16+
Лайт-версия сайта

К.Капанадзе - История русского населения в Грузии

Литература / История, естествознание / К.Капанадзе - История русского населения в Грузии
Просмотр работы:
18 августа ’2010   12:42
Просмотров: 28661


Время зараждения русско – грузинских взаитмосвязей следует отнести к Х-ХI векам, когда прослеживаются встречи грузин и русских, наблюдаются контакты, которые носили культурный и торговый характер.
Грузинский историк ХI века Сумбат Давидович сообщает, что в 1021 – 1023 годах русские отряды появились на территории Грузии, а анонимный автор грузинской летописи XI века рассказывает о пребывании здесь в 1047 – 1053 годах трех тысяч варяжских воинов, которые приняли участие в междоусобной войне двух грузинских князей. Сближению двух государств всегда способствовали заключавшиеся с этой целью браки.
В древних русских летописях говорится о женитбе Киевского великого князя Изяслава (1154 г.) на дочери царя Грузии – Деметре I (1125 – 1156 гг.). Как известно, большое значение придавали в Грузии избранию мужа прославленной царице Тамар. Этот вопрос обсуждался в Грузии в 1185 году и наиболее приемлемой кандидатурой оказался сын великого Владимирского князя Андрея Боголюбского Юрий (Георгий).
В 1587 г. Кахетинский царь Александр предпринял важний шаг, вступил в вассальние отношения с русским государством. Со своей стороны Москва прислала ему «жалованную грамоту» с золотой печатью, в которой обещала оказать кахетинскому царству покровительство. Отныне начались регулярные дипломатические и культурные сношения между двумя государствами.
Русские дипломаты, духовные лица, купцы, путешественники, побывавшие в XVI – XVII веках в Грузии с официальными поручениями или личной инициативе, описывали различные стороны ее жизни в своих «постатейных списках»», донесениях и путевых очерках.
В XVI – XVII веках в Грузию прибыло для «восстановленья благолепия в церквах» 10 иконописцев, 4 плотничных мастеров. Мастера приезжали из Масквы со своими материалами и орудиями производства («снастью») и вели реставрационные и другие работы во многих местах Грузии. Большенство русских художников, прибывших в Грузию в 1589 – 1637 годах, навсегда осталось здесь.
В 1783 году грузины и русские подписали «дружественный трактат» в Георгевской крепости. В ноябре этого года в Грузии прибыло, как это было предусмотрено в секретной части трактата, два русских батальона.
Усилиями русских и грузинских деятелей в самом конце XVIII века в Тбилиси был создан русский любительский театр.
Грузия почти одновременно познакомилась с «двумя Россиями». В первые же десяетилетия XIX века сюда приезжали не только представители официальной России – генералы и чиновники, несшие с собой социальный и национальный гнет, но и подлинные представители русской нации – выдающиеся русские писатели и учёные, революционеры, передовые деятели культуры. Здесь в качестве ссыльних или служащих и гостей побывали десятки видных декабристов и великие русские поэты – Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и др. Среди сосланных в Грузию декабристов было немало писателей и журналистов: братья Бестужевы, Одоевский, Корнилович,Бурцов, Лачинов, Веденянин, Норов, Оржицкий. К ним следует добавить имена декабристов-мемуаристов: Гангеблова, Лорера, Пущина, Розена, Беляева, Цебринова и других.
Kак известно, в начале XIX века российский взгляд, ищущий превосходство над империями Турций и Персии, которые в это время серьезно были ослаблены, был направлен на юг. Поэтому российское правительство внимательно обсуждало вопрос о создании колонии в Грузии. Сначала они решили организовать там военные поселения из демобилизованных российских солдат. Таким образом, с 1837 года такие поселения были основаны в Тбилиси, Цалке, Коджори, Манглиси, Тетри Цкаро, Ахалцихе и других регионах, где находились военные организации. Русским колонистам дали земли, оказали финансовую помощь и т.п. Позднее эти поселения превратились в деревни.
В 1820-е годы царское правительство переселило в Грузию сектантов, около 25 тысяч человек из донских казаков на побережье Черного моря, для изолирования их "еретической инфекции" от православной России. В 1825 году царское правительство выселило одну группу российских сектантов (около 300 скопцов) в Западную Грузию около реки Риони, в деревню Марани, а другую группу направило в деревню Кодори.
20 октября 1830 года царь Николай I вынес постановление, чтобы всех раскольников, распространяющих свое учение и агитирующих против церкви, духовенства и православия (духоборы, молокане, субботники), отдавать в солдаты в Кавказский корпус, а неспособных к военной службе и женщин выселить в Закавказские провинции. Это постановление открыло дорогу для таких актов в еще больших масштабах. В 1830-1840 годы десятки тысяч сектантов покинули Россию и направились в Грузию. Эти переселения осуществлялись в трех формах: насильно по приказу правительства или суда; добровольно по закону и незаконным путем с помощью тайных побегов. Переселенцы приезжали из разных провинций России: Тамбова, Воронежа, Оренбурга, Саратова, Самары, Астрахани, Северного Кавказа и Донского региона. Кроме крестьян, которые составляли большинство переселенцев, в состав колонистов входили также купцы, мещане. Среди переселенцев в Грузию самое большое количество насчитывали духоборы из Мелитопольской области. Около 5000 духоборов были переселены в Грузию между 1841-1845 годами. Для духоборов, ссылаемых в Грузию, царское правительство выбрало Джавахети, Ахалкалакский уезд, где и образовались следующие деревни: Родионовка, Ефремовка, Орловка, Дубровка, Троицкое и Богдановка.
Уже в 1886 г. число духоборов в Джавахети достигло 8 тысяч человек.
Однако, в 1899 году благодаря поддержке мирового сообщества и великого писателя Льва Толстого часть духоборов в количестве 7000 человек переправилась в Канаду. В 1833 году длинный состав поезда двинулся из России в Грузию, на котором ехали россииские молокане.Они стремились встретить здесь своего бога и шли на новую землю с весельем: пели псалмы и духовные песни. Их первая большая часть поселилась в Восточной Грузии, а именно в районах Сигнаги и Сагареджо.В деревнях Красногорск и Ульяновка молокане насчитывали 1300 человек. Они также проживали в Тбилиси, где их число в 1902 году достигло 11 тысяч человек. Переселяли духоборов, субботников и других сектантов в Грузию как арестантов, ненужных в центральных провинциях России. После 1860-70 годов в России к особоопасным сектам причислили штундистов, баптистов и патковитов и они тоже приехали в Грузию. Вот как характеризовал баптистов в 1880 году Экзарх Грузии: "Баптисты-огромные враги России и союзники протестантской Германии".
Число русского населения в Грузии (включая сектантов, военных, гражданских и др.) постепенно увеличилось со второй половины XIX века. В январе 1856 года в губерниях Тбилиси и Кутаиси существовали 22 русские деревни. По переписи населения Грузии 1897 года число русских в Грузии составляло около 98 тысяч человек. Примечательно, что 74 процента русского населения проживало в Тбилисской губернии. Тенденции увеличения русского населения в Грузии заметны также в 20-50-ых годах прошлого столетия. По данным переписи населения в 1939г. их число достигло 307000 человек. Но с 1989 года русское население в Грузии начало уменьшаться. Этот процесс особо остро протекал после распада Советского Союза. В это время значительное число русских вернулось на свою историческую родину.






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 27 августа ’2010   17:29
Спасибо за объективную картину российско-грузинских взаимоотношений.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мечты сбываются

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft