16+
Лайт-версия сайта

Дело молодых кулундинцев (томский процесс над антисоветской группой в 1948 году)

Литература / История, естествознание / Дело молодых кулундинцев (томский процесс над антисоветской группой в 1948 году)
Просмотр работы:
05 июля ’2020   14:20
Просмотров: 7385

УДК 94(571.1/.5)«19»–053.81

Сизов Сергей Григорьевич
Д-р ист. наук, проф. кафедры «Общая экономика и право», ФГБОУ ВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», доцент, г. Омск, Россия
ДЕЛО МОЛОДЫХ КУЛУНДИНЦЕВ (ТОМСКИЙ ПРОЦЕСС НАД «АНТИСОВЕТСКОЙ ГРУППОЙ» В 1948 ГОДУ)
E-mail: sizov-omsk@yandex.ru

Sizov Sergey Grigoryevich,
(Doctor of Science (History), Professor of "General Economics and Law" Department, Siberian State Automobile and Highway Academy ( SibADI ), Omsk,
Russia)
CRIMINAL CASE AGAINST YOUNG INHABITANTS OF KULUNDA. (TOMSK PROCESS OVER «ANTI-SOVIET GROUP» IN 1948)

АННОТАЦИЯ.Исследуются антисталинские настроения молодёжи в первые послевоенные годы, в частности, дело группы молодых людей из рабочего посёлка Кулунда Алтайского края, осуждённых в 1948 году в Томске Их обвиняли в «антисоветской деятельности», хотя они лишь критиковали существующую власть и порядки. Тяжёлое материальное положение народа и царившая несправедливость отразились в их антисталинских стихах.
ABSTRACT. Anti-Stalin moods of youth in the first post-war years are investigated, in particular, accused business of group of the young people of the working settlement of Kulunda of Altai region condemned in 1948 in Tomsk them of "anti-Soviet activity" though they only criticized the existing power and orders. Difficult financial position of the people and the reigning injustice were reflected in their anti-Stalin verses.

Ключевые слова: «послевоенный сталинизм», антисталинские настроения, политические процессы, репрессии, инакомыслие, нонконформизм, Западная Сибирь.
Keywords: "post-war Stalinism", anti-Stalin moods, political processes, repressions, dissent, nonconformism, West Siberia

В годы «послевоенного сталинизма» (1945 − март 1953) активно проводятся различные идеологические кампании, которые сопровождаются ростом политических внесудебных репрессий [1],[2],[3]. В то же время статистика по стране в целом свидетельствует, что в эти же годы наблюдалась тенденция к снижению количества осуждённых по политическим мотивам[4]. Если в 1945 г. по данным КГБ по этой статье было осуждено 91526 человек, в 1948 г. − 72017 человек, в 1951 г. − 55738 человек, в 1952 г. − 30307. Данные I спецотдела МВД СССР дают несколько иные цифры осуждённых, но подчёркивают ту же самую тенденцию[5].

Среди источников по истории общественно-политических настроений и, в частности, по истории инакомыслия важное место занимают материалы уголовных дел по печально знаменитой 58-й статье УК РСФСР. Работа с фондами Отдела спецдокументации управления архивного дела администрации Алтайского края дала возможность познакомиться с рядом таких уголовных дел второй половины 40-х годов. Среди них большой интерес, на наш взгляд, вызывает дело № 20134 по обвинению в “антисоветской деятельности” группы молодых людей из рабочего посёлка Кулунда Алтайского края [6]. К ноябрю 1947 г., когда было заведено дело, большинство обвиняемых уже разъехалось из Кулунды на учёбу в вузы Томска и Новосибирска. Но после ареста в Томске студентки Александры Чупилко (на неё донесли) следователи МГБ вышли на её школьных друзей - Григория Бордуна, Ивана Стовбу, Валентина Беспечного.

В ходе следствия выяснилось, что с осени 1945 г. в Кулунде среди учащихся средней школы сформировалась группа единомышленников, которая, кроме всего прочего, активно обсуждала политику существующего режима, критиковала партию и Сталина, задумывалась о путях изменения общественно-политической ситуации в стране. Дальше разговоров и споров ребята не пошли, но и этого оказалось достаточно для следствия, чтобы сформулировать серьёзные обвинения. Вот лишь краткая выдержка из обвинительного заключения: “На своих антисоветских сборищах в период 1945 - 1947 гг. Бордун, Стовба и Беспечный с антисоветских позиций критиковали мероприятия советского правительства и ВКП(б), клеветали на условия жизни в СССР, советскую действительность и колхозный строй, распространяли антисоветские клеветнические измышления по адресу вождя народов СССР, доказывали о необходимости свержения существующего советского строя и обсуждали меры борьбы с Советской властью”.

Следствие обвинило также молодых кулундинцев в том, что они “приняли решение о выпуске нелегального антисоветского журнала и антисоветских листовок, с целью распространения их среди населения и вовлечения в свою антисоветскую группу лиц с антисоветскими убеждениями””. (Ни журнала, ни листовок выпущено не было). Изучение материалов дела позволяет лучше понять особенности восприятия сталинского режима некоторыми представителями образованной, социально активной молодёжи. О том, что это были образованные ребята, свидетельствуют факт поступления в вузы троих обвиняемых, а также круг их увлечений (поэзия, театр). О социальной активности свидетельствует само уголовное дело: эти молодые люди чувствовали свою ответственность перед обществом и думали о том, как добиться для народа лучшей жизни.

Лидером кружка друзей был Григорий Бордун - личность сложная, противоречивая, но, безусловно, талантливая и неординарная. Он родился в 1926 г. в семье крестьянина-середняка. В школьные годы проявил большой интерес к литературе, посещал литературный кружок. В 1943 г. предложил организовать ученический рукописный журнал. Дирекция школы не позволила. Именно тогда у него возникла мысль самому создать подобный журнал, но идея так и не осуществилась. В том же 1943 г., закончив восьмилетку, Григорий уходит на фронт. Участвовал в боях в составе 3-й танковой армии, был дважды ранен. Вернулся домой в августе 1945 г. инвалидом войны. Его отец также стал на фронте инвалидом.

Молодой ветеран (ему лишь 19 лет!) возвращается в школу, чтобы закончить 9-й и 10-й классы. Здесь-то и сложился в 1946-47 гг. кружок единомышленников. Их волновали вопросы, на которые они не могли найти честные ответы ни в прессе, ни в комсомольских организациях. Кроме обсуждения различных проблем товарищи читали друг другу свои стихи. Уголовное дело сохранило нам лишь стихи антисталинские, но были и другие: Г. Бордун даже печатался в местной газете. Стихи Г. Бордуна несовершенны с художественной точки зрения, но им не откажешь в искренности и боли за униженных и оскорблённых. Вот лишь два отрывка из его стихотворений:

Проснешься ли ты, справедливый,
Проснешься ли, бедный народ?
Изгонишь ли гнусность и лживость,
Что правят тридцатый уж год?
(...)
На святой Руси беда
И не скрыться никуда:
Всюду тюрьмы и колхозы,
И расправы, и угрозы.
Без закона и суда.

Что двигало этим юношей? Тяжёлая материальная ситуация, в которой оказались он сам, его отец, фронтовые раны и переживания, несбывшиеся надежды на лучшую послевоенную жизнь. Но главное, всё же невозможность смириться с откровенной ложью официальной пропаганды и тяжёлой жизнью народа.

Ивану Стовбе принадлежат страстные стихи о вольности, которую он поспевает вслед за Радищевым и Пушкиным, а также эпиграммы на И. Эренбурга и В. Лебедева-Кумача.

Немалую ценность для исследователей представляет дневник Григория Бордуна, который он вёл в конце 1946 − начале 1947 года. Некоторые выдержки из дневника были опубликованы барнаульским историком А.А.. Колесниковым[7]. Григорий Бордун возмущён лицемерием советской пропаганды: в стране царят голод, нищета, а по радио твердят о счастливой жизни советских людей. Юноша не скрывает своей ненависти к власть имущим, которых он обвиняет во лжи и издевательстве над собственным народом. Временами он резок в своих оценках, но столь же резок он в своём дневнике и к самому себе, к своим недостаткам. Дневник Г. Бордуна стал одним из доказательств его “антисоветской деятельности”.

В апреле 1948 г. Г.Г. Бордун, И.И. Стовба, В.М. Беспечный и А.М. Чупилко были осуждены военным трибуналом Томской железной дороги. Г.Г. Бордун и И.И. Стовба были приговорены по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет каждый, В.М. Беспечный по тем же статьям - к 6 годам лишения свободы с поражением в правах на 3 года, А. М. Чупилко по ст. 58-12 (за недонесение) - к 3 годам лишения свободы с поражением в правах на 2 года.

В 1955 г., отбывая срок в Озёрлаге, тяжело больной Г.Г. Бордун обращался к Председателю Верховного Совета СССР с просьбой о помиловании. Дело было пересмотрено, но фактически в положении осуждённых ничего не изменилось: ст. 58-11 (организационная деятельность) была снята, но срок лишения свободы оставлен без изменения. Лишь много лет спустя после письменного обращения В.М. Беспечного дело кулундинцев было изучено вновь, и 25.06.1991 г. состоялась их реабилитация. Правда, на сайте «Мемориала» отмечено, что алтайская прокуратура реабилитировала В.М. Беспечного только 02.07.2003 году[8]. Эта же дата указана и для А.М. Чупилко [9] и И.И. Стовбы [10]. Данных о Г.Г. Бордуне на сайте «Мемориала» пока нет.

Материалы дела № 20134 свидетельствуют о неоднозначности восприятия сталинского режима в сознании молодёжи. Автор далёк от мысли считать взгляды молодых кулундинцев типичными для большинства юношей и девушек того времени, но считает неправильным игнорировать такого рода документы при изучении общественно-политических настроений, ценностей и стереотипов мышления послевоенного периода. Тем более, что Григорий Бордун, Иван Стовба, Валентин Беспечный и Александра Чупилко были отнюдь не одиноки в своём неприятии сталинизма. Можно, в частности, вспомнить юношей и девушек из Коммунистической партии молодёжи - антисталинской организации молодых воронежцев, - существовавшей, в конце 40-х годов. История этой организации была подробно описана в документальной повести А. Жигулина “Чёрные камни”. Как свидетельствуют исследования последних лет «антисталинская фронда» среди части молодёжи не была большой редкостью[11]. Изучение подобных настроений части советской молодёжи, на наш взгляд, поможет лучше понять общественно-политические перемены периода “оттепели”[12].


Библиографический список:
[1] Сизов С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946 – 1964 гг. (На материалах Западной Сибири): Монография. В 2-х ч. Ч. 1. «Поздний сталинизм» (1946 – март 1953 гг.). – Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. – 224 с.
[2] Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. − Омск: СибАДИ, 2012.− 252 с.
[3] Сизов С.Г. Партийные органы и борьба с «вейсманистами» и «морганистами» в вузах Западной Сибири // Клио (Санкт-Петербург). – 2002. – № 1. – С. 154 – 158.
[4] Сизов С.Г. Политические репрессии в Омске в годы «послевоенного сталинизма» (1945 – март 1953 гг.) // Смутные времена в истории России: материалы всерос. науч. конф. (28 февраля, 2012). − Омск: Омский юрид. ин-т, 2012.− С. 17−21.
[5] Попов В.П. Государственный террор в советской России. 1923−1953 гг.: источники и их интерпретация // Отечественные архивы. − 1992.− № 2.− С. 28; Лунеев, В.В. Преступность XX века.− М, 1997,− С. 180; Кудрявцев, В.Н., Трусов, A.M. Политическая юстиция в СССР.− М.: Наука, 2000.− С. 314. (Первоисточник: ГАРФ. Ф. 9401. Oп. 1. Д. 4157. Л. 201−205).
[6] Управление архивного дела Администрации Алтайского края. Отдел спецдокументации. Ф. Р-2. Дело № 20134.
[7] Свободное слово (Барнаул).-1996.-№ 42.-17 октября.- С.12.
[8] Жертвы политического террора в СССР. Беспечный Валентин Моисеевич. URL: http://lists.memo.ru/d4/f252.htm(дата обращения: 02.03.2016).
[9] Жертвы политического террора в СССР. Чупилко Александра Миновна. URL: http://lists.memo.ru/index24.htm(дата обращения: 02.03.2016).
[10] Жертвы политического террора в СССР. Стовба Иван Иванович. URL: http://lists.memo.ru/index18.htm(дата обращения: 02.03.2016).
[11] Савенко Е. Н. Из истории молодежной фронды в сибирской провинции // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, вып. 1: История.C.216 -221.
[12] Сизов С.Г. Омск в годы «оттепели»: Жизнь города в контексте эпохи (Март 1953 – 1964 гг.). – Омск: Изд-во СибАДИ, 2003.– С. 124-136.
------------------------------------------
Опубликовано:
Дело молодых кулундинцев: томский процесс над «антисоветской группой» в 1948 году // «Культура - это любовь к миру»: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ / Под редакцией В.А. Зверева, Е.Е. Тихомировой. –Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. С. 106-110. (351 с.) ISBN: 978-5-00104-102-3
----------------------------------------
В качестве иллюстраций использованы послевоенные советские плакаты.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 16 июля ’2020   07:53
Да, не всех удавалось оболванить пропагандой или запугать террором в сталинскую "эпоху мрачных времён".

Оставлен: 16 июля ’2020   09:40
 



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ночная фея (WitaliDIESEL & LionNR)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft