16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 213Зрителей: 63 600
Авторов: 56 613

On-line4854Зрителей: 903
Авторов: 3951

Загружено работ – 2 069 614
Социальная сеть для творческих людей
  

Культура как матрица нашего поведения

Литература / Обществоведение / Культура как матрица нашего поведения
Просмотр работы:
09 июля ’2015   17:18
Просмотров: 16637
Добавлено в закладки: 1

Человек рождается в определенной культурной среде и по мере взросления и духовного развития впитывает в себя все её культурные стереотипы поведения, доминирующий в ней менталитет или, другими словами говоря, образ мышления.

Так что здесь трудно не согласиться с В.И. Лениным, который утверждал, что «человек, живя в обществе, не может быть свободным от общества». Попробуем рассмотреть эту зависимость ретроспективно и выяснить насколько мы свободны в своих намерениях и действиях.

Общеизвестно, что европейская матрица культурного кода, своеобразной частью которой является и Россия, сформировалась под сильнейшим влиянием двух противоположных по устремлениям культур: античной и религиозной средневековой.

Античную культуру характеризует, прежде всего, культ физической красоты человека во всех его проявлениях. Эту культуру еще называют апполоновской. Римская культура во многом, за исключением политического устройства и юриспруденции, определялась подражательством греческой, являясь естественным продолжением тех тенденций, которые и привели античную культуру к кризису и саморазрушению.

Христианская культура возникла как антитеза культу плотских радостей римлян и греков и противопоставила утехам тела аскезу и бессмертие души. «Ибо мало пользы человеку, если он приобретет весь мир, но повредит душе своей». Это культура, господствующая в средневековой Европе, в основном была созерцательной и схоластичной, «бьющейся» над такими неразрешимыми вопросами как: «Что было первым – курица или яйцо».

В эпоху Ренессанса античности и Реформации на смену христианской культуре пришла по Шпенглеру «фаустовская», когда творец человек поставил себя, а не бога в центр окружающего мира и начал его не только исследовать, выходя за рамки библейских истин, но и активно преобразовывать.

В снятом (в свернутом) виде у этого человека осталась набожность прежних времен, но она была не самоцелью, как у монахов, а подручным средством для достижения своих намерений. Утилитаризм или польза стали определяющим в человеке Нового времени. Что полезно для индивида, то и годится к употреблению, несмотря на прежние запреты и табу.

В Реформацию возникает кальвинизм с его кредо бережливости и трудолюбия, кратко выраженное в поговорке: «Кто рано ложится и рано встает – тот счастье, богатство и ум наживет»: что по мнению социолога М. Вебера способствовало генезису капитализма в Европе и Северной Америке, куда пуритане-пилигримы переехали из Англии.

Если в средневековье доминировало вовсе не позитивное отношение к богатым, судя по евангельскому: «Быстрее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай», то с утверждением протестантизма в той же Англии появились новые дворяне, джентри, не считающие зазорным, как представителям благородного сословия заниматься торговлей и мануфактурой.

Но растабуированность в человеческих отношениях, как видно из примеров поздней античности, до добра не доводит. Что наблюдается и ныне в таком суицидальном явлении для фаустовской культуры, как узаконивания однополых отношений в ряде бывших христианских стран, где раньше подобное считалось тяжким содомским грехом.

Поэтому здоровый консерватизм традиционных семейных ценностей есть условие не только сохранения европейской культуры, но и её перехода в новое качество, где во главу угла должны быть поставлены нравственные ориентиры, а не безудержная всеядность потребительства. Не всё то хорошо, что можно (а по либеральной идеологии можно всё, что не запрещено законом). Хорошо то, что нужно для здоровых отношений между людьми.

В разные периоды своей жизни человек в силу своего ума, темперамента, обстоятельств и возраста может быть выразителем вышеперечисленных типов культур. Как проявление коллективного бессознательного, где в свернутом (снятом) виде присутствуют все этапы развития человечества и данного этнокультурного общества, через индивидуальное сознание.

В молодости и зрелости нас прельщает красота и жажда действий. К старости многие испытывают стремление к покою и размышлениям о бренности и тщетности «суеты сует». Некоторые выдающиеся личности, вроде Л. Толстого становятся даже гуру новых духовных исканий и учений. Смерть – та черта, подводящая итог жизни каждого. Было бы что итожить. Как тут не вспомнить Н. Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Хотя есть люди, и немало, проживающие жизнь бесцельно. Без особых заморочек и рефлексий. «В этом мире я – прохожий, синь очей утративших во мгле» (С. Есенин). Будьте прохожими, будьте как дети, призывал евангельский Иисус.

Так что не желая того, такие простые в своей бесцельности люди могут жить по христианским заповедям. Как Платон Каратаев в «Войне и мире» Л. Толстого. Он живет «несмысля» заботой и любовью к ближнему, в отличие от Пьера Безухова, осознающего бессмертие своей души не через сопереживания с ближним, а через размышление и подведение под свое бессмертие логического фундамента и воображения.

Совсем как у Сартра и по Христу также – быть в мире сём и, одновременно, «быть не от мира сего». На «своей волне», что называется. Но и верующий человек нередко относиться к окружающему миру опосредованно – через призму своих религиозных понятий и убеждений.

И как ни крути – атеист ты, или верующий, всё одно – ты должен действовать, чтобы остаться человеком не по инстинктам непосредственно, а по понятиям, убеждениям и правилам принятым в данном обществе. Эти культурные стереотипы являются своего рода опознавательными знаками типа "свой - чужой".

По стародавним преданиям отпетые разбойники при приближении старости и смерти отписывали всё награбленное церквам и монастырям, надеясь раскаянием заслужить прощение бессмертной душе. А истинно верующие христиане исповедовались и причащались перед уходом в мир иной. Предрассудок, с точки зрения атеиста …или, скорее всего, культурная матрица своего времени…
Свидетельство о публикации №196285 от 9 июля 2015 года





Голосование:

Суммарный балл: 54
Проголосовало пользователей: 6

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 09 июля ’2015   23:03
Спасибо за оценку. Мысли вдогонку темы...

Кавказский менталитет не приемлет комромиссов, так как всякая, даже маленькая, уступка рассматривается как проявления слабости и "потери лица". Такова матрица горской культуры сравнивающего мужчину с горным орлом, а не ущельным шакалом.

Ушедший недавно из жизни ак. Евгений Примаков был превосходным знатоком арабского менталитета и замечательным переговорщиком умеющим разруливать спорные ситуации.

Американцы при создании нынешней кризисной ситации на Украине, конечно, учли менталитет хохлов падких на халяву, а также застрельщиков майданной смуты - бандеровцев, вся суть которых выражена ненавистью к москалям, ляхам и жидам.

Оставлен: 05 августа ’2015   06:22
Всё верно.


Оставлен: 10 июля ’2015   16:44
Прочла с большим удовольствием. Интересно и поучительно) Эпоха Возрождения, конечно, очень интересует) Шекспир)

Оставлен: 10 июля ’2015   19:14
Шекспир - это целый мир извечных человеческих страстей. Загадка отчасти в том, был ли это Шекспир или некто иной, использовавший это имя как псевдоним.

Возрождение или Ренессанс античности в итальяском, а потом остальном европейском исполнении привело в конечном итоге к десакрализации жизни общества. Бога стали рассматривать как выдумку человека. И Достоевский поставил не только вопрос-загадку, но и обозначил неожиданную проблему, которая до сих пор не разрешена, а именно: "Раз бог умер, то всё позволено"?.. И судя по победному шествию узаконивания гомосексуальных браков в мире вседозволенность становится нормой поведения.

Оставлен: 11 июля ’2015   14:36
Бог не умер, он воскрес))
В этом мире позволено все... Это так...
Когда я чем-то возмущаюсь... Несправедливостью, мой близкий чел. Говорит - Скажи Украине, что она не права))))

Оставлен: 11 июля ’2015   14:50
Перефразируя вас можно сказать, что интерес к религии не умер вместе со средневековьем и он воскреснет в полной мере в связи с деградацией определенной части человечества, забывших "божьи заповеди". Возможно мы накануне нового Апокалипсиса возрожденной апполоновской цивилизации и Ренессанса нового Средневековья с его приматом духовного над материальным.

Оставлен: 12 июля ’2015   05:14
Володя,если покопаться в инете, можно найти предсказания новейшие о конце света... И что царь последний будет в России из Новороссии... То что, возможно, мы увидим конец... Не знаю... У меня постоянно тревожное чувство конца и трагичности нашего времени. Небеса опускаются ниже. Беспокойство и трагическое восприятие жизни. Нытик и пессимист))) Мы уже на краю... Я это нутром чувствую... Людей верующих сейчас много. Среди знакомых, и тех, кто пришли! Ренессанс веры налицо! Очень много молодежи. Особенно это чувствуется в Москве! Там настоящий подъем! Да хотя бы пойти к Матроне Московской! Там же очередь каждый день! Ведь никто не гонит, не заставляет) Вполне современные молодые люди идут) Мне там так дышалось легко! К иконе очередь 2 часа! Выстояла... От иконы идут волны, как от ангельских крыльев, отойти невозможно! Я серьезно! Вот и думай потом... Сама исцелилась, папа умирающий ходить начал... Сейчас такие проблемы большие, думаю, если бы съездила, попросила, все бы наладилось...
Хоть и возникают разные сомнения, но то что чудеса происходят, что Бог есть и война здесь на Земле не между народами и людьми, а между Богом и Сатаной - это я вижу.

Оставлен: 12 июля ’2015   08:03
Чудесное исцеление известно с евангельского: "По вере вашей да будет вам".

Что касается конца света, я как мужчина менее мистичен и более рационален. Ориентируюсь на анализ фактов, а не предчувствие. "Аппокалипсис" понимаю не как конец света, а как крах той парадигмы глобализма, которая доминирует в мире через господство США и ТНК (транснациональных корпораций).

Унификация и универсализация ("макдольнизация" и "голливудизация") мира вступает в неразрешимое противоречие с уникальностью отдельных стран и целых регионов, которых не "выстроишь по ранжиру" потребительства (у "потреблятства" есть пределы роста, выражаемые в количественном ограниченности того или иного рынка, его насыщенностью определенным ассортиментом товаром и, наконец, закредитованностью как потребителей, так и производителей).

Взять, к примеру исламский мир или Россию, где рыночные регуляторы без усилий государства не работают сами по себе. Потому как СеверА есть СеверА. Да и у мусульман ссудный процент, на котором стоит капитализм - большой грех.


Оставлен: 12 июля ’2015   12:58
Стереотипы культурного (или бескультурного) поведения передаются из поколения в поколение иногда меняясь незначительно, а то и вовсе кардинально. Революцию Октября 1917 года Н. Бердяев охарактеризовал как "эмансипацию мужика" со всей его психологией и этикой поведения.

Быть интеллигентным, т.е. вежливым и воспитанным стало как-то неприлично и даже оскорбительно, особенно после фразы вождя мирового пролетариата тов. Ленина: "Интеллигенция - это говно". А теперь некоторые тыкают пальцем в загаженность наших подъездов, улиц, скверов, забывая, что чистотой и аккуратностью гегемон общества (по советской идеологии) пролетариат "не страдал" никогда и что для бескультурья много и не надо, в отличие от усилий окультурить себя и окружающую среду.

Оставлен: 12 июля ’2015   18:58
Насчет культуры и "гнилой интеллигенции". Отменным бескультурьем и нечистоплотностью отличались в основном люмпены. В том, что быть интеллигентным перестало быть престижно, отчасти виноваты псевдоинтеллигенты. Которые из кожи вон лезут только бы доказать свою "исключительность" и "утонченность", глубоко презирают и свою страну, и свой народ. Не удивиьельно, что народотвечал и отвечает им глубокой взаимностью. Яркие образчики таких "псевдоинтеллигентов" можем в ассортименте наблюдать в лице "творческой элитки" и "оппозиции". От ясновельможного пана Макаревича и "высококультурной" Собчачки до мадам Новодворской, Немцова, Навального и еже с ними. Не думаю, что в начале двадцатого века такие типажи были менее распространены, чем сейчас. Да и дворянство к тому времени практически полностью выродилось в бесполезных и ни на что не способных, кроме красивых рассуждений и мотовства не по средствам, лымарей и бездельников. Есть, конечно, тысячи исключений. Но правило для миллионов дворян именно таково.

Оставлен: 12 июля ’2015   20:04
Насчет "псевдоинтелегентов" или интеллигентствующих согласен. Насчет вырождения дворянства не берусь судить однозначно. Вспоминаю почти автобиографичеескую повесть Бунина "Деревня", где по образу жизни помещик почти не отличался от трудяги крестьянина: весь в заботах и работах. Спасибо за неравнодушное прочтение, оценку и отзыв.

Оставлен: 14 июля ’2015   12:51
Владимр Евгеньевич! Есть тысячи исключений. В частности, вышеупомянутый помещик, в трудах и заботах, искренне болеющий душой за процветание страны (хотя бы в границах ввереного ему надела) - отец крестьянам, слуга государю.
Но увы, к большому моему сожалению, это не было правилом для миллионов. Для миллионов дворян правила жизни были совсем иными.

Оставлен: 15 июля ’2015   07:57
Безусловно, крепостное владение людьми развратило немалую часть дворянства.

Но...большевики запустили механизм уничтожения не только этого сословия, без которого Россия не была бы Россией, но и всех кто состоятельнее бобылей-голодранцев и пролетариев, как наиболее многочисленной, малокультурной и необразованной, наконец, низкоквалифицированной части рабочего класса.

"Разделяй и властвуй" - этот принцип ленинцы успешно опробовали по захвату власти в Октябре-17.
Мы - народ, бедно живущий из-за кровососов-эксплуататоров: помещиков, буржуев и всех прочих богатеев. Поэтому грабь награбленное. Ну, разграбили да так впроголодь и в недостатке все 74 года и прожили с уверенностью, что "бедность - не порок", а вот богатство всегда неправедно: "Трудом праведным - не построишь палат каменных".

А вот сейчас и строят, славу богу, и за свои, и за заемные через ипотеку. И никого уже не удивишь ни личным авто, своей или заграничной марки, ни новым домом, ни купленной квартирой. В России при Путине началась постепенная реабилитация богатства и жизни в достатке.

Если в советское время в адрес стиляг, мещан и прочих поклонников "чашечки кофе, ванны" говаривали с насмешкой: "Красиво жить не запретишь", то сейчас без всякой иронии можно сказать: "Богато жить уже не запретишь". Ведь ОБХСС кануло в Лету вместе с придуманным Лениным для счастья бедных социализмом.


Оставлен: 16 июля ’2015   11:01
Володя,очень интересная и познавательная работа.Прочла с удовольствием.Спасибо.С дружеским теплом.

Оставлен: 16 июля ’2015   11:10
Спасибо за оценку и отзыв, Светлана.


Оставлен: 01 августа ’2015   23:00
"Ев­ро­пей­ская куль­ту­ра за­ни­ма­лась по­ка­зом раз­ви­тия лич­но­сти, по­ка­зом, как стро­ит­ся уни­каль­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность. Ин­ди­ви­ду­аль­ность, уни­каль­ность че­ло­ве­ка бы­ла его ка­пи­та­лом и важ­ней­шей со­став­ляю­щей ди­на­ми­ки об­ще­ст­вен­но­го про­цес­са. Ха­рак­тер­ным ка­че­ст­вом ге­ро­ев ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры бы­ли слож­ность, утон­чен­ность и глу­би­на внут­рен­ней жиз­ни. Они му­чи­лись не­раз­ре­ши­мы­ми во­про­са­ми че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, бро­са­ли вы­зов об­ще­ст­ву и судь­бе. Че­ло­век, вы­де­лив­ший­ся из тол­пы, су­мев­ший вы­ра­бо­тать вы­со­кий ин­тел­лект, твер­дые нрав­ст­вен­ные кри­те­рии, эс­те­ти­че­ское чув­ст­во, был и ос­та­ет­ся, в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни, в ев­ро­пей­ском соз­на­нии, ге­ро­ем, мо­де­лью для под­ра­жа­ния.

Не­да­ром эли­той ев­ро­пей­ских на­ций все­гда счи­та­лись фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки, они пред­став­ля­ли выс­шую че­ло­ве­че­скую по­ро­ду, ари­сто­кра­тию стра­ны, ко­то­рая бы­ла пред­ме­том ува­же­ния и обо­жа­ния тол­пы, и бы­ла для нее об­раз­цом, пус­кай и не­дос­ти­жи­мым.

В гла­зах аме­ри­кан­цев фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки, лю­ди твор­че­ских про­фес­сий ни­ко­гда не бы­ли вы­ра­зи­те­ля­ми воз­мож­но­стей лич­но­сти. Твор­че­ская лич­ность оце­ни­ва­ет­ся лишь в кри­те­ри­ях биз­не­са. Чем вы­ше го­но­ра­ры ху­дож­ни­ка, ак­те­ра, пи­са­те­ля, тем вы­ше его цен­ность. Ге­ро­ем Аме­ри­ки все­гда был че­ло­век, соз­даю­щий ма­те­ри­аль­ные бо­гат­ст­ва. Лич­ность же стро­ит внут­рен­нее бо­гат­ст­во, бо­гат­ст­во ду­ха".
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/proza/1143813.html?zakladki&zUid=13231
Утилитарность присуща всем простым по культурной матрице людям, а не только американцам в силу отсутствия у них исторической ретроспективы, или "заднего плана".
Нередко можно было услышать отзывы "простых людей" о том же футболе ("22 дурака мяч гоняют от нечего делать") или балете ("попробовала бы эта балерина навоз вилами на колхозной ферме поворочать").
У каждого страта (слоя) свои сословные представления о прекрасном, должном, полезном. Своя "пирамида Маслоу". Так и у европейцев с американцами.

Оставлен: 02 августа ’2015   09:51

Оставлен: 04 августа ’2015   15:55
Ну, нас, учителей, сразу видно. Поэтому тоже ставлю "4". Объясняю, почему не "5". Хронотоп выдержан. Выводы чётки. "Сестра таланта" наличествует. Но перебор цитат классиков лишает личностного отношения. Автор за ними микшируется.

Оставлен: 04 августа ’2015   19:58
Спасибо коллега. Будем совершенствоваться.


Оставлен: 16 декабря ’2016   17:15
Если бы модус жизни стал христианским, вылетела бы в невозвратные дали вся означенная вами культура с её периодизацией. Всё бы стало в русле высказывания "будьте как дети". Осмелимся мы быть детьми, или будем рассуждать в русле пагуб культурных клише? Не делая главного, глупо, а главное, и опасно с точки зрения вечности делать по собственному разумению - естественно падшему - любые вещи, даже если их прописала церковь и её догмы (подчёркиваю, церковь, а не Христос). Надо быть, как дети, безумным, чтобы быть мудрым и делать что-либо истинно сущностное.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
С днем Рождения

Присоединяйтесь 



Наш рупор
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/bardi/2539937.html?author Песня в поддержку СВО. Против нацистов, манкуртов, предателей и прочих марионеток заокеанского обкома


Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft