16+
Лайт-версия сайта

Происхождение восточных славян 2

Литература / История, естествознание / Происхождение восточных славян 2
Просмотр работы:
06 сентября ’2010   20:27
Просмотров: 28377

3. Занятия славян

Археологические находки свидетельствуют о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. (Работами украинских археологов и историков установлены ареалы археологических культур славянской прародины и определены датировки: начало славянского расселения – эпоха зарубинецкой культуры – начало нашей эры; Среднее Приднепровье). Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат, кроме того, здесь находились древние очаги скифской земледельческой культуры Северного Причерноморья, которую древние византийские авторы считали, опираясь на авторитет Геродота, родственной со славянской.
Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия (подсека): сначала деревья срубали, а когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. Несколько лет такой участок давал обильный урожай. После истощения почвы приходилось вырубать деревья на новом участке и уже на нем заниматься земледелием. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона и другие.
У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог: поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, после чего снова распахивалось и засевалось. Здесь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа. Во II - V веках основной хозяйственной единицей стала родовая община. Земля обрабатывалась всеми членами рода общими орудиями труда, и произведенный необходимый продукт распределялся между всеми поровну.
В VII - VIII веках в связи с совершенствованием техники обработки железа и стали пашенная система постепенно вытесняет подсечно-огневую, и различия в организации земледелия на севере и юге сглаживаются. К IX веку пашенное земледелие у восточных славян стало господствующей отраслью хозяйства. Теперь основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Родовая община к этому времени распалась, ее сменила соседская сельская община. В такой общине сохранилась общинная собственность на пахотные земли, лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но общинная земля уже делилась на наделы, которые обрабатывала отдельная семья своими личными орудиями труда. И собранный урожай становился собственностью этой отдельной семьи. Орудия труда со временем совершенствовались, и у каждой семьи появлялся не только необходимый, но и прибавочный продукт. Это вело к неравномерному накоплению прибавочного продукта в каждой семье, что в свою очередь приводило к росту имущественного неравенства внутри общины.
Такой ход событий, конечно, поколебал крепки дотоле родовые союзы восточных славян. Ведь родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры. Но власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве между лесов и болот. И место родовладыки постепенно занял домовладыка, хозяин двора, глава семейства. Поэтому, родичи, бесспорно, помнили своё кровное родство, чтили общего родового предка, хранили родовые обычаи и предания, но в области права, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связь между родичами расстраивалась. В строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделёнными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье, наподобие древней римской «фамилии».
Немаловажное значение в жизни славян имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). И чем дальше, тем больше места в хозяйстве стали занимать ремесла – прядение и ткачество, производство одежды и обуви, украшений, доспехов и оружия. Археологические раскопки показывают, что так же широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело.
К прядению нитей, изготовлению тканей, их окраске (поскольку всё это делалось самостоятельно, в домашних условиях), приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Пряли нити и ткали материю из разного сырья. Использовали лён, коноплю, лыко, рогожу, шерсть. Для работы применяли самопрялки, льномялки, ступу, пест, шпильки для крепления кудели, вальки, трепала, чесала и многие другие инструменты. Кроме одежды делали обувь – лапти, поршни, башмаки, сапоги; украшения – шейные гривны (металлические обручи – обереги, надетые на шею), височные кольца, крепящимся к головному убору, перстни, браслеты, бусы и различные обереги, носимые на шее. Умели славяне ковать так же доспех – кольчугу, панцирь, «шелом» (часто «злачёный»), копья, стрелы и, как говорили, «шит червлёный», хотя большая часть шита была сделана из деревянных досок и кожи.

4. Общественные отношения

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала на основное средство производства - землю и неполной собственности на феодально-зависимого работника.
Последняя стадия перехода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян получила название военной демократии. Важнейшие вопросы в жизни каждого племенного союза решались на народных собраниях, так называемых вечевых сходах, которые сохранились у славян и в средневековье. Вече из представителя знатного рода выбирало военачальника, князя. С течением времени все чаще власть князя становилась наследственной. Следует отметить, что славяне жили в условиях постоянных войн, поэтому с самого начала русской истории роль князя в обществе становится необычайно высокой. Князь нуждался в военной силе, на которую бы мог опереться. Рост прибавочного продукта позволял князю и племени содержать людей, основным занятием которых стало военное дело. Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины из представителей местной знати и людей, отличающихся личной храбростью. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из княжеских управителей и послов. Они имели особо привилегированное положение, и им стала передаваться общинная земля. Младшие дружинники находились при князе. В их обязанности входило ведение княжеского хозяйства и управление его двором. Итак, отношения князя и дружины строились на личных связях. Дружина была предана лично князю и не подотчетна народному собранию - вече. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Первоначально средством содержания князя и военной дружины были военная добыча и добровольные приношения соплеменников. В военное время опорой князя становилось также ополчение. Оно делилось на «полки» и «сотни». Во главе каждого подразделения стояли тысяцкие и сотские.
Со временем военно-дружинная знать, опираясь на военную силу, стала оттеснять родоплеменную верхушку от власти, значение родоплеменной верхушки падает. Тем не менее, «лучшие люди» из родовой верхушки остаются в ближайшем окружении князя и к X в. окончательно вливаются в состав новой знати. Постепенно в руках хорошо организованной и сплоченной военно-дружинной знати сосредоточивается вся власть в племени. В VIII-IX вв. военно-дружинная знать объявляет себя собственником всей общинной земли и создает систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Отныне она существует не за счет военной добычи и добровольный приношений соплеменников, а за счет налога на землю - дани. Дань распределялась между всеми членами военно-дружинной знати. Поэтому важной функцией дружины был сбор дани. Она собиралась с подчиненных князю племен. Походы за сбором дани назывались «полюдье», так как основная масса племен называлась «люди». Сбор дани обычно проходил в четко установленные сроки и был связан с погодно - климатическими условиями. Дружина отправлялась в путь в ноябре и возвращалась в апреле. Единицей обложения данью были крестьянский двор (дым) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.
Так у восточных славян к IX в. начался переход к феодальным отношениям. Военно-дружинная знать окончательно захватила власть в обществе, общество раскололось на знать, дружину, простых общинников, что вызывало недовольство последних. Необходим был государственный аппарат для поддержания власти военно-дружинной знати.

5. Города

В V - VI веках у восточных славян во множестве возникают города, что было связано с давним развитием торговли. (И пребывающие на ратную службу норманны с удивлением прозывают славянские земли «Гардарика» - страной городов.) На основании различных источников мы можем говорить о существовании больших стольных городов, а также волостных центров, о городищах, селах, селищах, погостах, деревнях (весях) и т.д. Так, например погостами назывались поселки общинной территории, где происходил сбор налогов, и велась торговля. Сёла были центрами хозяйственной и религиозной жизни отдельного племени. Но центром политической, экономической и религиозной жизни крупного союза племен в Древней Руси являлся город.
Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный становились центрами торговли, ремёсел и, конечно, центрами власти. В IХ веку у восточных славян было не менее 24 больших городов, окруженных крепостными укреплениями. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами. Повесть о начале Русской земли не даёт датировок возникновения крупнейших русских городов: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода, Ростова, Полоцка. В ту минуту, когда летопись начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, уже были значительными поселениями. И довольно беглого взгляда на географическую карту, чтобы увидеть: все города появились и разрослись благодаря успехам внешней торговле Руси. Морского побережья у восточных славян не было. И оттого основными торговыми путями у славян стали реки. На самой великой реке русской древности – Днепру и возник в IХ веке великий торговый путь – «из варяг в греки» Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Другой важной артерией был Волжский торговый путь, по которому можно было дойти до Каспийского моря, «из варяг в персы». Благодаря этому торговому пути осуществлялась активная торговля со странами Востока.
Возникновение больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новом месте жительства. С развитием торговли среди одиноких укреплённых дворов (однодворок) возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для обмена (для «гостьбы»), как говорили в старину. Отчего такие сборные пункты получили названия погостов.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

В чём заключается любовь?

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ!!!
МОЯ ЛЮБОВЬ!
ТАТЬЯНА ТИЛИАН!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/2541314.html?author

342

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft