16+
Лайт-версия сайта

Герой Советского Союза Шевченко В.И.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Шевченко В.И.
Просмотр работы:
06 июля ’2014   20:17
Просмотров: 11891

Шевченко Владимир Илларионович родился 25.06.06 г. на хуторе Красная Заря Волгоградской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил рабфак.
В РККА с 1929 г. С ноября 1929 г.служил во 2-м полку связи. В 1930 г. окончил полковую школу 2-го полка связи в Ленинграде. С июня 1930 г. учился в Военно-теоретической школе ВВС РККА в Ленинграде. С мая 1931 г. – во 2-й военной школе летчиков Красного Воздушного Флота в г. Борисоглебске, которую окончил в 1932 г. Член ВКП(б) с 1932 г.
С июня 1932 г. – младший лётчик 15-й авиаэскадрильи в г.Брянске, с декабря 1933 г. – командир корабля, а с июня 1935г. – командир звена 4-й дальней разведывательной эскадрильи Белорусского военного округа. В январе 1937 г. назначен командиром авиаотряда 11-й эскадрильи БВО.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1937 г. Командовал отрядом скоростных бомбардировщиков. Наносил удары по войскам на передовой и железнодорожным станциям близ фронта. Совершал налеты на порты, находившиеся в руках франкистов, и корабли противника в море. Совершил более 100 боевых вылетов.
Экипажи бомбардировщиков не имели никакой подготовки к действиям над морем. Существовали проблемы с навигацией, один корабль не могли отличить от другого.
Когда звено Шевченко в первый раз полетело искать тяжелый крейсер мятежников «Канариас», испанский адмирал просто на листочке бумаги изобразил контуры корабля. В указанном районе крейсер нашелся, но что-то расходилось с эскизом адмирала…
Вспоминает Н.Г. Гуменный[1]: «Однажды я был назначен в Картахену по вызову главного военно-морского советника Н.Г. Кузнецова[2]. В большой кабинете командующего ВМФ Буисы я представился.
- Подойдите к карте, - сказал Кузнецов. - По агентурным данным, вот здесь, южнее Малаги, к рассвету завтрашнего дня должен быть крейсер «Канариас». Вам необходимо возглавить звено СБ, атаковать корабль и потопить его.
Я попросил фотоснимок «Канариаса». Кузнецов обратился к командующему флотом, но тот лишь пожал плечами, затем, улыбаясь, взял лист бумаги и быстро набросал контуры корабля.
- Говорит, что вот так же ему когда-то рисовали корабль, но упустили одну какую-то важную деталь, - усмехнулся Кузнецов.
К тому времени в нашей эскадрильи осталось мало «старичков», а поскольку задание было очень ответственным, командир эскадрильи приказал вести звено Владимиру Шевченко и мне, а два ведомых экипажа будут испанскими.
На следующий день, ещё затемно, мы взлетели с Сан-Хавьера и легли курсом на Малагу. С первыми лучами солнца прямо впереди по курсу показался огромный военный корабль. Беловато-серая громадина неподвижно застыла на спокойной морской глади. По всей видимости, это «Канариас» - наша цель. Мы вышли на боевой курс и открыли бомболюки.
Нажимаю сигнальные кнопки для доворота самолёта к черте курса. Высота - 600 метров, скорость - 300 километров в час. Наш СБ летит точно по курсу и так плавно, словно скользя по тихой воде.
Я всматриваюсь то в рисунок, лежащий передо мною, то на корабль. А он уже в центре прицела и приближается к перекрестию сетки. И в тот момент, когда мой палец лежал уже на кнопке сбрасывателя бомб, я заметил на корабле какие-то выступающие части, которых нет на моём рисунке. Вот она, столь знакомая лётчикам ситуация, когда всё решают десятые доли секунды. Упустить их - и не будет выполнено задание, для которого прилетели эти 9 человек, объединённых одной целью. Ударить всей бомбовой мощью! А вдруг это не «Канариас»? Тем более, что корабль не открывает огня по нашим самолётам...
Нет, надо осмотреть судно ещё раз! Говорю об этом Володе, закрываю бомболюки, делаем левый разворот. Ведомые следуют за нами. Ещё раз внимательно осматриваем корабль. Это, действительно, не «Канариас»! Досадно, конечно, но, с другой стороны, хорошо, что не поспешили.
Берём курс на запасную цель и сбрасываем бомбы на позиции мятежников к востоку от Гранады. Вскоре мы возвратились на Сан-Хавьер. Уже после посадки выяснилось, что обнаруженное нами судно действительно было не «Канариасом», а английским линкором! Кто знает, к каким международным осложнениям могла бы привести наша ошибка».
14.03.38 г. старший лейтенант Шевченко Владимир Илларионович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 69.
Ему было присвоено внеочередное воинское звание полковник. В июне 1938 г. был назначен заместителем начальника Главной летной инспекции ВВС РККА.
В конце мая 1939 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой опыт, полковник Шевченко прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол и советско-финской войне.
4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
С июня 1940г. – командир 10-й скоростной бомбардировочной авиабригады Киевского Особого военного округа. С февраля 1941 г. – командир 16-й смешанной авиадивизии Одесского военного округа[3].
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 16-й сад Юго-Западного фронта (86-й сбап, 87-й и 92-й иап, 226-й и 227-й ближние бомбардировочные авиаполки), насчитывавшей 306 самолетов (в т.ч. 48 - неисправных).
Командовал ВВС Южного фронта, которые поддерживали войска фронта в ходе приграничных сражений, в Донбасской и Ростовской оборонительных операциях, а затем в Ростовской и Барвенковско-Лозовской наступательных.
Осенью 1941 г. – весной 1942 г. командовал ВВС 37-й армии Юго-Западного фронта[4].
22.05.42 г. в соответствии с приказом наркома обороны на базе расформированных ВВС 37-й армии в городе Лисичанске Донецкой области была сформирована 216-я истребительная авиационная дивизия (16-й гиап, 88-й и 149-й иап).
Со дня формирования до октября 1942 г. 216-й иад командовал генерал-майор авиации Шевченко.
Выпестованная им дивизия превратилась впоследствии в одну из самых прославленных в ВВС Советской Армии.
39 летчиков дивизии стали Героями Советского Союза, 4 – были удостоены этого звания дважды, а 1 – трижды[5].
В августе - декабре 1942 г. 216-я иад, входя в состав 4-й ВА, прикрывала войска 37-й и 9-й общевойсковых армий в районах от реки Дон до реки Терек, в районах до Нальчика, Моздока, Орджоникидзе. За этот период летчики дивизии совершили 10954 боевых вылета, сбили в воздухе 130 самолетов противника и уничтожили на земле 35 вражеских самолетов и много другой техники и живой силы
С 23.10.42 по 12.05.44 г. генерал-майор авиации Шевченко командовал 1-м смешанным авиакорпусом 17-й ВА (288-я иад и 267-я шад).
В дни напряженных оборонительных боев под Сталинградом основная тяжесть в борьбе против вражеских танков, опорных пунктов ложилась на плечи штурмовиков. В это время Ил-2 поступал на фронт в одноместном варианте, не защищенным со стороны задней полусферы. Вскоре в 1-м сак силами технического персонала были переоборудованы 66 штурмовиков. Во второй кабине установили крупнокалиберный пулемет. В первых же боевых вылетах на этих самолетах стрелки сбили несколько «мессершмиттов».
Наступательный порыв был неудержим. Но и враг был еще сильным. Однако все его попытки восстановить положение на Среднем Дону силами подходящих резервов были сорваны. Действия авиации затруднялись низкой облачностью и частыми туманами. Но несмотря на суровую зиму, метели, стесненные условия базирования, авиаторы успешно выполняли боевую задачу.
Командир 23-го танкового корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Е.Г. Пушкин телеграфировал: «Командующему ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту Новикову. Копия: командующему 17-й ВА генерал-лейтенанту Красовскому, командиру 1-го сак генерал-майору Шевченко.
При прорыве в районе Шараповка 23-й танковый корпус во взаимодействии с 1-м сак с поставленной задачей справился отлично. Несмотря на превосходство сил противника, летчики 1-го сак сбили 16 вражеских самолетов, в том числе имеется таран».
Во главе корпуса участвовал в освобождении Украины. Особенно результативным был удар штурмовиков и истребителей авиационного корпуса Шевченко по аэродрому Краматорская. Уничтожив с первого захода самолеты, готовившиеся к взлету, и подавив зенитную артиллерию, штурмовики в последующих атаках с бреющего полета пулеметно-пушечным огнем уничтожили и повредили до 50 «юнкерсов» и «мессершмиттов».
1-й сак принимал участие в Ворошиловградской, Донбасской, Никопольско-Криворожской, Одесской наступательных операциях, в освобождении городов Морозовск, Краматорск, Ворошиловград (Луганск), Славянск, Павлоград, Новоэкономичное, Красноармейское, Вознесенск, Синельниково, Кривой Рог, Одесса и др.
В боевой характеристике на В.И.Шевченко отмечалось: «Корпус под командованием Шевченко участвовал в операциях по разгрому Сталинградской группировки немцев, по овладению районами между р.Дон и р.Северский Донец. В мае 1943 г. вошел в состав 17-й воздушной армии и с 7 июля 1943 г. участвовал в Белгородской операции, в операциях по овладению Донбассом, выводу частей к р.Днепр. Корпус, благодаря хорошо подготовленному, имевшему большой боевой опыт руководящему составу полков и дивизий, представляет крепкую боевую единицу. С мая 1943 г. по февраль 1944 г.части корпуса произвели 12048 боевых самолето-вылетов с налетом 11666 часов, уничтожив до 300 танков, бронемашин и бронетранспортеров противника. На аэродромах уничтожено иповреждено 113 самолетов противника. В воздушных боях сбито 373 самолета противника».
8.07.44 г. генерал-майор авиации Шевченко был назначен командиром формирующейся 182-й штурмовой авиационной дивизии[6], которой и командовал до конца войны.
14.10.44 г. 182-я шад вошла в состав 1-й ВА и начала свою боевую деятельность. Участвовала в Земландской и Инстербургско-Кенигсбергской наступательных операциях, в освобождении городов Тильзит, Пиллау.
20.01.45 г. за отличия в боях по овладению г. Тильзит 182-й шад присвоено почетное наименование «Тильзитская». Дивизия была награждена орденами Суворова и Кутузова, а генерал-майор В.И.Шевченко - орденом Суворова 2-й степени.
За время войны В.И. Шевченко удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 16 раз!
После войны генерал-майор авиации Владимир Илларионович Шевченко продолжил командовать дивизией, дислоцированной в Инстербург . В 1946 г. после расформирования дивизии отказался ехать на Дальний Восток, после чего в апреле этого же года при прохождении медкомиссии был призван инвалидом второй группы и уволен в запас.
В феврале 1948 г. генерал-майор В.И. Шевченко был арестован и обвинен в хищении государственного имущества, и в мае того же года осуждён военным трибуналом Прибалтийского военного округа к высшей мере наказания, однако приговор был снижен до 10 лет заключения в ИТЛ, с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. Указом Президиума ВС СССР от 25.01.1948 г. лишён звания Герой Советского Союза. При этом воинского звания «генерал-майор авиации» лишён не был.
Следующие 2 лет он провёл в лагерях под г. Кемерово и был освобожден в мае 1953 г. по амнистии, После чего жил в п.Панфилово Волгоградскаяой обл., где работал преподавателем военного дела в средней школе, инструктором Калининского районного отдела ДОСААФ, заведующим хлебопекарней и колхозной фермой. Неоднократно обращался с жалобами в различные инстанции с просьбой о пересмотре дела.
В феврале 1969 г. постановлением Пленума Верховного Суда СССР дело на генерал-майора авиации В. И. Шевченко было прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.05.1969 г. он был восстановлен в звании Героя Советского Союза и в праве на все государственные награды.
В 1970 г. он переехал в Волгоград, где и скончался год спустя.
Умер 06.01.72 г. Похоронен в Волгограде.
Герой Советского Союза (14.03.38). Награжден орденом Ленина (1938), четырьмя орденами Красного Знамени (1938, 1939, 1940, 1942), орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, орденом «За воинскую доблесть» МНР.

Литература:
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 68

Примечания:
[1] Гуменный Николай Герасимович участвовал в национально-революционной войне в Испании в октябре 1936 - августе 1937 гг. Был штурманом звена, а затем эскадрильи скоростных бомбардировщиков.
[2] Кузнецов Николай Герасимович (1904-1974) Герой Советского Союза (14.09.45) Адмирал Флота Советского Союза (1955). Русский. В РККА с 1919 г. Член ВКП(б) с 1925 г. В 1926 г. окончил военно-морское училище, в 1932 г. – Военно-морскую академию. Был старшим помощником, а затем командиром легкого крейсера «Червона Украина». В 1935 г. награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-37 гг. Был военно-морским атташе. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени. В 1937-39 гг. – зам. командующего, а затем командующий ТОФ. Член ЦК ВКП(б) в 1939-55 гг. В 1939-46 гг. – нарком ВМФ. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1946-47 гг. – зам. министра обороны – Главком ВМФ, в 1947 г. – начальник Управления ВМУЗ. В 1948 г. снят с должности и понижен в звании до контр-адмирала. В 1948-50 гг. – зам. Главкома войсками Дальнего Востока по ВМС, в 1950 г. - командующий 5-м флотом, в 1951-53 гг. – военно-морской министр, в 1953-56 гг. – 1-м зам. министра обороны – главком ВМФ. В 1956 г. в связи с гибелью линкора «Новороссийск» снят с должности, понижен в звании до вице-адмирала и уволен в отставку. В 1988 г. посмертно восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза
[3] По состоянию на 22.06.41 г. в 16-й сад имелось 10 Пе-2, 55 СБ, 104 Су-2 (в т.ч. 30 неисправных), 4 МиГ-3, 133 И-16 и И-153 (в т.ч. 18 неисправных), 224 боеготовых экипажей (в т.ч. 54 экипажа готовых к выполнению боевых заданий ночью в простых и 42 днем в сложных метеоусловиях, 45 - переучивались).
[4] 13.12.42 г. преобразована в 216-ю сад, а 17.06.43 г. - в 9-ю гиад. К концу Великой Отечественной она именовалась 9-й гвардейской истребительной авиационной Мариупольско-Берлинской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого дивизией. С 1943 г. в основной состав дивизии входили 16-й, 100-й, 101-й и 104-й гвардейские истребительные авиаполки. С 27.04.44 г. до конца войны ей командовал полковник Покрышкин А.И. За время войны части дивизии совершили 33654 боевых вылета, провели 1332 воздушных боя, в которых было сбито 1147 вражеских самолетов. Штурмовыми ударами было уничтожено более 16 тысяч солдат и офицеров противника, сожжено на земле 66 самолетов, 420 танков и бронемашин, более 4000 автомашин и мотоциклов, 80 паровозов, взорвано 26 складов.
[5] Трижды Герой Советского Союза Покрышкин А.И., дважды Герои Советского Союза Глинка Д.Б., Клубов А.Ф., Комозин П.М., Речкалов Г.А., Герои Советского Союза Антонов Я.И., Бабак И.И., Берестенев П.М., Беркутов А.М., Бондаренко В.Е., Вильямсон А.А., Вишневецкий К.Г., Глинка Б.Б., Голубев Г.Г., Горегляд Л.И., Девятаев М.П., Дзусов И.М., Дрыгин В.М., Иванов С.С., Исаев Н.В., Искрин Н.М., Карпович В.П., Коваль Д.И., Комельков М.С., Комоса А.С., Крюков П.П., Кудря Н.Д., Лавицкий Н.Е., Лиховид М.С., Лукьянов С.И., Похлебаев И.Г., Рыкачев Ю.Б., Селиверстов К.Е., Семенишин В.Г., Середа П.С., Старчиков Н.А., Сухов К.В., Тараненко И.А., Трофимов Н.Л., Труд А.И., Фадеев В.И., Федоров А.В., Фигичев В.А., Шаренко В.Д.
[6] Дивизия находилась в составе действующей армии с 14.10.44 г. по 9.05.45 г.





Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Леди Осень

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 










© 2009 - 2020 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft