16+
Лайт-версия сайта

Юлия Говорухина. Чернобыль до Чернобыля

Литература / Критика, философия / Юлия Говорухина. Чернобыль до Чернобыля
Просмотр работы:
20 января ’2020   12:43
Просмотров: 8223

Юлия Говорухина


Чернобыль до Чернобыля


Новый роман Игоря Гергенрёдера «Солнце больше солнца» был опубликован сначала на страницах журнала «Литературный европеец», а затем — на многочисленных интернет-страницах. Малознакомое российскому читателю имя автора и неброское по современным меркам название не сделали это произведение событием, откликов и рецензий практически нет.

Однако произошло нечто, переведшее роман в разряд трендовых. В мае этого года вышел американский сериал «Чернобыль», обогнавший по рейтингу «Игру престолов» и вызвавший волну дискуссий и самых противоречивых откликов. Казалось бы, тема катастрофы, цены человеческой жизни в условиях тоталитарной системы к концу 1990-х годов была выговорена литературой, однако вновь стала актуальной, попала в «нерв времени».

Так же, как и сериал, роман Гергенрёдера может вызывать вопросы о достоверности и предвзятости изображённого, в обоих текстах есть стереотипы и некоторая предсказуемость, оба можно назвать своего рода политическими высказываниями. В обоих звучит мысль о том, что вопросы внешнеполитической репутации оказываются важнее человеческой жизни и оправдывают жертвы, оба об умалчивании реальных трагедий, в обоих появляется герой, в ходе сюжета переосмысливающий былые прочные убеждения (Щербина в «Чернобыле» и Маркел Неделяев в «Солнце...»), в обоих катастрофа — это и тема, и символ, и повод поговорить о современности. Рифмующиеся друг с другом, они наводят на мысль о том, что Чернобыль в 1986-ом — это наказание за неисправленные ошибки, сделанные в 1950-е.

Катастрофа в «Солнце больше солнца» — испытание атомной бомбы в Тоцких военных лагерях 14 сентября 1954 года и взрыв в засекреченном городе Челябинск-40 29 сентября 1957 года (реальные происшествия, к которым обращается автор, подключая свидетельства очевидцев). Если в сериале на первом плане события аварии и её последствия, то в романе взрывы происходят ближе к финалу и сами по себе оказываются неизбежным следствием выбора, сделанного страной в революционные годы. На первом же плане — сюжет становления героя, который начинает свой жизненный путь увлёченным одними убеждениями, а завершает противоположными (еще одна катастрофа, личная, идеологическая).

При всей, казалось бы, неяркости названия, в нем не только содержится главный образ романа, но и сконцентрировано силовое поле текста. Прописная буква позволяет различить Солнце и солнце, где Солнце — это и утопическая идея, которая в определённый момент жизни становится для героя больше, чем действительность, освещая нужным светом жизнь, и Истина, оказывающаяся в конечном счете выше и больше любых манифестаций.

Две теории (два солнца) в романе — это, во-первых, идея восставшего большевика, командующего Армией Правды Андрея Кережкова, который уверен, что дом, труд и его плоды неприкосновенны, а «смысл и цель жизни людей — добиваться, чтобы никакая власть не могла посягать на благополучие человека, сознательного независимого созидателя своего собственного домашнего солнца. Оно, маленькое, по своему значению должно стать больше самого солнца». Вторая — идея мирового коммунизма Льва Москанина («Верить в овладение великими силами, мысленно видеть их действие — значит видеть маяк. Тогда живёшь уверенно и умрёшь в гордости»), ею и увлекается неокрепший и темный ум Маркела Неделяева. Его привлекает фантастическая картинка, схема, которая делит людей на «сусликов» и «солдат будущего», объясняет многое, если не всё. Жить идеей всеобщего будущего счастья или личного настоящего материального благополучия («мелочного счастья») и превратиться в «суслика»? Маркел выбирает первый путь, убеждённый, что великой цели должна соответствовать масштабность задач: «Мир должен жить для идеи великих сил! Против неё человечек с его жизнью — свинячий бздёх!» Убив Кережкова, Маркел посвящает свою жизнь борьбе с людьми-сусликами, строителями домашних солнц. Имя героя будто предопределяет его будущий путь. Маркел — грозный, воинственный, посвящённый Марсу, богу войны. Возможно, автор предполагал и определённую аналогию со святым мучеником Маркелом, сожжённым за веру Христову. За веру, правда, в ложную идею страдает и Маркел Неделяев. Фамилия героя также говорящая. Маркел видит мир в чёрно-белом спрямленном виде, не способен делить монохромную палитру на оттенки.

Наставник Маркела Пунадин произносит пророческие слова: «Вот бы где-нибудь на них [сусликах — Ю. Г.] сделать пробу всемирного оружия...». Эта проба делается и на Маркеле. Увиденный им взрыв атомной бомбы оказывается намного мощнее того, который рисовало его воображение.

Постепенно Маркел начинает сочувствовать Кережкову, понимает разумность его проекта экономического развития деревни, вдруг перестает чувствовать злобу к 'сусликам', а затем осознает, что «вжился в неизменный вкус ко всему, что относилось к пище, к удобствам быта и к занятиям в постели <...> Его погреб, подполье, кладовые были полны запасов, и он не мог не понимать, что стал истинным сусликом, нагуливающим всё больше жира».

Выходит, сюжет романа — доказательство истинности идеи малых солнц? Отнюдь. Теория Кережкова не проходит проверки на реализацию, неизбежно трансформируется, искажается и выливается в личное обогащение за счёт других. Кережков не учёл, что помимо желания созидать свое личное «солнце» должно быть уважение к чужому, что иерархии и принцип подчинения настолько укоренены в культурном сознании народа, что он ещё долго будет искать прямых дорог и искушаться картинками близкого светлого будущего. Так, Маркел не умеет и не научится мыслить категорией личных свобод. Впрочем, и бытие определяет сознание.

Впечатляющий образ в романе — перевёрнутое дерево.

«Валера Пырин начал смеяться и показывать в окно: «Смотри, Толян, пальмы».

Я и сам стал различать вдали непонятные очертания, похожие на пальмы.

Дальше пошли сплошные ухабы. Валентин остановился, все вышли из машины, ещё немного прошли пешком.

И офигели. Пальмы оказались огромными деревьями, перевёрнутыми вверх корнями и воткнутыми стволами в землю.

Их было рядом с нами две и подальше несколько. Вокруг этих двух валялся бурелом из стволов деревьев».

Символичная картина, подытоживающая всё сказанное автором. Экзотическая в своей масштабности идея мирового коммунизма и мирового господства в приближении оказывается мёртвой и нежизнеспособной, ценности — перевёрнутыми. А бурелом вокруг — народ, жертва политического и научно-технического эксперимента.

«Солнце больше солнца» — один из самых цельных текстов И. Гергенрёдера. Отдельные эпизоды, детали складываются в единое целое, оставляя впечатление искусно сделанного высказывания. И всё же есть нечто, что мысленно вычёркиваешь. Это эротические сцены, в описании которых вдруг прорывается другой Гергенрёдер, автор «Русских эротических сказов». Стилистически чуждые, эти фрагменты — как лишние «пазлы», которые почему-то попали в коробку с идеальной картинкой.

Юлия Анатольевна Говорухина — литературовед, доктор филологических наук.

Роман "Солнце больше солнца": https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/romany/2105063.html?author






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Грусть тоску мою развей. Песня от сердца.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Грусть тоску мою развей. Приглашаем на премьеру на канал Владлены Денисовой! https://youtu.be/wOpmNOdC2Vo?si=s0KdxuG7smq9DUQJ


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft