16+
Лайт-версия сайта

Иностранный капитал в нефтяной промышленности дореволюционной России: к разработке периодизации процесса

Литература / История, естествознание / Иностранный капитал в нефтяной промышленности дореволюционной России: к разработке периодизации процесса
Просмотр работы:
15 сентября ’2010   12:13
Просмотров: 22957

Распространение промышленной технологии бурения, привлечение внутренних и внешних инвестиций, государственная поощрительная политика, выразившаяся в отмене акцизов, привели к значительному росту нефтедобычи. Однако дальнейшее развитие отрасли было под вопросом вследствие географической удаленности от транспортных коммуникаций и индустриальных центров бакинских промыслов, а также зависело от организации экономически окупаемой транспортировки нефтепродуктов.
На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания братьев Нобелей, сыгравшая выдающуюся роль в становлении отечественной нефтепромышленности. О концентрации финансовых средств нобелевской корпорации в сфере транспорта нефти свидетельствует структура стоимости имущества этой компании к моменту начала ее доминирования в нефтяной отрасли. В историографии имеются различные точки зрения относительно определения национальной принадлежности названной фирмы, зарегистрированной в 1879 г. как Товарищество нефтяного производства братьев Нобель. Известный исследователь роли иностранного капитала в России Л.Эвентов в свое время писал: «На протяжении своей деятельности Т-во было тесно связано с немецким капиталом, главным образом через Дисконто-Гезельшафт; оно даже систематически печатало свои отчеты кроме русского и на немецком языке. Впоследствии нобелевское предприятие через международные группировки вошло в контакт с английским и французским капиталом. Этого достаточно для включения нобелевского предприятия в группу иностранных» .
В современных работах отечественных авторов, проведших специальное исследование этой проблемы, оценка нобелевской фирмы как иностранной компании отвергается и обращается внимание на то, что на начальном этапе основу нефтяного предприятия братьев Нобелей составили капиталы, полученные семьей Нобелей в результате предпринимательской деятельности в России, а также поставок оружия в царскую армию во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Очевидно, история деятельности нобелевской компании в России являет собой яркий пример ассимиляции иностранного предпринимательства на российской почве, его сращивания с отечественным капиталом. Безусловно, нобелевская корпорация, имевшая авторитет и широкие связи за рубежом, привлекала значительный иностранный капитал для реализации своих масштабных коммерческих проектов. В частности, на разных этапах своей производственной деятельности фирма широко использовала средства шведских, немецких, английских, французских компаний и банков.
Оценивая роль нобелевской корпорации, необходимо подчеркнуть ее значение в российской нефтяной промышленности, определившееся отнюдь не количеством привлеченных иностранных инвестиций. Вклад Товарищества братьев Нобель заключался прежде всего в привнесении из Западной Европы организационного, технического, коммерческого опыта, известной культуры производства, предпринимательской этики и т.п. Эта фирма одной из первых в России продемонстрировала способность привлечения в производство как иностранных технических новаций, так и отечественных перспективных разработок. На промыслах впервые применялись газовые и нефтяные двигатели, периодическая перегонка нефти заменялась непрерывной, широкое распространение получило использование нефтяных остатков в качестве топлива.
Однако главные нобелевские нововведения были сделаны в области транспорта нефти. Среди них — строительство первого в России нефтепровода от промыслов к нефтеперегонному заводу и порту, широкое применение для железнодорожных перевозок цистерн американского образца, первое в мире промышленное использование танкерного нефтеналивного флота. Все эти «ноу-хау» существенным образом облегчили транспорт нефтепродуктов, сократили время на их перевалку и уменьшили связанные с этим расходы. Без сомнения, очень удачным было и выбранное направление вывоза нефтепродуктов — через Каспийское море к Астрахани, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее железной дорогой в промышленные районы центральной России и в балтийские порты. Нобелевский вариант транспортировки в меньшей степени зависел от колебаний экспортной конъюнктуры и был более перспективен в силу резко возрастающего потребления жидкого топлива в районах России, соединенных с Волгой транспортными коммуникациями. Большое значение имело и то обстоятельство, что Товарищество братьев Нобель, учитывая низкую покупательную способность населения, основной упор сделало не на выработку керосина — предмета личного пользования, а на расширение продаж нефтепродуктов, использовавшихся в качестве топлива.
Возросшая прибыльность российского нефтяного бизнеса в 1880-е гг. обусловила дальнейшее увеличение иностранных капиталов в нефтяной отрасли. Так, с 1986 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций начинает принимать французский банкирский дом «Братья Ротшильд», купивший акции Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. Первоначально в новой сфере капитал Ротшильдов выступал в финансово-кредитной форме, однако, по мере укрепления связей с российскими коммерческими кругами и административными органами, впоследствии постепенно перешел к производственной деятельности. Усилению позиций французского капитала в отечественной нефтепромышленности в немалой степени содействовал тот кредит, который Ротшильды открыли ряду мелких и средних бакинских предприятий, обязав последних поставлять ей всю свою продукцию. В силу этих кредитных контрактов дом Ротшильдов уже в 1888 г. получил в свое распоряжение почти половину всех вагонов Закавказской железной дороги. Таким образом, фирма сразу же поставила в зависимость от себя значительное число мелких и средних предприятий и смогла сконцентрировать в своих руках крупные партии нефтепродуктов, осуществлять фактический контроль над транспортировкой нефтепродуктов на экспорт, которая шла не через внутренние районы России, а в основном по Закавказской железной дороге к черноморским портам.
В отличие от нобелевской корпорации, ориентировавшейся прежде всего на внутренний российский рынок, Ротшильды избрали сферой своей деятельности внешний рынок, выйдя в конце 1880-х гг. на первое место по экспорту русского керосина. Став крупнейшим поставщиком за рубеж российской нефти, получаемой им по твердым ценам, Ротшильд получил возможность в полной мере извлекать выгоду из мировой нефтяной конъюнктуры.
Так же, как и Нобели, Ротшильды вовлекали в развитие российских нефтяных предприятий иностранный капитал. В этом деле они сотрудничали преимущественно с британскими фирмами «Лэйн энд Макендрю», «Самуэль», «Самуэль энд компани» и др. Выгоды были очевидными: в частности, под давлением британской компании «Самуэль» администрация Суэцкого канала в январе 1892 г. приняла постановление, позволяющее нефтеналивным судам проходить через канал. Таким образом, российская нефть получила выгодный доступ на рынки Востока. Важным стимулом экспортной ориентации Ротшильдов была поддержка со стороны правительства. Государство не облагало налогом керосин, вывозившийся за пределы России, поскольку стремилось повысить конкурентоспособность отечественных нефтепродуктов за рубежом. Позднее, в 1890-е гг., желая укрепить позиции российского нефтяного экспорта, правительство считало необходимым объединить отечественных и зарубежных экспортеров русской нефти в единую организацию, действующую под надзором государства. Выводы о необходимости создания в России подобного экспортного объединения были сделаны С.Ю. Витте на основании анализа опыта крупнейшей в мире американской корпорации «Стандартойл»12. Проект организации экспортного синдиката — Союза бакинских керосинозаводчиков был разработан Нобелем и Ротшильдами по инициативе Министерства финансов России. В случае создания этого объединения и подписания им договора со «Стандарт ойл» о разделе мирового рынка правительство гарантировало предоставление его участникам льготного тарифа по Закавказской железной дороге и другую помощь. Хотя возникновение союза не принесло ожидаемых результатов, и после короткого периода времени он распался, тем не менее, вплоть до начала 1900-х гг. государство пыталось объединить иностранных и отечественных нефтепромышленников в деле продвижения российских нефтепродуктов на внешний рынок.В целом, деятельность С.Ю. Витте на посту министра финансов означала новый этап взаимодействия российского государства с иностранным капиталом.
Подобная политика оказалась результативной, о чем свидетельствует значительный рост иностранных инвестиций в российскую экономику.С 1893 по 1900гг. иностранные инвестиции в народное хозяйство России увеличились в 4,6 раза. Таким образом, удельный вес иностранных вложений в совокупной массе капиталов повысился с 27% до 45%.
Политика российского правительства в вопросе привлечения промышленных инвестиций предусматривала регулярное обращение за внешними займами на ведущие мировые биржи. Зачастую предоставление кавказских нефтяных концессий крупным иностранным фирмам связывалось в те годы с выгодным размещением российских займов и ценных бумаг за границей. Как показано в исследованиях А.А. Фурсенко, посредником в осуществлении этих операций обычно являлся сотрудничавший с Министерством финансов Петербургский Международный коммерческий банк.
С начала 1890-х гг. наблюдается все большее присутствие в нефтяной отрасли России английского капитала. Через выкуп контрольного пакета акций значительного числа российских нефтяных предприятий британские фирмы получили в управление большой сектор отечественной нефтепромышленности. К началу 1900-х гг. англичане контролировали в России 24 нефтепромышленные компании. Из них наиболее крупными были 3 нефтяных общества, учрежденных в Лондоне в 1898 г.: 1) Общество для добывания русской нефти и жидкого топлива, купившее промыслы Тагиева; 2) Бакинское общество русской нефти, купившее предприятия Арафелова; 3) Шибаевское нефтепромышленное общество.
Курс на привлечение прямых английских инвестиций в отрасль во многом был поддержан С.Ю. Витте, который видел в диверсифицированном привлечении иностранного капитала средство борьбы с монополизмом.
И вновь в значительной степени вытеснение русских нефтепродуктов с мирового рынка было результатом обострившейся к исходу первого десятилетия конкурентной борьбы между крупнейшими нефтяными корпорациями — американской «Стандарт Ойл» и англо- голландской «Ройал Датч Шелл». В этих условиях французский дом Ротшильдов, привязанный к продажам российской нефти на внешнем рынке, не выдержал демпинга со стороны могущественных конкурентов. В 1912 г., руководство Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества в условиях снижения рентабельности производства и возросшей конкуренции на внешнем и внутрироссийском рынках принимает решение уступить свои нефтяные интересы в России англо-голландской компании «Ройал Датч Шелл», возглавляемой Г. Детердингом. Сумма, заплаченная за нефтяное предприятие Ротшильдов, в полтора раза превышала его фондовую стоимость. Продав фирму, Ротшильды тем не менее сохранили свое присутствие в нефтяном бизнесе, получив в оплату 20% акций «Ройал Датч Шелл».
Замена Ротшильдов более мощной компанией Детердинга и упрочение позиций нобелевской корпорации на российском рынке привели к дальнейшей концентрации и монополизации нефтяного производства в России, что проявило себя в дальнейшем повышении цен на нефтепродукты.
Говоря о национальной принадлежности иностранного капитала в нефтяной промышленности, отметим значительное преобладание к 1916–1917 гг. англо-голландской «Шелл» и других английских компаний. Из всей суммы зарубежных инвестиций в этот период на их долю приходилось примерно 67%, что составляло более трети всех капиталовложений в отечественную {63}нефтепромышленность50 . Среди причин, объясняющих превалирующее положение английских фирм в российском нефтяном деле, следует назвать: традиционную технологическую специализацию Великобритании на производстве и продаже нефтепродуктов; значительный рост свободных капиталов в первом десятилетии ХХ в. и ажиотажно высокий спрос на акции нефтяных предприятий на лондонской бирже, вызванный не в последнюю очередь переходом флота Великобритании с угля на нефтетопливо; укрепление внешнеполитических союзнических связей с Россией накануне и во время первой мировой войны; обострившаяся конкуренция крупнейших британских нефтяных концернов с американской группой «Стандарт Ойл» и т.п.
Вторым по значению зарубежным инвестором российской нефтепромышленности стал французский капитал. На его долю приходилось 24,5% от всего иностранного капитала и соответственно 13% общих вложений в отрасль51 . К числу факторов, способствующих этим инвестициям, следует отнести: устойчивость и союзнический характер российско-французских отношений в экономике и политике; длительный опыт и масштаб финансового сотрудничества; заинтересованность Франции в нефтепродуктах из России, способных конкурировать с аналогичной американской продукцией в силу низких транспортных и производственных расходов и т.п. Участие бельгийского капитала, тесно связанного с французским и не игравшего самостоятельной роли, составляло 3,6 %52 . Характерной особенностью франко-бельгийского участия было осуществление финансирования исключительно через банки.
Участие зарубежного капитала других стран в инвестициях в российскую нефтепромышленность было не столь велико: немецкий капитал составлял 5,2%, американский — 0,5%.
Характеризуя динамику и отмечая особенности участия иностранного капитала в формировании нефтяной промышленности — одной из крупнейших отраслей экономики России, можно построить следующую условную периодизацию.
На начальном этапе формирования отрасли (начало 1870-х — середина 1880-х гг.) иностранный капитал играет значительную роль в передаче опыта организации производства, технологических знаний, в привнесении этики промышленного предпринимательства и т.п. Характерным для этого периода является история возникновения крупнейшей в отрасли российской компании — Товарищества нефтяного производства братьев Нобель. Фирма была основана на базе ассимилированного на русской почве иностранного капитала, т.е. на доходах от российских предприятий зарубежных изобретателей и промышленников шведского происхождения. И хотя на данном этапе количество иностранных финансовых вложений в нефтяную отрасль России относительно невелико, тем не менее, русская нефть при поддержке иностранных предпринимателей завоевывает внутренний рынок, вытесняя с него американские нефтепродукты, и широко продается в других странах.
Участие иностранного капитала в форме прямых инвестиций начинается со второй половины 1880-х гг. Именно в этот период в российскую нефтепромышленность приходит французский финансовый капитал банкирского дома Ротшильдов. Обладая большими международными связями и опираясь на поддержку Российского правительства, Ротшильды смогли в значительной степени укрепить отечественный нефтяной экспорт, значительно увеличив продажу за рубеж через черноморские порты.
Третий этап (начало 1890-х — начало 1900-х гг.) определялся, прежде всего, новой политикой правительства России, взявшего курс на расширение привлечения иностранного капитала в экономику. В нефтяную отрасль России приходит британский капитал, сыгравший большую роль в реструктуризации убыточных отечественных предприятий и освоении новых российских месторождений.
Отток иностранных инвестиций с 1904 г. положил начало следующему этапу. Ослабление импорта иностранного капитала было вызвано экономическим кризисом, развернувшимися в Закавказье выступлениями рабочих организаций и вспыхнувшими этническими столкновениями, дестабилизировавшими общую ситуацию в нефтепромышленном регионе.
Оживление деятельности иностранного капитала в русской нефтяной промышленности пришлось на 1910–1914 гг., что совпало с периодом общего экономического подъема в России. При этом существенного улучшения в нефтедобыче и нефтепереработке не произошло, небольшие позитивные изменения касались лишь развития транспорта нефти. В эти годы становится очевидным, что российская нефтяная промышленность сделала шаг вперед в области концентрации производства и «организационно оформилась как составная часть мировых трестов, развивавших свою деятельность почти во всех частях света» .
В начале Первой мировой войны иностранный капитал (в основном финансовый, а не производительный) по-прежнему проявлял большой интерес к участию в нефтяном деле России. Это отношение во многом определялось высокой доходностью и перспективностью нефтяного бизнеса, что было связано с общим повышением спроса на нефтепродукты в военные годы. Тем не менее, к 1917 г. многие программы западных фирм по расши-рению нефтяного производства в России оказались замороженными, что было следствием политической нестабильности и сложной военной обстановки на Кавказе.
К концу XIX столетия из 167 предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере нефтяной промышленности, 49 человек (24,8%) были азербайджанцами. В то время весьма важное значение в развитии нефтяной промышленности имела деятельность национальных "нефтяных миллионеров" (Гаджи Зейналлабдин Тагиев, Иса бек Гаджинский, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев, Сеид Мирбабаев и другие). В 1874 году в Баку учреждается первая акционерная нефтяная компания - "Бакинское нефтяное общество". В 1873 году в Баку прибывает Роберт Нобель, швед по национальности, который становится очевидцем экономического бума, связанного с нефтью. В 1876 году братья Нобель учреждают в Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти. В то время ряд нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов, танкер, сооруженный впервые в каспийском море для перевозки нефти, многочисленные баржи, железные дороги, гостиницы и прочие объекты принадлежали братьям Нобель. В 1876 году, после отмены акцизного налога на нефтепродукты, были построены и сданы в эксплуатацию новые нефтеперерабатывающие заводы. В 1878 году строится первый в России нефтепровод протяженностью в 12 км, соединяющий Балаханинское месторождение с Бакинским нефтеперерабатывающим заводом. В 1898 году общая протяженность нефтепроводов, соединяющих нефтепромыслы с нефтеперерабатывающими заводами в Баку, составляла 230 км. По этим трубопроводам ежегодно транспортировалось 1 млн. тонн нефти.
В 1883 году была сдана в эксплуатацию железная дорога Баку-Батуми. Эта железная дорога имела огромное значение для экспорта нефти и нефтепродуктов в страны Европы. В 1883 году Ротшильд приступает к финансово-кредитным операциям в Баку и начинает заниматься реализацией нефти. В 1886 году была учреждена Каспийско-Черноморская нефтяная компания Ротшильда. В 1890 году 42 % экспорта Бакинской нефти была под контролем банка Ротшильда. В 1901 году в Азербайджане было добыто 11 млн. тонн нефти, что составляло более 50 % мировой добычи нефти. В 1880 году известный ученый-химик Д.И. Менделеев предлагает проложить нефтепровод Баку-Батуми для обеспечения выхода Бакинской нефти на мировые рынки. Строительство этого трубопровода протяженностью 833 километров и диаметром 200 мм начинается в 1897 году и завершается в 1907 году.
До национализации нефтяной промышленности в Азербайджане функционировали 109 акционерных обществ, из которых 72 принадлежали Российскому капиталу (240 млн. рублей), а 37 - английскому капиталу (100 млн. фунтов стерлингов). Сумма капитала, вложенного в нефтяную промышленность братьями Нобель, составлял 30 млн. рублей.




Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ДРУЗЬЯ, ПОДДЕРЖИТЕ РАБОТУ "ПРОДАЖА НЕВОЛЬНИЦЫ"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft