16+
Лайт-версия сайта

КРЕПОСТНЫЕ

Литература / Очерки / КРЕПОСТНЫЕ
Просмотр работы:
23 февраля ’2022   20:59
Просмотров: 2017

КРЕПОСТНЫЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Этот рассказ написан в связи с кончиной моего школьного товарища. Здесь, кроме описания совместных школьных и студенческих лет, я пробую коснуться эпохи 50х-60х, и даже некоторых эпизодов предвоенных годов прошлого века, как она видится мне сейчас, через десятилетия.

Примечания автора:

Для авторов, которые хотят опубликовать свои произведения, созданы специальные сайты. Например, Проза.ру, и др. И все они с некоторых пор не разрешают вставлять в текст фотографии. Для моего жанра это катастрофа. Поэтому я придумал такую систему, чтобы читатель увидел фотографии. Но для этого вам придется зайти на сторонний ресурс, нажав на ссылку. Ссылки здесь "живые", но если что-то пойдет не так, придется ссылку скопировать в поисковую строку браузера и нажать Enter.
На все фотографии, сделанные не мной, я имею согласие их владельцев.

Отрывок из этого рассказа опубликован в ЖЖ блогера Lavagra
https://lavagra.livejournal.com/252336.html Здесь много хороших фотографий и уже немало отзывов. Не зарегиострированные в ЖЖ читатели получат казенный ник Аноним, но можно поставить свое настоящее имя в тексте комментария.
—---------------------------------------------------
Мишка ушел из жизни 20 июня 2021. Беспощадный рак. Меланома.
__________________________________________
|                                                                                 
|....................................ФОТО 1                                 
|                                                                                
|.................................МИШКА 
                             
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY
|                                                                                
|_______________________________________                                                                                 
 

Из письма его жене:

Люда, здравствуй. Отправил тебе письмо про Мишку, потом подумал, что, возможно, ты и ваши дети и внуки захотят когда-нибудь почитать текст про отца и деда, каким он был в молодости.
Решил дополнить свой предыдущий текст новыми эпизодами, и вот что получилось:
----------------------------
Как-то так пошло, что все друзья его называли Мишка. Не Миша, не Михаил, а Мишка. Его полное имя Михаил Сергеевич Александрович.


КРЕПОСТЬ

С Мишкой мы учились с 1-го класса по 9-й, с 1950 года.
И, вместе с одной девочкой, Наташей Починской, конкурировали, кто будет первым учеником в классе. Собственно, больше конкурировал Мишка, мои успехи были скромней.
Наша школа располагалась на территории военного авиационного радиотехнического училища в г. Даугавпилсе, втором по величине в Латвии. Школа была маленькая. Наш 10-й класс закончили всего 10 человек. На следующий год 10 класс, в котором училась моя сестра Людмила, закончили также 10 человек. В последующие годы численность выпускных классов была уже побольше.

Училище и школа находилось в старинной крепости, окруженной высокими валами и вынесенными за валы укреплениями-бастионами. Валы и бастионы были облицованы с фронта огромными камнями, плоско обтесанными снаружи, до высоты, наверное, метра 4-5. Между ними могла быть вода, дополнительное препятствие на случай штурма крепости неприятелем.

Динабургская крепость.

__________________________________________
|                                                                                  
|...........................................ФОТО 2                                  
|                                                                                  
|...............................Главные ворота (Mихайловские)          
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY
|                                                                                  
|                                                                                 
|_________________________________________


__________________________________________
|            ФОТО 3
| Николаевские ворота. (В наше время были
| замурованы.  сейчас отреставрированы)      |      |               
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY
|
|_________________________________________


Зимой мы катались с валов, горок высотой с двух-трехэтажный дом, на санках и лыжах.
Помню пару бесснежных, но морозных зим, когда между валами укреплений оставалась вода, не спущенная с осени. Вода замерзла, превратившись в идеальный ровный лед. Получился прекрасный каток, защищенный от ветра, с множеством отростков-тупиков и крутых поворотов, и здесь всегда было много народа. Дети катались на коньках “снегурочки”, которые прикреплялись к валенкам веревками, натянутыми закруткой с помощью короткой палочки. Коньки, прикрепленные к ботинкам, были редкостью.

__________________________________________
|                                                                                  
|.....................................ФОТО 4                                 
|                                                                                 
|..............Один из бастионов снаружи Крепости        
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY
|                                                                                  
|_________________________________________



В этих водоемах весной вода прогревалась быстро, мальчишки здесь купались уже в апреле

Жизнь гражданских в крепости, в основном, это были семьи офицеров, была простой. Жили в двухэтажных домах, в коммунальных квартирах, за исключением старших офицеров-полковников. У них были отдельные квартиры. Все дома имели толстые кирпичные стены и хорошо держали тепло.
Первый начальник училища, генерал, жил в городе, в особняке. Его преемник в отдельной квартире.
Хотя, может, я и ошибаюсь.

Ванны или душа в наших домах не было, как и горячей воды. Ходили в баню. По четвергам мылись женщины, по пятницам мужчины. В остальные дни недели мылись курсанты.

Отопление печное, пищу готовили также на дровах, на керосинках и примусах. У каждой квартиры был сарайчик, они располагались в ряд и современным языком это строение можно назвать таунхаусом. В нашем хранились дрова, за которыми мой отец осенью ездил на лесобазу и привозил грузовик дров. Потом жильцы кооперировались и по-очереди пилили друг другу дрова двуручной пилой. В сарайчике стояла и бочка с квашеной капустой, и другая, поменьше, с солеными огурцами. Это мы заготавливали на зиму, покупая овощи на колхозном рынке в городе.

В мою обязанность входило наколоть и принести дрова для печки, наскрести мерзлой квашенной капусты, набрать в бидончик огурцы, раз в неделю купить и привезти керосин, на санках или на велосипеде. Встретить маму, когда она возвращалась с базара с покупками, чтобы отвести тяжелые сумки на велосипеде домой.

Зимы в пятидесятые годы были знатные! Если оттепель случалась хотя бы дважды за зиму, то такая зима выглядела неудачной. И это в Латвии, про которую шутили, мол, Москва это сердце родины, а Латвия ее мочевой пузырь.

Еще была конюшня, мы иногда заходили туда, гладили стоявших в стойлах лошадей и давали им с рук припасенные для этого кусочки хлеба. Зимой, по снегу, держась за сани, скользили на коньках по укатанной снежной улице.

Помню смерть Сталина 5 марта 1953 г. Я учился тогда в 3-м классе. Мой отец преподавал в нашем военном училище и находился на службе. Мама была дома. Вдруг стук в дверь. Курсант принес записку от папы. Маме следовало бросить все дела и срочно пошить траурные повязки в таком количестве, сколько найдется красного материала. Потому что умер Сталин. А мне, по мере готовности, относить их папе на работу. Нас отпустили из школы и мы с сестрой пришли домой, когда.мама готовилась распороть свое парадное красное платье и мою черную рубашку для окантовки.
Несу несколько готовых повязок, прохожу мимо магазина, а там на улице очередь в ожидании завоза товара, и какой-то скандал, слышны громкие крики. А я думаю: Как? В ТАКОЙ день! А они ругаются… И не подумал, что несмотря ни на что, кушать хочется всегда.

В крепости был сад, хорошо ухоженный, в центре которого стоял фонтан. Струи воды били из трех поставленных в пирамиду старинных пушек. Но это случалось не часто. Вокруг фонтана разбит газон, а за ней круговая широкая аллея-площадь, на которой сходились радиальные аллеи парка. Этот памятник был поставлен в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года.

_________________________________________
|                                                                                  
|..................................ФОТО 5                                  
|                                                                                   
|.................................ФОНТАН                                 
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY
|                                                                                   
|________________________________________                                                                                  

На площади зимой заливался каток, и школьники, курсанты училища, офицеры, их жены и любимые девушки катались на коньках в красивых свитерах. Потому что красивых спортивных костюмов не было. Рядом стояла беседка, в ней размещался военный духовой оркестр, под музыку которого мы катались по выходным.

Поставщиком молодых девушек был городской педагогический институт, его студентки часто становились женами молодых лейтенантов, выпускников училища. Молодые семьи затем разъезжались по всей стране по месту первой службы.

По прямоугольной периферийной аллее обычно прокладывалась лыжня, и здесь можно было покататься на лыжах. Также, местами лыжню прокладывали по валам, окружавшим Крепость и в лесу за учебным аэродромом.

Фотографии крепости и описание см здесь:

https://lavagra.livejournal.com/138208.html

Их автор интересуется историей различных крепостей в мире, побывал в некоторых из них, в том числе несколько раз в Крепости г. Даугавпилса, и любезно согласился не только разместить некоторые свои фотографии на страницах этого рассказа, но и опубликовал отрывок из него, за что я ему премного благодарен.

Так же много хороших фотографий Крепости можно посмотреть на Одноклассниках:

https://ok.ru/mykrepostnye/album/50376598224913

https://ok.ru/group/50168996102161/album/50237433774097

Инициатором создания второго альбома является Людмила Еловикова, также выпускница нашей школы.

Здесь https://ok.ru/profile/532761171338/album/856769398922/856770028682
также на ОК, много фотографий г. Двинска (Даугавпилса), включая старинные и просто старые. Их выложил Николай Гармаза.

Окруженная высокими валами территория была как бы огромным закрытым двором для нас, мальчишек. Компьютеры в то время, к счастью, еще не были изобретены, телевизоры появились много позже, и мы все свободное время проводили на улице. Прятки, казаки-разбойники, штандер-стоп,… В начале 50-х еще находили немецкие каски, стволы от автоматов и др. и использовали их в военных играх. Находили и фосфор и поджигали его в лужах, благоразумно отступая подальше.
Пленные немцы еще подметали улицы.

Посмотрев Трех мушкетеров, мы после школы бегали с палками, изображающими шпаги и фехтовали ими. Наши отцы в большинстве были преподавателями в нашем военном училище, и у некоторых из нас в качестве шпаги были указки с приделанными ручками и самодельными эфесами. Для украшения к ним привязывали цветные ленточки. Пока случайно не выбили глаз одному мальчику. После этого игры в мушкетеров прекратились. Были и другие несчастные случаи в мальчишеских играх.

Однажды река Западная Двина (Даугава) вышла из берегов и грозила затопить крепость. Она уже затопила один из городских районов, Гриву. Туда по тревоге послали офицеров и курсантов, в полной полевой форме и с противогазами на боку. Помогать эвакуировать местных жителей. Никому не пришло в голову, что противогазы не понадобятся, а будут только мешать. Но приказ есть приказ. Хорошо хоть тревожные чемоданчики разрешили оставить на месте сбора.

Написав этот абзац, я задумался. А не было ли приказа бежать, а они именно бежали, через железнодорожный мост, куда их пустили, чтобы сократить путь, дальше по дороге. В противогазах? Смутные воспоминания того, что я, мальчишка, слышал от взрослых...

Валы крепости имели отметку, сопоставимую с отметкой существующей дамбы, которая тянулась вдоль реки. Крепость стояла рядом. Опасаясь возможного перелива через дамбу и затем валы Крепости, решили построить на дамбе дополнительную насыпь, вал высотой около метра. Для этого возили песок с района старых захоронений. Ближе песчаного грунта не нашлось, и времени на поиски не было. Самосвалов и экскаваторов тоже не было, все делалось лопатами, благо рабочей силы в училище и лопат на складах было достаточно. Ворота, ведущие на учебный аэродром училища, частично засыпали песком. Около главных ворот, они показаны на первом снимке, внутри разложили сотню срочно изготовленных носилок, загрузили их песком. Рядом насыпали гору песка и положили десятки мешков с мукой. Они должны были образовать первый барьер. Наготове были лопаты. Здесь дежурила рота курсантов. Пока ворота были открыты, непрерывно осуществлялся подвоз продовольствия. При поступлении сигнала, что вода идет, дежурная рота должна была бегом засыпать и эти ворота.

К счастью, вода, поднявшись до критической отметки, почти до верха только что насыпанного вала, начала спадать прежде чем плывущие по реке огромные льдины его бы разрушили.

В песке оказались человеческие кости и даже целые черепа. Мальчишки насаживали череп на палку и бегали по крепости стайкой. Но родители вскоре запретили нам так делать. Потом песок убрали.

_




__________________________________________
|                                                                                 
|...................................ФОТО 6                                    
|                                                                                 
|................Пионерский лагерь в Погулянке            
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY                            
|                                                                                  
|__________________ _______________________


Пионерский лагерь в Погулянке (Местечко за городом)
В первом ряду, между двумя мальчиками в галстуках, самый маленький - Мишка. Я оказался на переднем плане, второй справа.
Кажется, мы идем на ручей мыться. Это видно по полотенцам на плечах.

Для мальчишек крепостные бастионы и развалины храма были местом притяжения, везде лазили и ничего не боялись. Там можно было и покурить и в карты поиграть. Чтобы выйти за крепость, надо было пройти в ворота (снимок н-р 1), но там стоял часовой с оружием и требовал пропуск. Для старших учеников, которые могли выйти за крепость без родителей, это был ученический билет. Для тех, кто помладше, за крепость можно было попасть, если перелезешь через вал и спустишься по вертикальной каменной стене. Для этого было несколько мест, где камни были частично разрушены. Одно такое место попало на снимок н-р 2, правее этих, теперь отреставрированных ворот.

А ещё вспоминается дружеская атмосфера. Мы не делились на богатых и бедных, на детей офицеров и гражданских, национальности не имели значения. И хотя детство было не особенно сытное, но счастливое.

Мы постепенно взрослели, казаки-разбойники уступили место баскетболу, волейболу и другим спортивным играм. Ватагой мы мчались на подростковых велосипедах по всей крепости. Однажды кому-то из нас пришла в голову идея выехать за крепость и отправиться, ни много ни мало, в соседнюю республику Литву, в г. Зарасай, находящийся в 25 км от нашей Крепости. Человек 15. По дороге с большим количеством подъемов и спусков. Доехали и вернулись назад, проехав 50 км! С этого неожиданного похода и началось для нас с Мишкой многолетнее увлечение велосипедом.

На территории крепости было несколько спортплощадок. Волейбольные, баскетбольные, даже теннисный корт. Турники, гимнастические кольца, вертикальные канаты и шесты для лазания. Мы всем этим пользовались, когда у курсантов не было спортивных занятий, соревновались между собой.
А еще был стадион и водная станция на озере Шуня.

Клуб офицеров был для жителей Крепости чем то вроде дома культуры. Там был зал, где показывали кино и фойе, оно же танцевальный зал, хорошая библиотека, которой заведовал И. И. Батрак. Там было много книг для детей. Снаружи, с тыльной стороны здания клуба, находилась летняя танцплощадка и деревянный домик - туалет. Большая комната с двумя бильярдными столами, и смежная комната, где стоял стол для настольного тенниса.

Мы, мальчишки, тоже паслись здесь. Иногда представлялась возможность поиграть. Помню, лучшим игроком училища был ст. лейтенант по фамилии Яичница. Со своим напарником они обменивались пушечными встречными ударами и долго удерживали шарик в игре. Я смотрел как завороженный и слушал звонкие щелчки ракеток по шарику. Ракетки когда были фанерные, оклеенные только резиной с пупырышками.



__________________________________________
|                                                                                   
|...................................ФОТО 7                               
|                                                                                  
|.......................Бывший офицерский клуб               
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY                          
|                                                                                  
|                                                                                   
|______________________ ___________________


Здание бывшего клуба офицеров, снимок 2017 г.
На снимке Володя Мартыненко. Он помогал мне вспомнить наше детство и поделился фотографией.

Раньше у клуба стояли две пушки, у которых фотографировались выпускники училища. Такие-же, как у этого дома, ниже. Оба здания очень похожи между собой. Очевидно, их наружные стены построены по одному проекту. Здесь жили некоторые наши одноклассники.


_________________________________________
|                                                                               
|...............................ФОТО 8                                
|                                                                                
|..........................Дом с пушками                           
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY                              
|________________________________________

Пушки от клуба перенесли к зданию полицейского управления, которое обосновалось в Крепости после отсоединения Латвии от СССР

Кроме офицерского клуба был в Крепости и курсантский клуб. Когда по выходным в клубе крутили кино, мы пытались прорваться туда. И иногда нам удавалось посмотреть фильм бесплатно.
__________________________________________

| ................................ ФОТО 9 

|..........................Очевидно, 8й класс 
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY


|_________________________________________

Очевидно, 8й класс.
Верхний ряд, слева направо: Ерухимов Миша, Моисеенко Лариса, Попов Саша, Лещенко Галя, Смирнов Саша.
Средний ряд: Починская Наташа, Солодухин Валера, Папка Таня, Катасонов Юра. Нижний ряд: Свет Володя, Александрович Миша

Валерка Солодухин. Я вспоминаю такой эпизод: Как-то отец, будучи в командировке в Москве, купил маме ГДР-овский кухонный комбайн. Там было много разных насадок на базовый мотор - мясорубка, картофелечистка, смеситель, кофейная мельница… Мама использовала смеситель для приготовления "витамина". Это типа варенье из черной смородины, но без варки, а только перемолотая смесь с сахаром. И в самый неподходящий момент мотор перестал работать. Мама расстроилась, ведь она купила много ягод на рынке, да и соседи ждали своей очереди перекрутить свои ягоды. У меня, третье-классника, возникла идея. Мама, говорю, давай отнесем машинку Павлу Николаевичу, может он починит? Это был отец Валерки Солодухина. Участник войны, старшина, мастер на все руки. Я понес ему мотор. Он осмотрел его, взял отвертку и снял кожух. Вся начинка стала видна. Какие-то обмотки, почерневшие медные пластинки, в общем, мне показалось, что это уже не собрать никогда.
-Павел Николаевич, промямлил я, а может не надо, вдруг не почините… Он отложил инструмент, снял очки, посмотрел на меня и говорит:
- ВОлОдя, Ну это ведь люди делали? (Он по волжски Окал, выделяя букву О).
Я кивнул
- Ну значит люди мОгут и пОчинить!
Я чуть не сгорел от стыда.
Дальше он сдул черную пыль, взял ватку, смоченную спиртом, протер коллектор и щетки, собрал машинку и включил. И она заработала!
С тех пор я, когда принимаюсь чинить что-нибудь, всегда говорю:
Ну ЭтО же люди сделали…
Кстати, теперь многие электрические инструменты оснащены безколлекторными моторами.


Когда проходили соревнования по разным видам спорта на первенство училища, толпы болельщиков окружали площадки плотными рядами. Команды батальонов соревновались между собой и с командой от Учебного отдела. То есть офицеров, среди которых было много хороших спортсменов. Мы с Мишкой, конечно, были здесь и болели за своих отцов, то есть за Учебный отдел.

Поэтому спорт для многих мальчишек и некоторых девочек стал впоследствии спутником жизни. В нашей школе учились член республиканской юношеской команды по плаванию (увы, не могу вспомнить его имя), члены сборной юношеской города по волейболу Юрий Катасонов, его сестра Неля и Наташа Верле, гимнаст Аркадий Шмыков, все переменки ходивший на руках, прекрасный баскетболист Виктор Тарасов, капитан нашей школьной сборной. Наташа Верле также играла в настольный теннис на республиканском уровне.
Вадим Башмаков, легкоатлет, имевший, наверное, столько первых разрядов, сколько беговых дисциплин было в легкой атлетике.
К сожалению, многих уже нет…
Простите меня те, кого не удалось вспомнить.


Спортивная история училища имеет глубокие корни. Здесь https://www.grani.lv/daugavpils/113071-sportivnaya-istoriya-s-armeyskim-akcentom-ch-2.html
в части 2 описаны события, проходившие параллельно с нашими школьными годами. И названы знакомые фамилии тех офицеров, которые руководили спортивной деятельностью в Крепости. Их дети учились с нами. Помню, во время марафонского забега мы на велосипедах выезжали за крепость, сопровождая марафонцев, и с нами был и сын Бориса Реута, Толя Реут.

Более ранние, довоенные спортивные события, описаны в части 1 этого материала и легко находятся в Google.


В городе нас называли Крепостные.
Сейчас группа с таким названием - “Mы-Крепостные” - есть в Одноклассниках. Там же можно узнать о судьбе Крепости после ухода Латвии из СССР. Сейчас в Крепости идет весьма неторопливая реставрация. Например, на снимке н-р 2 показан отреставрированный фрагмент вала снаружи Крепости.

Так и прижились названия – Город и Крепость. Между ними проложена одноколейная трамвайная линия, длиной километра два с половиной. В ее середине был разъезд. Здесь встречались навстречу друг другу и разъезжались два одно-вагонных трамвая .Они имели по две водительских кабины. На конечных остановках водитель трамвая разворачивал штангу с токосъемником на 180 град. и садился в кабину, которая становилась передней.

Мишкина семья получила квартиру в городе и к десятому классу он перешел в другую школу. Там он получил золотую медаль.
Вот что говорит о Мишке его одноклассник по новой школе Женя Годес:

Что я могу сказать о Михаиле за совместную учебу с ним в 10-м классе?. Он всегда сидел на первых партах, учился превосходно. Любую просьбу к нему выполнял с вниманием и ответственностью. Золотую медаль получил очень по праву.

ИНСТИТУТ

Мы оба, Мишка и я, сдавали вступительные экзамены в Политехнический ин-т, в Ленинграде, в 1960-м году, и оба не прошли.
Вернулись в Даугавпилс, устроились на работу. Мишка на мебельной фабрике, столяром. Я в мастерских при военном училище, учеником сварщика. И буквально с октября мы начали готовиться к новому поступлению в институт в следующем году. Потому что неудача в первой попытке задела за живое нас обоих, как Мишку, золотого медалиста, так и меня, участника трех республиканских математических олимпиад.

Каждое воскресенье ездили на велосипедах на дальние расстояния (кроме зимы), до 150 км. Объехали весь Даугавпилсский район. Маршруты разрабатывали по карте республики, часто выбирая проселочные дороги и предпочитая круговые маршруты. Даже участвовали в соревнованиях, велосипедной гонке на 25 км среди производственных коллективов Даугавпилса. Команды (заводы, фабрики и предприятия помельче), были разбиты на три группы. Выступать на гоночных велосипедах запрещалось, только на дорожных. Включая легко-дорожные трехскоростные велосипеды Турист. Других тогда не было. Можно было использовать и раму от гоночного велосипеда Чемпион, но с колесами от Туриста. Мишка уже имел Турист и проехал всю дистанцию успешно, оказавшись в первой десятке (по второй группе предприятий). Я выступал в третьей группе, ехал на дорожном велосипеде Рига-16, с которого снял багажник и крылья, но лавров не снискал.

Продолжали подготовку к будущим экзаменам. Мы оба купили дополнительные задачники и учебники, предназначенные для поступающих в ВУЗы. Мой отец составил для меня график занятий, который назвал “ОСАДА” (он все-таки был военным, и мы жили в Крепости), и прикрепил его на стену. Туда я вносил номера решенных задач. Рассказал об этом Мишке. Он сделал себе нечто подобное.
Как-то я разленился и несколько. дней в графике не было прогресса. Отец приписал к названию графика букву Д, получилось “ДОСАДА”. С тех пор подготовка не прерывалась.

Мы с Мишкой решили все до одной задачи из 3-х толстых сверх-школьных задачников по математике и физике, и не по одному разу.
(Запомнил фамилии авторов задачника по физике: Зубов и Шальнов). В интернете обнаружил, что 12-е издание этого учебника, по которому мы занимались в 1961 г., вышло в 2009 г.!
Инициалы авторов: Зубов Б.Г. Шальнов В.П.
https://may.alleng.org/d/phys/phys172.htm

По физике мы использовали дополнительный учебник Григория Ландсберга. Он был очень доходчиво написан. Последующие издания учебника можно купить и сейчас.

Как помню, открываю очередной раздел в учебнике, рядом задачник. Проштудировав нужную главу, начинаю читать первую задачу. Вижу, что легко смогу ее решить, но жаль времени. Тем не менее, заставляю себя сделать это, чтобы только затем перейти ко второй задаче. Постепенно задачи усложняются, становясь все более интересными. И так до конца раздела. Переходя к новому разделу опять открываю учебники, школьный и дополнительный, а затем задачник.

По английскому языку так же. Дополнительный учебник грамматики и… поскольку его изучение было не столь захватывающим, как, например, физика, каждый час делал 10-минутный перерыв и учился стоять на руках. Вспоминая Аркадия Шмыкова из нашего класса, легко ходящего на руках и спускающегося так по лестнице в школьный двор.
Сначала опирался ногами в стенку, затем и без ее поддержки. И в конце концов научился! Но однажды случился казус. Захотел усилить эффект. Положил на пол на бумажку кусочек хлеба. Затем встав в стойку, согнул руки в
локтях и слизнул хлеб с бумажки. Выпрямил руки, стал жевать но рассмеялся и... чуть не подавился.
Зимой мы оба пошли на рабфак (рабочий факультет). Так назвали занятия в нашем городском пединституте, которые преподаватели и студенты старших курсов вели для тех, кто готовился поступать в институты.

Человек сотня в аудитории. Мы с Мишкой были лучшими. Еще-бы! Любой, кто перерешит дважды сотни и сотни задач, будет лучшим в своем окружении. Решая множество задач, можно рассчитывать на хорошее место в различных школьных олимпиадах. Убедите в этом своих детей и внуков.

Преподаватели нас выделяли и просили даже проводить занятия, объясняя слушателям способы решения задач. Что мы с удовольствием и делали, так как выполняли все задания быстрее всех и скучали.

Помню замечательный день 12 апреля 1961 г., когда пришло сообщение о полете первого космонавта Земли в космос, Юрия Гагарина. Занятия на рабфаке закончились по этому поводу раньше, многие разошлись. Но возбужденные группы слушателей еще долго обсуждали это грандиозное событие. Помню, я сидел на широком подоконнике нашей аудитории, глядя в вечернее звездное небо, и мечтал о будущих полетах. И не знал тогда что Ленинградский Политехнический институт, куда я готовился поступать, был причастен к этому полету!

При поступлении в ЛПИ в 1961 г. я решил всю письменную математику за минут 40 вместо трех часов. Затем заставил себя перепроверить все решения еще и еще раз, и все равно вышел из аудитории первым. Мишка также быстро разделался со своим заданием.

Во время вступительных экзаменов он жил в общежитии факультета Радиоэлектроники, куда подал заявление. Там стоял стол настольного тенниса.
У нас с Мишкой была старая, еще школьная, конкуренция. Мы играли на каждой переменке, выступали в соревнованиях на первенстве школы. Однажды я даже чуть не стал чемпионом. Проиграл с минимальным счетом в третьей партии лучшему нашему игроку, Борису Верле, хотя он был на два класса моложе. В их семье было трое детей. Старшая сестра Бори Наташа и младшая Лена. И все играли в настольный теннис. Наташа даже выступала и побеждала на республиканских соревнованиях в Риге. Жаль, Боря также ушел из жизни. Когда я писал этот материал, удалось связаться с Наташей, от которой и узнал эту трагическую весть.

И вот, в теннисной комнате Мишкиной общаги собиралась по вечерам толпа абитуриентов поиграть. Я поступал на Электромеханический факультет и жил в его общежитии, и оно находилось неподалеку. По вечерам приходил к ним поиграть в настольный теннис. И здесь мы оказались в числе лучших игроков. Тот, кто выигрывал партию, оставался играть, а побежденный садился ждать своей очереди. Победитель может играть не более трех партий подряд, после чего также садится ждать - так очередь продвигалась быстрее. Никакие “обнуления” не разрешались, даже если бы с нами играл тогдашний чемпион мира Чжуан Цзэдун.

Мы прослыли здесь и знатоками математики. Так вот, часто кто-то спрашивал, правильно ли он решил ту или иную задачу на экзамене. Их ребята направляли к нам. Помню, я играю, и кто-то просит меня помочь. Я показываю рукой на Мишку, ждущего своей очереди, мол, он тебе поможет, а я сейчас занят. И наоборот. Мы между играми решали все задачи вступительных экзаменов по математике и физике, решение которых нас просили проверить.

Но кроме письменной математики и физики были и другие предметы: математика устная, литература (сочинение) и иностранный язык. Мы сдавали английский. И вот вспоминается эпизод о сдаче этого экзамена. Сначала экзаменатор попросила рассказать о себе. Как зовут, откуда приехал, и подобное. Я, как мог, заикаясь, отвечал. Ведь в СССР не учили разговорному языку, упор делался на переводы и грамматику.
Перед тем, как приступить к ответам по билету, она сказала (по русски):
-Недавно я принимала экзамен у одной девушки из вашего города. Она сдала экзамен очень хорошо.
- Это моя сестра, ответил я. Она удивилась, мол, откуда вы знаете?
- Я знаю всех, приехавших поступать в ЛПИ из нашего небольшого города. Среди них была только одна девушка, и это моя сестра, отвечаю.

Далее, пытаюсь отвечать по билету. Первым был перевод текста, приложенного к билету. И вот он дался мне тяжело. Плыву, заикаюсь. Хотя и чувствую, что экзаменатор расположена ко мне и пытается помочь. Наконец, перешли к вопросам по грамматике. Здесь я выглядел много лучше, мой дополнительный учебник помог. Вздохнув, экзаменатор спросила:
- а как ваша сестра сдает экзамены?
- Пока пятерки, отвечаю. Вчера у нее была письменная математика, результата еще нет, но у нее допущена только одна ошибка. Все остальные задачи решены правильно.
- Откуда известно? Спрашивает.
- Я проверил!

Она опять странно на меня посмотрела, задумалась, и говорит:
- Ну ладно, не буду разлучать вас с сестрой.
И поставила мне пятерку!
К сожалению, не запомнил ее имя и отчество. Фамилия моего экзаменатора Сабанеева, и я ей бесконечно благодарен.

Окончены экзамены. И, оказалось, мы оба, Мишка и я, не прошли по конкурсу на выбранные специальности. Я подавал документы на электромеханический факультет, на специальность Автоматика и Телемеханика, а оказался в группе “Электрические станции”, потому что набрал всего 23 балла из 25. За сочинение мне поставили тройку. Остальные экзамены сдал на пятерки. Моя сестра Людмила поступала на экономический факультет того же Политехнического института. Набрав также 23 балла, не прошла туда по конкурсу. Хотя факультет не считался престижным. Мишка набрал 24 балла. Он имел 4 пятерки и одну четверку! Но не попал на факультет Радиоэлектроники.

Отчего получился такой высокий конкурс? Потому что в тот период преимущество в поступлении давалось тем, кто после школы два года отработал на производстве. К ним приравняли и тех, кто отслужил в армии. Для таких абитуриентов были снижены вступительные баллы. Получилось как бы два отдельных конкурса. Один для производственников, второй, на выделенные места, для школьников. Количество мест для каждой категории не было равным. Первых приняли заметно больше половины. Наверное, потому что идеи Карла Маркса о ведущей роли пролетариата еще сидели в головах партийной верхушки и ее руководителя Никиты Хрущева.

Соотношение квот на прием производственников и школьников доходило до 80:20. (Цифру припомнила моя однокурсница Наташа Голинец, она где-то ее слышала). Подтвердил цифру и выпускник ЛПИ Юра Нестеров. Он определенно сказал, что в их группе (поступление в институт в 1963 г., через два года после нас) учились 20 производственников и 5 школьников.

Именно поэтому те, кто не имел двухлетнего трудового стажа, должен был получить 25 баллов за 5 экзаменов, чтобы попасть на выбранную дефицитную специальность. Даже 24 балла, как в случае с Мишкой, не давали гарантию поступления, если будущая специальность считалась дефицитной. Производственники могли быть зачислены в институт набрав 19-20 баллов. Производственники-однолетки, каковыми были мы с Мишкой, считались школьниками.

Мишка стоял в длинном институтской коридоре около списков с зачисленными в институт, и не находил себя. Здесь он познакомился с одним парнем, также не добравшим баллов, чтобы учиться на том же факультете радиоэлектроники. Товарищи по несчастью познакомились. Парня звали Виталий Синицкий. Он приехал из глубинки Псковской области, маленького рабочего поселка. Ребята разговорились, просматривая попутно разные объявления, висевшие на стене.

Рядом со списками зачисленных в институт нашли объявление, говорившее о том, что другой факультет, Энергомашиностроительный, в связи с недобором приглашает абитуриентов, не прошедших конкурс на свои факультеты, перейти к ним. Дополнительным условием приема был отказ от общежития, если оно было нужно.
Они, недолго подумав, решили перевести документы на Энергомаш.

Здесь-же, в длинном коридоре подвала главного здания, нашлось и объявление о сдаче комнаты, вернее углов в ней, внаем двум студентам. И они отправились по указанному адресу. Дом, где находилась комната, являлся рабочим общежитием, имеющим отношение к Политехническому институту, и находился на его территории. Да еще рядом со студенческой столовой. Сплошные плюсы.
Договорились с хозяйкой комнаты о плате по 25 руб/мес, и каждый получил свой угол. У каждого было спальное место, у одного кушетка, у другого кровать, один стол на двоих для занятий и один шкаф на двоих для одежды. Кровать хозяйки, пожилой женщины, находилась в этой же комнате, за занавеской. Удобства и кухня в коридоре.
Чем были 25 рублей в то время? На 2 рубля меньше чем стипендия для первокурсников.

Здесь Мишка прожил один год с небольшим, перебравшись в студенческое общежитие, а Виталик последовал его примеру через год.

Я получил общежитие сразу. Сестра Люда также перевела документы на Энергомаш и сняла комнату через знакомых, в центре города. Она вспоминает, что платила за комнату 30 руб. в месяц. В конце 1-го курса и она перебралась в общежитие.

Надо сказать, система обучения на первом курсе с 1960 года была сильно изменена по сравнению с предыдущими годами.
Весь первый год обучения школьники должны были работать на производстве и одновременно учиться на первом курсе института, по принципу вечернего обучения.

Институт выбирал предприятия централизованно, по профилю будущих профессий. Например, для студентов Электромеха заключили договор с заводом Электросила. Студенты Энергомашиностроительного работали на заводе Знамя труда, производившего уникальную трубопроводную арматуру.

Нас распределили по цехам, некоторых включили в бригады, некоторые получили индивидуальные рабочие места, некоторые проболтались весь год на подхвате, стараясь не попадаться начальству на глаза. Одну неделю мы работали в первую смену и учились вечером. Следующую неделю наоборот: утром институт, вечером работа во вторую смену. Все получали зарплату. В институте мы учились по 4 часа.

Производственники в это время разъехались по домам и были предоставлены сами себе. Впрочем, некоторые находили временную работу. И так весь первый семестр. Второй семестр они учились по программе первого курса полный учебный день, чтобы догнать и сравняться с нами, школьниками, к концу учебного года.

Была еще одна существенная категория студентов: молодые люди из южных союзных республик. Почему-то только юноши. Все они зачислялись по специальным квотам и были родственниками партийных и государственных бонз. Весь первый семестр они занимались по школьной программе, с упором на изучение русского языка. На втором семестре они подключились к производственникам, вернувшимся с долгих каникул.

В комнате общежития я жил вместе с двумя парнями из Узбекистана. Веселые ребята, имевшие несомненный успех у девушек старших курсов. Приходя поздно вечером с вечерней смены или с занятий, я часто это наблюдал. Дверь нашей комнаты была заперта, но оттуда доносились звуки музыки и эротические стоны. Тогда я стучался и просил, чтобы мне просунули ракетку под дверь, так как наша теннисная комната была открыта даже по ночам.

Надо сказать, к третьему курсу не осталось ни одного такого спец. студента. Все были отчислены за неуспеваемость.
Сколько хороших студентов из школьников, не добравших один-два балла, могли бы учиться на их местах...


Кроме вышеперечисленных категорий зачисленных в институт счастливцев были еще так называемые “направленцы”. То есть люди, направленные учиться от предприятий. По окончании института они были обязаны вернуться на свое предприятие и отработать не менее 3-х лет. Какие финансовые взаимоотношения были между пославшими их предприятиями и институтом?.Предприятие платило своим направленцам стипендию. Но не все из них закончили институт. В том числе и мой 3-й сосед по комнате, приехавший поступать аж из Магадана.

Хороша ли была такая система? С одной стороны, школьники понюхали производство и быстрее повзрослели. С другой стороны, школьников среди поступивших было не так много, всего 20-30%. Стоило ли такой огород городить?
С третьей стороны, многие из школьников не смогли поступить в институт из-за слишком высокой планки вступительных баллов. Возможно, страна недополучила талантливых инженеров. Обучение на первом курсе было сжато по срокам, ибо программа первого курса длилась, по сути, всего один семестр и, очевидно, могло считаться полноценным только с некоторой натяжкой. Даже если мы догоняли программу первого курса на втором. Добрая половина студентов-производственников, которые первый семестр не учились, теряли драйв получать знания.

Вот что вспоминал выпускник Электромеха Анатолий Булин. Он поступил в институт как школьник:
“Ты наверняка помнишь Батя (он преподавал Теормех), так он очень осуждал эту производственную практику и ссылался на имевшие место случаи обмороков у студентов, которые жили в общежитии. Видимо, и неполноценное и нерегулярное питание сказывалось”

Моисей Иосифович Бать, автор многих книг по теоретической механике, был одним из самых любимых наших профессоров. Он начинал читать лекцию еще в коридоре и, открывая дверь в аудиторию, досказывал второе или третье предложение, заканчивая его по пути к доске, где уже была им нарисована заранее поясняющая схема.
На его лекциях все студенты были максимально внимательны и сосредоточены, старались не пропустить ни одного слова профессора.

Сам Анатолий, ленинградец, живший дома с родителями, то есть его питание было систематическим и нормальным, отозвался о своей работе на заводе так:
“Для меня ежедневная учеба и работа на Электросиле не была легкой, но я многое узнал и освоил. Думаю где-то это впоследствии пригодилось. Цех производил металлоконструкции для гидрогенераторов, с механизацией тогда было почти никак. Физически уставал реально, а вечером на лекциях иногда глаза закрывались”.

А вот мнение производственника Ромы Каплана:
“В те времена идеология в стране была такая: пролетариат должен получать высшее образование. А для этого нужно было снизить проходной балл для производственников. Для институтов это снижало уровень образования. Вместо того, чтобы в первом семестре подтянуть производственников и подучить, их отправили сидеть дома, а школьников заставили учиться и работать”.

Новая система поступления в институты поощряла и способы обхода принятых правил. Рассказ Кости К., поступившего в ЛПИ в 1963 году:
“Мой отец узнал от знакомого, сын которого, как и я, учился в 9-м классе школы, что при поступлении в институт теперь требуется стаж работы 2 года. При этом поступающие получат льготы в виде пониженных баллов на вступительных экзаменах. И, чтобы эту возможность не упустить, надо перевести сыновей в вечернюю школу. А также устроить их на работу”.
В результате Костя два года работал лаборантом в научном институте, вместе с отцом и поступал как производственник.

Тем не менее, как следует из истории Политехнического института

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1005714#1941.E2.80.941991,
эта система показана как достижение:

“К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории …(перечисление) Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на крупнейших производственных предприятиях: завод им. …” (далее следует перечисление)

Когда же эта система “непрерывной производственной практики” через 5 лет была отменена, история института скромно умолчала не только об этом факте, но и причинах отмены. Моя версия такая:

Вероятно, это был очередной эксперимент Никиты Сергеевича Хрущева, сродни массовой посадке кукурузы везде, включая северные регионы страны. На это указывает такой факт: осенью 1964 года Хрущева сняли с должности, и система рухнула. Те, кто поступал в 1965 г., уже не работали на заводах, а просто учились. Видимо, работа на заводе плохо сочеталась с учебой на дневном отделении и не была выгодной ни для институтов, ни для привлеченных заводов.

Мы с Мишкой продолжали гонять на велосипедах, которые привезли из Даугавпилса. Проехать сотню км. в выходной день для нас не представляло проблем. Решили привлечь к этому и Виталика. Он купил велосипед в четверг, но накануне мы с Мишкой договорились проехать за день круглую, рекордную для нас цифру - 200 км. Виталику об этом не сказали. Мол, поедем за город покататься. Пересекли весь город и поехали в сторону Таллинна. До знака 100км. Развернулись обратно. Виталик выдержал весь маршрут. Оказывается, в своем поселке, до института, он накатывал по нескольку десятков километров на дорожном велосипеде.. И, хотя это было давно, не жаловался на боль в мышцах. И впоследствии ездил с нами.

После первого курса мы поехали на велосипедах из Ленинграда в Даугавпилс, город нашего детства и юности, это 540 км. Втроем: Мишка, его старший брат Валентин, и я. Ехали 3 дня. Ночевали один раз на сеновале, в сарае, куда нас пустили хозяева. Вторую ночь провели в цыганском таборе. Ночевали на общем ложе, где они постелили матрасы прямо на землю. Нам на троих дали одну огромную подушку и одно одеяло.

Впоследствии я еще раз, уже в одиночку, проехал тот же маршрут, предварительно отправив Олю и полугодовалую Марину на поезде. Ну а до этого мы с Олей, когда поженились, совершили велосипедное свадебное путешествие из Риги в Даугавпилс через Сигулду.

После второго курса мы, большой группой, предполагали провести на летние каникулы путешествие на велосипедах от Киева в Крым. Но этому не суждено было сбыться: Еще зимой в институте началась кампания по организации отрядов для работы на целине. На некоторых факультетах это сделали обязаловкой, в том числе и на Энергомаше, где учились многие мои друзья, в том числе и Мишка, и Виталик, и Серега Тихомиров, и моя сестра Люда. Запланированное вело-путешествие пришлось отменить. Я также записался в целинный отряд, от Электромеха. И никто из нас об этом не пожалел. Все наши отряды (от Политеха) работали в Кокчетавской области Казахстана. Вернулись в Ленинград осенью повзрослевшие, загорелые, обросшие новыми друзьями и освоившие строительные профессии.

А на следующий год у нашей компании появилось новое увлечение: Автостоп. Мы стали ездить на попутных машинах по всей стране, а в 1965 году совершили рекордное по длительности путешествие в Среднюю Азию, к озеру
Иссык-Куль. Об этом я написал очерк, который опубликован здесь:

https://yapishu.net/book/233283

Мишка также участвовал в этом путешествии.

Увлечение автостопом привело к созданию новых семей. Два персонажа этого повествования, Мишка и Виталик, женились на двух подругах, студентках того же энергомашиностроительного факультета, Людмиле и Валентине.

3. ПОСЛЕ ИНСТИТУТА

Незаметно закончилась учеба, мы защитили дипломы и разъехались по стране по распределению. Потом некоторые из нас уехали за границу, другие при распаде СССР оказались в других странах, но наша дружба на этом не закончилась. Мы продолжали следить за судьбой друг друга, переписываемся, иногда встречаемся.

Наши увлечения молодости остаются со мной и сейчас.
Здесь, в Америке, в поисках работы в год приезда я пошел на курсы для подготовки к экзамену на позицию инженера-электрика в системе очистки воды и канализации для города.

Такая возможность для эмигрантов из разных стран мира, а также местных соискателей работы, имеется в Нью Йорке.
Курсы для русскоязычных организовал доктор технических наук по имени Aлекс. Oн работал ранее в одной из уральских энергосистем и преподавал в институте, а здесь, будучи на пенсии, организовал подготовительные курсы для соотечественников. И его ученики очень успешно сдавали экзамены. Он давал множество задач, через которые лучше укладывались знания. Многие его ученики работают в различных городских структурах Нью Йорка. Я, конечно, помнил подготовку к вступительным экзаменам в институт, где главным фактором успеха было решение множества задач по математике и физике. Поэтому просил Алекса найти мне дополнительно как можно больше задач. Добился того, что щелкал почти любые задачи как орешки.

Экзамен сдавали около 1000 чел. (сначала нас собрали в актовом зале, и я подсчитал количество в нем сидящих). Потом отправили в классы (это была школа), раздали задания и дали 6 часов времени. Все на английском, который я знал в год приезда весьма слабо. У меня во внутреннем кармане пиджака лежал электронный словарь, но нельзя было пользоваться ничем посторонним. Тем не менее, пару раз удалось подсмотреть перевод незнакомых терминов. Другие записал на бумажке и подсмотрел перевод в туалете, в закрытой кабинке. Ибо в туалетной комнате постоянно находился дежурный и следил, чтобы никто не общался между собой (тайное общение со словарем, очевидно, не рассматривалось в качестве криминала). Вернулся к нерешенным задачам и постарался решить и их.

Алекс, которому было за 70, также сдавал этот экзамен, как будто и он сам искал работу. Для того, чтобы потом объяснить своим ученикам решение трудных задач. Так он поступал всегда.

После экзамена вся наша группа собралась в вестибюле вокруг Алекса.
Первое, что он сказал, было: этот экзамен гораздо труднее, чем 4 года назад, когда также проходил аналогичный экзамен на эти позиции. Видимо, поэтому они дали 6 часов времени, а не 4, как было тогда.

И затем стал зачитывать нам правильные, по его мнению, ответы по всем задачам. Например, для задачи н-р 5 правильный ответ “В”, а для задачи н-р 6 – “D”. Мы сверяли ответы со своими записями. И посыпались возгласы, радости или разочарования. Свой результат я оценил как вполне положительный. Оставалось ждать, и, чтобы не терять знания, сдал еще два других экзамена с электрической направленностью.

Примерно через полтора года (!?), в специальной газете "The Job" опубликовали список тех, кто справился с этим очень трудным тестом. Из тысячи в списке оказалось всего 23 человека! Первым в списке был парень с наших курсов. Он имел хороший английский. Ну и, конечно, отличное знание предмета. Третьим наш Алекс (он все-таки допустил пару ошибок). Седьмым оказался я, а на 12-м месте еще один наш парень. Настолько эффективными оказались наши курсы! И настолько трудным был экзамен.
Мне удалось тайком переписать условия некоторых, наиболее интересных задач, и я передал их Алексу. Он с благодарностью принял подарок.

К сожалению, или к счастью, я оказался не тем, кто им - заказчикам этого теста - был нужен. Они хотели не просто человека, имевшего отношение к электричеству в своих странах, а такого, кто имел опыт работы на пульте управления каким-либо процессом, хоть в придомовой котельной. Я этого не знал и не написал в своей анкете, а мог бы, ведь проверить невозможно. А на пультах управления ГЭС, и даже атомных электростанций, я бывал во время своих командировок.

На этой работе обещали фантастическую зарплату, 27 долл/час, и это в 1996 г. (даже теперь это очень неплохие деньги!).

А к счастью потому, что в ожидании результата я закончил курсы автокада, с которым познакомился на последней работе в Атомэнергопроекте, еще в С-Петербурге в начале девяностых. AutoCAD это специальная чертежная компьютерная программа. Нашел здесь работу, научил автокаду мою старшую дочь, жену, и ее сестру, и впоследствии мы все вместе успешно работали в одной электромонтажной организации, в её проектном отделе, до самого моего выхода на пенсию.

Построили десятки Нью-Йоркских небоскребов, в том числе две башни (номер 7 и номер 3), а также техническое здание комплекса WTC, разрушенного террористами в 2001г.

То-же и по велосипеду. Первые годы в Нью-Йорке я не слезал с седла. 2000 км за год, и это только деловые поездки. Два года держал две первые работы одновременно: уборщик в доме для престарелых и Кад-оператор (чертежник на автокаде), где работа второй смены начиналась в 5 часов вечера. Передвигался между работами на велосипеде и с ним на метро, что в Нью Йорке разрешается. Только велосипед позволил сделать такое.

В год приезда прочитал в местной русскоязычной газете о намечаемой встрече туристов, пришел по указанному адресу, где в квартире оказались человек 30, которые занимались самодеятельным туризмом в нашей стране. Со многими познакомился, и мы впоследствии ходили в походы, на байдарках и в горах. Но первая поездка, на велосипедах, пришлась на ближайшее время. Новый знакомый, Виктор, уже не новичок в американской жизни, предложил мне поучаствовать в велосипедном пробеге, ежегодном мероприятии городского масштаба, ралли на 42 мили по всем пяти районам Нью Йорка.

Пробег традиционный, в нем участвует по 30 000 велосипедистов и проводится в первое воскресенье мая. Мы записались в группу маршалов, то есть помощников организаторов. Нас было 300 человек. Моя группа должна была ехать в хвосте колонны и помогать либо с мелким ремонтом велосипедов, либо просто подбодрить отставших.

Я получил неизгладимое впечатление от этой поездки. Все скоростные дороги - хайвеи и мосты по маршруту были открыты для нас и закрыты для машин. Прекрасный город с обзорных точек виден как на ладони. Обстановка сверх дружелюбная. Мой близкий к нулю на тот момент английский совсем не был помехой.

Ну и настольный теннис. Играл в клубе. Потом, в 2012 г., пришел ураган Sandy и затопил наш дом.
(Здесь https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=95033&highlight=sandy
я рассказал об этой истории)

Впоследствии купили другой дом, и там оказалось место для стола настольного тенниса. Оборудовал в подвале игровую комнату.
Во время пандемии коронавируса наш клуб настольного тенниса был закрыт, но к нам приходили в гости знакомые игроки, которые были привиты от коронавируса. Играли у нас в доме в ожидании открытия клуба.

Здесь небольшое отступление, в котором я обращаюсь к моим читателям. Многие стараются привить к спорту своих детей и внуков. И выбирают такие виды спорта, как гимнастика, фигурное катание, единоборства, плавание и другие подобные виды, что на слуху. Но много ли видели вы людей, не оставляющих своих детских предпочтений в спорте до самого зрелого возраста? И при этом участвующих в соревнованиях?

А вот настольный теннис это особенный спорт. Тем, что можно успешно играть до самого пожилого возраста. В нашем клубе играют и те, которым за 80. Обычное дело, если за одним столом играет школьник против пенсионера, и последний выигрывает. Проводятся соревнования по возрастным группам, одна из них 75+. В абсолютном первенстве нередко побеждают 50-летние.

Чтобы не быть голословным, посмотрите две ссылки показывающие диапазон возрастов игроков.

https://www.youtube.com/watch?v=1n5uFGk2pnc

https://www.youtube.com/watch?v=_fe8H7DIZYo

Здесь играет клубная чемпионка Staten Island (район Нью Йорка) 2019г., Виктория, уже два года как на пенсии, и автор этих строк, которому ближе к 80, чем к 70.

-----------------------
Дальнейшая судьба Мишки вкратце выглядела так: по распределению он работал в г. Омске, на неком засекреченном предприятии, связанном с космосом. Потом они переехали на малую родину Людмилы (жены). Городок Кашин, Тверской области.
Здесь находится крупный завод электроаппаратуры, где они оба устроились на работу. Мишка становится Михаилом Сергеевичем, но для старых друзей остается Мишкой.
Потом двухгодичная служба в армии, ракеты С-200 противовоздушной обороны, и старший лейтенант запаса.

По возвращению на тот-же завод многолетняя работа конструктором, руководителем группы конструкторов, почет и уважение коллег. Звание “почетный машиностроитель”, присвоенное министерством промышленности и технологий...

Продолжает дочь Михаила, Светлана Александрович

_________________________________________
|
|.............................ФОТО 10 

|..............................Светлана 
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY  

| ________________________________________


Папа работал до упора. Был самым старейшим работником завода. Ушел на пенсию в сентябре 2016 г. в возрасте 73 года. К этому времени завод, следуя тенденциям нового времени, стал скукоживаться. Осталось пару цехов и несколько отделов. Даже я и моя дочь Аленка поработали в папином отделе копировщицами. Папа в принципе любил работать и тянул весь отдел. Хотя многие “отбывали”. Я это видела. Иногда ему это надоедало… Он как-то без дела не любил.... Мама тоже была хорошим инженером (ветеран труда), но она ушла раньше, т.к. Алексей (сын Михаила и Люды, брат Светы) попросил сидеть с внуком.

4. СЕМЬЯ

Светлана любезно предоставила мне некоторые семейные фотографии и интереснейший документ, оригинальная автобиография отца Михаила, Сергея Ивановича Александровича, написанная его рукой. Здесь кусочек начала, ниже некоторые моменты из расшифровки рукописи автобиографии, сделанной правнучкой Аленой, дочерью Светланы.






__________________________________________

|..............................ФОТО 11 

| ......................Автобиография С. И. 
|
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY  


|_________________________________________



Уже начало автобиографии показывает, что Сергеем Ивановичем проделана огромная исследовательская работа по изучению биографии не только своего отца, но даже деда и всех ближайших родственников.

(В этом серьезном описании будем называть Мишку Михаилом)

“Отец Иван Тимофеевич Александрович 1873 г.р. родился в Белоруссии, близ местечка Горки, село Красин. В м. Горках окончил ремесленное училище и работал в слесарно-токарном цехе до 1896 г. Затем переехал в Петербург и поступил работать мастером на завод "Сименс - Гальске" где и работал до призыва в царский флот в 1899 году. Службу отбывал в машинной команде г. Кронштадт. Кончил её машинным квартирмейстером 2 ст. С 1906 г. работал механиком легкого (неразборчиво) до 1911 г. - до 1913 г. на заводе Сан-Гали, до 1916 г. на заводе Леснера. До 1918 г. в Рождественском Трамвайном парке бригадиром по ремонту контроллеров, до 1918 года."
……………..
……………..

Описание судьбы своего отца заканчивается такими словами:
Связи с заграницей не имеет. в белой армии не служил. На территории занятой белыми не жил. В РККА не служил. Избирательных прав не лишался и не лишен. не судился.

В 1951 году развелся с матерью. Я после этого связи с отцом не поддерживаю.
По своему сословию отец потомственный дворянин. Получил это сословие от своего отца, а моего - деда. Последний в молодости имущества никакого не имел. Работал по найму. Женился на дочери своего хозяина, зажиточного кулака. Имел большую семью, но дети вырастали, уходили. Так ушел и мой отец.”

Этот абзац (с упоминанием дворянства) будет иметь продолжение ниже.

Далее Сергей Иванович описывает биографию своей матери, бабушки Михаила.

Отрывок;
“Мать Александра Федоровна Александрович /(Девичья фамилия) прожила с отцом 29 лет. До революции была домохозяйкой. После революции работает медицинской сестрой в больницах: В 1919 г. м. Бежица Орловской губернии. С 1920-24 г. с. Коза Даниловского уезда Ярославской губ. с 1924 года по настоящее время в больнице Тарновского г. Ленинград. Под судом не была, избирательных прав не лишалась. С заграницей связи не имеет. Безпартийная. Проживает в настоящее время г. Ленинград…..”

Далее следует описание истории своей сестры (Тети Михаила):

“Сестра Клавдия Ивановна Александрович 1914 года рождения. Окончила фабзавуч оптико-механического завода имени О.Г.П.У. в Ленинграде. Работала слесарем и механиком на том же заводе. Окончила вечерний рабфак. В настоящее время учится на 5 курсе оптико-механического института г. Ленинград. Безпартийная. Под судом - не была, избирательных прав не лишалась, с заграницей связи не имеет.”

Далее рассказывается о жене, то есть матери Михаила:

“Жена Любовь Максимовна Александрович/ (девичья фамилия), 1914 г. рожд. Окончила семилетку в ст. Ильская. Техникум Индустриального Земледелия в г. Ейске в 1936 году. Затем работала в самолетном цехе тех. мастерских ВМАУ им. т. Сталина до мая 1937 года. С мая 1937 года домохозяйка. Член ВЛКСМ с 1931 г.
Под судом не была. Избирательных прав не лишалась. Связей с заграницей не имеет. Родственников не имеет.”

И ее родители (бабушка и дедушка Михаила по линии матери):

“Отец жены Яценко Максим крестьянин-бедняк, в 1914 году убит по…” (неразборчиво)

“Мать жены умерла через 6 месяцев после родов дочери.
Приемная мать жены - Миронова Пр. Павл. Вдова машиниста железной дороги. В настоящее время колхозница.
Участвовавших в революции 1917 никого нет. Имеющих связь с заграницей нет. Служивших в белой армии нет.”

В автобиографии Сергея Ивановича, как ее продолжение, есть раздел “О СЕБЕ”,
В нем сведения о том, где работал, где учился. Параллельно имел две карьеры: рабочую и партийную. Окончил техникум, был секретарем партячейки совхоза. Прошел чистку. В 1931 году призван в РККА, оттуда его направили на учебу в ВМАУ им. И.В.Сталина. (Сегодня Википедия говорит, что с августа 1930 г. школа стала называться Высшая школа морских летчиков и летнабов им. И.В. Сталина)

Дата написания автобиографии: 14 апреля 1939 г.

Что такое “прошел чистку”? Google легко находит тему по словам ”чистка партии”. Например, это:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/20052/%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9A%D0%90
Выше я обещал продолжение по поводу дворянства дедушки Михаила. И вот оно, в продолжении раздела О СЕБЕ:

“В 1934 г за сокрытие социального происхождения получил от П.К. (Партийный Комитет, В.С.) училища строгий выговор. Сокрытие выражалось в том, что ни при вступление в партию, ни при чистке я не рассказал о дворянстве отца. В 1936 г. выговор с меня снят парткомом училища… В 1938 г. избран парторгом, в 1939 г. членом партбюро и работаю сейчас первым заместителем секретаря партбюро”.

Интересно, на какую должность претендовал Сергей Иванович, что от него требовалось показать всю подноготную? И каким образом дворянство отца стало известно партийному комитету училища?

Выходит, ОГПУ/НКВД не зря получало свой хлеб. Все были под колпаком… Просто без компьютеров дело продвигалось медленнее, чем сейчас.
В год написания автобиографии он, выпускник летной школы, работает пилотом-инструктором. Этим Сергей Иванович занимался и во время войны.

Впоследствии он с семьей оказался в Даугавпилсе, в военном авиационном училище, в Крепости. Мой отец служил здесь-же.
Мы, одногодки, встретились с Мишкой в первом классе крепостной школы.

Кто же из нас, друзей Мишки, знал, что он потомственный дворянин!
Кто захочет побольше узнать о дворянском сословии, может обратиться к такому, например, материалу:

https://imwerden.de/pdf/rikman_dvoryanskoe_zakonodatelstvo_rossijskoj_imperii_1992__ocr.pdf






__________________________________________
|
| ...............................ФОТО 12 

| ...............Семья старших Александровичей 
https://docs.google.com/document/d/11smMyG_6m69KJgxdRWKm34WnLTVLEP4Wj4hYv-4ZLfY  


|_________________________________________

Верхний ряд: старший сын Константин, второй сын Валентин
Нижний ряд: дочь Светлана, жена Любовь Максимовна, младший сын Михаил, глава семейства Сергей Иванович

Светлана Александрович о папе (дочь Михаила имеет такое же имя, Светлана, как и его сестра):

Когда папа вышел из этого мира и вошёл в другой, а я знаю, что другое состояние "души" существует (все проверим... без исключения...тоже почему-то в этом уверена), я поняла, какая черта была его самой сильной:
Это абсолютная искренность во всём! Такие люди редкость.
Конечно, ему и окружающим подчас это доставляло дискомфорт… Но сейчас понимаешь. Это ценность!

5. РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ВРАЧИ В США
(Эту странную главу автор, никак не являющийся медиком, задумал, когда в начале рассказа появилась строчка, от чего наш Мишка ушел из жизни.
Если найдется подходящий материал.),

И вот что нашел:

“Целевая группа профилактических услуг США - это независимая группа экспертов в области первичной медико-санитарной помощи и профилактики, которая ... разрабатывает рекомендации по клиническим профилактическим услугам...”

Я сделал короткую выборку из переведенного с английского 8-страничного документа - рекомендаций, кое-что описав своими словами или добавлением комментариев:

Рак груди.
Обследование для женщин без симптомов в возрасте от 50 до 74-х лет
Рекомендуется проводить маммографию раз в два года.

Рак легких:
Ежегодная проверка на компьютерном томографе у взрослых 50-80 лет, которые курят 20 пачек сигарет в год или бросили курить в течение последних 15 лет. Обследование следует прекратить, если он не курил в течение 15 лет…

(Такая рекомендация показалась мне странной. Я курил несколько лет, но, считал, что мало: 1 пачку за 3 дня, это составляет 120 пачек в год! И думал, что я на коне! Ну, по сравнению с настоящими курильщиками, употребляющими одну пачку сигарет в день и больше.
Но это новая рекомендация, принятая в марте 2021 г. Вероятно, новейшие исследования определили более значительный вред от курения, чем считалось раньше)

Кариес зубов у детей до 5 лет:
Рекомендуется наносить фторидный лак на молочные зубы у всех детей, начиная с возраста прорезывания молочных зубов.
Назначать пероральные добавки фторида, начиная с 6-месячного возраста детям, если в употребляемой воде отсутствует фторид.

Гипертония у взрослых:
Рекомендуется измерять артериальное давление от 18 лет и старше с помощью измерителя давления не только изредка, в кабинете врача, но и дома, 3 раза в неделю, в одно и то же время.

Рак кишечника:
Рекомендуется для людей от 45 до 85 лет, не имеющих симптомов, проходить колоноскопию 1 раз в 10 лет.

Остеопороз
Для предотвращения переломов у женщин 65 лет и старше:
Рекомендуется проводить обследование с измерением костной ткани.
А также (это совет от “знающих людей”) принимать кальций с витамином Д для укрепления костной массы.

Предиабет и диабет второго типа:
Рекомендуется обследовать бессимптомных взрослых в возрасте от 35 до 70 лет с избыточным весом или ожирением.
Опять же, совет от “знающих людей”: если есть “семейная история”, значит вы находитесь в зоне риска.

Рак кожи:
Рекомендуется консультировать молодых людей, подростков, детей и родителей маленьких детей о минимизации воздействия ультрафиолетового излучения для людей в возрасте от 6 мес. до 24 лет со светлой кожей, чтобы снизить риск рака кожи.

От себя добавлю:
1. В России длинные отпуска, целый месяц, которые многие проводят на южных курортах. Задумайтесь о риске рака кожи.
2. Надо хотя бы эпизодически посещать кожного врача и обязательно, если появилось незаживающее покраснение, прыщик или другой дефект кожи.
Попросите сделать осмотр всего тела на предмет наличия опасных предвестников рака. (В США врач на таком осмотре пользуется большим увеличительным стеклом).

Очевидно, в разных странах имеются свои аналоги подобных рекомендаций. Посоветуйтесь со своим семейным врачом, который подскажет вам, к какому специалисту и как часто, следует обращаться для определенных профилактических проверок.

Если бы Мишка следовал подобным рекомендациям...


Владимир Свет 2021-22 г.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 января ’2022   21:10
Поздравляю с интересной публикацией

Оставлен: 03 февраля ’2022   04:15
GDK….Прочитал с удовольствием. Вернулся в своё детство и юность. Я тоже из Даугавпилса, ходил по этим же местам, знал некоторых ребят из этого рассказа  : Лену Верле, а с её братом Борисом играл на пару в настольный теннис и заняли второе место в городе. Приходил в «крепостную» школу играть в теннис на первенство города среди школ. Но самое главное, видел в школе вторую ракетку в команде среди девочек , визуально запомнил и спустя 20 лет поженились. ПОВЕЗЛО!!! Так что жена у меня «крепостная»
Хорошее было детство, с коньками-фигурками, елка у Нардома. Нашим внукам трудно представить детство без интернета и компьютерных игр. А мы были счастливы. Так что спасибо за рассказ и возврат в молодость.

Оставлен: 18 февраля ’2022   15:33
Очень хорошо и живо написанный рассказ о 50-60х годах прошлого столетия сразу напомнил и мое детство, несмотря на то, что мое детство прошло в Украине в большом городе Харькове. Те же игры и такое же увлечение спортом и длительные прогулки на велосипеде. С Мишкой я познакомился, когда наша группа студентов Ленинградского политехнического института совершала путешествие в 1965 г. из Ленинграда в Киргизию на озеро Иссык-Куль. Все путешествие мы ехали на попутных машинах и длилось оно 45 дней В конце нашего путешествия часть группы решили пройти от озера Иссык-Куль до Алма-Аты через горы Тянь-Шань. В этой группе был и Миша Александрович – очень колоритная фигура. Он был одет в брюках типа галифе цвета хаки, на ногах босоножки и шерстяные белые носки. Вид как будто у него украли сапоги и поэтому ему пришлось одеть босоножки. Он был очень быстр и легок на ногу, легко перепрыгивал с камня на камень и готов был всегда помочь товарищу. В этом походе по горам Тянь-Шаня нам пришлось идти и по снегу и Мишка прошел весь путь в его босоножках.
Светлая память ему.

Оставлен: 18 февраля ’2022   21:09
Спасибо, друзья, за теплые отзывы. Надеюсь, подключаться и другие, знакомые и незнакомые читатели.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2022 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft