16+
Лайт-версия сайта

Мобильник, мотоцикл и банка пива.

Литература / Очерки / Мобильник, мотоцикл и банка пива.
Просмотр работы:
05 января ’2021   15:36
Просмотров: 5916

Мобильник, мотоцикл и банка пива.

Чуден летний вечер в деревне. В сосновом бору перезваниваются кукушки. Им вторит эхо, разнося по округе извечное «ку-ку». Легкий ветерок плещет в воздух ароматы ближайшего луга.
Я сижу в саду под старой яблоней и наблюдаю, как на крылечке дома мой племянник – юноша 20 лет с неоконченным еще высшим образованием, собирается на «тусовку» деревенской молодежи. В голове возникает мысль: «Интересно, что-нибудь изменилось в этом «мероприятии» за 30 лет?»
Подзываю племянника:
- Мне надо с тобой кое о чем поговорить.
- Сейчас? – на симпатичном лице растерянность и нескрываемая досада – «Нашла время!?»
Я его очень понимаю:
- Нет, конечно. Когда у тебя будет свободная минутка.
Вспыхивает радостная улыбка:
- Хорошо, поговорим. Ну, я пошел?
Машу рукой:
- Иди, иди. Вон, тебя уж ждут.
От калитки между сиренью раздается призывный свист и девичье хихиканье.
О, юность!
Через пару дней, когда мой племянник находит в своем жизненном потоке пару свободных минут, у нас происходит разговор, в результате которого, я узнала некоторые подробности времяпровождения деревенской молодежи.

По вечерам компания у них собирается небольшая, человек 10-12, но это в обычные выходные, иногда и меньше. Когда же совпадают студенческие каникулы и отпуска народу приезжает больше. Возраст разный, в основном от 18 до 25 лет. Кто учится в профессиональных училищах, кто в техникумах, кто в институтах. Но большинство ребят имеют среднее и средне-техническое образование. Некоторые сразу после школы пошли работать.
Молодежь собирается из 2-3 соседних деревень, благо они все рядом – в радиусе одни-два километра. Кто приходит пешком, кто приезжает на мотоциклах. Конечно, не на «Харлеях» и «Хондах», так, на стареньких отечественных марках. Но есть и «Явы».
Тридцать лет назад, во времена моей юности, ребята тоже гоняли по деревне на мотоциклах. Чаще всего это были «Мински» и «Ижи». Но больше всего - на велосипедах. А «Ява» являлась высшим шиком и была почти для всех недосягаемой мечтой.
Но вернемся к дням настоящим. Итак, молодежь собирается и гомонящей, веселой толпой идет гулять по лесу, искать полянку, где можно приземлиться. Однако есть у них и постоянное местечко, совсем рядом с нашей деревней, в соснячке – небольшая песчаная полянка. Я ее знаю. Когда-то она была окружена плотным кольцом молодых сосенок. Мы называли это местечко – «комнаткой». Теперь сосны выросли, а поляна осталась. Сейчас вокруг нее лежат несколько бревен, торчат пни, а посередине – кострище. Вот на этом месте молодежь чаще всего и собирается, называя его между собой «пяточком».
Я улыбнулась, услышав это слово, получается преемственность поколений – во временя моей юности у деревенской молодежи тоже был свой «пяточек». Конечно, находился он в другом месте, чуть дальше на выходе из леса, у соседней деревни. Небольшое вытоптанное местечко среди высоких сосен. Кто-то предприимчивый подвел электричество, сделал на дереве розетку. В неё включали большой катушечный магнитофон. Кассетные на батарейках тогда еще только появлялись и были в диковинку.
Собравшиеся рассаживались вокруг костра, на телогрейки, на пеньки, слушали музыку, переговаривались, дурачились. Кто посмелее, топтались поодаль в танце. А невдалеке стоял большой колхозный сарай. Когда его наполняли сеном, то-то был рай для влюбленных парочек. Набивалось их в тот сарай, как сельдей бочку. Естественно, за это от колхозников здорово попадало. А теперь от того сарая и следа фундамента не найти.
Так, экскурс в прошлое прерываем, возвращаемся в настоящее. Спрашиваю племянника, чем же они теперь занимаются у костра ночи напролет? «Да так» – пожимает он плечами, - «Общаемся, шутим, музыку слушаем, если кто магнитофон притащит. А можно по мобильнику слушать, и там игры есть». Оказывается, в карты они играть не любят, скучно. Но иногда играю в некоторые смешные варианты. А в волейбол, баскетбол в лесу не поиграешь. Я возмущаюсь: «Что ж нельзя площадку сделать!? Здоровые же парни». Помню, в наше время у ребят была волейбольная сетка, кто-то один за нее отвечал, хранил. Вечером приносили, натягивали меж двух столбов и с азартом играли в мяч до темной ночи.
- Мы тоже играем в футбол, когда народу набирается много! - негодует мой племянник. - Ты же знаешь, на поле за ручьем.
Да, я знаю, мальчишка страстный поклонник футбола. Играет всегда за свою деревню. Странно слышать «за свою деревню», он же городской. Но с самого рождения на все лето приезжает в эту деревню, значит – своя!
Спрашиваю его, сколько в их компании коренных ребят, тех, кто и зимой живет в деревне. Племянник задумывается на мгновение, потом отвечает – друг его Дима, потом Коля, потом еще пара ребят. Маловато. Тридцать лет назад деревенских ребят было в два, а то и в три раза больше городских. Но если разбирать эту ситуацию, то по-настоящему городских и сейчас немного. Большинство приезжающих ребят имеют крепкие корни в деревне. Их матери или отцы тридцать лет назад уехали в город учиться, работать. Обзавелись там семьями, родили и вырастили детей, которые теперь ездят на выходные и каникулы в деревню к своим бабушкам и дедушкам, теткам и дядькам. И являются основным контингентом «тусующейся» по вечерам молодежи, а так же друзьями моего племянника.
Наша деревня насчитывает более 50 домов. Тридцать лет назад при древне была большая ферма, телятник, свинарник. Был магазин, который открывался ровно в 10 часов. Была кузница, была пилорама, где делали доски и дранку. Была машиноремонтная станция. Был клуб, где два раза в неделю показывали кино, а по выходным устраивались танцы.
В деревне была начальная школа. Добротный, красивый дом на возвышенном местечке. Большие окна, высокое крашенное крыльцо, в палисаднике цветы. Школа утопала в зелени: высокие березы, две-три мощных сосны, рябины, кусты черемухи и сирени. На лето школу запирали, и мы городские ребятишки, живущие на дачах, каждый вечер в пятницу забирались на высокое школьное крыльцо и выглядывали среди широких ржаных и пшеничных полей своих пап и мам, спешащих к нам с электрички по пыльной дороге.
А потом, когда последнего ученика перевели в десятилетку на станции, школа в нашей деревне стал постепенно разрушаться. По вечерам и ближе к ночи высокое крашенное крылечко оккупировала молодежь. На стенах появились вырезанные и написанные всем, что попадалась под руку, извечные слова и фразы. На небольшой спортивной площадке играли в волейбол или в футбол.
Теперь на месте школы остались несколько берез, сосен да одичавшие кусты сирени.

Потом в стране началось поветрие - расширение животноводческих комплексов. Все небольшие фермы стали переводить в одно место. Коснулось это и нашей деревни. Скот перевезли, постройки разрушили. За ними и все остальное. Люди начали покидать насиженные места, кто уехал в другие деревни, кто в город. Пустующие дома колхоз продал городским под дачи. Сейчас в нашей деревне живут семей, шесть коренных жителей, остальные наследники или дачники.
После того, как из нашей деревни перевели все животноводческие фермы и машиноремонтную мастерскую, многие потеряли работу. Конечно, кто-то переехал на жительство в ту местность, где сделали животноводческий комплекс, кто-то стал добираться туда каждый день, кто-то подался в город. Но многие нашли работу и в своей местности. На заготовке сена, на уборке картофеля, капусты, турнепса. На строительстве и ремонте сельскохозяйственных построек. Кто-то стал пасти частный скот, тогда еще в деревне его было много. А некоторые стали чаще заглядывать в бутылку. Не только главы семейства, но и целые семьи. В общем, по деревне таких полностью пропащих семей не много, 2-3, а если смотреть по одному спившемуся человеку, то наберется домов 40. Вот, например, семья К., муж с женой, двое детей, добротный дом, подсобное хозяйство. Жена работала дояркой, муж был очень работящий, везде на подхвате. Запили. Сначала повесился зять, муж дочери. Потом повесилась дочь, осталось шестеро детей. Затем умер глава семейства, за ним его жена. Сын нашел работу в городе, женился, родилось трое детей. Из-за пьянок развелся, вернулся в деревню, получил инвалидность, пенсию пропивает, побирается. Другая семья Б., муж, жена двое мальчишек. Жена работала на станции, муж слесарем. Глава семейства запил, стал хулиганить, несколько раз за это сидел в тюрьме. Жена с ним развелась, один мальчик подался в город, другой женился в соседнюю деревню. Их отец вскоре повесился. Мальчики все равно оба запили. Тот, кто уехал в город, попал в тюрьму, дальнейшая судьба его не известна. Второго из-за пьянки бросила жена. Ведет полубомжовский образ жизни, так как они дом свой еще раньше с братом продали. Еще одна трагическая судьба... Семья И., муж, жена, единственный сын. Хороший дом, большой огород, скотина. Глава семейства работал трактористом, очень порядочный человек. Его супруга работала в сельсовете, затем на фабрике в городе. Сын отслужил в армии, вернулся в деревню. Работы нет, поехал в город, женился. Стал заниматься частным извозом. За автомобиль «Волга» его и убили. Хоронили Генку всей деревней, было ему всего 28 лет. Родители продолжают жить в деревне, отец от горя ослеп, мать совсем опустилась. А если бы была в деревне работа, может быть их сын остался бы жив?
- Скажи-ка мне вот что… - я посмотрела племяннику прямо в глаза, - Спиртным балуетесь?
На симпатичном лице смущение:
- Ну, пивом.
- И много на человека выходит?
Пожимает плечами: «По банке иногда».
Я, чувствуя в себе инквизитора, продолжаю:
- А самогон приносят?
В глазах моего собеседника растерянность:
- Приносят. Но я не пью! Меня воротит от его запаха.
Тридцать лет назад молодежь на таких «тусовках» тоже чаи не распивала. Пива, правда, не было. Но появлялись изредка бутылки с «краснухой», «сухариком», «борматухой». Портвейн «Три топора». Редко, но появлялась брага. Иногда и самогон. Однако это все равно случалось очень редко, и скорей было исключением, чем правилом. И пили тогда мало. Отдельные личности - полстакана, кое-кто два - три глоточка. Больше так, для куража, что, вот, мол, мы – взрослые. С какой целью сейчас пьют, сказать не могу. Другое поколение.
Вот такая картина времяпровождения современной молодежи в деревенском пейзаже вырисовывалась в результате моего разговора с племянником, завсегдатаем деревенских «тусовок» - юношей 20 лет с неоконченным пока еще высшим образованием.










Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft