16+
Лайт-версия сайта

Добро и зло как субстанциональные сущности бытия. Продолжение статьи "Логика смерти"

Литература / Критика, философия / Добро и зло как субстанциональные сущности бытия. Продолжение статьи "Логика смерти"
Просмотр работы:
20 мая ’2018   00:08
Просмотров: 11310

Парадоксы истории развития человечества.

Вместо эпиграфа:

«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Философ Плотин.

…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны…
Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений, сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха, поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей. Уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при осаде городов, пользуясь открытиями и китайскими технологиями…
С изобретением ружья, стали убивать не только людей, но и охотиться с ним, что тоже делало жизнь намного легче и продолжительней. Ну и потом, постепенно началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне. А ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу противостоять Америке и НАТО, в качестве второй супердержавы!
…Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия, со временем перекочевывают в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:

…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных. Уже потом, стали использовать ракеты для аэрокосмических исследований!
…Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно!
Таких примеров десятки, сотни, тысячи…

Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению: в начале человеческого стада, потом племени, а потом и нации-государства. Ведь вместе было удобней, веселей и главное безопасней. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра над загнивающим озером!»
И все это происходило в целях защиты жизни, во время разного уровня и масштаба, столкновений – военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности…
Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные татаро-монголы – небольшая народность из глубин Центральной Азии, завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
И несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой парадоксальным образом прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи.
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
…Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходит техническая и социальные революции, названные «глобализмом»!
Но и в человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд в свое время, правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс обусловленный «репрессиями» как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных этических понятий.
Гегель, в свое время определили основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет тому назад.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов, Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие в результате борьбы противоположностей переходило на новый этап развития.
Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку энергии жизни, при столкновении противоположностей, происходящей от вечного противостояния и столкновениях добра и зла…
А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла»?
Я сам несколько раз пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: «Душа человека – христианка», есть неоспоримая истина.
Но тогда, возникает вопрос: Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
…И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос, прихожу к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом доставшемся ему от наших предков – животных…
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
Примеры:
В буддизме – цель жизни, освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве, существует доктрина, в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай, где царит вечное добро и порожденное им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета говорил: «Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире…
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
В определённом смысле и такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
Но, так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
В биологическом и даже геологическом смысле, смерть, побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия. Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни, к её вневременному продлению общего в природе, именно через смерть частного!
И потому, смерть понимаемая как зло, является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое, в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
…Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом «стаде», и впоследствии зафиксированного на уровне «умственного», интеллектуального ДНК…
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества…
…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток все привести к одному изначальному знаменателю…


Май 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 20 мая ’2018   20:38
Я добавлю только свой взгляд на вышесказанное. Смерть неразрывно связана с первородной виной. То есть, это суд Божий и наказание. И эту вину родители передают своим детям. Именно с этим связана вся история человечества, и руководит этим не борьба противоположностей, а Господь Бог, и называет это спасением. А останавливается этот процесс на святом, то есть у святого отсутствует воля на зло. И в нём же восстаёт весь род, как и во Иисусе Христе (помилование). А Плотина лучше держаться подальше, а то вам тогда и Антоний Сурожский не поможет. Лучше так смотреть на историю развития человечества, по-христиански.

Оставлен: 02 июня ’2018   20:05
Возможно ведь предположить, что изначально люди были более свободны в своих мыслях и поступках, а вот со временем превратились в стадо с иллюзией свободы.
Можно предположить, что новые изобретения были необходимы именно в быту и лишь впоследствии, а это между прочим не один век, приближаясь к стадному образу жизни — появилась борьба за ресурсы.
История развития человечества насчитывает огромное количество изобретений, которые должны были сделать мир лучше, но увы. Очень часто нам в руки попадает инструмент, пользоваться которым научаться лишь наши правнуки или даже их дети.
Любое проявление агрессии говорит о духовной бедности, и никак не о движении вперёд. Невозможно двигаться вперёд по кругу.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft