16+
Лайт-версия сайта

И будет так, как быть должно

Литература / Литобзор / И будет так, как быть должно
Просмотр работы:
30 августа ’2021   12:39
Просмотров: 1528

И будет так, как быть должно

Заметки об альманахе «Ангарские ворота» № 5

Вышел в свет пятый выпуск альманаха «Ангарские ворота». В редакционную коллегию этого литературно-художественного издания входят его «отцы-основатели» – ангарские литераторы Виктор Балыков, Валерий Дмитриевский и Владимир Сазонов. Альманах полноцветный, в нём 80 страниц формата А4, рубрикация последнего выпуска достаточно обширна и вполне соответствует рубрикации изданий аналогичного плана.

Раздел поэзии открывает стихотворный цикл Юрия Андрейчука «Интерпретации» – поэтические микроэссе как ассоциативный ответ на фильмы – шедевры мирового кинематографа. «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлёт раба», – как-то заметил Б. Пастернак. Вот такой же «раб» (непременно – с галер) и есть автор цикла. Правда, внешне неотличимый от господина, от творца, от демиурга. Во всяком случае, ему есть чем гордиться: и чувственный посыл отработан на все сто, да и упомянутые в подборке фильмы уж больно хороши…

Мощны, упруги стихи Дмитрия Ангарского, размещённые в альманахе. Подборка получила название: «И было так, как быть должно». Поэтические строки «Из девяностых, из лихих // мне мало просто верить. // И потому пишу стихи, // чтоб не остаться зверем», завершающие в целом камерное стихотворение, неожиданно разрастаются до уровня поэтического манифеста. Немало современных стихотворцев, должно быть, не отказалось бы подписаться под этаким этическим императивом.

Пронзительны, разнотемны и разностильны стихи подборки «Сквозь щёлочку заката» Владимира Сазонова. Автор делится с читателями своими нынешними тревогами, и поэтический голос его точен, человечен и доверителен. «Уходят друзья, как в туман пароходы, // И некем ушедших друзей заменить. // И больно, и горько, и давит утрата, // И в трубку не скажешь, как прежде: «Привет!». // И чувствуешь втайне себя виноватым, // Что ты ещё жив, а его уже нет…»

Стихи Виктора Балыкова («Я разглядеть пытаюсь человека») – это стихи человека, знающего свою поэтическую цену. Строки его иногда по-блоковски горделивы (едва ль не надменны), порой по-мандельштамовски самозвучны. Горделивость же здесь особого (поэтического) рода, она возведена на основаниях безжалостности к себе самому в первую очередь, на взыскательности, на безмерной точности стихотворческих интонаций. И на то существует суверенное, безотзывное право: ведь у поэта мера спроса выше, чем у прочих смертных.

Рассказ-страшилка «Фофан» мастеровитого автора Геннадия Казанцева (Керчь), открывающий прозаический раздел альманаха, полон причудливых неологизмов, диалектизмов и прочих эрративов. Итог – жутковатая до мурашек по спине история в духе гоголевского «Вия».

Иркутский прозаик Аркадий Давыдов в рассказе «Плацкартный вагон» воссоздаёт психологические портреты своих земляков: это всё крупные сибирские характеры, это открытые свободолюбивые люди, всегда готовые на поступок.

Та же тема: тема поступка – волнует и прозаика Владимира Монахова (Братск). Действие рассказа «Поступок» происходит в послевоенном сибирском городке. Автор рассказывает немудрёную житейскую историю, каковые случались тысячами в то непростое время. Но что с того, что таких историй тысячи? Когда это происходит с тобой – всё равно больно!

Мягкого юмора полон рассказ Валерия Дмитриевского «Женская логика». Юмор настолько мягок, что не способен задеть или обидеть ни одну носительницу этой самой, особенной логики. Хотя, наверное, всё же не стоит пытаться повторить опыт лирического героя рассказа. Целее будете, как говорится. Рассказ В. Дмитриевского и закрывает прозаическую часть альманаха.

Раздел «Драматургия» полностью состоит из единственной пьесы альманаха – радиопьесы Станислава Шуляка (СПб) «Война». Вообще выбор редколлегией этой драматургической миниатюры поразителен: всё-таки слишком уж прочно ассоциируется слово «война» с событиями Великой Отечественной, с чёрными тарелками радиоточек, со сводками Совинформбюро, с транспарантами «Всё для фронта, всё для Победы!» Здесь же нет ничего подобного, война имеет сугубо травестийный, невсамделишный, аррабалевский характер, персонажи радиопьесы – Враг и Противник – состязаются друг с другом в благородстве (убивать один другого должен непременно по справедливости), и вот их жизни и смерти уже зависят от пенья соловья, или – «условного соловья», как поименована в радиопьесе С. Шуляка эта капризная лесная птичка.

Обширна по объёму и эмоциональной насыщенности публицистическая (мемуарно-мемориально-юбилейная) часть альманаха. В пятом выпуске напечатана глава «Воспоминаний» Олега Корнильцева о предвоенном детстве и первых месяцах войны, глазами пяти-семилетнего мальчика. Столетию со дня рождения старейшего ангарского поэта Вадима Богатырёва (1921-2017) посвящена большая поэтическая подборка «Тропа восхождения». Записки же Вадима Николаевича приоткрывают перед читателем перипетии его непростой, долгой жизни. В рубрике «Мемориал» напечатана и поэтическая подборка Василия Хлыбова (1951-2020) «Жду весну». Художник Александр Самарин (1959-2020) представлен в альманахе не только рядом живописных работ, на спинке и оборотах обложек, но так же и поэтической подборкой «Луна на ниточке», поражающей богатством и неожиданностью образов.

Критическую «брешь» в рамках рубрики «Разбор полётов» закрывает единственная дама номера Светлана Зубакова со статьёй «И отсюда начинается маршрут…» Её материал – сверхкраткий обзор вышедших ранее номеров альманаха «Ангарские ворота».

Последнее весьма своевременно. Один-два номера альманаха – могли бы быть не более чем благими пожеланиями или розовыми мечтами, в лучшем случае – заявками о намерениях (хотя, понятно, что первые шаги самые трудные), но пять – это уже «юбилейное» число. Теперь можно с некоторой уверенностью констатировать: «Ангарские ворота» состоялись! Что накладывает на авторов проекта некоторые дополнительные обязанности и прибавляет лишние заботы. Например, очевидна необходимость увеличения тиража, возможно, не поступаясь принципами и не уклоняясь от «генеральной линии» – региональности издания, стоит подумать над расширением географии участников.

Впрочем, как водится, во все планы и во все намерения человеческие, даже самые продуманные и выстраданные, время и обстоятельства вносят свои коррективы, и, перефразировав одного из авторов альманаха – Дмитрия Ангарского, – заметим: «И будет так, как быть должно!»

Виктория Прокофьева






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ПРИЛЕТАЙ ....

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2022 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft