16+
Лайт-версия сайта

Творение себя из себя

Литература / Мемуары, публицистика / Творение себя из себя
Просмотр работы:
08 августа ’2024   10:30
Просмотров: 466

Один и тот же автор может много и долго заниматься творчеством, и очень разным – вокалом, поэзией, керамикой. Но к мечтательному и непрактичному автору возникает вопрос, почему он занимается своей деятельностью в качестве ученика, участника, приходящего клиента. А не в качестве руководителя, организатора, преподавателя. Мало того, что один и тот же автор должен быть в курсе всех направлений в искусстве. Он ещё и обязан стать руководителем своей организации. Неважно, надо ему это или нет. Просто кому-то не нравится его статус участника. Клуб авторской песни «Тоника» и его руководитель Василя Новосёлова поднимают сложные вопросы в спектакле «Прекрасная глина» по мотивам романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Возможно, ещё сложнее, чем тот, о котором написано здесь. Можно ли из необработанного материала создать законченное произведение? И, более того, нужно ли? «А стоит ли в чёрной печи обжигать прекрасную красную глину?» Это строка из песни «Красная глина» на стихи Максима Амелина и музыку Сергея Труханова. Песня дала название спектаклю.
У главного героя Чарли остались грустные воспоминания от детства. Он жил жизнью ребёнка, который не играл с другими детьми, сидел в углу и читал книги. Когда в семье Чарли вспоминают о том, как он родился и вырастал, о нём говорят, что он никогда не будет таким, как другие дети. И он не выбирал такую судьбу сам. Может быть, у него появлялись мечты о том, чтобы найти себе компанию. Хотя такой диалог был бы необычным. До какого-то времени Чарли всё это устраивало. И он соглашался на такую судьбу, какая у него случилась. Правда, редко встречал понимание. Чарли не всегда оставался ребёнком, у которого не было друзей своего возраста. Благодаря научному эксперименту он обрёл возможность повысить интеллект, найти общий язык с молодёжной группой и даже с научными деятелями. Также теперь у Чарли появился ещё один собеседник. Новый Чарли, умный, развитый и талантливый. Такой, каким он стал после результатов эксперимента.
В спектакле Чарли до изменения и после изменения играют два разных исполнителя. Новый Чарли не понимает, почему он попал в такое положение и отрицает этот диалог. Прежний и новый Чарли ни в чём не похожи друг на друга. Прежний Чарли выглядит как маленький ребёнок, который попадает в непонятные ситуации. Новый Чарли выглядит как задумчивый книжный философ. Он воспринимается как рано повзрослевший вундеркинд, мыслитель рядом с невыросшим ребёнком. Новый Чарли не знает, почему этот диалог продолжается так долго. Новому Чарли никогда не было интересно заниматься детскими играми. Прежнему Чарли нужен был собеседник, который участвовал бы в том, что он хочет делать. Причём прежний Чарли остаётся постоянно только с новым Чарли. Видимо, ему хватает одного собеседника. Новому Чарли кажется странным, что он теряет связи со многими людьми, которых поначалу ценил. А с прежним Чарли у него очень долго продолжается диалог, переходящий в противостояние. Как протекает такая беседа? Бывает так, что читающий и мыслящий исследователь начинает благотворно влиять на создание, потерявшееся в своих сомнениях. Но бывает и так, что создание, не владеющее логическим мышлением, заставляет исследователя посмотреть на что-либо с другой стороны.
Что происходит дальше? Про двух собеседников часто говорят, что среди них есть ведущий и ведомый. Про дуэт прежнего и нового Чарли складывается мнение, что ведомый – это новый Чарли, что в результате он делает всё, что ему предлагает прежний. В спектакле не рассматривается выбор нового Чарли перестать вести разговоры с видением из прошлого. Не совсем понятно, нужно ли такое альтер эго взамен мышления кабинетного учёного. Обычно можно заметить в художественных произведениях идею о том, что нужно стремиться к самосовершенствованию и отказываться от того, что уводит назад, к отправной точке. В спектакле «Прекрасная глина» звучат разговоры о том, что это как-то странно, когда исследователь зашёл далеко в книжную мудрость и что благодаря союзу со своей бытовой и несовершенной частью у него будет хоть какая-то социальная жизнь. Говорится о том, что это проблема – жить в обществе и замечать его недостатки, из-за чего будет сложно создать себе комфортное существование. По мнению Алисы, возлюбленной главного героя, она теряется рядом с ним, потому что рядом с новым Чарли она кажется себе глупой. Но, может быть, нужно было порадоваться успехам нового Чарли и не сравнивать себя с тем, кого любишь? Песня Любови Хоревой «Вольный Ветер», исполненная от лица Алисы, звучит пронзительно и придаёт новое звучание конфликту. Разумеется, Алиса удерживает любимого от стремления к успеху, потому что боится его потерять.
В книжных сюжетах прослеживается тема, когда находятся рядом два очень разных человека, возможно, с детства. И на этом строятся основные события и конфликт. Может быть, благодаря этому создаётся впечатление, что если об этом пишут в книгах, значит, диалог прежнего и нового Чарли – это нормально. В спектакле два главных героя нашли возможность прийти к взаимопониманию. Но зрителю предстоит задуматься, кто пожелал бы для себя подобного слияния, а кто выбрал бы одну судьбу и не выбрал другую. Есть выражение: «Противоположности притягиваются». «Два разных человека оказались вместе, потому что им не хватало того, что есть друг у друга». Можно подумать о том, точно ли это так? И как возникают такие союзы? Биологическая составляющая начинает управлять интеллектуальной составляющей. Носитель двух частей не знает, как этому противостоять. Те, кто рядом, не объясняют ему, как выйти из ситуации. Наоборот, убеждают, чтобы он прислушивался к естественным желаниям. Нужно ли такому герою, как новый Чарли, чтобы его выводили из книжного мира в реальную жизнь? Он сделал многое, чтобы сопротивляться этому. Неизвестно, нужно ли ему сближение с естественной средой.
У кого-то возникнет другая мысль. К тем, кто связан с наукой, часто относились с восхищением. С ними складываются интеллектуальные беседы, но с учёными не может завязаться бытовой разговор. Глядя на прежнего Чарли, становится понятно, что это был чуть ли не единственный человек, с которым новый Чарли прожил бытовую жизнь. В таком существовании было и грустно, и радостно, и это обычный быт, а не преклонение перед кумиром. Есть впечатление, что в новом Чарли нет естественных чувств и слишком много научных идей. Может быть, действительно, чтобы уравновесить мудрость нового Чарли, ему нужен собеседник, в котором нет интеллекта, но в полной мере есть биология? Наверное, разные зрители вышли после просмотра спектакля с разными впечатлениями.
Стоит ли всё же обжигать прекрасную красную глину? Нужно надеяться, что на постановку клуба «Тоника» не обидятся керамисты. Те, кто связан с декоративно-прикладным искусством и с работой по керамике знают о том, что из глины можно создать много красивых изделий. Существует природный материал, но существуют взгляд и рука художника. И одна, и другая сторона взаимодействуют и переживают разные периоды существования.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Кали ты вельми надта кволеньки,

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft