно из зарубежных представительств фирмы и тотчас получает согласие. Любовники снова одни, но препятствия преодолены. Разлучить их не сможет даже смерть. Их финальный танец можно смело назвать песней торжествующей любви.


СИБИРСКИЕ КАСТРЮЛЬНИКИ

/либретто оперы /


Действующие лица:

НАЧАЛЬНИК — бас, желательно профундо.

КУБИКОВ — его подчинённый, баритон, в лирических сценах
переходящий в тенор.

РОЗМАРИ — жена Кубикова и любовница Начальника, меццо-сопрано,
в лирических сценах переходящее в колоратуру.


Сцена представляет современный офис. В офисе — Начальник и Кубиков. Начальник просматривает документы, Кубиков напряженно вглядывается в экран компьютера.


НАЧАЛЬНИК / поёт сейчас и в дальнейшем /. Как часто получаешь не то, что нужно, и всегда — не то, что хочешь. Наши кастрюли находят всё меньше сбыта на мировых рынках. Мы на грани разорения. Нужны новые формы. Новые фо-о-о-р-мы-ы нужны...

КУБИКОВ / поёт сейчас и в дальнейшем /. Не могу понять, что происходит с Розмари. Она печальней день ото дня. Небо послало ангела мне, дураку, в награду. Она в утешенье мне послана судьбою, за это небо я благодарю. Её тоска, её печаль невольно сердце мне тревожат и томят.

НАЧАЛЬНИК. Если фирма прогорит, Розмари разлюбит меня.

КУБИКОВ. Если фирма прогорит, Розмари бросит меня.


Появляется Розмари.


РОЗМАРИ / поёт сейчас и в дальнейшем /. О, береги цветок роскошный, что я доверила тебе.

НАЧАЛЬНИК. Не помня зла, в минувшем дне, шальным весельем дышит вечер. Мерцают в полумраке свечи, и тени пляшут по стене.

КУБИКОВ. Люблю тебя и повторяю: моё ты счастье, тебя я обожаю!

РОЗМАРИ / обнимает мужа, но глядит на Начальника /. Что произошло, дорогой?

КУБИКОВ. Кастрюли наши никому не нужны. Мы в неоплатном долгу перед нашими акционерами.

РОЗМАРИ / в ужасе /. Боже мой!


НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ /вместе /. Прости и сжалься, Розмари!

РОЗМАРИ. Та-ра-та-та... Труба напоминает! Та-ра-та-та... Мужчине долг велит! /Начальнику /. Какой позор! Его не смыть слезами!

НАЧАЛЬНИК. Сердце красавицы склонно к измене и к перемене...

РОЗМАРИ. Прощайте оба... В душе я свято сохраню воспоминанья...

НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ. Ещё, быть может, наши кастрюли...

РОЗМАРИ. Вы оба... Оба меня обманули! Кто бы он ни был, кто бы ни был ты, начальник или подчинённый, гордиться чином нет причин перед подругою влюблённой. Любила вас — теперь уж нет. Любовь свободна — мир чарует.

НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ. Печальный жребий наш!

КОНЕЦ


Nota bene: Вниманию граждан и организаций! Желающим приобрести указанные либретто по наличному и безналичному расчёту, обращаться к автору.

Борис Иоселевич








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи


© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft