16+
Лайт-версия сайта

Розанов о Мережковском

Литература / Критика, философия / Розанов о Мережковском
Просмотр работы:
12 марта ’2017   17:11
Просмотров: 13679

Василия Розанова и Дмитрия Мережковского связывали непростые отношения. Розанов в книге "Опавшие листья" пишет о Мережковском следующее:

"В нем есть много грусти; но поразительно, что самая грусть его - холодная. Грусть вообще тепла по природе своей: но у Мережковского она изменила своей природе.
Я думаю, из писателей, писавших в России (нельзя сказать "из русских писателей"), было мало принявших в душу столько печали".

Как отмечает комментатор В.Ю. Шведов, Розанов объяснил происхождение "грусти" в Мережковском отсутствием собственного "содержания" в произведениях писателя: "...мне кажется иногда (часто), что Мережковского нет... Что это - тень около другого... Вернее - тень другого, отбрасываемая на читателя. И говорят: "Мережковский", "Мережковский": а его вовсе нет, а есть <...> Множество. А среди его... в промежутках между вещами, - кто-то, что-то, ничто, дыра: и в этой дыре тени всего... <...> Оттого в эту "пустоту" набиваются всякие мысли, всякие чувства, всякие восторги, всякие ненависти... потому именно, что все сие место - пусто". Розанов для характеристики Мережковского использует термин "дыра". Интересно сопоставить эту характеристику Мережковского с термином "черная дыра", получившим распространение в современной астрофизике. Чёрная дыра́ - область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Термин "черная дыра" был придуман американским физиком-теоретиком Джоном Арчибальдом Уилером в 1967 году. Вышеупомянутую характеристику Мережковского Розанов высказал в 1915 г. в книге "Мимолетное". Приведем еще несколько выдержек из этой книги: "О, как страшно ничего не любить, ничего не ненавидеть, все знать, много читать, постоянно читать и наконец, к последнему несчастию, - вечно писать, т.е. вечно записывать свою пустоту и увековечивать то, что для всякого есть достаточное горе, если даже и сознается только в себе. От этого Мережковский вечно грустен. "Мережковский" и "радость", "Мережковский" и "веселость", "Мережковский" и "удовольствие" - contradiction in adjecto [зд.: несовместимы - лат.]. <...> Столько грусти, и - ни по чему. Ужасно. Я не смог бы жить" (Мимолетное. 1915 год // Мимолетное. С. 133).






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 июля ’2017   16:02
Сам размышлял о Мережковском - и то же впечатление вала эрудиции не к месту. Какая-то душевная и духовная слепота образованного человека. Вот чем опасны интеллектуалы и краснобаи: пустотой. Они - доведённая до логического конца культура слова и остального, культура вообще, всё более отрывающаяся от своей основы-этимологии и превращающаяся в мёртвые знаки. Отсюда в живописи кубизмы, супрематизмы etc.

Оставлен: 10 августа ’2017   21:40
Мережковский - пример писателя, который хотел быть умным, и стал им, но этот ум у него не органичен. Этот ум подавил его как человека, превысил его остальные способности, а в человеке ведь должно быть все гармонично.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВЕРНОЮ ДОРОГОЙ. ДЛЯ ВАС ПОЁТ ЛЮБОВЬ ИВАНОВА!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft