16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 214Зрителей: 63 601
Авторов: 56 613

On-line5944Зрителей: 1124
Авторов: 4820

Загружено работ – 2 069 648
Социальная сеть для творческих людей
  

Единственная. Георгий Ясько.

Литература / Критика, философия / Единственная. Георгий Ясько.
Просмотр работы:
17 ноября ’2010   09:02
Просмотров: 26151

ЕДИНСТВЕННАЯ.

Один человек и Бог, - это уже большинство.
Фрэнк Бухман.

1.

Балакирев, шут Петра Великого говаривал: «Русским не надо сеять хлеб, мы друг друга едим и сыты бываем». Особенно тяжко в России всегда было подвижникам духа. Наше время в этом отношении отличается повышенной ядовитостью. Творчество известных мыслителей, ученых, художников, музыкантов, государственных деятелей подвергается умалению, развенчиванию и осмеянию с какой-то небывалой разнузданностью. Находятся всякие, подымающие руку на А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, Ф.М. Достоевского, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского и других. Особое внимание вандалов привлекают Рерихи - принесшие человечеству учение Живой Этики, которое развивает новое, космическое миропонимание. В последнее десятилетие дискредитация имени Рерихов, приобрела характер профессионально организуемой кампании.
Усиление нападок на имя и идеи Рерихов связано с организацией успешной деятельности Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Этот Центр возник в Москве не случайно. Его появлению предшествовали очень значительные и драматичные события. В 1989 году по инициативе Святослава Николаевича в Москве был образован Советский Фонд Рерихов (СФР), которому Святослав Николаевич в 1990 году передал наследие своей семьи. Это наследие приняла в Бангалоре и переправила специальным авиарейсом в Москву доверенное лицо С.Н. Рериха - Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015). Большое содействие этой акции оказали М.С. Горбачев и Раджив Ганди. Неоценимое участие в ней принял Ю.М. Воронцов. События, сопутствующие переправке наследия Рерихов в СССР были драматичными, бесценным грузом могли завладеть силы, не имевшие на это никакого права. Но этого не произошло. И, прежде всего, благодаря мужественным и самоотверженным действиям Л.В. Шапошниковой, которая сопровождала наследие на всем пути его следования из Индии до пункта назначения в Москве - усадьбы Лопухиных, резиденции Советского Фонда Рерихов.
СФР в связи с распадом СССР был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР). Всей его деятельностью руководила до последних дней своей жизни Л.В. Шапошникова.
МЦР это неправительственная организация, ассоциированный член ООН. Его Президентом ныне является Ю.Х. Темирканов - великий дирижер. В состав совета попечителей МЦР а разное время входили директор музея им. А.С. Пушкина И.А. Антонова, М.С. Горбачёв, М.Л. Ростропович, Е.М. Примаков, С.П. Капица, А.Е. Карпов, президент РАЕН О.Л. Кузнецов, пианист Н.А. Петров, С.А. Филатов, Ю.А. Рыжов и другие весьма важные персоны. МЦР ежегодно проводит международные научно-общественные конференции, в которых принимают участие представители многих стан мира. Центром изданы десятки книг. Это единственный из музеев России, который постоянно проводит передвижные выставки из своей коллекции, за четверть века их насчитывается более 500. Это миллионы посетителей.
Интенсивное развитие Центра раздражает могущественные силы, для которых идеи Рерихов, как и деятельность общественного Музея нестерпимы. Эти силы сегодня выступают под прикрытием Минкульта и государственного Музея Востока. По их мнению, МЦР должен стать государственным учреждением, наследие Рерихов следует передать Музею Востока, что с обычной точки зрения не оставляет никаких шансов существованию общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха…

2.
Но разве было что-нибудь обычным в судьбе этого культурного Центра? Прежде всего, – необычна сама семья Рерихов – четыре гениальных человека, которые, удивительно гармонично дополняя друг друга, совершили одно великое Дело. Они может быть самые счастливые из русских людей, ведь у них получилось все, что они задумали. Не иначе, как они обладали каким-то чудесным свойством – все жизненные обстоятельства обращать на пользу этому своему Делу. Речь идет о возвращении человеку человеческого облика, о пробуждении в нем нового – человечного мировоззрения. Еще это мировоззрение называют «космическим». Тут нет противоречия, известно издревле: человек равен космосу.
Над решением этой вселенской задачи работали не одни только Рерихи, тысячи служителей света, рассеянные по всему миру отдавали все силы, чтобы пробить кору, покрывшую душу современного человека, чтобы просветить его сознание светом истины. Но только у Рерихов это получилось в полной мере.
Добытое ими счастье Рерихи принесли людям и отдали. Они всегда говорили, что работают для России и все, что они сделали, они отдали русскому народу, всем народам России. Они завещали построить в России культурный Центр. Тот Центр, откуда на весь мир распространится новая культура, в которой встретятся Новая Земля и Новое Небо, Елена Ивановна и Николай Константинович поручили своему сыну Святославу Николаевичу основать в Москве. И он их поручение выполнил. Заложив основу Центра, он поручил его строительство своему доверенному лицу. Изо всех людей, с которыми его сводила жизнь, а их было немало, он безошибочно выбрал ту, которую судьба и привела для выполнения именно этой миссии – Людмилу Васильевну Шапошникову. Он сделал ее своим доверенным лицом, исполнителем своей воли, хранителем в целости наследия семьи Рерихов, строителем Центра.
Вместе со своим доверием и наследием своей семьи он, несомненно, передал ей и счастье, на всех путях осенявшее Рерихов. Ведь у Л.В. Шапошниковой тоже получается все, за что она берется. Так вот ей и удалось в разверзшейся пучине переустройства всех жизненных основ утвердить несокрушимый монолит, основу культурного строительства эпохи возвращения человека к духу. В самом центре взрыва, разрушившего мир казарменного социализма, она не просто спасла и сохранила, она дала жизнь, вырастила, поставила на ноги и отправила в путь новое, небывалое.
Рерихи придавали особое значение тому, чтобы их наследие не распылилось, а сохранялось в одном Центре, создание которого было одной из их главных идей. Е.И. Рерих писала, что новое мировоззрение имеет два устоя. Устремление к Свету, к учению Живой Этики – внутренний устой, а видимый устой – Музей и имя Н.К. Рериха.(1) В другом месте она писала, что Музей – это основа, вокруг которой должно и будет слагаться это мировоззрение.(2)
МЦР - уникальное явление культуры, не имеющее аналогов в истории. Да, были и есть музеи, институты, нам сегодня знакомо такое восточное понятие как ашрам. В МЦР мы можем увидеть определенные черты одного, другого, и третьего, эти понятия приложимы к нему, но ни одно из них в отдельности, ни взятые вместе они не могут дать о нем полного представления. Конечно, можно говорить о «синтезе» этих трех учреждений, только слово «синтез» для нас вызывает представление о получении ценного и сложного продукта путем слияния простых и не столь ценных элементов, но в качестве «родителей» как бы более важных. В действительности же, а не в учебнике органической химии синтетическое предшествует элементарному, не порождается простым, а порождает его. Добавив к «музею» научные лаборатории, действующие по принципу ашрама и назвав это учреждение «храмом культуры», мы все равно не получили бы то, что нам дано судьбою разом как МЦР.
Поэтому ни с чем его не сравнивая, лучше довериться той его притягательной силе, которая влечет к себе внимание, дает впечатление источника живительных сил так необходимых уму и сердцу человека, чтобы ум не темнел, а сердце не черствело. С этими невидимыми, но вполне ощутимыми потоками энергий сопряжены потоки идей, которые «во-ображаются», получают живые, прекрасные и яркие «образы» в окультуренном: перепаханном и расширенном этими энергиями поле сознания. Сказано было: воображение – это творческий дар. Насыщенное творческими энергиями сознание создает с помощью этой крияшакти, (данный термин древнеиндийской философии переводится с санскрита как творческая сила) формы для абстрактных идей, дает им «плоть», «во-площает», дает им «образы», «во-ображает», так населяя новыми созданиями – мыслеобразами определенные сферы пространства. Так что, когда мы говорим «Держава Рериха», или «мир творческого воображения Достоевского», мы говорим об анклавах, реально существующих в конкретных областях мироздания, населенных созданиями творческой силы художника (мыслеобразами), и с помощью произведений его искусства, - символов, «окон», «мостов» - можно назвать как угодно – соединенных с нашим миром.
Представление о природной основе процесса воображения идей дано было европейцам Платоном. Сам он приобщился к этому общечеловеческому знанию, по мнению Флоренского, путем непосредственного созерцания того, что было открыто ему при посвящении в мистерии. Европейская философия вышла из рук Платона.
Знаток античности А.Ф. Лосев пишет: «Идея активно действует для того, чтобы воплотиться в своем инобытии; а это инобытие есть нечто приемлющее идею, есть то, что воплощает в себе идею. Такая структурная картина воплощения идеи еще в античной философии приводила к тому, чтобы организующий идеальный принцип понимать как нечто мужское, а организуемое материнское инобытие – как принцип женский, так что реальная вещь, возникшая из слияния этих двух принципов, есть уже порождение или детище, брачного союза идеи и материи. Этот процесс, по воззрению древних платоников, происходит еще в самом же идеальном мире, в котором имеется порождающий Логос и приемлющая его умопостигаемая материя. Такой умопостигаемый воплощенный Логос у Плотина прямо называется Софией».(7)
Этот платоновский мир идеальных прототипов по воззрению древнеиндийских мудрецов имеет два подразделения, «подплана»: 1. «арупа» - подплан бесформенных «абстрактных» идей Логоса; 2. «рупа» - подплан конкретно оформленных Софией этих идей. Здесь идеи Логоса получают от Софии тела или формы из тончайших умопостигаемых материй этого подплана. Саму Софию называют «воплощенным», или «женственным» Логосом, она двуедина. По форме – это тончайшая материя, «реликтовый свет», Свет Логоса, по сути, – это Сам светящийся Логос. Это две стороны чего-то третьего, Высшего, синтетического, которое выявляется только так, - как Логос-София. «Во-ображение» Софией идей Логоса, Его Самого, – это основной момент в творческом процессе природы. В дальнейшем эти первообразы, платоновские идеи, становятся прототипами для творчества всех иерархий творческих сущностей на всех планах бытия.
Так осуществляется связь неба и земли, так небеса передают земле новые, более совершенные формы, которые должна принимать земная жизнь. Так творится эволюция. В этом процессе активнейшее участие может принимать человек. Он наделен своей великой матерью - Природой таинственной творческой силой, которая позволяет и ему тоже «во-ображать» абстрактные идеи. Создавать на подплане «рупа» платоновского мира идей анклавы мыслеобразов конкретно «о-формленных», «образованных» абстрактных идей. А потом уже с помощью произведений искусства, имеющих символическую, двойную природу и энергетику (Флоренский), связывать эти анклавы своих мыслеобразов с нашим миром. Таким образом вносить их сюда, к нам, из мира горнего. В этом эволюционное значение культуры. В этом причина того таинственного явления, о котором на все лады твердит нам Н.К. Рерих: «Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибнуть, может совершенно уничтожиться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль».
Н.К. Рерих, как известно, сам сначала создавал свои картины в воображении. Он не только продумывал сюжет и композицию, но и цветовое решение полотна. А потом «просто» переносил картину из мира воображения темперой на холст. Так же он создавал свои очерки. Сначала он формировал пришедшие идеи в уме, а потом уже практически без изменений диктовал очерк секретарю. В мире идей, «в неистребимых духовных скрижалях» вечно пребывают все произведения его великого духа, к которым мы можем получить доступ через его картины и книги. Правда, для этого тоже нужно иметь силу воображения, иначе картины для нас будут не окнами в иной мир, а «просто холстами», испорченными темперой, а книги будут «прессованной целлюлозой», перепачканной черной краской.
То же относится и ко всем другим творцам. Вот П.А. Флоренский, - великий мыслитель, созерцатель и участник мира горнего. Он знал вечные идеи Логоса как живые сущности (А.Ф. Лосев), он говорил о «химическом составе» мыслей. Его расстреляли 8 декабря 1937 года. Но дело его живет и побеждает. Мир его сияющих идей не исчез, он «питает будущую молодую поросль». Флоренский много писал, часть его трудов опубликована, другая еще сокрыта в архиве. С «миром Флоренского» на подплане рупа мира идей можно соединиться через его книги. А «конгениальные Флоренскому», т.е. принадлежащие к одному с ним духовному роду, имеющие общего духовного породителя (или «гения») люди, могут воспринимать его идеи непосредственно ввинчиваясь сознанием в их анклав. Притягиваясь своим умом к насыщенным родственным магнетизмом мощным идеям родного мыслителя. И до этого небесного архива Флоренского не дотянутся руки НКВД, он недоступен его палачам. Он вечен в аналах Природы. Отныне и навсегда он стал источником благодати, питающим живой водой возвышенных идей сознание молодых мыслителей, которые могут воспринимать эти идеи как анонимные, как продукт творчества одухотворенного Космоса, самой Матери-природы. Так Флоренский стал сотворцом Творца.
Те же законы действуют в гораздо более низких сферах бытия, где отражение Небесной Софии или Души Мира, которое гностики называли София Ахамот, находится под властью не Логоса, а хаоса. Поэтому она дает свою творческую силу для создания в пространстве так же и воистину адских образований.
Пример из жизни. Известный английский художник О. Бердсли был необыкновенно талантлив. Его гравюры и рисунки поражают и завораживают силой, смелостью, страстностью и изяществом линий. Но творчество его было вдохновлено духом зла. Его гениальная творческая способность дала жизнь жутким образам, его листы очень неприятно смотреть, их герои оживают в твоем воображении, создают гнетущее впечатление, которое быстро нарастает до ощущения беспросветного мрака. О. Бердсли прожил 26 лет. Перед своим уходом в мир иной они заболел и слег. Он то терял сознание, то приходил в себя. И тогда он с ужасом говорил навещавшим его, что его создания обступили его кровать, они тянут его с собою в ужасную область безысходных мук. Он умолял своих друзей и наследников уничтожить его произведения. Конечно, они сочли это бредом. Впрочем, если бы даже они выполнили предсмертную просьбу несчастного художника, его посмертная участь облегчилась бы не на много. Ведь его порождения – эти образы зла - жили не на листах бумаги, а в низших слоях незримого мира, где были порождены когда-то его больным воображением. А изображения на бумаге стали для них окнами и дверями, через которые они входили в наш мир, захватывали воображение зрителей, порождая с помощью их творческих сил все новые и новые живые образы зла…
…Идеи и образы колоссального «Мира Рерихов» во всяком приблизившемся к МЦР культурном человеке пробуждают острое чувство, что кроме внешнего отношения к миру есть еще и внутреннее, бесконечно более ценное и важное, дающее ощущение причастности к глубинам бытия. Соприкосновение с этим феноменом, связанным сокровенной связью с истоками мировой культуры, родит уверенность, что возвышенное отношение к миру – не случайное, преходящее настроение, а способное к развитию, углублению и расширению состояние сознания, основанное на опыте новой высококультурной жизни. Этот бесценный опыт своих великих жизней передали нам Рерихи в своих произведениях, облеченных всей неотразимостью красоты.
Идеи и образы, несущие дыхание нового мировоззрения каким-то не понятным, но действенным образом связаны с духовной энергией семьи Рерихов, выявляющейся в плодах творчества этих людей – их книгах и картинах. Как писал П.А. Флоренский в своем знаменитом письме к В.И. Вернадскому («Новый Мир», 1989, 2), любое произведение искусства является произведением духа, проработанной им материей. Материя такого произведения, насыщенна энергиями своего творца и потому оно является двуединым образованием, мостом, соединяющим поклонников культуры с высокодуховным миром творчества. Который Флоренский назвал в этом письме «пневматосферой», чтобы не называть его платоновским миром идей.
П.А. Флоренский писал, что произведение искусства неотделимо от своего творца: «… предмет искусства хотя и называется вещью, отнюдь не является вещь… не есть неподвижная, стоячая, мертвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая, вечно бьющая струя самого творчества, как живая, пульсирующая деятельность творца хотя и отринутая от него временем и пространством, но все же неотделимая от него, все еще переливающаяся и играющая цветами жизни, всегда волнующаяся энергия духа». (3) Лучше объяснить, – в чем притягательность МЦР нельзя. То ощущение «водопада благодати», свободно, даром, падающей с неба на землю, которое дает Центр – это не игра рассудка, не отвлеченное построение ума, а синтетически созерцаемая целостная жизнь великих творческих личностей, Гигантов Духа, воистину соединивших небо и землю в своих сердцах. Манифестация этого великого огненного опыта – вот в чем корень уникальности МЦР.
Мы не ошибемся, если скажем, что Новая Земля и Новое Небо лучше всего видны из Центра. И новое космическое мировоззрение, и весь водоворот идей, касающихся Нового Мира и нового человека, который вовлекает сознание каждого, ищущего новые пути, фокусируются здесь. Здесь космическое исподволь переливается в социально- историческое, создавая условия для реализации русской мечты – победы правды на земле.
Великий жизненный опыт гениальных людей – всегда открытие новых путей для человека. Жизненный опыт Рерихов открыл новый путь к преображению человека и всей его жизни. Приобщение к нему, хотя бы и некоторое, изменяет сущность человека, пробуждая творческие силы. И вот поднимается новая волна жизнетворчества, дающего элементы новой науки, нового искусства, новой философии, новой общественности, новой государственности, нового хозяйственного уклада. МЦР – это росток и фермент грядущего Нового Мира, дающий нам реальную надежду на положительные перемены в нашей жизни. Именно в этом причина таких яростных нападок на него, такой ненависти к нему, постоянных попыток удушить его, растоптать.
Темные силы обскурантизма тоже ведь чувствуют всю новизну и небывалость МЦР. Не способные осознать природу этого феномена, они чувствуют, что здесь кончается их власть над человеком.
МЦР – не только единственное созидательное явление мирового масштаба, возникшее в России в период «реформ», это величина, имеющая еще одно измерение, еще один масштаб. Для оценки явлений такого масштаба общество пока что не имеет общепризнанных критериев. Хотя новое космическое мышление, столь яркими носителями которого являются Рерихи, уже проявляется в творчестве людей, которые порою даже и не знакомы с основными, концептуальными, их трудами. Это природный процесс. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками великих событий: на смену известных нам типов мышления – мифологического, религиозного и научного идет новый, четвертый тип мышления, тип «космического мышления». Для проявлений которого в трудах современных ученных Л.В. Шапошникова предложила новый термин «метанаука». И представителями научного сообщества этот термин был принят. Случилось это в октябре 2003 года на научной конференции, «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века», в которой приняло участие более 900 человек из 12 стран мира. В их числе 3 академика РАН, 10 академиков специализированных академий, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. На конференции было прочитано 125 докладов.
Некоторые из выросших под отеческим присмотром КПСС, не знают, как дела делаются. Предполагают, что все происходит как-то само собой, под неусыпной заботой очередной партии власти. На самом деле, все, что делается, делается конкретными людьми в конкретных исторических условиях. Как Л.В. Шапошниковой удалось выполнить поручение С.Н. Рериха и водворить в нашей жизни это настолько чуждое духу всеобщей продажности явление? Мы этого не знаем. Если бы знали, то сами были бы выдающимися строителями новой России. Можно только догадаться, что суть дела в тех «высших материях», о которых она постоянно говорит.
Флоренский писал: «Все культурные ценности приобретаются личным путем: от лица к лицу. Идея преемства имеет громадное значение в истории». Святослав Николаевич передал ей, и она смогла воспринять тот творческий Огонь, которым «горели не сгорая» Елена Ивановна и Николай Константинович. Первоисточник же этого Огня нам всем известен. Ведь это тот Огонь, Свет которого просиял тогда на горе Фавор.
На земле нет ничего сильнее этого Огня, сердце, горящее им пройдет все препятствия во имя Того, Кто низвел его на землю. Мы уже говорили, что исходное в природе является по отношению к исходящему от него не более простым, а более сложным. Флоренский писал о Лице Иисуса Христа: «…это метафизически есть первое, а логически оно есть самое сложное, потому что во Христе вся полнота бытия; каждый человек может идти за Христом, потому что может увидеть в Нем самого себя».(8) И чем ближе человек к Нему, чем полнее он воспринимает Его энергии, Его Огонь, тем, значит - он сложнее, тем богаче разработана его индивидуальность. Флоренский пишет: «Он – Лицо, гораздо более определенное, индивидуальное, своеобразное, чем всякий другой человек. Он бесконечно своеобразней каждого из нас».(8) Так вот, чтобы быть ближе ко Христу, лучше делать Его работу, полнее отдавать себя «во Имя Его», нужно не ничтожнее, не безвольнее, не безликим быть – как учат церковники – а нужно быть ярче, сильнее, самобытнее. Чем самобытнее, тем ближе к Нему. Чем ярче, чем чище огни твоего сердца, тем легче тебе воспринять Его Огонь. Чем тоньше, сильнее и глубже твой ум, тем лучше ты поймешь веления Его. Чем сильнее твоя воля, тем легче она сольется с Высшей Волей.

3
.
Когда мы говорим о «борьбе Света и тьмы», о «вихрях разрушительных энергий» и о «фокусах созидательных сил», мы порою забываем, что созидательные силы фокусируются в живых сердцах конкретных людей. И вихри хаоса тоже ведь атакуют именно эти сердца, чтобы осушить их - родники крияшакти. С самого начала своей миссии Л.В. Шапошникова оказалась в центре тайфуна. Во мраке, в которым так быстро скрывалась страна, наследие Рерихов притягивало к себе внимание очень серьезных людей и организаций, они, действуя через подставных лиц, пытались им завладеть.
Возле этого наследия столкнулись отборные силы прошлого и десант Грядущего. Десант, как известно, высаживается для того, чтобы создать в расположении противника плацдарм и удержать его до прихода основных сил. И он принимает на себя удар неизмеримо более многочисленного врага. С.Н. Рерих сказал однажды Л.В. Шапошниковой: «Я благодарю Вас за то будущее, которое Вы несете». И она принесла нам будущее. Она носитель нового мировоззрения. Она из того же отряда, что и Рерихи. Их работу она продолжает, их волю она исполняет, их заветы она воплощает. Поэтому ее атакуют их враги.
Это наши враги, враги Новой России, элитные силы темного прошлого. Вон мелькнул полковник Ряшенцев (помните дело АНТ?), ему было приказано выработать концепцию Музея. Мелькнул и исчез за спинами «добровольных помощников»… Вон попавший в правление СФР проходимец раздал все деньги Фонда бандитам, и надо было разбираться с ними. Разобралась и деньги вернула. Вот инфляция съела все деньги, и надо было «изыскивать средства» для реставрации усадьбы Лопухиных, архитектурного памятника, находившегося в аварийном состоянии… Писать и читать об этом легко, но каково было все это выносить и переживать сердцу человеческому!
И все время надо биться с Музеем Востока за возврат захваченных и незаконно удерживаемых им картин, принадлежащих МЦР. Создавая Центр, С.Н. Рерих передал ему в числе прочего коллекцию из 288 картин отца и своих, которая с 30.05.89 года «временно хранилась» в Музее Востока. Однако, руководство этого госучреждения отказалось выполнить волю владельца и передать картины их собственнику. Одна из причин такого скандального поведения в том, что часть коллекции, (около 45 картин) к тому времени была уже разворована. И гражданское дело о принадлежности картин, каждая из которых стоит сотни тысяч евро, должно теперь перейти в сферу уголовного разбирательства. Стремясь не допустить этого, руководство Музея Востока всеми неправдами тянуло время…
Дождавшись, когда 30.01.93 года, тяжело заболевший, С.Н. Рерих скончался, руководство Музея в феврале 1993 года поставило коллекцию на госучёт и обратилось в Правительство с предложение передать Музею всё наследие Рерихов и отреставрированную за народные деньги усадьбу Лопухиных в придачу. Что открывало путь к дальнейшему разворовыванию огромных культурных ценностей, имеющих соответственное денежное выражение. Наверху эта идея понравилась. 4.11.93 года, под грохот танковых орудий, В.С. Черномырдин подписывает постановление за № 1121 о передаче усадьбы Лопухиных музею Востока, а вездесущий А.Б. Чубайс, бывший тогда вице-премьером, издает секретное распоряжение: отобрать у МЦР все наследие. Надо было дойти до Верховного Арбитражного суда, чтобы опротестовать постановление, подписанное всесильным премьером. Тут сильно помог Ю.М. Лужков, правительство Москвы заключило с МЦР договор аренды усадьбы сроком на 49 лет. Но борьба не на жизнь, а на смерть между общественной организацией и всесильным монстром не затихает. Сильные мира сего до сих пор не отказались от намерения уничтожить МЦР и прибрать к рукам наследие Рерихов.
Эта спецоперация проводится под прикрытием мощной антирериховской пиаркампании, в которой задействованы госчиновники, госцерковники, госписатели, госученные и даже один госправозащитник. Олицетворяет ее «без лести преданный» дьякон А. Кураев. Чтобы давить на сторонников МЦР, на интеллигентов, на «учителей врачей и инженеров», Архиерейский Собор РПЦ МП в декабре 1994 года «отлучает Рерихов и последователей их идей от церкви». На культурных людей натравливают «ваххабитов от православия».
Назовите хоть одну еще общественную организацию, которая подвергалась бы таким атакам!
Против МЦР ведется война, в которой применяется весь арсенал политтехнологий. Задействована схема захвата наследия руками предателей, раскольников и самозванцев. При этом был использован естественный процесс поляризации, происходящей в «рериховском движении». Все действительно преданные Делу Рерихов силы естественно объединились вокруг МЦР. Нужно было создать противоположный центр для объединения тех, кто за духовность принимает «невежество, амбициозность, трусость, гипертрофированную самость и низкий уровень сознания, следствием чего и являются вышеперечисленные качества». И такой центр был создан вокруг «самодельного», если не «самозванного» «иерарха». Там начали строить «первый в России музей Рерихов» - как будто нету МЦР. Видно так сильно они убеждены, что смогут МЦР уничтожить, раз не только игнорируют его существование, но даже создают музей, – не для захваченных ли картин МЦР? Во всяком случае, начав с самозванства, раскола, они дошли до измены. Именно такова логическая цепочка. Самозванство ставит себя на место законного лидера. Естественно, это приводит к расколу движения, которым спешат воспользоваться его враги. Пойдя против МЦР, против воли С.Н. Рериха, отвергнув его, одного из Рерихов, раскольники пошли против Дела Рерихов, всех их отвергли и предали. Это стало очевидно по их позиции, занятой по делу «Сферы».
Одно из следствий предательства – это не только помрачение сердца, но и ослабление ума. Но в действиях атакующих Л.В. Шапошникову «умников» прослеживается внутренняя логика, угадывается организующее их выступления начало, ими явно руководят извне деятели «с холодным умом». Оставляющие своим орудиям роскошь все сильнее распалять ненависть к стоящему у них на пути стражу наследия.
Известно – чтобы получить власть над человеком надо толкнуть его на преступление. Чтобы окончательно оторвать этих слабых людей от Рерихов и понадобилось издательство «Сфера», незаконно издавшее т.н. «дневники Е.И. Рерих». Это издательство было создано в рамках все той же схемы по захвату наследия, как противопоставление издательской деятельности МЦР. Но главная цель этого предприятия была в другом. Его заданием была публикация фальсифицированных «дневников Е.И. Рерих». (Копии дневников были похищены у Е.И. Рерих в 30-е годы трио предателей, возглавлявшимся доверенным лицом Н.К. Рериха Нью-Йоркским финансистом Л. Хоршем.) Данная фальшивка должна была дискредитировать Рерихов, дать возможность А. Кураеву и К. представить их в глазах общественности эксцентричными чудаками.
«Сфера» пошла на то, на что не решился пойти даже Хорш. Впрочем, Хоршу публикация дневников была не нужна. Ему нужно было разорить тот первый, Нью-Йоркский музей им. Н.К. Рериха и присвоить 1000 картин Н.К. Рериха, бывших в его экспозиции, библиотеку бесценных восточных рукописей, неоценимую коллекцию стариной бронзы и других предметов восточного искусства. Что он и сделал. А силам, стоящим за «Сферой» понадобился таран, - попытаться пробить стены МЦР. Чтобы затопить пространство идейной битвы клеветой самого низкого пошиба. Все те «рериховцы», которые заказали книги с этой фальшивкой в издательстве «Сфера», – предали Е.И. Рерих, предали самих себя. Мы видим, как они продолжают и даже усиливают свои атаки на Л.В. Шапошникову, возглавившую борьбу в защиту авторских прав Е.И. Рерих. Но все кончено! Как издательство «Сфера», так и эти люди уже сыграли отведенную им невидимыми режиссерами роль. Они уже больше никому не нужны.
Параллельно «Сфере» для консолидации противников МЦР среди т.н. «рериховцев» была задействована некая Л. Дмитриева, которая выставлялась против Л.В. Шапошниковой, развивающей в своих работах научные идеи Живой Этики и новую методологию научного познания. Мы знаем, – противник культуры всегда реагирует симметрично, ему важно противостоять усилиям культурных людей на всех направлениях. Ведь борьба Света и тьмы – это выражение двойственности природы, необходимое напряжение двух полюсов энергии. Созидательная и разрушительная энергии обязательно конденсируются друг против друга на всех путях человеческих, во всех видах его деятельности, во всех ее гранях. Л. Дмитриева должна была выступить против Л.В. Шапошниковой в роли как бы современной продолжательницы дела великих просветителей, принесших нам Свет Востока. Она должна была стать идейным фокусом для тех, кто ищет в Учении Живой Этики то, чего там не было и нет – своего рода духовный наркотик, дурманящий иллюзией принадлежности к «избранным». Мы помним таких «избранных», которые, нанесли удар в спину МЦР буквально в дни уничтожения талибами статуй в Бамиане. Так они спешили воспользоваться создавшейся атмосферой смятения. Об этом смехотворном «путче» говорить неинтересно. (Отметим только, что вождь «путчистов» после его провала был трудоустроен в системе одного из силовых министерств.) Интересно другое. Десятитомник псевдомистической бредятины Л. Дмитриевой был издан неслыханным по нашим временам тиражом – 100 тыс. экз.! Откуда деньжата?
Вот какую борьбу приходится вести Л.В. Шапошниковой. Делает она это блестяще. Дает противнику выявить весь его потенциал и когда уже он, ликуя, вырывается на оперативный простор, наносит сокрушительный удар.
Таким ударом, одним махом, прихлопнувшим претензии всех этих «недотыкомок», явилась регистрация Знака Знамени Мира, проведенная согласно международному и российскому законодательству во исполнение воли С.Н. Рериха. Теперь никто из предателей не воспользуется этим Знаком. Не сможет спекулировать именем преданного ими Н.К. Рериха, предложившего этот Знак. Пусть они отойдут в сторону, пусть оставят символику ненавистного им Дела. Идет война, а правила ведения войны запрещают пользоваться знаменем противника для прикрытия своих сил. Знак Знамени Мира – это флаг сил культуры в этой войне. Нарушение авторских прав, попрание воли, выраженной в актах юридической доверенности, завещания – это не защита культуры, это уничтожение основ человечности, без которых люди теряют человеческий образ, превращаются в зверей.
Показали два семилетия борьбы МЦР, – как ни прятали оборотни свои рога и копыта, все равно эти их украшения повылазили на всеобщее обозрение. Таков закон природы. Каждый подошедший к Свету невольно выявляет свой потенциал, и либо примыкает к Свету, либо восстает против него. Свет или тьма господствуют сегодня в сердце каждого человека, никто не волен в своем сердце, как бы человек ни старался, оно обязательно выявит себя. Так что, сидели бы они у себя во тьме! Но нет, другой закон природы властно влечет их к полюсу противоположного потенциала. Так мошкара летит на свет. Так напрягаются противодействующие силы, чтобы возникший в этом напряжении вал энергии вознес человечество на следующую ступень. Так атакуя Л.В. Шапошникову, атакуя МЦР, атакуя Рерихов силы тьмы, невольно работают на эволюцию.
Говорить об этом просто, а каково стоять там, в центре тайфуна? Мы говорили о том, что Рерихи наделили Л.В. Шапошникову счастьем своей семьи. Да и сама она сказала, что она человек счастливый и удачливый, потому что всю жизнь искала свой духовный путь. Мы только не сказали, что это счастье России, то, что в ней родятся еще подвижники, - для самой Л.В. Шапошниковой с тех пор, как она возглавила МЦР, получило горько-соленый привкус. Мы знаем, что судьба обязательно подносит подвижникам духа чашу, наполненную желчью с уксусом. Л.В. Шапошникова не уклонилась от принятия этой чаши. Ведь она поняла вопрос так – если не она, то кто?
4.
Не так просто понять, как это возможно – до такой степени самоотречения предаться воле истории, чтобы так успешно выполнять ее задания нечеловеческой напряженности, и тут же, под непрекращающимся вражеским огнем, создавать блестящие научные труды, говорить новое, свое.
Л.В. Шапошникова - одна из создателей метанауки. Она не «объясняет», она открывает, показывает и ведет за собой. Это сочетание ученного и вождя, «вожатого», ведущего сквозь буран. Она открывает и показывает нам просторы и дали Незримого, его реалии, открывающиеся ей. Новизна той науки, которую она делает не в темах ее исследований, а в методе их проведения. Ее орудия – интуиция, умозрение, плюс колоссальная эрудиция и то, что раньше называли «чутье», а сегодня называют пробудившейся духовной энергией. Поэтому, наверное, каждая ее новая работа интереснее, свежее, ярче предыдущей. Она носитель синтеза, объединяющего видимое и невидимое.
А.К. Толстой писал:

Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель.
Вечно носились они над землею, незримые оку…
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.

Приведя эти строки в одной из своих книг, Флоренский добавляет: «Таково объективное, реалистическое понимание искусства, и, подобное ему, понимание философии, науки и техники». (4)
Труды Л.В. Шапошниковой полностью отвечают такому пониманию науки. Читая их, видишь – это не выдуманное, а взятое из действительности: живое, вдохновенное, страстное. Она пишет широко и свободно. Увиденное своим внутренним взором, интуитивным прозрением, она показывает нам просто и убедительно. С легкостью, которая ей как будто бы ничего не стоит, она открывает перед нами взаимосвязь видимого и невидимого. «Как будто натирает карандашом бумагу с подложенною под нею моделью, образы же выступают сами собой».(4.115)
В отличие от самозванных «избранников», самодельных «иерархов» и доморощенных «духовных вождей», претендующих на какую-то особую роль в процессе освоения рериховского наследия, тянущих к нему свои «чистые» руки, Л.В. Шапошникова пришла к своей миссии буквально шаг за шагом следуя по пути Рерихов. В пространство учения Живой Этики ее ввел С.Н. Рерих в 1968 году, а судьба в 1976 – 1980 г.г. провела ее маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, который она повторила (кроме той его части, что проходит по территории КНР). Прошла, истоптав на нём несколько пар туристских ботинок. То, что она при этом нашла, невозможно обрести, сидя на диване. То, что она получила на этом пути, она отдала нам в более чем трехстах своих работах.
Е.И. Рерих однажды написала, «что первый луч Новой эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа». Этим новым пониманием мы обязаны Л.В. Шапошниковой. Имеется в виду ее капитальный труд «Тернистый путь Красоты», последняя точка которого была поставлена в последний день ХХ века, 31 декабря 2000 года. Эта книга восстановила то течение тока очень высокого напряжения в русской мысли, которое было оборванно в первой трети прошлого века. Но это не столько восстановление связи с прошедшим, сколько шаг в будущее. Серебряный век русской культуры, согласно Л.В. Шапошниковой, явился вспышкой, отразившей Свет Преображения Христова. Эта Духовная Революция была пресечена в тот момент, когда она возвестила о новом космическом мировоззрении, о новом явлении в духовной жизни, в котором сердце человеческое выразит себя уже не на традиционных путях отдельных искусств, наук и духовных дерзаний, а в новом живом синтезе, в откровении Красоты, как непосредственно творящей и преображающей силы. Это новое мировоззрение обещало дать разом то, что раньше давали искусства особо, науки особо, подвиги святых особо. Это и есть наш русский опыт подражания Христу – принятие Красоты как преображающей силы.
Эта книга показала нам, что учение Живой Этики является органичным и необходимым этапом развития русской культуры, вершиной ее. Сюда все шло. Это учение выстрадано, выношено русской душой. Оно было изначально растворено в русском духе. Кристаллики его идей сверкают то здесь, то там, повсюду, во всех тканях нашей культуры. Больше в наших надеждах, чаяниях, в духовной жажде нашей знали мы о нем. Да, мы знали о нем, как о чем - то насущно необходимом, без чего и жизнь – не в жизнь. Оно и явилось тем, по чему так тосковала русская душа.
Откуда такое богатство и противоречивость русской культуры? Все ее творцы – большие и малые восходили на одну великую Гору, на вершину Духа, со всех сторон сразу. Как говорил Флоренский: «… проблема оправдания мира перед Богом, а для этого – освящение и преображение плоти Мира, всецело занимала русскую мысль, выражалась ли она в подвигах отшельников или в хлыстовских радениях, в самодержавной теократии или в социалистическом коммунизме».(5) Если спроецировать план этого восхождения на плоскость, то получим круг с направленными к центру векторами радиусов. Поэтому плоскому уму русская история и кажется картиной самоуничтожения. Но одухотворенным взором мы видим картину эту в другом ракурсе. Мы видим, что цель у всех и всяких странников, шедших «русским путем» была одна – вершина Духа, олицетворенная Гигантом, принявшим ответственность за всех. Принесшим Себя в жертву при сотворении мира, чтобы в этом мире была жизнь, был человек.
Вот среди руин русской жизни сегодня снова забил святой источник. Это прорвался к нам сюда из мира горнего поток главного течения русской мысли, «изведенный» Л.В. Шапошниковой в книге «Тернистый путь Красоты». Об этой книге можно сказать одним словом – она Христоцентрична. Флоренский писал в книге об опальном и расстриженном архимандрите Феодоре (Бухареве): «… по существу, все то, о чем волновались и Соловьев и Достоевским, и Федоров, и, отчасти, Толстой, и Мережковский, и Розанов, и Булгаков, и Эрн, и т.д. … в Бухареве уже все подобные вопросы были заострены и сведены в первовопрос, к проблеме Христологической или, точнее, к проблеме Христокосмической, или, еще к проблеме Христо-Софийной».(5) Как в области физической никто не может родиться сам собой, так и в области идейной каждое звено в развитии общего течения мыслей имеет свою преемственность, а не возникает из ничего, по прихоти и желанию автора. К своему открытию Л.В. Шапошникова влеклась своей судьбой русского мыслителя, продолжателя общерусского дела. Она, как и ее предшественники отвечала на все тот же первовопрос, а найденный ею ответ дал нам ключ к новому пониманию не только русской, но и мировой культуры и истории.
Отправной точкой этого труда, фокусом идей, из которого он развился, одновременно и импульсом к его созданию явилось умозрение, - увиденное автором Преображение Христово. Л.В. Шапошниковой впервые удалось осознать эволюционный смысл этого события и увидеть, как оно повлияло на историю, насытив своим светом целую эру. Христианскую эру.
Сказано было: «Через искусство имеете Свет». А этот Свет – Фаворский Свет Преображения Христова – увидела Л.В. Шапошникова. И этот свет преобразит человека в Богочеловека, а человечество в Богочеловечество. Но как, какой силой? Силой Красоты.
Христос открыл нам путь к дальнейшей эволюции, путь в просторы Нового Мира, в котором не будет такой резкой границы между этим миром и тем. Преобразившись, мы сможем жить и творить на Небе, как и на Земле. Христос – это Бог и Человек, это идеал, прототип и образец для нас. И Он тогда, в Палестине явил нам новый тип человека. Этот Пренебесный Художник явил нам преображение как акт «художества художеств», как творческий акт, требующий активного участия стремящегося к преображению, требующий от «твари» сотворчества с Творцом. Не «тварью», а братом Своим Он назвал человека.
Если мы говорим об Агнце Божьем, о предвечной жертве, как основе мироздания, тогда мы должны признать, что Спаситель изначально ни на миг не оставляет человека. «Присутствие, Великое Присутствие наполняет природу». Вся полнота жизни дарована нам этой жертвой, человеческая история является продолжающимся Боговоплощением, продолжающимся Самозакланием, обеспечивающим человечеству переход к Богочеловечеству. Все в жизни человеческой сводится ко Христу, потому что все изошло от Него. Как пишет Флоренский: «… вне Христа, без Христа, помимо Христа, не сообразно с Ним, без Его благодатной, т.е. бытийственно укрепляющей… помощи вообще невозможна никакая жизнь, никакое творчество, в сфере ли религиозной, художественной, философской, позитивно-научной, общественной, государственной, семейной, экономической, - вообще какой угодно, какая бы ни открылась еще, - не в том смысле, что плоха, нравственно предосудительна, канонически недолжна жизнь без Христа в какой бы то ни было области, а в том, повторяю, метафизическом смысле, что таковая просто невозможна, что она, поскольку она действительно вне Христа, действительно метафизически несовершенна, бытийственно неполна, а если была бы совсем вне Христа, то просто не была бы. (…) Христос есть истина, путь и жизнь; это не только догмат вероисповедания, но прежде всего закон мироздания. А если так, то … во-первых… рассыпаются все притязания на автономию в какой бы то ни было сфере жизни и даже природы – без Христа не может быть не только государственности и т.п. но даже химии и геологии; а во-вторых, с такою же стремительностью опровергается всякое искушение, хотя бы и во имя Христово, на духовное насилие, ибо всякая свобода, как духовное самоопределение, от Христа и во Христе, Христос действует не только и не столько, даже совсем не периферически, через внешние заповеди, как то полагают в неразумной поспешности ревнители благочестия, а Своими благодатно бытийственными, так сказать, органическими путями, разумение которых доступно не богословскому схематизму ревнующих о вере, а духовно просветленному, благодатному взору, и посему иной противник Христа может быть в бытии своем гораздо ближе к Нему, нежели рьяный, но не духовный ревнитель Церкви».(5.593)
П.А. Флоренский и Л.В. Шапошникова, конечно же, не противники Христа, они оба обладают этим духовно просветленным, благодатным взором, оба видят органические пути Христа. Оба они свидетели мира незримого. Л.В. Шапошникова видит, как сила Христова воздействует на людей через культуру, искусство, через живопись. Да, она видит, что эта сила сегодня лучше всего действует через картины Н.К. Рериха.
Мир горний сегодня явлен нам как никогда раньше ярко и жизненно. Ведь сегодня в пространстве русской культуры мы имеем то, что было названо Л. Андреевым «Державой Рериха», то, что было создано художником по вдохновению Логоса для продвижения эволюции человечества. Это невиданно мощное даже для России духовное откровение мира идей. Эта «держава» – мощный фокус, соединяющий мир земной жизни с миром горним. Такое проникновение в духовный мир стало для художника возможным благодаря приобщению его к образу Преподобного Сергия Радонежского. Изо всех русских святых Преподобный, бесспорно, в наибольшей мере сподобился Христу, сведя живой Огонь на нашу землю. Вдохновенный этим Огнем художник насытил им свое искусство, приблизил Спасителя и его энергии к нам, облегчил путь Преображения многим.
Своим уточнением первовопроса русской мысли как Христо-Софийного, Флоренский отослал нас к метафизике взаимоотношений Логоса, Софии и Хаоса. Тут мы должны вспомнить, что София – по Флоренскому – это Радость, Красота, Вечная Женственность. И тогда мы увидим, что в этой своей книге Л.В. Шапошникова как никто другой до нее решила Христо – Софийную проблему в ее историческом аспекте. В ее труде метафизика предстала физикой, описанием энергоинформационных процессов одухотворенного Космоса, определяющих ход истории. Она показала нам, что сложная диалектика осознания человеком нераздельности духа и материи сегодня требует признания первенствующей роли на данном этапе исторического процесса как раз материального, Материнского, Женского Начала.
Дело в том, что она открыла нам не только новый, более близкий к истинному Лик Христа, она открыла нам Владимира Соловьева. Ведь этот загадочный вдохновитель Серебряного века, насытивший бродильным началом духовную жизнь России, как Протей пронизывает все пространство русского Ренессанса. Он был повсюду и во всем, поэтому и не был четко виден, не был понят. Он был везде и он не был нигде, он был всяким и поэтому он не был никем определенно. Л.В. Шапошникова определила его место и роль в истории. Она увидела его как Культурного Героя, каких были считанные единицы за всю историю человечества. Вл. Соловьев – это предтеча эпохи Матери Мира. Он приходил, чтобы приготовить людей к наступлению этой эпохи. Идеями своих блестящих книг, образами своих гениальных стихотворений, загадочным магнетизмом своей прекрасной личности, обаянием своего сердца, огнем своего духа он внес в жизнь нашу дыхание приближающейся новой эпохи. Он был учеником Софии, Она вдохновляла его. И это вдохновение было воспринято от него русскими людьми. Так и возникло явление Серебряного века. То явление культуры, которое помогло нам выжить во мраке ХХ века, то явление, которое помогает во мраке XXI века рассмотреть розовую полоску Зари.
Да, прав Бердяев, - весь Серебряный век прошел под знаком Вечной Женственности в ожидании новой эпохи и подготовке наступления ее.
Кроме того, кристалл духа Вл. Соловьева явился катализатором, требовавшимся для завершения той «метахимической реакции», которая пошла в человечестве, инициировавшись Фаворским Преображением. Вызванное Соловьевым брожение умов ускорило разделение людей на два подвида. То разделение, о котором возвестил Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение». (Лк.12.49-51) Соловьев дал учение о Богочеловеке и Богочеловечестве, привлекшее всех, способных и дальше идти путем эволюции, - ко Христу. Не к церковному идолу, а к живому, действующему, ни на миг не оставляющему своих детей Спасителю. (Независимо от вероисповедания, все люди – Его дети). Что вызвало на противоположном полюсе ту же потребность в четком самоопределении. Явление духовного антипода Соловьева Фридриха Ницше утвердило явление человекобога. Существа, отрекшегося от Неба ради утверждения себя на земле. Магнетизм Ницше распалил и довел до крайней степени самолюбие человека, ускорил ярое выявление Антихриста. Именно это разделение людей, приведшее к великой битве сторонников Логоса и проводников хаоса за Мировую Душу, за преображение Софии Ахамот, за освобождение земной жизни от власти тьмы, и явилось причиной всех поражающих явлений ХХ века. Что способствовало и скорейшей кристаллизации идей учения Живой Этики – этого Знамени воинов Света.

5.
У Памфила Даниловича Юркевича учителя и друга Вл. Соловьева есть статья «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия». Проанализировав Библейское учение о сердце как средоточии всей душевной и духовной жизни, он показал, какие великие практические интересы духа человеческого и Христова соединяются в сердце. Жаль, что он ограничился Библией, и не обратился к «Добротолюбию», в котором прямо утверждается, что живое общение со Христом человек обретает в сердце своем. Именно в своем сердце искали и находили Христа христианские подвижники. Они знали свет и тепло Его Присутствия, тогда как церковники, оторвав Христа от народа, превратили Его в идола, излучающего «страх Божий». Как писал Бердяев: «К. Леонтьев был гениально прав, когда видел в православном христианстве не столько религию любви, сколько религию страха».(6)
«Много званых, да мало призванных», - так было тогда в Палестине, так есть сегодня здесь, так будет всегда. Л.В. Шапошникова, выполняющая порученное ей, несет нечеловеческую ответственность, степень ее напряжения нам непредставима. Как человек восточный, она решила для себя – неважных дел нет. Она входит во все дела, связанные с МЦР, она необыкновенно занятой человек. Она очень серьезный человек. В то же время, все, кому посчастливилось как-то соприкоснуться с нею, отмечают необыкновенно редкое в наши дни ее качество: ее сердечность. Это выражается не во внешних особенностях поведения, общения, это ощущение живого Огня, который реально греет, лечит, радует, умиротворяет и возносит, – животворит – сердца, соприкоснувшиеся с ее сердцем. Эти деяния и взаимоотношения дают понять каждому, попавшему в их поле, – почему Живая Этика называется так же Учением Сердца.
Это сфера сокровенной жизни человека, поэтому больше мы ее касаться не будем. Но справедливость и соизмеримость требуют, чтобы была отмечена вся широта размаха дел Л.В. Шапошниковой. И тут мы видим три уровня, три поля, на которых она одерживает свои великие победы. Первое: в утверждении МЦР, видимого устоя нового космического мышления, она действует на поле космического размаха. Второе: в создании метанауки она борется и побеждает на поле мировой культуры, на котором решается судьба планеты. Третье поле: в возрождении простого человеческого сердца к новой жизни, в битве за «спасение души» конкретного человека. И на всех этих трех уровнях Л.В. Шапошникова деятельна, успешна, победна. Они являет нам живой пример того «синтеза», о котором мы говорили вначале.
Так устроен этот мир – все великие духовные ценности, культурные ценности, потребные человеку для восхождения, даются ему даром. Учение Живой Этики дано нам даром – подходи и бери. «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». (Откр.22,17) Даром для берущего, но не даром для дающего. Ведь за все в этом мире надо платить. За берущего платит дающий, за ученика платит Учитель. «Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением», - писал Флоренский домой с Соловков за 10 месяцев до расстрела. Уж он-то знал, что так повелось с сотворения мира, с той предвечной жертвы Агнца, на которой основано мироздание. Сложное и богатое отдает себя, для того, чтобы простое и бедное питаясь его «плотью и кровью» росло, взрослело, училось, боролось, творило – жило. Постепенно уподобляясь Ему.
В основание каждого учреждения (дела, начинания) как и в основание мироздания, полагается жертва. Другого способа нет. И чем важнее это учреждение, тем большей должна быть жертва, ведь тем больше жизненных сил потребуется привлеченным этим учреждением людям. МЦР – это грандиозное учреждение…
Человек, прозревающий горний мир, умное место идей и первообразов сущего, фокусов сил, движущих историю, человек несущий важнейшую историческую миссию имеет необыкновенно тонкое душевное устроение, он наделен особенной чуткостью. Но ведь не только и не столько прекрасные зовы пространств и светлых сущностей достигают его сердце. Даже простое соприкосновение с бездумно, как говорят сегодня «зависшим», «хорошим», «теплым», человеком болезненно. А что говорить об ударах хаоса, об игре пространственных стихийных сил, чьи волны бьют по натянутым нервам как нечеловечески злобный враг. А что говорить о черных стрелах ненависти, выношенных, отточенных, посланных с заданием – убить. Силы тьмы очень активны, это враги явные и тайные, рядящиеся в сторонников, это предатели.
Когда такой человек говорит, что предатель ударил ножом в спину и повернул отравленное лезвие в самом сердце – это не аллегория, - так оно и было.
В этой статье нас сопровождал П.А. Флоренский, создатель учения об имени. Он писал: «Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность». Он на нашем месте обязательно обратил бы внимание на то, что фамилия Людмилы Васильевны – это девичья фамилия Елены Ивановны Рерих. Он показал бы нам, что это указание на общего гения того духовного рода, к которому они обе принадлежат. Гения, как породителя, как первотипа, другими словами – идеи-ангела, идеи-божества, через которого их духовный род восходит к верховной точке всех духовных родов – идее идей, к Богу.
Такие люди, как Людмила Васильевна Шапошникова являются национальным богатством, от них зависит преуспеяние народное. Таких людей как Людмила Васильевна Шапошникова больше нет. Она одна. Единственная.

6.
Шапошникова Людмила Васильевна, Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН, Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской экологической академии, мыслитель, писатель, индолог, лауреат премии Дж. Неру, Основатель и генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, автор книг по философии исторического процесса, а так же книг, посвященных культуре Индии и российско-индийским культурным связям. В 1974-1980 годах Л.В. Шапошникова в одиночку прошла маршрутом великой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Перу Л.В. Шапошниковой принадлежит более 400 статей, 45 книг. Л.В. Шапошникова - сопрезидент международных проектов «Знамя Мира», «День Земли», «Колокол Мира», и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН. В её честь малая планета 9717, открытая астрономом Н.С. Черных была названа «Lyudvasilia». Награждена Орденом Дружбы, Орденом за Заслуги перед Отечеством, Дипломом Европейского Союза «Europa Nostra Awards».

Литература:
1.Е.И. Рерих. Письма. Т. 1, М., 1999, стр. 147.
2.Е.И. Рерих. У порога Нового Мира. М., 2000, стр. 370.
3.П.А. Флоренский. Христианство и культура. М. 2001, стр.
4.П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т. 131, М. 2000, стр. 114.
5.Архимандрит Феодор (Бухарев): pro et contra. СПБ, 97, стр. 587.
6.Н. Бердяев. Смысл творчества. М. 2002, стр. 291
7.А.Ф. Лосев. Владимир Соловьев. М. 2000., стр. 207.
8.П.А. Флоренский. Сочинения. Ф.Н, т.129, М 1999, стр. 443.



Георгий Ясько. 23.9.03.








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
В чём заключается любовь?

Присоединяйтесь 



Наш рупор
ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ!!!
МОЯ ЛЮБОВЬ!
ТАТЬЯНА ТИЛИАН!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/2541314.html?author

342

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft