16+
Лайт-версия сайта

Отражение в литературе распада СССР и смены эпох

Литература / Очерки / Отражение в литературе распада СССР и смены эпох
Просмотр работы:
30 июля ’2020   10:53
Просмотров: 7704

Несмотря на две мировые войны, всё же именно распад СССР многие историки и политики, в том числе и действующий ныне политик номер 1 называют величайшей геополитической катастрофой 20 века.

И именно к этому событию по логике должно было бы быть приковано внимание писателей.

Но я не могу назвать сейчас литературные произведения, описывающие распад СССР, аналогично тому, как это сделали Маргарет Митчел и Михаил Шолохов. И не только потому, что произошёл разрыв литературных связей, не выписывается «Литературная газета». Есть Интернет. Есть модные имена — Пелевин, например, Акунин. Есть литературные конкурсы, победители. Но не встретила я современных Скарлет О'Хара и Григория Мелехова на всём пространстве Интернета.

Если мы обратимся к мировым шедеврам «Унесённые ветром» и «Тихий Дон» мы заметим кое-что общее: 1) романы показывают кровавый слом старой эпохи и жизнь героев на стыке, подробно описав жизнь «до» , 2) герои молоды, но не юные, имеют социальный опыт 3)в возрасте 27 (+-) они теряют свой мир, который любили и ничего не хотели менять.
Талант Митчел и Шолохова на протяжение десятилетий заставляет миллионы читателей возвращаться в те времена и, сопереживая героям, узнавать о тех временах. А герои стали «лицами» эпох, потому что и
Митчел и Шолохов «дошли до боли».

Воспользовавшись рекомендациями классиков, я попыталась создать таких героев, которые могут стать символами эпохи распада СССР,

В силу возраста, именно моему поколению (которым в момент распада было 27 лет) «поручено» небесами отобразить в литературе свои впечатления о Распаде.

Как коррелирует слово Распад с ядерным распадом!

Более старшие, даже после адаптации, теряют пассионарность. Более молодые — не поработав на советских заводах и фабриках, НИИ, не поездив в командировки по стране и не воспользовавшись профсоюзными путёвками, не обладают полнотой информации о жизни в Советском Союзе. А точно, правдиво и полно могут рассказать о том времени только очевидцы и только в определённом временном окне возможностей, пока ещё живы воспоминания и уже проанализирована информация.

Вот, одна из кандидатов на роль «символа» распада — главная героиня романа «Три Двустишия» Марьям — это обобщённый образ восточной советской девушки, - с русским образованием, несмотря на восточный менталитет и традиционное воспитание, она вполне интегрирована в современную жизнь, может проявить самостоятельность и постоять за себя. Марьям приезжает в 1987 Москву по путёвке в «Измайлово». И ей, и другим героям по 25 лет. Они любят свою страну, стиль своей жизни и ничего не собирались менять, как и герои Митчел и Шолохова.
Вот первые впечатления Марьям: как советская молодёжь развлекалась
«В тот же день Света повела Марьям на дискотеку в измайловский бар «Люкс». Эта дискотека, считавшаяся одной из лучших в Москве, была довольно дорогая. Ковролит на полу, роскошная стойка бара с высокими табуретами, глубокие, мягкие, обитые матово отливающей кожей диваны, низкие деревянные столики, красиво оформленная площадка для танцев – весь интерьер до мельчайших деталей был выдержан в современном дорогом и элегантном стиле. В воздухе витал тонкий аромат изысканных французских духов. Марьям с удивлением смотрела на девушек, одетых не просто модно и дорого. Эти блестящие лосины невероятных пастельных тонов, чудные сапожки, умопомрачительные кофточки из тонкой, незнакомой и прекрасной материи, потрясающая бижутерия ... Света принесла коктейли в высоких бокалах и маленькие корзиночки с черной икрой, которые полагались по входным билетам. Коктейль показался Марьям необыкновенно вкусным, Вокруг были молодые, красивые лица, приятная и приветливая обстановка, и Марьям хотелось плакать от счастья».

То есть было какое-то небольшое пространство на круге, общее от пересечения кругов с разными центрами и диаметрами, но это
пространство было небольшим и не сумело поэтому преодолеть ценробежных сил. Ощущение надвигающейся грозы
я постаралась отразить в мыслях Сергея (бывшего афганца) во время сцены в аэропорту, когда Марьям, возвращается домой - это декабрь 1987, - практически последний чисто советский период.
«Вот, знакомые до боли небритые смуглые лица, женщины в цветастых платках и тяжелых старомодных пальто.
«Скоро всему этому придет конец, этому мнимому братству, и оно уйдет навсегда, как уходит сейчас Марьям», – вдруг пришла в голову Сергею мысль.
Об этом говорили иногда старшие офицеры в очень неофициальной обстановке, о том, что ЦРУ планирует и готовит распад СССР, используя в своей зловещей игре интеллектуалов- диссидентов и фанатиков-националистов. Только сейчас, такая мысль уже пришла к Сергею, как собственная. Все возможно в этой жизни, если любимая и любящая девушка способна хладнокровно уйти, отвергнув предложение руки и сердца, потому что он как был чужим для нее, так и остался чужим».

Сам распад и 90-е годы прошёл по-разному для разных регионов. Были регионы, в которых простой народ практически ничего почувствовал, - по словам политогов, Белоруссия, например.

Вот небольшой диалог, демонстрирующий эту разницу. Женщин, собравшихся за гуманитарной помощью, предложил и подвезти добрый человек.
Ты откуда приехал, сынок? Нездешний, – сразу видно, кожа совсем белая, как будто солнца никогда не видел.
– Из России приехал я, – водитель улыбнулся любопытной женщине.
– У вас все же положение получше нашего. С работой лучше. Наша улица почти вся опустела – все стараются уехать в Россию, заработать. Как будто не они хотели независимости. Ну так вот и живи, независимый, – разгорячилась тетя, – работай дома у себя! Горланить и митинговать все герои...
Водитель рассмеялся». ( "Три Двустишия", 2 часть)

Делая обобщение в романе «Три Двустишия»,
я показала довольно хмурое постсоветское утро в южных регионах постсоветского пространства. Можно сказать АПО КАЛИПтичное средней тяжести.

1992 год в одной из южных республик

«Марьям начала разжигать костер из сухих веток, которые она собрала по дороге домой из центра, и того хлама, который нашелся дома. Маршрутки работали, но ездить на них стало теперь не по карману.
Безработица – практически тотальная, – душила страну, особенно это сказывалось в столице. Будто никогда и не было спешащих по утрам на фабрики и заводы, учащихся в ВУЗах, залитого морем неоновых разноцветных огней вечернего города, очередей в кинотеатры и театры. Жизнь остановилась, дошла до уровня простого выживания в данный час и данный день. Нужно было найти еду и то, на чем эту еду приготовить».

В этом описании, признаюсь, есть мой личный опыт. Конечно же, повторюсь, что неодинаково проходил развал.
Кто-то на автобусе в Париж получил возможность съездить, а кому-то пришлось бежать с детьми от геноцида босиком.

Но для многих это стало окном новых возможностей. Кстати, для Марьям тоже.

Писатель, создавая образ времени, должен подняться над личным опытом, и постараться сквозь «всё расхищено, предано, продано» увидеть пробивающиеся ростки нового, дать героям пройти через окна возможностей. Именно это делает литературное произведение интересным для читателей последующих поколений.


пост-скриптум: цена билета в бар "Люкс" в "Измайлово" была 5 рублей.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Заходите в гости друзья! Послушайте песенку!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft