16+
Лайт-версия сайта

Платоновский "Котлован" как символ "зияющих высот" светлого будущего

Литература / Обществоведение / Платоновский "Котлован" как символ "зияющих высот" светлого будущего
Просмотр работы:
02 января ’2015   23:25
Просмотров: 15843

«Котлован», анализ повести Платонова

"«Котлован» - повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.

Краткая история создания
Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».

Название
Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.

Тематика
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Персонажи
В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет".
https://goldlit.ru/platonov/1187-kotlovan-analiz

"На всякого мудреца довольно простоты" (пословица)

Платоновский «Котлован» и есть изображение реакции простого человека на затею коммунистических мудрецов построить счастье для одних людей в "светлом будущем" за счёт несчастья других людей в настоящем.
Вощев, герой "Котлована" - простой советский человек, работяга, как любили определять такой тип людей в те и последующие советские времена вдруг заморочился в "поисках утраченного смысла" - извечной проблемы для рефлексирующих индивидов со времен Гильгамеша: "Зачем жить, если всё равно предстоит умереть?".

Церковь через православную религию ранее, до революции давало на это ответ: ради спасения бессмертной души. Ну, а с коммунистами веры в бессмертие души при воинствующем атеизме не стало, поэтому и смысл жизни вроде был потерян.

Хотя и предложили вместо спасения неповторимой и уникальной души каждого человека обрести счастье во всеобщей радости построения рая на земле под названием коммунизм.

И как душа обретает покой и вечное блаженство после смерти физического тела, так и счастье обретения коммунизма не для сегодня живущих поколений людей, а для будущих.

Одни грёзы заменили на другие. Вот какой вывод напрашивается из похождений "котловановского" Вощева в поисках смысла и счастья жизни.

Опыт комментированного прочтения


«Котлован» А. Платонова – это символ эпохи ленинско-сталинского социализма-коммунизма с позиции простого обывателя, ради счастья которого и была затеяна революционная кутерьма вождей коммунистической утопии. "Котлован" -- это антиутопия, посему Сталин и отозвался о Платонове неоднозначно и негативно: "Хороший писатель. Но -- сволочь!"

Только с учётом идеологемы того советского периода: «строительства социализма в отдельно взятой стране» можно в полной мере понять и оценить значимость этого философски сложносочиненного произведения литературы.

Как следует оценивать сквозь призму советских понятий и ценностей, антисоветское (во многом) творчество поэта-барда Вл. Высоцкого и философа-писателя А.А. Зиновьева с его «Зияющими высотами».

Трудно понять также вне контекста эпохи «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М. Шолохова.
Одновременно творчество этих вышеуказанных писателей, поэта и философа позволяет увидеть истинную, а не показушную сторону соцреализма, понять в полной мере язвы и пороки «самого гуманного и справедливого в мире строя». И в этом плане трудно переоценить их вклад в осмысление отечественной истории во многом трагического для России 20 века.

В связи с этим уместно привести мнение известного историка и философа о русской философской прозе:

"Емкое и точное определение специфики именно русской философии дал ещё в 1919 году Алексей Лосев: «Русская философия в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой внутреннее, интуитивное... познание сущего… в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.

Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто появляется в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени со всеми положительными и отрицательными, со всеми радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом…

В связи с этой «живостью» русской философской мыслью находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной, русской философии»

Таким образом, российская философия была социальной, ориентированной на практические интересы развития страны, морализирующей и теснейшим образом связанной с самыми разнообразными политическими течениями, литература не отделена от идеологии или политики".
(Вяч. Никонов Русская матрица. Русское слово 2014 г. с. 319)

Именно поэтому философская проза «Котлована» через диалоги и монологи его персонажей полна отзвуков и явных и скрытых возражений политике и идеологии своего времени, оценке в целом политического строя социализма.

На чем основан сюжет «Котлована»?.. Некий Вощев (вообще, «воще», человек) стал призадумываться на работе над вопросом заданным в своё время Понтием Пилатом Иисусу: «Что есть истина?» Товарищи и начальники по работе оценили это как блажь и придурь с помощью которых Вощев захотел отлынивать от трудовой повинности. А ведь труд по конституции РСФСР 1918 г. был главной определяющей и составляющей индивида.

Отлынивание от труда – это уже поползновение в контрреволюцию. Или в лучшем случае переход де-факто из категории трудящихся в категорию презренной интеллигенции, которой, как известно, вождь пролетариата тов. Ленин дал в своё время нелестные характеристики типа: «гнилая» и «говно».

Герой «Котлована», Вощев, как Онегин и Печорин, герой своего времени. Он ищет смысл своим действиям. Пытается выработать философию своей жизни в соответствии с требованием времени.

Такой же неприкаянный, как и Чацкий в «горе от ума». Он тоже – «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Но…Вощеву, в отличие от Печорина, Онегина, Чацкого, повезло. Он становится участником грандиозного действа – строительства котлована для будущего социалистического общежития и этим как бы обретает смысл своего индивидуального существования.

«Коммунальная квартира – коммунальная страна», как пелось в одной из перестроечных песенок. Но по понятиям того времени счастье можно было обрести только в коллективе созидательным совместным трудом.

Поэтому Вощев не заморачивался над этой аксиомой тогдашней жизни, как над данностью и не метался как Чацкий и его друзья по несчастью Печорин, Онегин – куда и как себя приложить.

Но по ходу участия в строительстве котлована под светлое будущее у него стали возникать вопросы к тому в чём он участвовал.

Часть 1 Котлован как символ строек социализма, символ индустриализации страны Советов.

с.5-6 «— Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка.
— Ну и что ж ты бы мог сделать?
— Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.
Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс».

*** (в дальнейшем такими звездочками обозначены комментарии к тексту)
Здесь в сжатом виде сформулирована теза и антитеза досоветского и советского типа мировоззрений: идеалистического (религиозного) и материалистического (атеистического, безбожного).

с.7-8 Через версту стоял дом шоссейного надзирателя. Привыкнув к пустоте, надзиратель громко ссорился с женой, а женщина сидела у открытого окна с ребенком на коленях и отвечала мужу возгласами брани; сам же ребенок молча щипал оборку своей рубашки, понимая, но ничего не говоря.
Это терпение ребенка ободрило Вощева, он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье.

Здесь Вощев решил напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы вскоре вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребенку тайну жизни, все время забываемую его родителями. Их тело сейчас блуждает автоматически, — наблюдал родителей Вощев, — сущности они не чувствуют.
— Отчего вы не чувствуете сущности? — спросил Вощев, обратясь в окно. — У вас ребенок живет, а вы ругаетесь — он же весь свет родился окончить...

***Инстинктивная жизнь (автоматическая) – не сознательная, не осознающая сущности бытия.
Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка, где он сберегал всякие предметы несчастья и безвестности. «Ты не имел смысла жизни, — со скупостью сочувствия полагал Вощев, — лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб… — Все живет и терпит на свете, ничего не сознавая, — сказал Вощев близ дороги…

*** Замечательное сравнение бессмысленного человеческого существования с опавшим осенним листом!

Он шел по дороге до изнеможения; изнемогал же Вощев скоро, как только его душа вспоминала, что истину она перестала знать.

***Бесцельность движения (броуновское, неупорядоченное движение) вызывает усталость и изнеможение.

с.11-12 Вощев стоял с робостью перед глазами шествия этих неизвестных ему, взволнованных детей; он стыдился, что пионеры, наверное, знают и чувствуют больше его, потому что дети — это время, созревающее в свежем теле, а он, Вощев, устраняется спешащей, действующей молодостью в тишину безвестности, как тщетная попытка жизни добиться своей цели. И Вощев почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей, быстрее их смуглых ног, наполненных твердой нежностью.

***Может смысл человеческого существования в труде, таком созидательном, как строительство котлована под будущее социалистическое общежитие? Но….

с.13-14 — Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? — не решался верить Вощев. — Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? — сомневался Вощев на ходу.
— Ты зачем здесь ходишь и существуешь? — спросил один, у которого от измождения слабо росла борода.
— Я здесь не существую, — произнес Вощев, стыдясь, что много людей чувствуют сейчас его одного. — Я только думаю здесь.
— А ради чего же ты думаешь, себя мучаешь?
— У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили… — Что же твоя истина! — сказал тот, кто говорил прежде. — Ты же не работаешь, ты не переживаешь вещества существования, откуда же ты вспомнишь мысль!
— А зачем тебе истина? — спросил другой человек, разомкнув спекшиеся от безмолвия уста. — Только в уме у тебя будет хорошо, а снаружи гадко.
— Вы уж, наверное, все знаете? — с робостью слабой надежды спросил их Вощев.
— А как же иначе? Мы же всем организациям существование даем! — ответил низкий человек.

***Может дело не в знании, а в организации масс «низкими», а не высоколобыми людьми. И истина не в знании, а в процессе работы, как одной из форм жизнедеятельности, которая и рождает или придает постфактум смысл или истину существования.

с.17-18 «Мастеровые начали серьезно есть, принимая в себя пищу как должное, но не наслаждаясь ею. Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, (***пролетариат, по Ленину, знал истину, в отличие от интеллигенции) однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение.

Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих грустно существующих людей, способных без торжества хранить внутри себя истину; он уже был доволен и тем, что истина заключалась на свете в ближнем к нему теле человека, который сейчас только говорил с ним…

с.19-20 «За время сомнения в правильности жизни он редко ел спокойно, всегда чувствуя свою томящую душу… Вощев уже наелся и встал среди сидящих.
— Чего ты поднялся? — спросил его Сафронов.
— Сидя у меня мысль еще хуже развивается. Я лучше постою.
— Ну, стой. Ты, наверно, интеллигенция — той лишь бы посидеть да подумать.
— Пока я был бессознательным, я жил ручным трудом, а уж потом — не увидел значения жизни и ослаб».

***Замечательное определение интеллигенции как «властителя дум» (той лишь бы посидеть да подумать). И возражение на то, что «бессознательные» представители ручного труда являются носителями истины.

С.20 - К бараку подошла музыка и заиграла особые жизненные звуки, в которых не было никакой мысли, но зато имелось ликующее предчувствие, приводившее тело Вощева в дребезжащее состояние радости. Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности.
Музыка перестала, и жизнь осела во всех прежней тяжестью.

*** Какое потрясающее по глубине, образности и предназначению для человеческой культуры определению и роли музыки!

С.21 - Профуполномоченный от забот и деятельности забывал ощущать самого себя, и так ему было легче; в суете сплачивания масс и организации подсобных радостей для рабочих он не помнил про удовлетворение удовольствиями личной жизни, худел и спал глубоко по ночам. Если бы профуполномоченный убавил волнение своей работы, вспомнил про недостаток домашнего имущества в своем семействе или погладил бы ночью свое уменьшившееся, постаревшее тело, он бы почувствовал стыд существования за счет двух процентов тоскующего труда. Но он не мог останавливаться и иметь созерцающее сознание.

***Мысль, истину, как осмысление сущего, рождает «созерцающее сознание», а не физический труд или организационная суета вождей разного калибра.

С.22 - — Это что еще за игрушку придумали? Куда это мы пойдем — чего мы не видали!
Профуполномоченный потерял готовность лица и почувствовал свою душу — он всегда ее чувствовал, когда его обижали.
— Товарищ Сафронов! Это окрпрофбюро хотело показать вашей первой образцовой артели жалость старой жизни, разные бедные жилища и скучные условия, а также кладбище, где хоронились пролетарии, которые скончались до революции без счастья, — тогда бы вы увидели, какой это погибший город стоит среди равнины нашей страны, тогда бы вы сразу узнали, зачем нам нужен общий дом пролетариату, который вы начнете строить вслед за тем…

***Здесь показан основной прием советского агитпропа – сравнение социалистических «планов громадья» с убогим наследием царского режима.

с.23 - На выкошенном пустыре пахло умершей травой и сыростью обнаженных мест, отчего яснее чувствовалась общая грусть жизни и тоска тщетности. (***Все обесценивается в жизни конечным процессом увядания и умирания всего сущего. Всё тщетно и вызывает тоску от сизифово труда жизни…если нет веры в бессмертие души или плодов твоего труда)

Вощеву дали лопату, он сжал ее руками, точно хотел добыть истину из земного праха; обездоленный, Вощев согласен был и не иметь смысла существования, но желал хотя бы наблюдать его в веществе тела другого, ближнего человека, — и чтобы находиться вблизи того человека, мог пожертвовать на труд все свое слабое тело, истомленное мыслью и бессмысленностью.

***если нет истины в прахе, в который рано или поздно превращается все живущее, то может она в самопожертвовании себя «ближнему человеку»?.. Ибо сказано было: «Люби ближнего своего как самого себя». Отсюда понятна разность подходов к истине философов Гегеля и Кьеркегора. Один постигает истину через рефлексию сознания, другой пребывает в ней как верующий по главной заповеди Христа. Как и понятно молчание булгаковского Иешуа на вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?».

с. 25 - Вощев тоже начал рыть почву вглубь, пуская всю силу в лопату; он теперь допускал возможность того, что детство вырастет, радость сделается мыслью и будущий человек найдет себе покой в этом прочном доме, чтобы глядеть из высоких окон в протертый, ждущий его мир. Уже тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари он уничтожил навсегда и работал в теснинах тоскливой глины. Но Чиклин его опередил, он давно оставил лопату и взял лом, чтобы крошить нижние сжатые породы. Упраздняя старинное природное устройство, Чиклин не мог его понять.

***Два подхода Вощева и Чиклина к одному и тому же труду… Средневековым строителям, выполняющим одну и ту же работу, задали вопрос, что они делают. Один ответил: «Таскаю камни!», другой – «Строю храм!» То есть одинаковое бытие определяет разное сознание. Очередной камень в огород единственно верного марксистко-ленинского учения.

с. 27 - Вощев снова стал рыть одинаковую глину и видел, что глины и общей земли еще много остается — еще долго надо иметь жизнь, чтобы превозмочь забвеньем и трудом этот залегший мир, спрятавший в своей темноте истину всего существования. Может быть, легче выдумать смысл жизни в голове — ведь можно нечаянно догадаться о нем или коснуться его печально текущим чувством

***Истина жизни постигается не нахождением какого-то царства шамбалы, а совместным трудом мысли и чувства каждого индивида.

с. 28 — Чего ты стонешь, сирота! — отозвался Чиклин спереди. — Смотри на людей и живи, пока родился.
Вощев поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми.
— Козлов, ложись вниз лицом, отдышься! — сказал Чиклин. — Кашляет, вздыхает, молчит, горюет! — так могилы роют, а не дома.
Но Козлов не уважал чужой жалости к себе — он сам незаметно погладил за пазухой свою глухую ветхую грудь и продолжал рыть связный грунт. Он еще верил в наступление жизни после постройки больших домов и боялся, что в ту жизнь его не примут, если он представится туда жалобным нетрудовым элементом.

*** «Все бегут и я бегу!»… Все живут и я живу… «за кампанию» как говорится… «Нетрудовым элементам» (тунеядцам), а под таковые при Советской власти подпадали все люди свободных профессий (музыканты, художники, певцы) жить было заказано не только в светлом коммунистическом будущем, но и в социалистическом настоящем, так как одна из статей Конституции РСФСР от 1918 г. гласила: «Да не трудящийся да не ест!»

с. 29 — В понедельник будут еще сорок человек. А сегодня суббота: вам уже пора кончать.
— Как так кончать? — спросил Чиклин. — Мы еще куб или полтора выбросим, раньше кончать ни к чему
— А надо кончать, — возразил производитель работ. — Вы уже работаете больше шести часов, и есть закон.
— Тот закон для одних усталых элементов, — воспрепятствовал Чиклин, — а у меня еще малость силы осталось до сна. Кто как думает? — спросил он у всех.
— До вечера долго, — сообщил Сафронов, — чего жизни зря пропадать, лучше сделаем вещь. Мы ведь не животные, мы можем жить ради энтузиазма.

***Ради энтузиазма революцию сотворили…теперь следовало научиться жить ради такого вдохновения всем вместе…

с. 30 - Производитель работ медленно отошел. Он вспомнил свое детство, когда под праздники прислуга мыла полы, мать убирала горницы, а по улице текла неприютная вода, и он, мальчик, не знал, куда ему деться, и ему было тоскливо и задумчиво. Сейчас тоже погода пропала, над равниной пошли медленные сумрачные облака, и во всей России теперь моют полы под праздник социализма

***Ритуал предпраздничный (мытье полов) остался прежним, т.е. для лучшего восприятия торжественности момента «наводили марафет», так как антураж важнее содержания, сути. Праздник не праздник без молебна в одном случае и собрания трудящихся с докладом о сложной международной обстановке и трудовых успехах страны в другом случае.

с. 33-34 - Прушевский отнял голову от досок и подумал. Вдалеке светилась электричеством ночная постройка завода, но Прушевский знал, что там нет ничего, кроме мертвого строительного материала и усталых, недумающих людей. Вот он выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом. Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли.

***Счастье в коммунальном проживании, в общежитии коммуны – жизни в коммунизме.

с. 37 После общего пробуждения в ночлежный барак землекопов пришел посторонний человек. Изо всех мастеровых его знал один только Козлов благодаря своим прошлым конфликтам. Это был товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета. Он имел уже пожилое лицо и согбенный корпус тела — не столько от числа годов, сколько от социальной нагрузки; от этих данных он говорил отечески и почти все знал или предвидел.
Ну, что ж, — говорил он обычно во время трудности, — все равно счастье наступит исторически. И с покорностью наклонял унылую голову, которой уже нечего было думать.

***Замечательный пассаж об историческом неизбежном (по единственно верному учению Маркса-Ленина) наступлении счастья… в будущем! До которого надо ещё и дожить…до светлого будущего коммунизма. «Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило» (А.С. Пушкин).

с. 38 - Близ начатого котлована Пашкин постоял лицом к земле, как ко всякому производству.
— Темп тих, — произнес он мастеровым. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете.

*** «…чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы…и чтобы, умирая, ты мог сказать: вся жизнь моя отдана самому прекрасному в мире…» Н.А. Островский «Как закалялась сталь». Какая пропагандистская увязка смысла жизни не в любви к ближнему по христианству, а с борьбой «за освобождение человечества» от эксплуатации.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
Из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932—1934) советского' писателя Николая Алексеевича Островского (1904—1936): «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин у
шел с братского кладбища».
http://enc-dic.com/winged/Zhizn-nado-prozhit-tak-chtob-ne-blo-muchitelno-bolno-za-bescelno-prozhite-god-3417/

с. 38 - Стесненные упреком Пашкина, мастеровые промолчали в ответ. Они стояли и видели: верно говорит человек — скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства.
*** впрок – заранее… неподвижное счастье – вечное счастье…как в раю…

с. 40 - Чиклин без спуску и промежутка громил ломом плиту самородного камня, не останавливаясь для мысли или настроения, он не знал, для чего ему жить иначе — еще вором станешь или тронешь революцию.
— Козлов опять ослаб! — сказал Чиклину Сафронов. — Не переживет он социализма: какой-то функции в нем не хватает!

*** Не строй (социализм) для человека, а человек, как функция социалистического строя. Если человек по габариту или в силу отсутствия нужной функции не подходит для данного строя, то он не жилец на этом свете. «Я другой страны такой не знаю, где так вольно дышит человек»
Песня о Родине
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.


с.45 Пашкин глянул вдаль — в равнины и овраги; где-нибудь там ветры начинаются, происходят холодные тучи, разводится разная комариная мелочь и болезни, размышляют кулаки и спит сельская отсталость, а пролетариат живет один, в этой скучной пустоте, и обязан за всех все выдумать и сделать вручную вещество долгой жизни.

*** пролетариат, как представитель ручного труда, имеющий «умные руки» обязан «выдумать»… «долгую жизнь»… т.е. вечную жизнь…т.е. коммунизм. Парадокс, если вспомнить о том, что бывает, когда «пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»…

с. 48 - Хозяин сидел неподвижно за столом, глубоко вдумавшись во что-то невидимое для инвалида. На его столе находились различные жидкости и баночки для укрепления здоровья и развития активности — Пашкин много приобрел себе классового сознания, он состоял в авангарде; накопил уже достаточно достижений и потому научно хранил свое тело — не только для личной радости существования, но и для ближних рабочих масс…

*** Быть в авангарде – быть вождем… стать вождем – значит приобрести классовое сознание, т.е. смотреть на жизнь сквозь призму классовых интересов и классовой борьбы с остатками эксплуататорских классов внутри страны или с международным империализмом.

с.50 Жена Пашкина помнила, как Жачев послав в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич? Уж что-нибудь одно! Поэтому она немедленно вынесла инвалиду бутылку кооперативных сливок, и Жачев, получив через окно сверток и бутылку, отбыл из усадебного сада

*** Отголоски внутрипартийной борьбы за власть Сталина с Лев Давыдовичем Троцким. А Ильич прочно закрепилось за лежащим неподвижно в Мавзолее Лениным, которого, с подачи Сталина, считали идейной противоположностью Троцкого.

с. 51 — Знаешь что, Левочка?.. Ты бы организовал как-нибудь этого Жачева, а потом взял и продвинул его на должность — пусть бы хоть увечными он руководил! Ведь каждому человеку нужно иметь хоть маленькое господствующее значение, тогда он спокоен и приличен…

*** «Двуногих тварей миллионы и каждый мнит себя Наполеоном» (А.С.Пушкин)

с. 53 - Сафронов знал, что социализм — это дело научное, и произносил слова так же логично и научно, давая им для прочности два смысла — основной и запасной, как всякому материалу.

***Двусмысленность от лукавого по Евангелию. Выражение из евангелия (Матф., 5, 37). Иисус, запретив клясться небом, землею, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого», т. е. от дьявола.

с. 54 - Если глядеть лишь по низу, в сухую мелочь почвы и в травы, живущие в гуще и бедности, то в жизни не было надежды; общая всемирная невзрачность, а также людская некультурная унылость озадачивали Сафронова и расшатывали в нем идеологическую установку. Он даже начинал сомневаться в счастье будущего, которое представлял в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем, — слишком смутно и тщетно было днем и ночью вокруг.

*** «Настоящее уныло, сердце в будущем живет» И это ближайшее будущее даёт план в виде пятилеток.

с. 55 - Но отчего, Никит, поле так скучно лежит? Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план?
Чиклин имел маленькую каменистую голову, густо обросшую волосами, потому что всю жизнь либо бил балдой, либо рыл лопатой, а думать не успевал и не объяснил Сафронову его сомнения.

*** Ещё раз напоминание о том, что рабочий класс как гегемон общества по ленинской теории в вожди не годится из-за полного отсутствия возможности думать и вырабатывать курс поведения для остальных. «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» Евангелие от Матфея.

с. 55 — Говорили, что все на свете знаете, — сказал Вощев, — а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду — буду ходить по колхозам побираться: все равно мне без истины стыдно жить.

*** Если истина жить во Христе (в любви к ближнему своему) ранее была, то теперь жить в социализме неистинно (без истины), так как он несовершенен (и призывает к классовой борьбе, а не любви). Коммунизм же, как совершенное будущее очень далек.

с. 56 - Сафронов, любивший красоту жизни и вежливость ума, стоял с почтением к участи Вощева, хотя в то же время глубоко волновался: не есть ли истина лишь классовый враг? Ведь он теперь даже в форме сна и воображенья может предстать!

*** Истина в любви к ближнему для христианина, для пьяницы она в вине, для социалиста в поисках классового врага.

с. 61 - Утром Козлов долго стоял над спящим телом Прушевского; он мучился, что это руководящее умное лицо спит, как ничтожный гражданин, среди лежащих масс, и теперь потеряет свой авторитет. Козлову пришлось глубоко соображать над таким недоуменным обстоятельством, он не хотел и был не в силах допустить вред для всего государства от несоответствующей линии прораба, он даже заволновался и поспешно умылся, чтобы быть наготове. В такие минуты жизни, минуты грозящей опасности, Козлов чувствовал внутри себя горячую социальную радость, и эту радость хотел применить на подвиг и умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним.

*** В нарушение иерархии – опасность для государства, где «каждый сверчок знает свой шесток». Как часть социума, ради его сохранения индивид готов на самопожертвование. У коллективных насекомых пчел и муравьев это заложено природой в инстинкте. У человека в менталитете коллективности, усвоенным русским человеком через жизнь в семье и общине.

с. 61 - — Уходите на свою квартиру, товарищ прораб, — хладнокровно сказал он. — Наши рабочие еще не подтянулись до всего понятия, и вам будет некрасиво нести должность.
— Не ваше дело, — ответил Прушевский.
— Нет, извините, — возразил Козлов, — каждый, как говорится, гражданин обязан нести данную ему директиву, а вы свою бросаете вниз и равняетесь на отсталость. Это никуда не годится, я пойду в инстанцию, вы нашу линию портите, вы против темпа и руководства — вот что такое!

*** Октябрьская революция – это революция равенства, с отменой всех сословий и их привилегий, отменой иерархии общества, точнее её примитивизации и архаизации. И чем сложнее устроено общество, тем сложнее его иерархия. Но даже в первобытном обществе она сохраняется в виде вождей, старейшин и остальных рядовых членов общины. Так что по большому счету, хоть и стали все в Стране Советов именоваться гражданами и товарищами вместо господ, высокоблагородий, сиятельств и превосходительств простейшую иерархию на руководителей и подчиненных отменить не удалось, так как это противоречило самой функциональности человеческого сообщества. Без иерархии в сообществе пропадает его структурированность и оно самоликвидируется в результате броуновского движения.

с. 66 – 67 - Козлов постановил для себя перейти на инвалидную пенсию, чтобы целиком отдаться наибольшей общественной пользе, — так в нем с мучением высказывалась пролетарская совесть…
Чиклин подошел к Козлову и спросил у него про все.
— Я сегодня в соцстрах пойду становиться на пенсию, — сообщил Козлов. — Хочу за всем следить против социального вреда и мелкобуржуазного бунта.
— Рабочий класс — не царь, — сказал Чиклин, — он бунтов не боится.
— Пускай не боится, — согласился Козлов. — Но все-таки лучше будет, как говорится, его постеречь.

*** По Ленину в стране была в результате революции установлена диктатура пролетариата. А тут прямое отрицание царского положения рабочего класса, который надо стеречь, т.е. пасти как какое-либо стадо неразумных животных!

с. 68 - Козлов дал всем свою руку и пошел становиться на пенсию.
— Прощай, — сказал ему Сафронов, — ты теперь как передовой ангел от рабочего состава, ввиду вознесения его в служебные учреждения…
Козлов и сам умел думать мысли, поэтому безмолвно отошел в высшую общеполезную жизнь, взяв в руку свой имущественный сундучок.

*** Ангелы безгрешны… как и руководители! Которые к тому же, в отличие от руководимых рабочих, не бесполезны.

с.70 «Новые землекопы постепенно обжились и привыкли работать. Каждый из них придумал себе идею будущего спасения отсюда — один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате, — и каждый с усердием рыл землю, постоянно помня эту свою идею спасения»

***Религиозная идея спасения души была в неустанных молитвах богу через церковь-посредника. При господстве материализма в социалистическом обществе спасали не душу, а тело из котлована убийственной по бессмысленности работы строительства социализма.

с. 70 - Мужик с желтыми глазами, что прибежал откуда-то из полевой страны, жил также среди артели; он находился там безмолвно, но искупал свое существование женской работой по общему хозяйству вплоть до прилежного ремонта истертой одежды. Сафронов уже рассуждал про себя: не пора ли проводить этого мужика в союз как обслуживающую силу, но не знал, сколько скотины у него в деревне на дворе и отсутствуют ли батраки, поэтому задерживал свое намерение.

*** Раскулаченных, нередко бежавших из мест ссылки, выявляли и высылали назад. С помощью анкет при трудоустройстве через графу социальное происхождение (своё или родителей) брали на учет социально неблагонадежных и нелояльных Советской власти. При очередном «обострении классовой борьбы» (согласно тезису Сталина) или выявлении причин аварий на производстве, невыполнения планов по производству продукции списывали всё на «вредительство», «диверсии», «саботаж» и сажали в лагеря «недобитых» кулаков, буржуев и их пособников.

с. 70 - По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Жачев убеждал Вощева, что его желание безумное, потому что вражья имущая сила вновь происходит и загораживает свет жизни, надо лишь сберечь детей как нежность революции и оставить им наказ.

*** Наказ, наверное, должен был состоять в понимании того, что счастье коммунизма возможно лишь в отсутствии имущества, по существу жизни в босячестве, чтобы пролетариату нельзя было «обуржуазиться» и жить в вечном состоянии, когда ему «нечего терять, кроме своих цепей»

с.71 - Вощев, как и раньше, не чувствовал истины жизни, но смирился от истощения тяжелым грунтом и только собирал в выходные дни всякую несчастную мелочь природы как документы беспланового создания мира, как факты меланхолии любого живущего дыхания.

***Вот оно обозначение ноу-хау сути и смысла ленинско-сталинского социализма – ПЛАН!
План – всему голова и смысл существования индивида и общества. Прежде всего социалистического общества, без которого отдельный индивид – ничто. «Единица – ноль, единица – вздор». То есть смысл жизни не просто в механическом труде, а труде по плану строительства светлого будущего.
И смысл этот исходит от «руководящей и направляющей» силы под названием партия, указания которой, к тому времени уже транслировали по радио:


с. 71 - поставить ли нам радио для заслушанья достижений и директив! У нас есть здесь отсталые массы, которым полезна была бы культурная революция и всякий музыкальный звук, чтоб они не скопляли в себе темное настроение!
— Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио, — возразил Жачев.
— А какие, товарищ Жачев, заслуги или поученье в твоей девочке? чем она мучается для возведения всего строительства?
— Она сейчас сахару не ест для твоего строительства, вот чем она служит, единогласная душа из тебя вон! — ответил Жачев.
***Оказывается сам процесс строительства светлого будущего мучителен! А потому непригоден для того, чтобы осчастливить самих строителей коммунизма и счастье их возможно только в будущем, до которого надо ещё дожить…Если строительство светлого будущего (для детей, в основном) проходит без сахара, т.е. несладко а, значит, безрадостно даже для молодых… «Единогласная душа» – тип советских руководителей при безгласных массах народа. Только авангард (руководители) был выразителем сознания отсталой и требующей организации и присмотра массы трудящихся для планомерного, а значит научного строительства светлого будущего коммунизма.

с. 72 - Жачев хотел сказать Сафронову ответ, но предпочел притянуть к себе за штанину ближнего хуторского мужика и дать ему развитой рукой два удара в бок, как наличному виноватому буржую… Мужик сел вниз для отдышки. Он уже привык получать от Жачева удары за свою собственность в деревне и неслышно превозмогал боль.

*** Наглядная и образная пародия на союз рабочих и крестьян, власть которых, якобы, была установлена в результате Октябрьской революции и триумфальной победы Советской власти по всей России.

с.72-73 — Вот еще надлежало бы и товарищу Вощеву приобрести от Жачева карающий удар, — сказал Сафронов. — А то он один среди пролетариата не знает, для чего ему жить.
— А для чего, товарищ Сафронов? — прислушался Вощев из дали сарая. — Я хочу истину для производительности труда.
Сафронов изобразил рукой жест нравоучения, и на лице его получилась морщинистая мысль жалости к отсталому человеку
— Пролетариат живет для энтузиазма труда, товарищ Вощев! Пора бы тебе получить эту тенденцию. У каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть!

*** В беседе с Гербертом Уэллсом в начале 1920 г. Ленин дал определение коммунизма: «Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация всей России плюс американская производительность труда».
Ранее, при царском режиме, «истина производительности» была в материальной заинтересованности результатами своего труда, которую большевики отменили вместе с деньгами в годы военного коммунизма, предписав работать за «давай-давай» или энтузиазм, то есть вдохновение от мысли, что теперь рабочий трудится на себя, а не на хозяина. Следует пояснить, что в годы военного коммунизма гражданской войны пролетариат, отказывающийся работать бесплатно и лишь на одном энтузиазме, по распоряжению Ленина сажали в концлагеря, как «несознательный элемент».

с. 74 – 75 — А ты сам-то кто же будешь? — спросил старик, складывая для внимательного выраженья свое чтущее лицо. — Жулик, что ль, иль просто хозяин-буржуй?
— Да я из пролетариата, — нехотя сообщил Чиклин.
— Ага, стало быть, ты нынешний царь: тогда я тебя обожду.

*** Если пролетариат – хозяин и царь в результате победы пролетарской революции в Стране Советов, то почему умудренный годами старик принял его за жулика или даже ещё хуже за пария советского общества «хозяина-буржуя»?..

с.79-80 Товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы.
— Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы…
— Товарищи, мы должны, — ежеминутно произносила требование труба, — обрезать хвосты и гривы у лошадей!
Каждые восемьдесят тысяч лошадей дадут нам тридцать тракторов!..

***Партия придавала смысл не только труду, но и отдыху трудящихся. Определенный, классовый смысл. Но, судя по конкретному содержанию – совершенную бессмыслицу, ахинею.

с.81 — Вам, товарищ Жачев, я полагаю, уже достаточно бросать свои выраженья и пора всецело подчиниться производству руководства.
— Оставь, Сафронов, в покое человека, — говорил Вощев, — нам и так скучно жить.
Но социалист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда верховным голосом могущества: — У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощев, соревноваться на высшее счастье настроенья!

***Советская пропаганда неустанно работала над созданием мажорного настроения у трудящихся масс, несмотря на безрадостную окружающую действительность.

Труба радио все время работала, как вьюга, а затем еще раз провозгласила, что каждый трудящийся должен помочь скоплению снега на коллективных полях, и здесь радио смолкло; наверно, лопнула сила науки, дотоле равнодушно мчавшая по природе всем необходимые слова.
Сафронов, заметив пассивное молчание, стал действовать вместо радио:
— Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!
Не имея исхода для силы своего ума, Сафронов пускал ее в слова и долго их говорил. Опершись головами на руки, иные его слушали, чтобы наполнять этими звуками пустую тоску в голове, иные же однообразно горевали, не слыша слов и живя в своей личной тишине.

*** Нелепицу пропаганды слушатели большей частью пропускали мимо ушей, т.е. она никак не отражалась на строительстве светлого будущего, по крайней мере, для абсолютного большинства. Хотя настроение энтузиазма необходимо было дабы заменить им низкую материальную заинтересованность строителей котлованов социализма.

С.82 Один Сафронов остался без сна. Он глядел на лежащих людей и с горечью высказывался:
— Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила! И четко сознавая бедную отсталость масс, Сафронов прильнул к какому-то уставшему и забылся в глуши сна.

*** И сами пропагандисты понимали бесполезность своей трескотни о будущем счастье.

с.88 Вечером того же дня землекопы не пустили в действие громкоговорящий рупор, а, наевшись, сели глядеть на девочку, срывая тем профсоюзную культработу по радио. Жачев еще с утра решил, что как только эта девочка и ей подобные дети мало-мало возмужают, то он кончит всех больших жителей своей местности; он один знал, что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство.

*** Только новое поколение выросшее при Советской власти, не имеет родовых пятен проклятого прошлого по теории и практики ленинизма-сталинизма. Отсюда шальные мысли Жачева оставить в живых младенцев и сирот. Отсюда понятна та безжалостность с которой сотни тысяч так называемых «врагов народа», «вредителей» и прочих «контрреволюционеров» уничтожались в советских лагерях в годы Большого Террора сер. 30-х гг. XX века.

с.89 — А я знаю, кто главный.
— Кто же? — прислушался Сафронов.
— Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!
— Ну, девка, — смог проговорить Сафронов. — Сознательная женщина — твоя мать! И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!

*** Опять таки, родившиеся при Советской власти не имели родового клейма проклятого царского прошлого, что облегчало им, согласно анкете о социальном происхождении, приспособление к условиям жизни при социализме и обеспечивало карьерный рост в профессии или социальной структуре.

с.89 – 90 - Безвестный мужик с желтыми глазами скулил в углу барака про одно и то же свое горе, только не говорил, отчего оно, а старался побольше всем угождать. Его тоскливому уму представлялась деревня во ржи, и над нею носился ветер и тихо крутил деревянную мельницу, размалывающую насущный, мирный хлеб. Он жил так в недавнее время, чувствуя сытость в желудке и семейное счастье в душе; и сколько годов он ни смотрел из деревни вдаль и в будущее, он видел на конце равнины лишь слияние неба с землею, а над собою имел достаточный свет солнца и звезд.
Чтобы не думать дальше, мужик ложился вниз и как можно скорее плакал льющимися неотложными слезами.
— Будет тебе сокрушаться-то, мещанин! — останавливал его Сафронов. — Ведь здесь ребенок теперь живет, иль ты не знаешь, что скорбь у нас должна быть аннулирована!
— Я, товарищ Сафронов, уж обсох, — заявил издали мужик. — Это я по отсталости растрогался.

*** Мужик здесь – олицетворение народа, его дум и чаяний. И народ подмятый этой властью сумасшедших мечтателей вынужден со слезами на глазах верить в чепуху о будущем поголовном счастье. Сомнение и унылость по поводу светлого коммунистического будущего наказывалась как нелояльность рабоче-крестьянской власти. Таков был абсурд жизни во времена «родной Советской власти».
с.91 Сафронов, Вощев и все другие землекопы долго наблюдали сон этого малого существа, которое будет господствовать над их могилами и жить на успокоенной земле, набитой их костьми.
— Товарищи! — начал определять Сафронов всеобщее чувство. — Перед нами лежит без сознанья фактический житель социализма. Из радио и прочего культурного материала мы слышим лишь линию, а щупать нечего. А тут покоится вещество создания и целевая установка партии — маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом! Ради того нам необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошел дом и детский персонал огражден был от ветра и простуды каменной стеной!
Вощев попробовал девочку за руку и рассмотрел ее всю, как в детстве он глядел на ангела на церковной стене…

*** Обыгрывание темы «маленького человека» ради которого и делалась Октябрьская революция. Оказывается сами «маленькие люди», строители котлована, этого не чувствуют и не сознают, так как счастье коммунизма возможно лишь в будущем, которое для них недостижимо в виду их не ангельской природы.
с.92 - — Как урод я только приветствую ваше мнение, а помочь не могу, — сказал Жачев. — Вам ведь так и так все равно погибать
— у вас же в сердце не лежит ничто, лучше любите что-нибудь маленькое живое и отравливайте себя трудом. Существуйте пока что!

*** У урода и мнение соответствующее, отражающее господствующее умонастроение той эпохи. Бездушность идеи строительства счастья для будущего поколения за счет самопожертвования людей в их настоящем. По Н.Г. Чернышевскому: «Жертва – это сапоги всмятку», т.е. непригодная к употреблению вещь. Так оно и вышло. Поколение конца существования СССР не только не оценило в должной мере жертвы строителей светлого будущего, но и разочаровалось в социализме в годы гласности и перестройки.
с. 95 - — Все отдавай, — сказал человек. — Нам не хватает мертвого инвентаря, народ свое имущество ждет. Мы те гробы по самообложению заготовили, не отымай нажитого!

*** Национализации и обобществлению ради счастья народа подверглось всё…даже гробы. Лозунг Ленина и большевиков после Октября 1917 г. «Экспроприация экспроприаторов» или «Грабь награбленное!» (Ленин, как и французский социалист-утопист Прудон, считал, что «собственность – это кража»). А вот народ, за благо которого так радели прожектеры-ленинцы собственность рассматривал как «нажитое»! Что взять с непросветленных передовой научной теорией «отсталых масс»!

с.97-98 - . Взявши конец веревки с переднего гроба на плечо, Елисей уперся и поволок, как бурлак, эти тесовые предметы по сухому морю житейскому. Чиклин и вся артель стояли без препятствий Елисею и смотрели на след, который межевали пустые гробы по земле.
— Дядя, это буржуи были? — заинтересовалась девочка, державшаяся за Чиклина.
— Нет, дочка, — ответил Чиклин. — Они живут в соломенных избушках, сеют хлеб и едят с нами пополам.
Девочка поглядела наверх, на все старые лица людей.
— А зачем им тогда гробы? Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!
Землекопы промолчали, еще не сознавая данных, чтобы говорить.
— И один был голый! — произнесла девочка. — Одежду всегда отбирают, когда людей не жалко, чтоб она осталась. Моя мама тоже голая лежит.
— Ты права, дочка, на все сто процентов, — решил Сафронов. — Два кулака от нас сейчас удалились.
— Убей их пойди! — сказала девочка
— И один был голый! — произнесла девочка. — Одежду всегда отбирают, когда людей не жалко, чтоб она осталась. Моя мама тоже голая лежит.
— Ты права, дочка, на все сто процентов, — решил Сафронов. — Два кулака от нас сейчас удалились.
— Убей их пойди! — сказала девочка.
— Не разрешается, дочка: две личности — это не класс…
— Это один да еще один, — сочла девочка.
— А в целости их было мало, — пожалел Сафронов. — Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!
— А с кем останетесь?
— С задачами, с твердой линией дальнейших мероприятий, понимаешь что?
— Да, — ответила девочка. — Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало.
— Ты вполне классовое поколение, — обрадовался Сафронов, — ты с четкостью сознаешь все отношения, хотя сама еще малолеток. Это монархизму люди без разбору требовались для войны, а нам только один класс дорог, да мы и класс свой будем скоро чистить от несознательного элемента.
— От сволочи, — с легкостью догадалась девочка. — Тогда будут только самые-самые главные люди! Моя мама себя тоже сволочью называла, что жила, а теперь умерла и хорошая стала, правда ведь?
— Правда, — сказал Чиклин.

*** Вот оно объяснение логики, казалось бы жестоких по своей бессмысленности сталинских чисток и сталинского террора. Солженицын был абсолютно прав в определении истоков так называемого искажения ленинизма: Сталин действовал строго в соответствии с вероучением Ленина о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.

с. 99 - Один Вощев стоял слабым и безрадостным, механически наблюдая даль; он по-прежнему не знал, есть ли что особенное в общем существовании, ему никто не мог прочесть на память всемирного устава, события же на поверхности земли его не прельщали. Отдалившись несколько, Вощев тихим шагом скрылся в поле и там прилег полежать, не видимый никем, довольный, что он больше не участник безумных обстоятельств.

*** То, что дает религия спасения бессмертной души человека, не может дать бездушное учение о всеобщем (не «особенном», т.е. единичном) счастье в будущей земной жизни.
Если строительство котлована под будущее социалистическое общежитие символ «строительства социализма в отдельно взятой стране», то довольство одного из строителей светлого будущего от неучастия «в безумных обстоятельствах», показывает, осознание бессмысленности ленинского проекта всеобщего счастья для трудящихся.

с. 100 - Несмотря на достаточно яркое солнце, было как-то нерадостно на душе, тем более что в поле простирался мутный чад дыханья и запаха трав. Он осмотрелся вокруг — всюду над пространством стоял пар живого дыханья, создавая сонную, душную незримость; устало длилось терпенье на свете, точно все живущее находилось где-то посредине времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление. И Вощев ушел в одну открытую дорогу.

*** О «забытом начале»: Ленин совершил Октябрьский переворот с целью зажечь пожар «мировой социалистической революции». Не удалось. Поэтому стали строить «социализм в отдельно взятой стране», что противоречило марксистскому вероучению. Но «генеральная линия» Сталина на этом направлении победила всяких там «правых» (бухаринцев с лозунгом: «Обогащайтесь!») и «левых уклонистов» (троцкистов и зиновьевцев, не верящих в успех строительства социализма в отдельно взятой стране» и ставящих через Коминтерн на экспорт идей социалистической революции в страны Европы и Америки).

с. 101-102 - «Где раньше стол был яств, Теперь там гроб стоит! Козлов».
Этот стих он только что прочитал и спешил его не забыть. Каждый день, просыпаясь, он вообще читал в постели книги, и, запомнив формулировки, лозунги, стихи, заветы, всякие слова мудрости, тезисы различных актов, резолюций, строфы песен и прочее, он шел в обход органов и организаций, где его знали и уважали как активную общественную силу, — и там Козлов пугал и так уже напуганных служащих своей научностью, кругозором и подкованностью. Дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие.

*** Показан распространенный тип советского руководителя-демагога. На такой вот демагогии и строился ленинско-сталинский социализм в реальности.

с. 101-102 Каждый день, просыпаясь, он вообще читал в постели книги, и, запомнив формулировки, лозунги, стихи, заветы, всякие слова мудрости, тезисы различных актов, резолюций, строфы песен и прочее, он шел в обход органов и организаций, где его знали и уважали как активную общественную силу, — и там Козлов пугал и так уже напуганных служащих своей научностью, кругозором и подкованностью. Дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие.
Зайдя однажды в кооператив, он подозвал к себе, не трогаясь с места, заведующего и сказал ему:
— Ну хорошо, ну прекрасно, но у вас кооператив, как говорится, рочдэлльского вида, а не советского! Значит, вы не столб со столбовой дороги в социализм?!

***Пародия на «научное» строительство самого передового в мире строя социализма малограмотными людьми.
Свидетельство о публикации №331874 от 2 января 2015 года



Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Вниз ↓

Оставлен: 02 января ’2015   23:38
Честно говоря , это произведение в свое время прочитала. Но глубокого впечатления оно на меня не произвело. реакция неокрепшего организма была, как на "Дракулу" Брема Стокера:" придет же в голову х...ня такая!" Надо будет при случае прочесть в зрелом возрасте, чтобы освежить впечатления и вести более дискуссию более предметно (имеется ввиду "Котлован", а не пересказ алкогольного делирия агента Гаркера)

Оставлен: 02 января ’2015   23:55
Я читал в перестройку, когда уже публиковались страшные факты (сейчас это подтверждено документально) о раскулачивании и коллективизации, когда крестьянству переломали хребет превратив их из хозяев в поденщиков-рабов на колхозных полях. Трагична судьба и самого Платонова. Его сына за чтение стихов кулацкого поэта С.Есенина на одной из площадей столицы упекли в лагеря, где он заболел туберкулезом и за год до окончания срока вернулся домой, умерев у отца на руках.
Далеко не все понимают это произведение. Вот и решил опубликовать свое прочтение Платонова.


Оставлен: 03 января ’2015   17:58
Индустриализация в СССР произошла благодаря коллективизации, в результате которой крестьян, превратив в рабов-колхозников и заставив их работать бесплатно (за палочки-трудодни).

Выгребали из колхозных закромов до зернышка, чтобы продать по бросовой цене заграницей (напомню в США в это время начинается кризис перепроизводства, в том числе и зерна, сжигаемого в топках паровозов, чтобы хоть как-то повысить на него цену) и закуить станки, оборудование, целые заводы для индустриализации страны.

Такова горькая правда счастья технического прогресса СССР в 30-х за счет горя и голодных смертей миллионов крестьян. Хромое счастье получилось в итоге. Унизив и уничтожив лучших крестьян страны так за все годы Советской власти не поели досыта хлеба вольного.

И СССР, может быть, развалился из-за нарушения нравственной максимы: нельзя счастье построить на чужом несчастье. И "Котлован" Платонова как раз об этом - как за деревьями лес увидеть, и что не все средства хороши для достижения цели. Даже если это цель находит потом оправдание в результатах.

Оставлен: 10 января ’2015   16:57
Для полноты картины, изображенной в "Котловане" и понимания общего контекста реальной, не искаженной пропагандистскими штампами жизни времен индустриализации в СССР прелагаются нижеследующие исторические материалы:

В КОНЦЛАГЕРЯ ЗА ПЛОХУЮ РАБОТУ

В течение многих десятилетий утверждалось, что именно рабочий класс советской России стоит у власти и реализует свою ведущую роль в обществе через свой авангард – партию коммунистов, декларировавшую, что она выражает интересы рабочих, проводит политику неуклонного повышения их жизненного уровня. Тем не менее, жизненный уровень российского пролетариата в 20 – 30 годы оставался ниже того, что существовал в царской России...

Накануне перехода к нэпу, определившего жизнь страны в 20-е годы положение рабочего класса было чрезвычайно тяжёлым. Большинство фабрик и заводов не работало. В промышленности производительность труда упала до 45 % довоенной, объем производства – до 20 %. Постоянные военные мобилизации и бегство из голодных городов в деревню привели к резкому сокращению численности рабочих. Если в 1913 году в цензовой промышленности их насчитывалось 2598 тыс. человек, то в 1921 г. стало 1228 тыс.человек.

Вместо заработной платы они получали, говоря словами Н.И.Бухарина натуральный «общественный трудовой паёк», что позволило сократить их потребление до уровня голодного существования.

Падение заинтересованности рабочих в результатах своего труда компенсировалось широким использованием внеэкономического принуждения в виде всеобщей трудовой повинности и прикреплением рабочих к предприятиям, на которых они трудились. С трудовым дезертирством боролись «путём опубликования штрафных дезертирских списков, создания из дезертиров штрафных рабочих команд, и, наконец, заключение их в концентрационные лагеря»…

Ещё в 1917 г. Ленин гневно заявлял, что горстки, группы, слои рабочих «упорно держатся традиции (привычек капитализма) и продолжают смотреть на советское государство по-прежнему: дать «ему» работы поменьше и похуже – содрать с него денег побольше...

По мысли Ленина рабочим «не должно думать об улучшении своего положения», им надо крепить трудовую дисциплину и проявлять «рвение в труде».
Вопросы истории № 5 1998 г. Иванов Ю.М. «Положение рабочих России в 20-х – начале 30-х годов» с.34

МЫ ПУХНЕМ С ГОЛОДА

Российский рабочий 20-х годов был лишён самого необходимого: «Молоко, сливочное масло и яйца – писал Кабо, проводивший бюджетное обследование в Москве – не являются предметами массового потребления и употребляются в рабочих семьях постольку, поскольку там есть дети, больные и пр.

Для воспитания и питания детей взрослым рабочим приходилось отказываться не только от удовлетворения других потребностей, но и сокращать своё питание»…
Каким бы бедственным не было положение российского рабочего класса в годы нэпа, последовавшая за ними первая пятилетка сопровождалась такими невзгодами, что нэповские годы в жизни рабочих могли показаться счастливыми…

Рабочие голодали. Вот, что в частности, они писали в августе 1930 г. Рыкову: «Просим вас от имени 50 тысяч рабочих Ижевского завода: спасите нас от голода. Столовые закрываются, дают воду с овсяной крупой и немного хлеба. В магазинах дают по полфунта черного хлеба или муки на человека, больше уже ничего не дают вот уже месяц (а ведь 1930 год был рекордным по сбору урожая, но собранное зерно вывозилось за границу – Ю.И.). Мы пухнем от голода, работать нет сил. Рабочие бегут с производства, продают всё с себя, лишь бы прокормить детей»…

Вопросы истории № 5 1998 г. с. 33-34 там же

Оставлен: 05 марта ’2015   14:51
Говоря про социалистическую индустриализацию в СССР 30-х гг., выведшую страну на 2-е место в. мире по объему выпускаемой (про качество умолчим) продукции, следует упомянуть и о капиталистической индустриализации 80-90-х гг. 19 в., сделавшей Россию пятой экономикой в мире. Революции 1917 г. и разрушительная гражданская война отбросили страну в экономическом развитии...к 1811 г.! При всём при том прогресс в промышленном развитии в результате двух первых пятилеток ни в коей мере не должен служить оправданием сталинской бесчеловечной политики раскулачивания и рукотворного голода 1933 г., как это делается в нижеприведенном опусе, хотя бы ещё и потому, что сотни тысяч бывших раскулаченных и прочих "врагов народа" стали коллаборационистами в годы войны с фашизмом. А ведь при нашествии Наполеона в Россию в 1812 г., несмотря на крепостное право, предателей не было. -

"Есть четкая логическая цепочка - не будь индустриализации и коллективизации, итог ВОВ был бы предсказуемым и весьма плачевным для нашей страны. То есть, видя цель и понимая, что ее достижение невозможно обычными средствами, мы соглашаемся с теми исключительными мерами, которые были приняты, помалкиваем в тряпочку о перегибах коллективизации, голоде 32-33 года и издержках процесса, так как очевидна для большинства здравомыслящих людей необходимость данных процессов, ее цель и результаты, которые были достигнуты в кратчайшие сроки".
http://ivanoctober.livejournal.com/960465.html

Оставлен: 10 апреля ’2019   21:38


Оставлен: 18 февраля ’2018   11:47
Андрей Платонов хотел перемен и искал правды. Великая русская революция была принята им с большим воодушевлением.
Историю писатель рассматривал как путь «…от хаоса к организации», ища в нём выход из бедственного положения русского народа.
http://diletant.media/articles/38930726/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Оставлен: 29 марта ’2019   19:39
«Чевенгур» Платонова: коммунизм – это конец света
Чевенгурский коммунизм – это очень русская история. Коммунизм, понятый малограмотными людьми как конец света в христианском смысле: наступление царства Божия на земле, только без Бога. Все провозглашено общим и оттого не нужным: чевенгурцы не трудятся, а «просто живут», довольные собственным общественным устройством.
https://disgustingmen.com/reading/chevengur?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Оставлен: 24 мая ’2019   17:44
Заметки на полях: ПРАВДА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА
От любого абзаца Платонова устаёшь, как от серьёзной работы: но настоящая литература и не может быть развлечением: слишком завязана на жизни и судьбах людских.
https://klauzura.ru/2019/05/zametki-na-polyah-pravda-andreya-platonova/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Оставлен: 15 сентября ’2019   11:01
«Без истины мне стыдно быть живым»
https://zen.yandex.ru/media/molokols/bez-istiny-mne-stydno-byt-jivym-5d69897d98fe7900ad100753

Оставлен: 09 марта ’2020   10:18
Что иностранцы пишут про "Котлован" Платонова?
""Котлован" - это история неослабевающего горя и крик боли верующего в русскую революцию в реальности сталинского Советского Союза. Это сюрреалистическая история о том ущербе, который государство наносит жизни отдельных людей, когда оно настаивает на том, что только достижение коммунистического проекта придает им смысл – что их жизнь не имеет значения, кроме того, что они могут обеспечить для коллектива".
https://zen.yandex.ru/media/litinteres/chto-inostrancy-pishut-pro-kotlovan-platonova-5e519439a89e6c018bc97798?&utm_campaign=dbr

Оставлен: 04 ноября ’2020   20:13
Сталин, прочитав одну из повестей Платонова, выносит ей приговор: «Сволочь!»
https://zen.yandex.ru/media/id/5a4112c35816695f8eab798c/svoloch-5f4894645c0b4777a74ef41b?&utm_campaign=dbr

Оставлен: 01 сентября ’2021   16:34
Андрей Платонов: странноязыкий певец пролетариата
https://zen.yandex.ru/media/izdatelstvoast/andrei-platonov-strannoiazykii-pevec-proletariata-612b4c130a899a0b047941c4?&utm_campaign=dbr


Вверх ↑
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

179
БАБЬЕ ЛЕТО. Ждём вас на премьере песни и клипа

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 










© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft