В центре картины Павла Андреевича Федотова "Сватовство майора" за главными персонажами на стене можно увидеть портрет московского митрополита Филарета, который как бы благословляет на брак героев полотна.
(Василий Михайлович Дроздов - род. 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Академии Российской (1818); почётный член (1827—1841) Императорской академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.
В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. День памяти — 19 ноября (2 декабря).
Не царь Николай I, а митрополит Филарет находится в центре картины.
Давайте доверимся русскому купечеству в их уважительном отношении к церковному служителю.
"Назначение Филарета на московскую кафедру 3 июля 1821 года было с энтузиазмом воспринято жителями города. «Народ очень любит Филарета, особенно за то, что служит везде, где только есть торжество какое-либо, праздник, или где приглашают. Покойный Серафим не мог это делать по слабости своего здоровья, а Августин был очень груб и горд», — писал в декабре этого года А. Я. Булгаков.
Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Ещё в июле 1823 года по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 года манифест был утверждён и, спустя 11 дней, получен Филаретом в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия».
С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.
Перевод Библии на русский язык проходил так же при участии Филарета ещё в сане архимандрита.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Велик вклад митрополита Филарета в выработку принципов перевода. Ещё в 1845 году он обосновал необходимость использования масоретского текста при переводе. Однако его статья по данному вопросу (О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого Семидесяти толковников и славянского переводов Свящ. Писания) вышла лишь при Александре II (М., 1858). В ней Филарет, указывая на римскую тенденцию следовать только Вульгате и протестантскую, которая при переводе Ветхого Завета ориентировалась лишь на еврейский текст, предлагал принимать во внимание как Септуагинту, так и масоретский текст. Греческий перевод важен, ибо «в нём можно видеть зеркало текста еврейского: каков он был за двести и более лет до Рождества Христова». Наряду с тем, по мнению Филарета, высокую ценность имеет и церковнославянский перевод, поскольку он — один из древнейших в Европе.
Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины в 1876 году.
Митрополит Филарет участвовал в совершении чина венчания на царство императора Николая I - 22 августа 1826 года.
26 августа 1856 года совершил священное коронование Александра II
Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении были основаны несколько новых монастырей:
Борисоглебский Аносин женский монастырь — в 1823 году;
Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь — в 1826 году;
Ново-Алексеевский женский монастырь — в 1837 году;
Спасо-Бородинский женский монастырь — в 1839 году;
Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь — в 1858 году[15];
Спасо-Влахернский женский монастырь — в 1861 году;
Всехсвятский женский единоверческий монастырь — в 1862 году;
Никольский мужской единоверческий монастырь — в 1866 году.
И несколько новых монастырских скитов:
Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1844 году;
Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1851 году;
Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), скит Троице-Сергиевой лавры — в 1858 году;
Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — в 1859 году.
Имеются многочисленные свидетельства помощи при молитвенном обращении к митрополиту Филарету.
***
На картине П.А. Федотова "Сватовство майора" можно разглядеть портреты -
слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского, а так же изображение Николо-Угрешской обители.
В заключение отмечу, что героя картины - майора художник писал с себя.
Павел Андреевич Федотов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Фрагмент картины "Сватовство майора" (первый вариант).
Использованные материалы - ВикипидиЯ - Филарет (Дроздов),
Павел Синичкин "Майор на фейсконтроле"
Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит (Храм равноапостольной Марии Магдалины)
Именно в то время при Александре II начали строительство синагоги в Петербурге. Благодарные евреи ставят памятники Александру II - Немцов установил его у храма Христа Спасителя на месте, где раньше стоял памятник царю Александру III.