16+
Лайт-версия сайта

О Ладоге

Просмотр работы:
16 октября ’2013   20:26
Просмотров: 20176

О ЛАДОГЕ

Город Ладога (с 1703 года – село Старая Ладога) – древнейший город Северной Руси, первое письменное упоминание о котором в форме "др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме "Bandadrapa" Эйольва Дадаскальда (на шв.), сочиненной около 1010 г. в честь ярла Эйрика", как пишет Википедия.
Поскольку с названием Ладога связаны река, озеро и город, то стоит вопрос о том, название чего является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин.*aaldokas, aallokas "волнующийся" — от aalto "волна"), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин.*Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).
Как бы то ни было, но многие считают, что от какого-то финского названия произошло др.-сканд.название города Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением.
Другие считают, что сначала возникло древнескандинавское название озера *Aldauga "старый глаз" (типа "старый водный источник"). Это увязывается с германской же этимологией Невы: в германских языках – "новая". Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом (или скандинавский приоритет) подтверждается, вроде бы, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-ых годов, то есть на пару десятилетий раньше славян.

Внимание: после появления славян на Ладоге скандинавское название было преобразовано славянами при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога.

У меня есть сильное лингвистическое неприятие того, что гипотетические оригиналы названия, имеющие финское происхождение, во-первых, построены от незарегистрированных реконструированных форм (помеченных "звёздочкой"), а во-вторых, даже если бы эти формы и существовали в реальности, то привели бы к славянской форме "Ладезь", в связи с палатальным "g" в конце скандинавского "посредника" (ср. друзи, варязи).
Но главное, никакой метатезы в 9 – 10 вв в древнерусском языке уже быть не могло, поскольку по лингвистическим канонам, метатеза плавных, если и была, то она прошла ДО распада праславянского языка (поскольку отличия в порядке плавного согласного и гласного в корне от порядка в ряде других языков наблюдаются во всех славянских языках), а древнерусский выделился из праславянского заведомо раньше 9 века. Ср. с заимствованными в 13 – 14 вв "орда" и "алтын", где нет упомянутой метатезы. То есть при заимствовании названия от германоязычных скандинавов мы имели бы форму "Алдезь" (при финском оригинале) или "Алдога" (при скандинавском оригинале).

Обратим внимание на следующее обстоятельство. Древнейшие известные постройки в Ладоге – "производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнутые из брёвен, срубленных до 753 года… Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе." (Википедия). В дальнейшем тема судостроения на Ладоге развивалась, в частности, возник город Лодейное поле. Названия грузовых судов "лодья" и "паром", по Фасмеру, были заимствованы из древнерусского (существовашего, примерно, до 13 в.) в средненижненемецкий язык (существовавший с 12 по 17 вв.), шведский, датский и норвежский языки. То есть носители древнерусского языка не позже 12-13 вв были лидерами судостроения в Северной Европе.

Это несколько не вяжется с теорией шведских "гребцов", принесших цивилизацию восточным славянам, но к этому мы вернёмся чуть позже. Сейчас кажется практически очевидным, что происхождение названия Ладога, связано не с древнефинским или древнескандинавским оригиналами, а образовано по типовой схеме древнерусского словообразования от старославянского ладии (алъдии) "ладья" с помощью суффикса "-ог-", см. примеры:

ладья, ст.-слав. ладии (алъдии) – Ладога;
минь (налим) – минога (минь-налим – главный враг миноги);
тварь, ст.-слав. творъ "форма" – тварог/творог;
бат – батог (Фасмер: слав. батъ "дубинка" является древним словом; ср., кроме русск., еще сербохорв. ба̏т "дубина, палка", словен. bȃt "дубинка, деревянная колотушка", польск. bat "кнут");
черта – чертог ("резной дом", от черту "режу", вопреки Фасмеру, который уравнивает по происхождению и чертог, и чердак);
пир – пирог.

В древнескандинавский язык название "Ладога" могло попасть в виде Aldeigjar (Aldeigja, Aldeigjuborg), испытав влияние старославянского варианта алъдии или литовского aldijà "челн".
Но тогда у нас остаётся вопрос, какие-такие скандинавы опередили словен в заселении Ладоги на 20 лет? В одном из вариантов "Повести временных лет" – Ипатьевского списка – говорится, что ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

"В лѣто 6370 (862)
И изгнаша Варѧгы за море . и не даша имъ дани . и почаша сами в собѣ володѣти . и не бѣ в нихъ правды . и въста родъ на род̑ . и быша оусобицѣ в них̑ . и воєвати сами на сѧ почаша . и ркоша поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ . иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ . по рѧду по праву . идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани . Аньглѧне . инѣи и Готе . тако и си ркоша . Русь . Чюдь . Словенѣ . Кривичи . и всѧ землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ неи нѣтъ . да поидете кнѧжит̑ и володѣть нами . И изъбрашасѧ . триє брата . с роды своими . и поӕша по собѣ всю Русь . и придоша къ Словѣномъ пѣрвѣє . и срубиша город̑ Ладогу . и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ. а другии Синєоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаӕ землѧ…"

Написано ясно, что "пошли за море к варягам, а зовут тех варягов Русь, как других зовут Свеи, других же – Урманы, Англяне, иных – Готы… и от тех варягов прозвалася Русская земля". Свеи (шведы) как народ, наряду с варягами из прочих народов (урманов-норманнов, англов и готов), оказались не у дел.
Таким образом, варяги-русь – не шведы. Но пока остаётся не ясным, скандинавы ли они.

Нас не будет интересовать проблема этимологии этнонима "русь", нас больше будет интересовать этническая принадлежность руси, главным критерием которой является язык. Хотя установление связи между ругиями 1 в., жившими к востоку от Ютландии, и ругами, княгиней которых была Ольга (Regina Rugorum), само по себе было бы интересным.
Так на каком всё-таки языке говорили варяги-русь? Летописец утверждает: "А словенеск язык и Рускый один; от варяг бо прозвашася Русью, а первее быша Словене; аще и Поляне звахуся но словеньская речь бе; полянами же прозвашася, занемже в поле седяху; язык словеньскый бе им един" – что, по-видимому означает, что распространение этнонима "русь" на словен (даже если они и полянами звались) не повлияло на язык общения, то есть русь, по-видимому, говорила на том же, словенском, языке.

Теперь надо разбираться с многочисленными археологическими свидетельствами присутствия скандинавских артефактов в памятниках Северной Руси. Начнём с изучения миграций с запада в этот регион. В диссертации А.А. Молчановой "Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье" подробно исследуются следы миграций балтийских славян в 7 – 9 вв на восток, к Ладоге, в т.ч., палеоботанические, лингвистические и археологические следы. В 8 – 9 вв в исследуемом регионе зарождается археологическая культура сопок, которую принято связывать с ильменскими словенами. Приток населения в Приильменье заметен уже к концу 7 в. Ритуал погребения – западнославянский, с кремацией на земле или над поверхностью (у германцев господствовало трупоположение – степной обычай).

В западной части зоны распространения сопок встречается такой памятник, как "каменные круги" с сожжениями. Каменные круги приурочены к тем же ландшафтным условиям, что и сопки, и располагаются, как принято у славян, вдоль рек. Молчанова отмечает, со ссылкой на Санкину С.Л., что "могильники Приладожья не дают подтверждения их скандинавского происхождения, так как население, оставившее эти могильники, в антропологическом отношении оценивается как славянское и финское", а также – что не отмечается следов и германского комплекса, что ставит под ещё большее сомнение шведское или германское происхождение города Ладога, как мне кажется.

Считается, однако, что высота сопки и применение камня указывают именно на скандинавское присутствие, так как похожие (хотя есть и определенные различия в погребальной обрядности) захоронения есть в Средней Швеции (Упланд, Старая Упсала). Однако там их прекращают сооружать уже с середины VI в. Попробуем разобраться в этом скандинавском следе.

Во II веке погребальная традиция вышеупомянутых "кругов камней", характерных для балтийских славян, переходит из Скандинавии на материк, на территорию Польши. На этой территории формируется так называемая Вельбаркская культура, на территории которой соседствовали трупосожжение и трупоположение (где до нашей эры в течение 1000 лет практиковалась исключительно кремация). Этот переход и прекращение традиции погребения в сопках в VI веке в Средней Швеции, в сочетании с началом заселения балтийскими славянами приильменских земель в VII веке и появлением там через некоторое время сопок и "кругов камней", говорит о том, что родственное словенам население издавна проживало в циркумбалтийском регионе. Причём в Средней Швеции славяне обитали аж до VI века (по мере вытеснения из Южной Швеции германцами, что показал и виденный мною отчёт финских генетиков об исследованиях населения Швеции, и распространение на Балтике обряда трупоположения в начале нашей эры).

Славянское происхождение курганных погребальных памятников Скандинавии с кремацией хорошо объясняет присутствие многих древних скандинавских артефактов, например, скандинавских круглых щитов с умбонами, в памятниках Северо-Западной Руси. Свои мигрировали к своим, а вовсе не чужестранцы. И на Ладоге начали не с набегов на местное население с последующими "отбегами", а со строительства судоремонтных мастерских. Круглые щиты, напомню, отмечались Тацитом, как деталь вооружения якобы германских ругиев (мы помним про княгиню Ольгу, Regina Rugorum), а кроме того, наблюдаются на скандинавских петроглифах времён бронзового века, когда германоговорящих людей на севере Европы вовсе не было (см. "Круглые щиты", "2. Предки германцев и их соседи".

Обратите внимание и на такой факт. Болот в Швеции много, говорят, что в раннем средневековье их было ещё больше, чем сейчас. Коренные жители Скандинавии, кем бы они ни были, имели бы своё слово для обозначения болот. Вот и проверим, что имеется на самом деле. По-шведски болото – träsk. Это слово не имеет связей в шведском языке, слова trä "дерево (материал)", träd "дерево (растение)", träda "шагать, нанизывать" не являются родственными слову träsk "болото". В прочих германских языках в ходу слова:
- родственные английским marsh, mire, moor, родственным лат. mare, рус. море и т.п., то есть болото - "гиблое место";
- родственные swamp, которое, скорее всего, заимствовано из фин. suomaa "болотистая земля", от suo "болото", maa "земля", с добавлением [p] "для благозвучия", как в empty; хотя Online Etymology Dictionary допускает, что англ. swamp, нем. Sumpf и норв. sump – от Old Norse svöppr "губка".
Отсутствие в шведском языке собственного слова для обозначения болота и возможное заимствование германцами финского слова легко объяснить тем, что в степи, откуда пришли предки германоговорящих германцев, болота – редкость. Русское же слово трясина имеет исконно русское происхождение, оно связано с русским же глаголом "трясти(сь)", о котором отдельный разговор был в статье "Соринка в глазу индоевропеистики", см. также "О носовых гласных в праязыке". Видно, что шведы были не первыми на болотах Скандинавии.

Возвратимся к городу Ладога. Совокупность материалов подсказывает нам, что город Ладога основан племенами западнобалтийских славян (часть которых была раньше скандинавскими славянами), вытесняемых германцами на восток и юго-восток. Попутно мы увидели, что ареал обитания славян в начале нашей эры был, пожалуй, значительно шире небольшой области у Карпат, куда их склонны определять многие современные историки.






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 16 октября ’2013   20:32
Георгий, очень интересная и познавательная информация!!! Мне понравилась!!! Благодарю!!! Удачи!!!

Оставлен: 16 октября ’2013   20:34
Спасибо за интерес и за быстрый тёплый отклик!


Оставлен: 17 октября ’2013   13:30
Очень интересная информация!
У Марии Гимбутас о происхождении и миграции славян есть занятная книга "Славяне.Дети перуна".

Оставлен: 17 октября ’2013   13:33
Спасибо, книжку читал - много ценной информации!

Оставлен: 17 октября ’2013   13:48
Очень интересен весь материал по праславянам на территории совр.Украины,особенно Киева и Крыма.Столько противоречий!..


Оставлен: 21 октября ’2013   00:10
Все бледнолицые произошли от славян, тут и к бабке не ходи. Подумаешь, скандинавы-свеи... Перекрыть им Гольфстрим - сразу к нам побегут и обратно в славян запишутся. То же самое - все остальные народы Европы, не говоря уже о мире. СССР не успел в 1991 развалиться, а они уже себе каждая республика языки ново-"древние"-правильные напридумали и историю заново переписали, перевернув всё с ног на голову. И это только за последние 12 лет! А Вы хотите правду найти, что было 2 тыщи лет назад? Туфта это всё! Пусть попробуют любые европейцы или бледнолицые янки доказать, что они - не из словян! Пусть у них голова болит, чё мы всё у них, да у жидов на поводу идём и воду в ступе толчём! Германец или Англосакс? Докажи что не славянин! Вот так надо ставить вопрос!!!

Оставлен: 21 октября ’2013   00:19
Я иду более мелкими шагами, чтобы не проскочить правду. Кто может лучше - пусть сделает лучше!


Оставлен: 21 октября ’2013   03:27
А как правильно: СЛОВЯНЕ (от "слово") или СЛАВЯНЕ (от "слава")? Всего одна буква - и два совершенно разные пути развития!!! Не торопитесь отвечать, чтобы правду-истину не проскочить.

Оставлен: 21 октября ’2013   05:07
В самом древнем отечественном тексте "Повесть временных лет" восточные славяне звались Словене, а их язык - Словенескъ. Это документальный факт, он не зависит от того, сколько я буду думать. Дальше можно уже задумываться, было ли это самое древнее самоназвание славян или нет. У историков 6 века Прокопия и Иордана славяне пишутся с буквой "а" (Sklaboi - Прокопий, Sclaveni - Иордан), а Тацит в 1 веке упоминает племя Eudosi, что с древнегреческого значит типа "славные". Но у Прокопия славяне - греческими буквами, у Иордана - латынью, наличие лишнего звука "к" говорит, что они восприняли название славян искажённо, а в случае Тацита вообще не ясно, кого он назвал греческим словом Eudosi. Тут вот не проскочить бы истину.


Оставлен: 21 октября ’2013   07:02
Вот и мне кажется, что в начале было слово... Греческая письменность появилась никак не раньше словянской, да и буквы схожи, только их меньше... А латынь так и вообще появилась при первых Романовых, при Петре ещё Европа писала помесью кириллицы и латиницы, а по их тексту нельзя было разобрать, какой национальности писарь: француз, немец или англичанин. Позже, когда и поляки на латынь перешли (католики грёбаные)их уже отличить от прочих было можно по тексту. Но ДО СИХ ПОР латиноязычные страны никак не могут устаканить свою письменность. А посему, Прокопии и Иорданы с Тацитами в данном случае для нас - не авторитет, тут от них только путаницы больше. Пусть они лучше события описывают, там хоть что-то с чем-то сравнить можно.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"АКТЁР ЗАБЫТОГО ТЕАТРА".ПЕСЕНКА.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/bardi/2539937.html?author Песня в поддержку СВО. Против нацистов, манкуртов, предателей и прочих марионеток заокеанского обкома


Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft