16+
Лайт-версия сайта

С.Мамулов - Армяне Тбилиси и Грузии

Литература / История, естествознание / С.Мамулов - Армяне Тбилиси и Грузии
Просмотр работы:
17 августа ’2010   12:59
Просмотров: 35511

Как свидетельствуют источники, армяне жили в столице Грузии с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период расцвета Грузии (правление царицы Тамары),охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количество армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году.
С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения — основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой.
Разорение Тифлиса Ага-Магомет-Ханом хотя и способствовало определенному уменьшению численности армянского населения, но с присоединением Грузии и других областей Закавказья к России, приблизительно с 30 гг. XIX века, число жителей в Тифлисе из армян значительно увеличилось и стало доминировать.
Б. Эсадзе в своем труде "Летопись Грузии: 1613-1913 гг." пишет: "Вера армянская в Грузии находится издревле, во-первых, по смежности Армянского царства с Грузинским; во-вторых, потому что Грузия некогда завоевала смежные области у Армении... и, наконец, весьма часто притеснения и разорения от турков заставляли многие армянские фамилии переселяться в Грузию..." .
На протяжении веков, в частности, при магометанском господстве в Армении положение армян изо дня в день ухудшалось, над ними постоянно висела страшная угроза физического уничтожения или же насильственного переселения.
В этих условиях армяне, естественно, должны были считать единоверную Грузию надежным убежищем, ибо она будучи в стороне от военно-транзитных дорог, а также под защитой Великого Кавказского хребта с севера имела более безопасное геополитическое расположение.
Кроме того сами грузинские цари приглашали армянские войска со своими семьями и заселяли их в Картли и Кахетии (История Грузии, изд. Тбилиси, 1946-1950 гг.). Следует отметить, что этот процесс, в своей основе, имел взаимовыгодный характер. С одной стороны, Грузия предоставляла армянам самые благоприятные условия для выживания, полноценной жизни и раскрытия своего творческого потенциала, с другой - переселившиеся армяне как бы в награду несли в Грузию свою экономику и культуру, укрепляли христианскую веру, основывали торговлю и ремесла, принимали участие в строительстве городов и сел. Неудивительно, что дальновидные и мудрые грузинские цари были заинтересованы в притоке армян в свою страну и нередко предпринимали практические шаги.
В Тифлисе армяне почти исключительно образовали особое городское сословие — нечто вроде почетных граждан под названием "мокалаков", что буквально значит горожанин. Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал, говорят, во вновь устраиваемую им столицу и, чтобы привязать к ней, предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришлецы, вызванные царицей Тамарой.(Д. Бакрадзе и И.Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях") Звание мокалака было приложимо к наиболее состоятельной части населения Тбилиси. Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второстепенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и др.Главными составными для присвоения этого "знатного" и "избранного" почетного звания были, как правило, происхождение ("фамилия"), величина недвижимого имущества и капитала, а также несение службы при царском дворе. (Ш.А.Месхиа. Города и городской строй в феодальной Грузии XYII-XYIII вв.).Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих туземных правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий, казни,в злополучные времена, когда из Грузии посылалась персидским шахам дань девушками и мальчиками, называвшаяся "арбаб", они избавлялись от нее, откупаясь денежною пенею.Мокалаки платили царю определенную подать, "махта", могли вступать в службу и даже на некоторые почетные места имели предпочтительное перед другими право; впрочем, они охотнее служили по гражданской, чем по военной части,занимаясь преимущественно торговлей, но из них бывали и ремесленники. (П.Иоселиани. "Города существовавшие и существующие в Грузии")
Период падения царства Багратидов в Армении и утверждение их царствования на грузинском престоле в лице Багратионов, особенно с XI по XIII века, характеризуется наибольшим переселением армян и обоснованием их в малонаселенных городах и селах Кахетии и Картли, в частности Телави, Сигнахи, Гори и т.д.
К этому следует добавить, что армяне, воспринимая и считая грузинских багратидов за последователей своих некогда властвовавших в их стране одноименных царей, с радостью перебирались в соседнюю страну.
Напомним, что род Багратидов, по сказаниям армянского историка М.Хоренаци, был выведен из Иудеи во II веке до нашей эры араратским царем Грачией, который долго боролся с ассирянами и предпринял поход в Иудею, откуда выселил много пленников в Армению.В их числе находился знатный иудейский царь Шамбат Багарат со своим родом. В Армении этот род был возведен в нахарарское (княжеское) достоинство под именем ишханов Багратуни — князей Багратидов. На протяжении веков, уже ассимилированный в Армении род Багратуни играл важную роль в истории страны, одна ветвь которых в дальнейшем утвердилась в лице Багратионов (т.н. грузинских Багратидов) на престоле Грузии в XII веке, начиная с Гуарама Куропалата.
В летописи истории Грузии армянские династии заняли свое место. Д.Бакрадзе и И.Бердзенов в своей книге "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях констатируют: "Всего династий в Грузии было пять: картлосиды, небротиды, аршакиды, сасаниды и багратиды. Из этих династий картлосиды были родом грузины, небротиды и сасаниды — персы, аршакиды — армяне, багратиды— евреи".
Багратиды, жившие и царствовавшие в Армении не одно столетие, несомненно, вобрали в себя много армянского и по существу ассимилировались, впрочем, как и Багратионы в Грузии. Достоверно известно, что многие из них с глубокой симпатией и заботой относились к армянам, предоставляли им широкие возможности и полномочия. При Давиде Строителе армяне стали под исключительное покровительство грузинского государства. Этот царь освободил Грузию от владычества турок-сельджуков, взял Ани - столицу Армении и в интересах экономического подъема своей разоренной страны переселил армян в города грузинского царства, в частности Тифлис, Гори и соседние районы.
Армянский историк М. Урхаеци (XII век) свидетельствует: "У него собрались остатки армянских войск и на грузинской земле построил (Давид) для армян город, церкви и много монастырей, а город назвал Гора (Гори)". Со времени Давида Строителя армяне приобрели важную роль в жизни Грузии. Их значение в общественной, хозяйственной и политической жизни страны значительно возросло в период царствования его внучки — Тамары. Как известно, при ней амирспасаларом или верховным главнокомандующим мощной армией грузинских войск был армянин, прославленный полководец Закарэ Мхаргрдзели (Аргутинский-Долгоруков), под руководством которого доблестные войска Грузии одержали немало блестящих побед.
Следует отметить, что в рядах этих войск плечом к плечу с грузинами сражались и армянские отряды. При царице Тамаре весьма ответственная должность как
атабек, руководящему гражданским управлением страной, была доверена брату упомянутого полководца Иванэ Мхаргрдзели.
По существу два брата стояли во главе управления царством и в значительной степени содействовали возведению Грузии на высокую ступень благосостояния.
Видным военачальником грузинского царя Вахтанга VI был Давид Бек, ставший впоследствии, после переселения на свою историческую родину, героем армянского национально-освободительного движения.
Царь-законовед высоко ценил полководческий талант Давид Бека и за одержанную им блестящую победу над лезгинами подарил ему деревню.
Такое заботливое и заинтересованное отношение к армянам проявляли и другие цари из рода Багратионов. В частности, новый порядок престолонаследия, объявленный в конце XIII века предпоследним царем Ираклием II, был составлен армянином Осепом Коргановым, занимавшим должность управляющего финансами. Этот царь ценил армян и поселил многих вывезенных им армян из Эривани в столицу Грузии.
Принятые грузинскими царями и постоянно ощущая их гуманное отношение, армяне служили им как кровным государям своим. Например, главнокомандующий Закарэ всю северную Армению от Ани до Нахичевана присоединил престолу царицы Тамары.
Пользовавшиеся большой благосклонностью и гостеприимством Давида армяне принимали активное участие в его военных походах и других мероприятиях.
Армяне не одно столетие плодотворно участвовали во всех областях жизни Грузии и ее столицы. Было немало армян дипломатов, государственных и военных деятелей, некоторые из которых пользовались большой известностью. К числу последних с полным правом можно отнести Гургена Ениколопова (Мирза Гурген Ениколопашвили), служившего дипломатом у Ираклия II и прозванного,вседствие знания многих восточных языков,"ениколопи" (по грузински — "мешок языков"). В целях улучшения отношений с Турцией, царь направил своего маститого дипломата в качестве посла в Константинополь, который добился там блестящих успехов и по возвращении домой был удостоен драгоценных подарков. Его сын Априам возглавлял Министерство иностранных дел в царствование Георгия XII, сына Ираклия.
Самые высокие и ответственные административные обязанности возлагались на армян наравне с грузинами. Правителем Грузии с 1808 по 1811 годы был Ф.И.Ахвердов, а пост гражданского губернатора страны после упразднения выше указанной должности в период с 1832 по 1838 годы занимал Палавандов (как свидетельствуют "Энциклопедический словарь" Брокгауза и "Летопись Грузии" Эсадзе, "Палавандовы, по преданью, происходят от армян", "являются князьями армянского происхождения.").
Почетные граждане, состоящие преимущественно из армянских фамилий, представляли большую часть так наз. "меликов", а также градоначальников -"меликов-мамасахлисов",держащих в своих руках управление делами всего столичного населения, со средневековья до середины XVIII века. В 1779 году при царе Теймуразе тифлисским "меликом масахлисом" был определен некто Аветик (грузинская крестьянская грамота, изд. Пурцеладзе).
Нередко за армянами в грузинском царстве закреплялось значение в виде наследственно передаваемых должностей. Так, род влиятельных и богатых князей Бебутовых выдвигал одного из своих сочленов, к которому переходила указанная выше должность тифлисского "мелика". Это фамильное право неоднократно подтверждалось грамотами грузинских царей. Первым "меликом" в царствование грузинского царя Теймураза II был О.Бебутов.
В фамилии князей Тумановых члены ее по наследству обрекались знанием государственных секретарей, а представители древнего армянского княжеского рода Бегтабеговых традиционно занимали при грузинских царях придворные должности.
Так, с середины XIX века руководство городом Тифлис осуществлял "городской голова". Эту почетную должность занимали, как правило, армяне, что было прежде всего обусловлено большинством армянского населения в столице.Первым в Тифлисе в 1841 году был избран местный армянин И.Измиров. Последним эту должность занимал А.Хатисов.
Некоторые из них сыграли значительную роль в процветании города. При Я.Туманове( 1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайловское ремесленное училище (впоследствии — 2-ая мужская гимназия, Нахимовское училище, средняя школа № 25).
А.Матинов (1879-1891) способствовал благоустройству Тифлиса важными сооружениями, в частности мостами, водопроводом, городским домом (мэрия), а также проложнием трамвайных путей (конка); при нем же впервые город совершил ряд крупных займов.
Канализация, асфальтирование и газовое освещение улиц — все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря А.Хатисову (1909-1917гг).
Представители высшего класса тифлисского армянского населения составляли большинство гласных (депутатов) и в городской Думе.
Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и остроумными кинто, занимавшимися продажей фруктов, овощей, свежей рыбы, содержанием духанов, небольших винных погребов, харчевен и проч. Они вели кулачные бои, пользовавшиеся огромной популярностью у городских жителей, обладали притягательными человеческими свойствами. Все это в совокупности делало их любимцами, а зачастую и героями среди остального населения Тифлиса.
Тифлис вообще был особый город, где все чувствовали себя у "себя" и в том числе армяне. Они принимали активное участие в торгово-деловой и культурной жизни города — содержали торгово-ремесленные предприятия и культурно-просветительские учреждения, воздвигали жилые и общественные здания.Такая же картина в целом была характерна и для других населенных пунктов Грузии, где достаточно компактно проживали армяне.











Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Муз.баллада на стихи В.Гафта

https://www.youtube.com/watch?v=OWx17ZUTxmQ


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft