16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 209Зрителей: 63 597
Авторов: 56 612

On-line2483Зрителей: 452
Авторов: 2031

Загружено работ – 2 069 512
Социальная сеть для творческих людей
  

ДВА ПОДВИГА -ВЕ СУДЬБЫ

Литература / Очерки / ДВА ПОДВИГА -ВЕ СУДЬБЫ
Просмотр работы:
29 августа ’2021   06:35
Просмотров: 4905

Германский, лёгкий, бронепалубный крейсер «Э́мден» (заложен в 1906 году) — во время Первой мировой войны, получил известность благодаря успешным рейдерским действиям против торгового судоходства и военных кораблей союзников в Индийском океане. С 1 августа по 9 ноября 1914 года захватил 23 торговых судна, потопил русский крейсер «Жемчуг» и французский эсминец. Особо отмечалось строгое соблюдение законов и обычаев войны на море командой и командиром крейсера, гуманное отношение к пленным. В результате действий крейсера не погиб ни один человек из числа команд и пассажиров захваченных торговых судов.. За это командир крейсера каперанг Карл фон Мюллер был объявлен последним джентльменом войны. В оперативном плане «Эмден» входил в германскую Восточно-Азиатскую эскадру под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, которая базировалась в китайском порту Циндао, где в общей сложности против немецкой эскадры размещались значительные силы Антанты: французские бронепалубные крейсера «Монкальм» и «Дуплекс; русские крейсера «Жемчуг» и «Аскольд»; британские линкоры «Нюкасл», «Ярмут» и многочисленные миноносцы, а так же японские и австралийские боевые корабли. Обострившаяся международная обстановка летом 1914 года, поставила перед германским адмиралом фон Шпее важнейшую задачу ; не дать союзникам по Антанте и японцам, запереть германскую эскадру на рейде Циндао.
Во избежание этого, фон Шпее вывел основную часть эскадры в демонстративный рейд по германской Океании, оставив в Циндао только один корабль- «Эмден». В последствии эскадра была разбита у берегов Чили, где с ней погиб адмирал Максимилианфон Шпее .

31 июля 1914 года в 19:00 крейсер покинул Циндао и взял курс на Цусимский пролив. В ночь с первого на второе августа была получена радиограмма о мобилизации армии и флота и объявлении войны России и Франции.
Около четырёх утра 3 августа, вблизи острова Цусима, впереди по курсу был замечен большой пароход и «Эмден», подняв сигнал «немедленно остановиться», начал преследование. Невзирая на предупредительные выстрелы, пароход развил скорость в 17 узлов и, подавая сигналы бедствия, попытался уйти от погони в японские территориальные воды. Когда крейсер открыл огонь на поражение, и снаряды начали рваться непосредственно за кормой, преследуемый пароход остановился. Поднявшаяся на борт призовая команда из 20 вооружённых матросов под командой обер-лейтенанта Юлиуса Лаутербаха установила, что это — пароход русского Добровольного флота «Рязань» с 80 пассажирами. Построенный в 1909 году в Германии на верфи Шихау. Корабль использовался для регулярного сообщения между Чёрным морем и российским побережьем Тихого океана, однако в случае войны, должен был использоваться в роли вспомогательного крейсера, в связи с чем был подготовлен к установке орудий. «Рязань» стала первым призом, захваченным Германией у Российской империи в Первой мировой войне.

Мюллер решил привести захваченный пароход в Циндао для дальнейшего использования в качестве вспомогательного крейсера. На обратном пути на горизонте были замечены дымы, движущиеся курсом на юг. Опасаясь, что это французские крейсера «Дюпле» и «Монкальм», идущие в сопровождении эсминцев, капитан Мюллер приказал изменить курс, чтобы избежать встречи. Со стороны неизвестных кораблей не было предпринято никаких попыток сблизиться. Некоторые источники утверждают, что это действительно были французские крейсера, уклонившиеся от столкновения, ошибочно опознав «Эмден» и «Рязань» как «Шарнхорст» и «Гнейзенау», хотя, скорее всего, ни «Дюпле» ни «Монкальм» вообще не находились в этом районе 5 августа.

Утром 6 августа крейсер вместе со своим призом вернулся в Циндао. На «Рязань» были установлены орудия находившегося в порту небоеспособного вспомогательного крейсера «Корморан», после чего 7 августа пароход был введён в состав ВМС также под названием "Корморан". «Эмден» вечером 6 августа ушёл из гавани вместе с двумя вспомогательными крейсерами и восемью угольщиками 12 августа соединился с основными силами эскадры на Маршалловых островах. К этому времени Германия уже находилась в состоянии войны и с Великобританией, а ещё через три дня на стороне Антанты выступила Япония.

13 августа состоялось совещание старших офицеров эскадры, на котором адмирал Шпее объявил, что в связи с большим количеством кораблей противника в Индийском океане и не смотря на проблемы со снабжением эскадры углём, он намеревается совершить переход в Южную Атлантику и развернуть крейсерские действия у берегов Южной Америки. Когда капитану Мюллеру было предложено высказаться, он выразил опасение, что в течение длительного перехода эскадра не сможет достичь существенных результатов, и предложил предоставить хотя бы части лёгких крейсеров действовать в Индийском океане. После того, как предложение было поддержано другими участниками совещания, Шпее приказал капитану «Эмдена» начать самостоятельные рейдерские действия. В подчинение Мюллеру был придан пароход «Бьюреск», груженный 5 тыс. тонн угля.

31 октября 1914 года «Бьюреск» был встречен в условленном месте, 2 ноября в торжественной обстановке Мюллер наградил медалями 40 матросов крейсера. После окончания очередной погрузки угля у побережья Западной Суматры «Бьюреск» ушёл, получив координаты новой точки встречи.

Следующие несколько суток «Эмден» крейсировал в районе Зондского пролива в ожидании встречи с «Эксфордом» и в попытках перехватить японские и английские торговые судна. Встреча с «Эксфордом» состоялась 8 ноября, и принявший командование угольщиком лейтенант Лаутербах получил приказ идти к острову Сокотра и ожидать там встречи с крейсером. Мюллер планировал перебазироваться в район Аденского залива, но пред этим он решил уничтожить радиостанцию и кабельную релейную станцию на острове Дирекция, одном из Кокосовых островов , нарушив таким образом связь Австралии с внешним миром.

Около 6:30 утра 9 ноября «Эмден» бросил якорь в гавани острова Дирекция и высадил вооружённую десантную партию в которую вошли 32 матроса, 15 техников и три офицера. Командиром десанта был назначен старпом, капитан-лейтенант Мюкке. Прежде чем десантники добрались до островной радиостанции она успела передать в эфир сигнал SOS и сообщение о неопознанном военном корабле. Несмотря на попытки немецкого крейсера заглушить сигнал он был принят находившимся в 55 милях от острова австралийским крейсером «Мельбурн», флагманским кораблём эскорта большого австралийско-новозеландского войскового конвоя, направлявшегося в Коломбо. Командир «Мельбурна», капитан Сильвер, командовавший и силами эскорта, по радио приказал крейсеру «Сидней» отделиться от конвоя и обнаружить неизвестный корабль. Радисты «Эмдена» перехватили приказ, но из-за слабости сигнала сочли, что до противника не менее двухсот миль, и Мюллер, вместо того, чтобы немедленно выйти в море, приказал вызвать по радио «Бьюреск» и приготовиться к погрузке угля, в то время как развившему максимальную скорость «Сиднею» до острова оставалось менее двух часов хода.

За это время десантники уничтожили радиостанцию, взорвали мачту с антеннами, склад кабелей и приступили к уничтожению кабельной подстанции. В 9:00 дозорный на мачте крейсера заметил приближающийся дым, и на борту предположили, что на горизонте появился «Бьюреск», но в 9:12 приближающийся корабль был опознан как четырёхтрубный крейсер. В 9:15 десантной партии был дан приказ сиреной и флагами срочно вернуться на борт, но выполнить его команда Мюкке не успела — в 9:30 крейсер снялся с якоря. Первоначально корабль, идущий к острову, был опознан как английский крейсер «Ньюкасл», но вскоре выяснилось, что «Эмдену» достался гораздо более сильный противник. «Сидней» был значительно крупнее, быстроходнее, лучше бронирован и вооружён более мощными и дальнобойными 152-мм орудиями, существенно превосходя немецкий крейсер по этим параметрам. 105-мм орудия «Эмдена» были неспособны нанести сокрушительный ущерб кораблю противника и основной задачей в предстоящем бою Мюллер считал выход на дистанцию торпедной атаки.

В 9:40 «Эмден» открыл огонь первым с дистанции около 9 тыс. метров и с третьего залпа добился попадания в австралийский крейсер, уничтожив кормовой дальномер. Последующие попадания вызвали пожар и вывели из строя одно из носовых орудий. Австралийским канонирам понадобилось больше времени для пристрелки, но на двадцатой минуте боя «Эмден» начал получать попадания, а к 10:20 немецкий крейсер потерял переднюю трубу, были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. Из-за больших потерь среди канониров и необходимости подавать снаряды из погребов вручную ответный огонь «Эмдена» значительно ослаб. Используя преимущество в скорости, австралийский крейсер удерживал выгодную дистанцию. К 10:45 были потеряны две задние трубы и мачта, скорость крейсера из-за потери тяги в топках упала до 19 узлов. Шансы на успешную торпедную атаку были минимальными, но Мюллер продолжал попытки, пока ему не доложили, что торпедный отсек затоплен из-за пробоин ниже ватерлинии. В 11 часов Мюллер приказал прекратить огонь и двигаться к острову Норт-Килинг, самому северному из Кокосовых островов. Поскольку продолжение боя стало бессмысленным, капитан решил спасти оставшихся в живых членов экипажа, а корабль на полном ходу выбросить на берег, а затем открыть кингстоны, чтобы он не достался противнику. В это время на горизонте появился «Бьюреск», и «Сидней», оставив очевидно небоеспособный немецкий крейсер, пустился в погоню за угольщиком

Когда «Сидней» настиг угольщик, он уже тонул, команда успела открыть кингстоны. Взяв на буксир шлюпки с экипажем, австралийский крейсер вернулся к «Эмдену», и сигналом прожектора потребовал капитуляции. Поскольку ответа не последовало, а на уцелевшей мачте по-прежнему развевался стеньговый флаг, «Сидней» снова открыл огонь. После первого же залпа немецкий крейсер спустил боевой флаг и выбросил белый, сигнализируя о капитуляции. Отправив к «Эмдену» шлюпку с врачом и медикаментами, «Сидней» ушёл к острову Дирекция, чтобы выяснить судьбу узла связи и захватить немецкий десант. Австралийцы вернулись к Норт-Килинг лишь на следующий день. К Мюллеру от капитана Глоссопа , командира «Сиднея» прибыл офицер-парламентёр с формальным требованием капитуляции. В письме констатировалось безвыходное положение немецкого крейсера, гарантировалось гуманное обращение с пленными и оказание помощи раненым. Мюллер ответил согласием, и экипаж «Сиднея» приступил к спасательной операции. Мюллер покинул крейсер последним, при прибытии на борт австралийского корабля ему были оказаны капитанские почести, уцелевших членов экипажа ждал специально приготовленный обед, раненых поместили в судовой лазарет.

В бою «Эмден» потерял 131 человека убитыми и 65 ранеными, потери «Сиднея» составили трое убитых и восемь раненых..

Члены экипажа, взятые в плен после боя у Кокосовых островов, включая командира корабля капитана Мюллера, были отправлены в лагеря для военнопленных на Мальте, где в большинстве и оставались до окончания войны. Побег с Мальты удался лишь лейтенанту Фикенчеру, но к тому моменту, когда он добрался до Сицилии, Италия уже воевала на стороне Антанты и он попал из английского плена в итальянский.

В октябре 1916 года капитана Мюллера перевели с Мальты в Англию. В сентябре 1917 года он предпринял неудачную попытку побега, был пойман и приговорён к 56 дням одиночного заключения. В январе 1918 года из-за возобновившихся приступов малярии состояние здоровья капитана серьёзно ухудшилось и Мюллер был отпущен из плена. Сначала он был интернирован в нейтральной Голландии, а после того как подписал обязательство не участвовать больше в войне, получил разрешение посетить Германию. Командование представило его к высшей военной награде — ордену «Pour le Mérite», однако это представление встретило возражения со стороны главы Военно-Морского кабинета адмирала фон Мюллера (однофамильца командира «Эмдена»), считавшего, что капитан должен нести ответственность за потерю крейсера в результате ошибочных решений. Тем не менее 21 марта 1918 года кайзер Вильгельм утвердил награждение. Осенью 1918 года Мюллер окончательно вернулся из Голландии, был произведён в звание капитан-цур-зее и назначен на штабную должность. В начале 1919 года Мюллер ушёл в отставку по состоянию здоровья и поселился в Бланкенбурге, принимал участие в политической жизни, был избран в земельный парламент Брауншвейга. Умер 11 марта 1923 года.

Призовые команды, находившиеся на угольщиках, также были взяты в плен и помещены в лагерь для военнопленных в Сингапуре. «Маркоманния» и «Понтопорос» были захвачены 12 октября, а «Эксфорд», так и не дождавшийся рандеву с крейсером — 11 декабря у побережья Суматры вспомогательным крейсером «Эмпресс оф Джапан». Лейтенанту Лаутербаху, командовавшему «Эксфордом», удалось бежать 15 февраля 1915 года, во время бунта, поднятого индийскими солдатами. Через голландские колонии и США Лаутербах сумел добраться до Германии к октябрю 1915 года. Он был произведён в обер-лейтенанты и назначен командовать вспомогательным кораблём.

Десантная команда капитан-лейтенанта Мюкке избежала плена. После того как исход боя между «Эмденом» и «Сиднеем» стал очевиден, им удалось уйти в море до возвращения австралийского крейсера на старом паруснике «Айша», использовавшемся для перевозки копры. На паруснике они добрались сначала до Паданга, а затем до порта Ходейда в Йемене, откуда по суше в июне 1915 года они прибыли в Константинополь — столицу Турции, союзника Германии в Первой мировой войне. После войны Мюкке опубликовал книгу «Эмден», посвящённую эпопее крейсера].

В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово «Эмден» к своим фамилиям. Сам крейсер был награждён Железным крестом. За 3 месяца «Эмден» потопил и вывел из строя более 25 кораблей противника.

Так закончилась героическая эпопея германского крейсера «Эмден», во главе со своим капитаном Карлом фон Мюллером, в отличие от русского «Варяга», в результате безграмотных действий российского адмиралтейства и алкоголика, капитана первого ранга Всеволода Руднева с позором затопившего ( и то на половину) новенький корабль, (не потопивший кроме себя, ни одного врага) на берегу в бухте корейского Чемульпо, на глазах у целой эскадры британских, итальянских, американских, японских судов. И так героически воспетого российской пропагандой. Хотя, не смотря, на всю сказочно-былинную историю с «Варягом», на весь «цирк», устроенный бездарным командованием российского императорского флота у берегов Цусимы в мае 1905 года и в русском флоте были героические крейсера Владивостокского отряда под командованием контр адмирала Карла Петровича Иесена,;- «Рюрик», «Россия» и «Громобой» по настоящему достойные славы и чести, которую так фальшиво присудили «Варягу». О незаслуженно забытых крейсерах российского флота "Рюрике" , "Громобое" и "России" , подвиг которых замазан грязью Цусимы , написал свой роман "Крейсера" замечательный советский писатель Валентин Саввич Пикуль.
С тех пор прошло более ста лет , но в российском флоте ничего не изменилось!
Свидетельство о публикации №397221 от 29 августа 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Город влюбленный людей

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft