16+
Лайт-версия сайта

Легко ли писать детективы?

Литература / Очерки / Легко ли писать детективы?
Просмотр работы:
14 сентября ’2021   09:56
Просмотров: 500

Детективы писать трудно, для этого необходим особый дар.
Я исхожу из личного опыта. Мой роман "Три Двустишия" (тот самый дважды лауреат межд.лит.конкурсов) начинается с убийства. Героиня романа Марьям возвращается в номер гостиницы "Измайлово" где она отдыхала по путёвке в 1987 году и обнаружила труп соседки по номеру. Классическое начало детектива. Но я всю эту цепочку расследования, в результате которого главный мужской персонаж следователь Сергей вычислил убийцу, вынуждена была скрыть. И дала определение своему роману как современный любовный роман, роман в котором описывается последнее поколение советской молодёжи, распад СССР, постсоветская действительность, - и не упоминаю детективную линию, так как её не смогла разработать.
Следователь приносит Марьям признательные показания убийцы, из которого читатель узнаёт как было дело.
Я сама не работала в милиции, не общалась с оперативными работниками, а почерпнутые из советских фильмов детали оказались для меня недостаточными, чтобы убедительно раскрыть процесс определения убийцы. Возможно, что наблюдательный человек, изучая полицейские хроники, имеющиеся в открытом доступе, фильмы может написать достоверный детектив. В СССР практически все детективы писались по заказу МВД и КГБ. Думаю, что лучшие западные детективы также курировались спецслужбами. Например, Грэм Грин был кадровым офицером британской разведки и этого никто не скрывал.
Что касается феномена старушки Марпл, то всё дело в Англии. Моё субъективное мнение, именно английская действительность не только сделала востребованным жанр детектива, но и отточила его до высочайшего литературного уровня. И эта традиция продолжается по сей день. Книги Агаты Кристи, Конан Дойля, Честертона, - уверена, у всех есть эти книги, а также "Английский детектив" с тремя романами Чарльза Сноу, Грэма Грима и Дика Фрэнсиса - издаются миллионными тиражами, в советское время экранизировались и "10 негритят", и Шерлок Хомс, и "Смерть под парусом", "Фаворит". "Иностранная литература" очень активно переводила новейших англоязычных авторов, пишущих детективы, - именно эти номера вызывали взрыв интереса. Английским детективам нет равных, - как бы ни старались комиссар Мегрэ и советские "знатоки". Я помню ещё болгарского Аввакума Захова.
Причина на мой субъективный взгляд, - в основе феномена английских детективов лежит запрос общества на вот такое тонко завуалированное интеллектуальное развлечение. Да, преступление наказывалось, и ставился акцент на моральные ценности. Но всё же, на первом плане стояла задача коммерческого успеха. Английскому обществу был нужен детектив. Произведения Эдгара По, предтечи имён, ставших легендами мировой литературы и драматургии, - появились в 1841 году. А Первое произведение о Шерлоке Хомсе, повесть «Этюд в багровых тонах», написано Артуром Конаном Дойлом в 1887 году. Последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», опубликован в 1927 году.
Сам Конан Дойл считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» (с чем я не согласна, как и с прозвищами палп-фикшн) и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным творениям писателя, тогда как Конан Дойл считал себя, прежде всего, автором исторического романа. Время показало что есть «лёгкое чтиво», а что не является чтивом вообще.
Что публиковалось В России в этот период? В 1866 в России опубликовано "Преступление и наказание", в 1870 - "Бесы", в 1880 - "Братья Карамазовы" Достоевского. В 1890 - "Крейцерова соната" Льва Толстого. Везде убийства - но не детективы. Российское общество не хотело интеллектуальных развлечений. Оно хотело, чтобы его будили и трясли, оно хотело потрясающие основы государства споры о Боге, о социальной справедливости, эмансипации женщин. Ставились пьесы Островского, высмеивающих купцов, делающих реальное дело (1899 год, "Гроза"). Появился Горький, роман "Мать" - 1906.
Разумеется, в англоязычной литературе публиковались и социальные романы - Драйзер, "Сестра Керри" 1900 год, "Американская трагелия" 1925 год... Были в России и криминальные романы. Но всё же ситуация в обществе была разная и диктовала свои предпочтения в литературе. "Крейцерову сонату" переписывали от руки. Предреволюционная ситуации в России призывала читающую публику не развлекаться, а радеть за благо народа.
То же происходило на Кавказе. Классики армянской литературы Нар-дос писал о женской свободе, Александр Ширванзаде - о волчьем оскале нефтяных магнатов. И ни одного детектива. Ни Джейн Марпл, ни отца Брауни, ни Эркюля Пуаро. Фандорин появился в 21 веке. Когда в постсоветском обществе назрел спрос на интеллектуальное развлечение, и появились темы: миллионеры и бедные, доли в бизнесе и наследство.
Я предлагаю в завершении интеллектуальное развлечение. Кто убил в моей книге соседку Марьям по номеру? Оказывается. я всё же оставила подсказки, и можно вычислить убийцу. Те, кто прочитал книгу - молчок! Сама Марьям предположила, что это были воры, не заметили, что в номере есть человек, вошли, и чтобы не быть пойманными случайно убили. Надо остановиться после слов "Так прошла её первая ночь в Измайлово" и подумать.
https://www.litres.ru/inana/tri-dvustishiya/




Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft