16+
Лайт-версия сайта

О пользе заблуждения

Литература / Критика, философия / О пользе заблуждения
Просмотр работы:
02 ноября ’2019   20:25
Просмотров: 8372

Может ли быть польза в заблуждении, или оно всегда приносит только вред? Заблуждение - это неверная оценка ситуации, неадекватный взгляд на мир. Если бы человек в процессе своего развития постоянно заблуждался, неверно оценивал окружающую действительность, то рано или поздно это заблуждение оказалось бы роковым. Очевидно, что в исторической перспективе заблуждение вредно, потому что не дает человеку верного представления об окружающем его мире. Однако существуют мнения, что заблуждение может иногда принести пользу.
По-видимому, первым на это обратил внимание Паскаль. В "Мыслях" он писал: "Общее глубоко укоренившееся заблуждение полезно людям, если речь идет о чем-то им вовсе не ведомом, например, о Луне, влиянию которой приписывают и смену времен года, и моровые поветрия, и пр., ибо из всех поветрий самое распространенное - бесцельное любопытство людей ко всему для них не постижимому, так что лучше пусть заблуждаются, чем живут во власти такого беспокойного и бесплодного чувства". Паскаль считает, что лучше иметь о чем-либо мнение и заблуждаться, чем не иметь никакого мнения и мучиться от неизвестности.

Достоевский в письме к Н.Д.Фонвизиной в 1854 г. писал: "Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной". "Формула", - как считает В.В. Розанов в "Апокалипсисе нашего времени", - замечательная, показующая, что несовпадение "истины" и "Христа" - тревожило его".

На первый взгляд, из этой формулы следует, что Достоевский так почитал Христа и Его учение, что готов был даже идти скорее за Христом, нежели за истиной. Но если вчитаться повнимательней, то можно увидеть, что Достоевский допускает, что истина и Христос могут разойтись. Если бы он всецело был уверен в истинности учения Иисуса Христа, он бы этого не написал.

Может показаться, что, произнося эту фразу, Достоевский выбирает заблуждение, а не истину. Но эта фраза написана в сослагательном наклонении - "если бы". Так как этого "если бы" не произошло, и никто не доказал, что Христос вне истины, а истина вне Христа, то и нельзя говорить о таком выборе Достоевского.

Здесь также следует различать Христа и его учение с одной стороны и истину с другой. Понятие истины слишком абстрактно, понятие же Христа конкретно. Говоря о Христе, мы сразу же понимаем, о чем идет речь. Одни его учение принимают, другие - нет. Абстрактное же понятие истины весьма опасно. Дело в том, что эта истина может истиной и не оказаться. Именно в этом и состоит, на наш взгляд, разгадка фразы Достоевского.

Кроме вышесказанного, надо иметь ввиду следующее. Когда мы говорим о Христе, мы подразумеваем прежде всего его нравственное учение, в отношении которого справедливее употреблять слово "правда". Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным ценностям. Как считает философ А.Л.Никифоров, "между этими двумя понятиями имеется вполне определенное различие: правда - это нравственно ценная истина; не просто истина, а такая, которая дорога нам, которая вызывает сильное эмоциональное чувство. Поэтому истина одна, а правд может быть много. В своем сближении с понятием справедливости понятие правды может очень далеко отходить от понятия истины". В этом заключается одно из объяснений расхождения Христа и истины у Достоевского.

У Беранже в стихотворении "Безумцы" (1862 г.) есть следующие строки:

"Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
человечеству сон золотой".

Если сравнить формулу Достоевского и строки Беранже, то можно увидеть, что фактически они говорят об одном и том же: если к правде святой, то есть к истине, мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. И таким безумцем явился Иисус Христос, а его учение - для человечества сон золотой. Как отмечал лингвист Ю.С. Степанов, в русском слове "правда" соединяются два значения - "правда как объективная истина и правда как внутренний закон, справедливость". У Беранже в данном случае слово "правда" выступает во втором значении, т.к. объективная истина не может быть святой, скорее всего это справедливость.

Перекликается эта мысль Беранже и с изречением Паскаля: если истина не будет найдена, то лучше заблуждение, "сон золотой", чем отсутствие какого-либо мнения. В ученом мире такая ситуация носит название "рабочей гипотезы". Лучше иметь "рабочую гипотезу" и стараться ее подтвердить или опровергнуть, чем полное отсутствие какого-либо мнения.

Об этом же говорит Ницше в книге "Воля к власти" (1886-1888 гг.): "Не исключена возможность, что истинный характер вещей до такой степени вреден предпосылкам жизни, так им противоречит, что нужна именно иллюзорность для того, чтобы иметь возможность жить...". Иллюзорность в виде Иисуса Христа. Поэтому и возникло христианство как защитная реакция человечества от "истинного характера" в первую очередь человека, т.к. самый страшный враг человеку - это сам человек.

В данном высказывании Ницше не исключает ситуации, когда для самой возможности жить необходимо заблуждение.

В статье «Семён Шлосман: “«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат” Михаила Гельфанда (газета «Троицкий вариант», N 10 (204), 17 мая 2016 г.) приводятся рассуждения математика Семёна Шлосмана о природе творчества. С. Шлосман говорит о другом замечательном математике Станиславе Смирнове: «По своей природе (и благодаря незнанию) он понимает, что можно продвинуться дальше, и действительно, эти продвижения не раз, и не два были совершенно замечательные». Незнание стоит рядом с заблуждением. Излишнее, избыточное знание бывает порой опасно тем, что у исследователя иногда опускаются руки. Он начинает рассуждать: все уже открыто, все познано, и – проходит мимо открытия, которое совершает другой ученый, который знает не так много и вследствие этого уверен, что «о сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…». Вообще, грань между знанием и незнанием, необходимую для совершения открытия, определить весьма трудно. Тот, кому это удается, и совершает открытия.

Заблуждение вызывается неспособностью человека правильно судить о мире, и оно родственно ограниченности, когда человек также неспособен составить верное представление об окружающей действительности. Французский моралист Жан де Лабрюйер отмечал: «Известная духовная ограниченность помогает иным людям идти по стезе мудрости». Профессор Сколтеха Искандер Ахатов, так комментирует это изречение: «Кто умеет остановиться в подборе точности, тот может принимать точные решения, а если он уйдет слишком далеко, то потеряет нить» (Троицкий вариант, 13 марта 2018 г. N 5 (249)).

Об этом же писал английский радиохимик, лауреат Нобелевской премии по химии 1921 г. Фредерик Содди. Он подчеркивал значение для науки «творческого воображения, не отягощенного знанием… Даже в науке, хотя и не часто, бывает, что выигрыш далеко не всегда достается старательному, заслуженному и уважаемому исследователю, хорошо обученному и полностью оснащенному оборудованием, но одаренному творческим воображением новичку» (Троицкий вариант, N 6 (250), 27 марта 2018 г., Н. Хромов–Борисов. «Фелония Михаила Голубовского: апологетика гомеопатии»).

Таким образом, на протяжении двух веков самые разные мыслители высказывали по сути дела одну и ту же мысль - о пользе в некоторых ситуациях заблуждения. Корень этого утверждения кроется по сути дела в признании человеческой немощи, в неспособности человека справиться с истиной, с истинным характером вещей.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 02 ноября ’2019   20:43
Спасибо за Вашу интересную и серьёзную философскую работу. Прочитала с наряжённым удовольствием. Как филологу мне это только на пользу!

Оставлен: 03 ноября ’2019   20:01
Спасибо Вам, что Вы проявляете интерес к моему творчеству.
Философия тесно связанна с филологией. В особенности это относится к творчеству таких писателей-философов как Достоевский. Меня как раз интересуют такие писатели. И в то же время авторы, у которых в произведении нет ни одной мысли, не интересны. Некоторые люди высказывают мнение, что в художественных произведениях нет места мыслям и идеям. Для этого существуют статьи, эссе. Но я не согласен с этим.


Оставлен: 02 ноября ’2019   22:12
К вашей теме очень подходят слова из басни Крылова "а ларчик просто открывался..." Это я в смысле, что нет тайн у веры.Есть другая сторона - это праведность (истинность) от закона.Отправившие Истину на крест были безупречно нравственные люди. Вот на этой границе между двумя истинами и начинают таять как снег весенний всякие заблуждения. Это путь.

Оставлен: 03 ноября ’2019   20:57
Отсюда следует, что нравственность - понятие относительное.

Оставлен: 04 ноября ’2019   17:16
Я бы сказал, что относительно Истины (Иисус Христос), это только её часть. И когда этой "частью" измеряют вечность, происходит трагедия. И вообще, любая такая "часть" Истины, возвеличенная в абсолют как единственная и главная (это касается всяких религиозных воззрений), называется ересью и подлежит осуждению. У нас даже католик, переходя в православие, может это сделать только через покаяние. Возможно, кому-то религиозные богословские заблуждения и приносят пользу. Но вера всё оправдывает, находит и покрывает, она становится зрячей.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

23
ПРЕМЬЕРА!"ХОДИШЬ ТЫ ВОКРУГ" ПРИГЛАШАЮ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ!!!
МОЯ ЛЮБОВЬ!
ТАТЬЯНА ТИЛИАН!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/2541314.html?author

342

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft