16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 438Зрителей: 63 794
Авторов: 56 644

On-line3530Зрителей: 675
Авторов: 2855

Загружено работ – 2 074 579
Социальная сеть для творческих людей
  

Герой Советского Союза Кашуба П.Т.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Кашуба П.Т.
Просмотр работы:
10 ноября ’2014   07:19
Просмотров: 18831

Кашуба Павел Тарасович родился 3.01.13 г. в с. Киевка Ставропольского края.
В 1933 г. окончил Краснодарский кооперативный техникум. Учился на планово-экономическом факультете Московского института советской кооперативной торговли Центросоюза СССР.
В 1935 г. призван в РККА. В 1936 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков. Служил в ВВС Балтийского флота.
В 1937 г. демобилизовался. Работал начальником штаба, а затем командиром авиаотряда Пятигорского аэроклуба.
В 1938 г. был назначен начальником Казанчинского оперативного отделения Красноярского авиаотряда № 03 был откомандирован в Северное подразделение № 2 Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса в г. Красноборск Архангельской области. Работал летчиком пожарной охраны.
«В те годы интенсивно формировалась воздушная служба охраны лесов от пожаров. Приказом Наркомлеса № 89 от 8 апреля 1936 г. было образовано по всей стране 4 авиаотряда, в том числе Северный под № 02 с местом базирования в Красноборске. С того момента на окраине старинного патриархального села развернулось невиданное строительство: аэродром, ангары, цеха, производственные и жилые здания. Сельскую тишину нарушили ревы самолетных двигателей. Село наводнили щеголеватые летчики и специалисты. Молодым ребятам из окрестных деревень тоже предоставилась возможность работать в престижной отрасли. Открылись курсы по подготовке летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных, авиационных мотористов. К сороковым годам в Красноборске было сосредоточено уже более 20 самолетов, которые охватывали патрульными полетами две области – Архангельскую и Вологодскую и Коми республику.
На приоритетное направление, каковым стала авиалесоохрана, привлекались лучшие летные кадры. Павел Кашуба в октябре 1938 г. был назначен начальником Казанчинского оперативного отделения Красноярского авиаотряда № 03, а потом был откомандирован в Северный авиаотряд № 02 в с. Красноборск Архангельской области. Это подразделение было предшественником сегодняшней Северной базы авиационной охраны лесов, которая теперь находится в Архангельске.
Здесь Кашуба тоже работал летчиком пожарной охраны. Он выполнял патрульные полеты по всей зоне обслуживания. Обнаруживал загорания, определял их координаты, немедленно передавал тревожные сообщения на землю, сбрасывая специальные вымпелы с указаниями и распоряжениями в кордоны или лесничества. В довоенные годы пилот Кашуба налетал около ста тысяч километров, почти 2300 часов пробыл в воздухе.
Когда началась Великая Отечественная война, все авиационные подразделения Гражданского воздушного флота были переведены на военное положение. Патрульные полёты по охране лесов резко сократились. Из Северного авиаотряда 120 человек ушли на фронт. Вернулось после войны только 20.
Павел Тарасович Кашуба в составе первой группы красноборских пилотов в августе 1941 г. был направлен в 1-ю эскадрилью Особой авиагруппы связи ГВФ»[1].
Участвовал Великой Отечественной войны с июня 1941 г.
С осени 1941 г. - в кадрах РККА. Служил летчиком 2-й авиагруппы особого назначения Генштаба Красной Армии. Выполнял специальные задания в тылу врага - совершал полеты на связь с партизанами, вывозил раненых, высаживал за линией фронта разведывательно-диверсионные группы.
13.10.41 г. в сложных условиях наземной и воздушной обстановки вывез из окружения раненого командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Еременко[2].
«Так уж получилось, что в первые месяцы Великой Отечественной войны многие полки, дивизии Брянского фронта оказались во вражеском окружении, они вели упорные бои, стремясь вырваться из кольца. 13 октября 1941 года командующий фронтом генерал А.И. Еременко был тяжело ранен. В своей книге «В начале войны» он вспоминает: «Я был ранен в правую ногу и правое плечо несколькими осколками авиационной бомбы. Этой же бомбой был ранен и секретарь партийной комиссии фронта товарищ Шумок. Мы спаслись чудом. Нас подняли. Перевязали и понесли в лес...
Чтобы вывезти из окружения раненого генерала, был срочно, в тот же день был отправлен в тыл врага небольшой самолет ПО-2, ли «кукурузник», как его прозвали фронтовики. Пилотировал его старший лейтенант Кашуба...
- Меня положили в самолет, - продолжает свой рассказ Еременко, - чтобы по приказанию Ставки Верховного Главнокомандования отвезти в Москву. Сел со мной и мой адъютант В.П. Хирных. Взлетная площадка представляла собой поле с высокой стерней, а выпавший накануне снег растаял, и земля раскисла. Все это затрудняло взлет. Двукратная попытка поднять ПО-2 в воздух не увенчалась успехом. Тогда летчик Кашуба попросил меня не брать с собой адъютанта. После того как Хирных, пожав мне руку и пожелав счастливого пути, оставил самолет, нам удалось наконец оторваться от земли. В абсолютной темноте наш «ночной бомбардировщик» набрал высоту и лег на курс... Долгие часы полета, я несколько раз терял сознание».
Темной октябрьской ночью 1941 года у деревни Пилюгино Иваньковского района Тульской области упал самолет ПО-2. Два пожилых колхозника, стороживших собранный урожай, слышали прерывистый рокот и чихание в небе мотора, который, вероятно, пытался завести летчик, но вскоре все стихло. В полной тишине самолет планировал на заснеженное поле. Летчик, не выпуская из рук штурвала, пытался управлять падающей машиной. Сторожа подошли к упавшему самолету и увидели возле него человека в летном шлеме.
- Кто будешь? - спросил один из них, сжимая в руках винтовку.
- Свой, папаша. Беда у меня приключилась. Помоги скорее, позови людей. Нужны носилки и какая-нибудь телега. Человека тяжелораненого, генерала с фронта я вез, да машина моя сдала. Чудом в темноте не разбилась.
Вместе с селянами летчик перенес раненого в избу, заботливо ухаживал за ним, перевязывал. Поил теплым молоком. Шепотом, чтобы не потревожить больного, рассказывал собравшимся в избе людям о том, как был ранен генерал, и о приключениях их «кукурузника».
Летчик не назвал приютившим их людям ни фамилии, ни должности раненого. И только после войны, когда маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко приехал в эти места, колхозники узнали, что под их кровом нашел приют и помощь командующий Брянским фронтом. А летчика, спасшего ему жизнь, звали Павел Кашуба.
С тех пор сохранилось пока единственное известное нам письмо П. Кашубы из действующей армии: «Генерал-полковнику тов. Еременко.
Прошло 3 месяца, как нас с Вами сблизила Великая Отечественная война - общее дело борьбы с гитлеровскими захватчиками.
На всю жизнь останутся в памяти часы, когда я выполнял правительственное задание по сохранению Вашей жизни, которой Вы сами тогда так мало дорожили.
Я сейчас дважды счастлив: первое то, что Вы, кто был так близок и дорог для меня и чья жизнь зависела от моих усилий, - здоровы и беспощадно уничтожаете фашистские орды. Второе - я получил самую высокую правительственную оценку за спасение Вашей жизни - мне присвоено звание Героя Советского Союза. Это обязывает меня быть готовым выполнить любое правительственное задание.
Желаю Вам здоровья и боевых успехов в разгроме гитлеровских банд. До скорой встречи с победой!
Ваш Павел Кашуба[3]».
26.11.41 г. старшему лейтенанту Кашубу Павлу Тарасовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 521.
Вскоре Кашуба был назначен командиром экипажа транспортного самолета Ли-2.
Член ВКП(б) с 1941 г.
Выписка из боевой характеристики капитана Кашубы Павла Тарасовича: «В сложных условиях глубокого тыла противника капитан Кашуба произвел в октябре - ноябре 1942 года пять посадок в районе горных партизанских лагерей и вывез 85 раненых и больных партизан. За это же время Кашубой совершены восемь полетов по сбросу спецгруза партизанам. В феврале - марте 1943 года Кашуба совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам 25 тонн различных грузов и 29 парашютистов-подрывников. При выполнении задания в ночь с 14 на 15 марта его самолет был подбит огнем вражеской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку... Оказавшись на территории, захваченной врагом, Кашуба принял все меры к спасению экипажа и находившихся на борту самолета 11 парашютистов-десантников и вывел их в безопасное место. За отвагу и геройство Кашуба был награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Правительственные награды вручены и его славному экипажу[4]».
Рассказывает краевед Сергей Ткаченко: «у истории со спасением Кашубы есть предыстория. И связана она ни много, ни мало с операцией «Цитадель», которую немцы подготавливали на Курской дуге. Точнее, в ней планировалось использование новейших образцов боевой техники, которая испытывалась – где бы вы думали – в крымском Присивашье! Именно туда, в район солончаковых степей нынешнего Советского и Кировского районов и отправлялась группа разведчиков. Сбросил её 14 марта сорок третьего именно Кашуба со своего «дугласа». При этом он, маскируя задание, успешно отбомбился по поезду вблизи Владиславовки. Вернувшись в Адлер, экипаж (командир – Кашуба, штурман старший лейтенант Волков, второй пилот лейтенант Павлов, бортмеханик лейтенант Зубов, бортрадист Волынский, стартех Глушков) в ночь снова был запланирован на переброску спецгруппы в Крым. Но вражеский налёт на аэродром, казалось, внес коррективы – едва спасли самолёт от пожара, штурмана забрали в другой экипаж. Остался за него Волынский, опытный радист. И вылет всё-таки состоялся! Снова над морем, через свет прожекторов и огонь зениток на Чауде. Но в условленном месте выброски сигналов от высадившейся группы не было, Кашуба принял решение повернуть назад. И тут у злополучной Владиславовки снова обстрел, попадания, перебито управление рулями высоты. Опытный пилот, Кашуба, всё же спланировал и посадил самолёт! Почти без потерь – у Волынского переломана нога да десантники отделались ушибами.
Тут надо сделать важнейшую оговорку и рассказать о группе разведчиков-парашютистов. До недавнего времени их имена нигде не упоминались, закрытая всё-таки информация была. В начале девяностых годов её рассекретили. С помощью работников Госархива АР Крым нам стала известна вся группа: Анатолий Гаврилов (командир группы), Василий Большаков, Василий Кирсанов, Николай Сидоров, Тимофей Калаев, Василий Грабаров, Пётр Шмат, Тихон Бобров, Георгий Засухин, Василий Старокожев, Таисия Опарина. Может, кто-то из читателей узнает имена своих предков?
Но вернёмся к потерпевшим аварию, спешно покидающим место падения самолёта. Пошли они на юго-запад, к спасительным горам и старокрымским лесам. Пока ночь, шли, днём пришлось переползать. Но и немцы и румыны не дремали, бросились в погоню, задействовав более 200 человек, миномёты и даже самолёт-корректировщик. На прикрытие добровольно остались увеченный Волынский и один парашютист, Грабаров. Они погибли в неравном бою, но группе Кашубы удалось попасть в район леса у старокрымской горы Козьей. Хотя и в лесу снова был бой с преследователями, это уже не голая степь – и десантники с авиаторами прорвались. Ушли по памяти в старый партизанский лагерь, но никого там не застали – разгром, несколько трупов партизан. Захоронили их, долго блуждали по лесу. Только на девятый день встретились с партизанами.
Это был самый тяжелый и мрачный период крымского партизанского движения. В тот март сорок третьего постоянных отрядов в Восточном Крыму не было, всего в крымском лесу оставалось не более 260 человек, из которых только несколько десятков человек сохранили силы ходить на боевые и продовольственные операции, а остальные охраняли стоянки и занимались хозяйственными делами. Увы, и в нашем случае это была только разведгруппа в шесть человек. А ведь её найти – надо уметь. Умеющим оказался бывший крымский партизан Василий Старокожев, боец Судакского отряда, эвакуированный в своё время на Большую землю и ставший там парашютистом - разведчиком. Он, оказавшись в знакомых местах, и имея некий партизанский нюх, сумел распутать следы, оставленные партизанской разведкой. Но среди партизан царил голод, вскоре стали опухать и люди Кашубы.
Еле смогли связаться с Кавказом – в группе десантников была радистка Тася Опарина – и попросили помощи. На пятнадцатые сутки блужданий прилетел самолёт, но на условленную площадку для сброса груз не скинул из-за облачности. Кашуба разозлился, послав радиограмму: «Пошлите не болта, а лётчика!». Пилот Иван Нижник (это он прилетал) на давнего друга по аэроклубу не обиделся, но уже в следующую ночь с маленькой «уточки» сбросил партизанам и десантникам восемь мешков с продуктами. Потом ещё летали на Р-5 Владимир Булгаков и Владимир Бычков, сбрасывали продовольствие, оружие, боеприпасы.
Вскоре встретились с небольшим отрядом партизан под командованием Куртсеита Муратова и Сандро Чачхиани. Всего стало около полсотни человек, пилот Павлов назначен начштаба. В начале апреля получили радиограмму: «Подготовить площадку для приёмки трех самолётов, на которых экипажу Кашубы прибыть на Большую землю. Отряд передать Чачхиани. Булатов». Начались поиски подходящей площадки. И подготовка лётчиков на кавказских аэродромах – нужны опытнейшие. Вызвались лететь Иван Нижник, Николай Огарков и Виктор Царевский, хорошо знавшие Кашубу и маршруты полётов в Крым. Командование Гражданского воздушного флота согласилось. А вот с площадкой получилось не очень…. Подходящей для приёма нескольких более вместительных самолётов партизаны так и не обнаружили. Потому Кашуба схитрил, радируя, что нашёл подходящую площадку – чуть не целый аэродром! Но попросил маленькие У-2. Пилоты-друзья поняли замысел, но виду не подали – чем меньше начальство знает…. Полетели с аэродрома Агой в ночь с 18 на 19 апреля.
В пути сначала шли тройкой – по авиационному, «звеном»: Нижник ведущий, Огарков и Царевский - ведомые. По пути отказывали приборы у Нижника, но всё равно шли до Керченского пролива. Над Чаудой их осветили прожектора, а в районе бухты Двуякорной строй был разбит плотным зенитным огнём. В самолёте Царевского поразили топливный бак, и пилот повернул назад, кстати, вернувшись чудом. В суматохе обстрела лётчики потеряли друг друга, и уже самостоятельно выходили на площадку. Сели почти одновременно, Нижник немного быстрее. И диву дались, чуть «не гробанувшись»!
Площадка представляла собой сырое картофельное поле, метров тридцать в ширину и полтораста в длину. Да ещё с уклоном, да ещё в километре от неё стояла румынская застава! Расчёт был только на нежелание румын воевать, они и, правда, не сунулись. Около пятнадцати партизан провожали Кашубу и Павлова. Лётчики, заросшие бородами и сильно похудевшие, отдали остающимся всё съестное: крошки, муку…. Взлетели благополучно, успешно прибыли и на Кавказ.
За спасательный полёт Нижник и Огарков получили по ордену Красного Знамени. Кашуба, к чести героя, добился, чтобы эвакуировали остальных членов своего экипажа и больных десантников. Как вспоминал Нижник в беседе с другим Героем Советского Союза, авиатором и писателем Василием Емельяненко, разведотдел посылал на площадку летчика Колдылаева с каким-то агентурным разведчиком, но самолёт разбился и сгорел. «Обожглись на нем, и площадку с учёта сняли, - рассказывал Иван Яковлевич, в преклонных годах живший в Щебетовке. - Её ещё называли «страшенной»!» Нижник скончался, и похоронен в щебетовской земле. В принципе, недалеко от «своей» «страшенной».
Сейчас площадка частично заросла кустарником, и по ней ходят стреноженные лошади – пасутся. Всего в паре километров село Переваловка, раньше – деревня Эльбузлы. Дороги мимо бывшего колхозного поля разбиты лесовозами, и добраться до места можно только пешком. Конечно, никаких памятных знаков на «страшенной» нет. Старики в Переваловке и не слышали, что здесь садились самолёты – но дело в том, что со времён войны тут почти не осталось местного населения, все приезжие, переселенцы. Ничего не знают тут и о Кашубе, даже о таком Герое Советского Союза не слыхивали.
Зато в другом месте помнят своих героев. И связана эта память с разведчиками из первой группы, выброшенной Кашубой в присивашской степи. Судьба этих людей, советских и испанских коммунистов и патриотов, полегших в бою под нынешними селами Шубино и Токарево, интересна. История та же, военная. Но вот точка на карте Крыма совсем другая»[5].
Позднее Кашуба писал своим новым боевым друзьям: «Дорогие товарищи Партизаны!
От всей души, я Герой Советского Союза Кашуба и мой экипаж, рады что снова я с вами как и осенью 1942 г.
Коммунистическая Партия большевиков и Советское правительство никогда не забудет Вашего мужества, самоотверженности и преданности нашей родине.
Мы, экипаж, клянемся Вам сделаем все для Вас что бы поддержать Вашу боеспособность чем самым приблизить дни когда будет развиватся Красное знамя над Советским Крымом. Мужайтесь, крепитесь и беспощадно громите фашистскую нечесть, истребляйте предателей нашей родины.
Смерть немецким оккупантам и их сообщникам! На большой земле праздник – Красная армия беспощадно истребляет, неустанно гонит фашистские орды на запад.
Да здравствует отец, друг и Великий полководец И.В.Сталин.
Привет вам дорогие друзья с большой земли.
Спасибо за высокую оценку 4-х наших полетов.
Герой Сов. Союза капитан Кашуба»[6].
21.04.44 г. он был награжден орденом Красного Знамени.
В наградном листе указывалось: «С первых дней войны находится в действующей армии.
Участник многих боевых операций, где проявил себя волевым, бесстрашным, отлично владеющим своей специальностью офицером.
Имеет общий налёт 2841 час, в том числе ночью 322 часа. За время Отечественной войны налетал 936 часов, в том числе ночью 284 часа. Совершил 53 боевых вылета ночью, в тыл противника, в том числе с посадкой у партизан 8 боевых вылетов.
Кроме того совершил 94 боевых вылетов на линию фронта.
За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.
После награждения налетал 606 часов, в том числе 251 час ночью. Совершил 50 боевых ночных вылетов в тыл противника, из них 8 вылетов с посадкой и 52 боевых вылета на линию фронта.
Активный участник боевой операции по оказанию помощи партизанам Крыма. За короткий срок в трудных метеоусловиях при активном воздействии авиации и наземного огня противника совершил 29 ночных боевых вылетов по доставке боеприпасов и продовольствия партизанам.
При одном из налетов вражеской авиации на аэродром был подожжен самолет. Капитан Кашуба, показывая личный пример бесстрашия, быстро мобилизовал весь экипаж на тушение пожара под осколками вражеских бомб.
При выполнении боевого задания командующего Кавказским фронтом генерал-лейтенанта Масленникова по десантированию парашютистов в Крым самолет был сбит зенитным огнем противника. Капитан Кашуба из разрозненных групп десантников, партизан и членов своего экипажа организовал партизанский отряд, которым командовал в течение полутора месяцев, принимая активное участие в 3-х боях с карателями.
Выполнял ряд ответственных ночных боевых заданий по доставке боеприпасов и продовольствия Украинским, Белорусским, Эстонским, Литовским и Латвийским партизанам.
Как опытный командир корабля, обладающий отличными организаторскими способностями назначен на должность зам. Командира эскадрильи по летной части.
Проделал большую работу по вводу в строй дневных и ночных командиров кораблей.
Командуя группой самолетов на оперативных точках отлично организовал боевую работу экипажей в сложной фронтовой обстановке. Личным примером бесстрашия и отваги вдохновлял совместно работающие экипажи на самоотверженное выполнение боевых заданий. Сочетание смелости и отваги с большим летно-тактическим опытом всегда обеспечивает капитану Кашубе успех выполнения боевых заданий»[7].
В 1944 г. он неоднократно летал в глубокий тыл противника.
Выписка из боевой характеристики капитана Кашубы Павла Тарасовича: «Отличный мастер летного дела, в совершенстве владеющий ночными полетами и посадками на ограниченных и неприспособленных площадках в районах, занятых партизанами. За период с 1941 по 1943 г. Кашуба налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой[8]».
К сентябрю 1944 г. замкомэска 2 авиаполка 1 авиатранспортной дивизии капитан Кашуба совершил более 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника.
В декабре 1944 г. капитан Кашуба, выполняя специальное задание командования, вылетел к партизанам Югославии. Из боевого вылета не вернулся и долгое время считался пропавшим без вести.
Однако, как сообщает директор Ставропольского государственного краеведческого музея Николай Охонько: «Спустя много лет после войны на разбитый транспортный самолет «СИ-47» наткнулись геологи, пробиравшиеся сквозь буковую чащу в южной части Закарпатья. Сегодня в этом месте устремился ввысь обелиск, на котором выбито: «Здесь похоронен летчик Герой Советского Союза капитан Павел Тарасович Кашуба. Вечная память Герою, погибшему в борьбе за освобождение любимой Родины от фашистских захватчиков[9]».
Именем Героя названа улица в г. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края.
Герой Советского Союза (26.11.41). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалями.

Примечания:
[1] http://lesnyeznateli.ru/html/vypuski/vypusk6/83-4-dvtrubin-geroi-avialesoohrany.html
[2]Еременко Андрей Иванович (1892-1970) Герой Советского Союза (29.07.44), Маршал Советского Союза (1955). Русский. Участвовал в I-й Мировой войне. Был унтер-офицером. Член РКП(б) с 1918 г. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был командиром взвода, начальником разведки, а затем начальником штаба полка 14-й кавдивизии. В 1923 г. окончил КУКС. Был назначен командиром кавполка 14-й кавдивизии. В 1926 г. награжден орденом Красного Знамени. В 1931 г. окончил политкурсы при Военно-политической академии, в 1935 г. - Военную академию им. Фрунзе. С января 1936 г. – пом. командира 14-й кавдивизии, с августа 1937 г. - командир 14-й кавдивизии, с июня 1938 г. - командир 6-го казачьего кавкорпуса. В 1938 г. награжден орденом Ленина. С июля 1940 г. - командир мехкорпуса, с декабря 1940 г. - командующим войсками Северо-Кавказского военного округа, с января 1941 г. - командующий 1-й Краснознаменной армией Дальневосточного фронта. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командующим армией, командующим Западным, Брянским, Юго-Восточным, Сталинградским, Южным, Калининским, 2-м Прибалтийским и 4-м Украинским фронтами. После войны был командующим войсками Прикарпатского, Западно-Сибирского и Северо-Кавказского военных округов. С 1958 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС и депутатом ВС СССР.
[3] http://www.pobeda-60.ru/vmeste/publication/RK3.html
[4] Там же.
[5] http://www.novoross.info/ecskluziv/17146-krym-kray-russkiy-shestaya-strashennaya-ploschadka.html
[6] Там же.
[7] http://patriot10.ucoz.ru/index/z_k/0-17
[8] http://www.pobeda-60.ru/vmeste/publication/RK3.html
[9] Там же.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft