16+
Лайт-версия сайта

ТЕАТР, УШЕДШИЙ НАВСЕГДА. ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК

Литература / Очерки / ТЕАТР, УШЕДШИЙ НАВСЕГДА. ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК
Просмотр работы:
28 августа ’2022   18:39
Просмотров: 3059

Театр, ушедший навсегда. Из записных книжек.

1997 год.

Реалистический театр. Не имеет своего помещения. Открылся спектаклем «Братья Карамазовы». Дебютанты – выпускники Института современного искусства. Режиссер – постановщик, автор инсценировки Т. Н. Ерохина. Она же искрометно дебютировала вместо актрисы, которая уехала во Францию. Дебют состоялся недалеко от м. Ботанический сад в совершенно не отапливаемом зале. Но, между тем, жители Северного округа запомнили маленький уютный импровизированный зал. «Братья Карамазовы» - не для сцены. Однако, театр давно использует его для себя. Правда, удачи довольно редки. Но на этот раз – безусловная победа! Спектакль идет легко, неназойливо и в хорошем ритме. Актеры молоды и решительны. Их не пугает масштаб произведения. Они точны, искренны и с сочувствием относятся к своим героям. Многие работают вне театров и играют в спектакле бесплатно. В них живет надежда на то, что исполнится их актерская мечта – иметь свое помещение.
P. S. Т. Н. Ерохина преподавала в Щепкинском училище.

1994 год.

Гамлет. Режиссер – постановщик Клим. (Клименко). Это Гамлет не Шекспира, а Клименко. Его взгляд на жизнь, театр, женщину. Он сам пишет тексты. Здесь было много сцен в восточном стиле. Медитации, восточные танцы, переходящие в русские песни. Офелия пела украинскую песню. Как всегда затянуто, но интересно, оригинально. Спектакль идет в три вечера. Много фольклорной музыки. Восточный Гамлет. Артисты все были на месте.
Трилогия Мюссе: Исповедь сына века в Областном драм. Театре им. Островского в Кузьминках.
Часть1. Подсвечник. Комедия. Очень изящно, легко, в современном стиле, в современных пиджаках. Женщины, правда, хоть и в шляпках, но в платьях разной длины. Что совершенно не коробит. Спектакль построен на песнях Шумана. Это лейтмотив.
Часть 2. С любовью не шутят. Очень хорошее сценическое оформление с желтым шаром на белом фоне. Так и стоит перед глазами. В основном шел текст писем Мюссе к Жорж Санд и совсем немного пьесы. Потом пошел в ход блюз и пр.
Часть 3. Венецианская ночь. Очень совпадает по стилю со спектаклем La vie. Звучит Битлз, кафе, разговоры. Постоянно меняются наряды, цветовые пятна.
У Клименко с коллективом театра были серьезные разногласия, что и понятно. Так как Театр давно протух.

1994 год.
Женитьба Вл. Мирзоева в Театре Станиславского.
Когда брали интервью у Никищихиной, она сказала, что не испытывала такого удовольствия от работы даже на «Вассе Железновой» А. Васильева. Спектакль действительно смешной с двойниками, свахами и невестами. Да еще невеста вслед за женихом прыгает в окошко. Играли: Е. Никищихина, Вл. Симонов, А. Феклистов.

Спектакль Мадам Маргерит. Театр одной актрисы. Анни Жирардо.
Великолепно, блестяще! Пикантно, экстравагантно. Был Горбачев со свитой.

Театр Луны Проханова. Спектакль Византия по Отравленной тунике Н. Гумилева. Луна, видимо, признак эротики и мистицизма.
Все актеры физически привлекательны и были бы по-восточному эротичны, если бы с ними работали в нужном русле. Было красиво. Но актеры холодны. Играла Метлицкая. На спектакль пришел Эрик Курмангалиев из Театра Виктюка и подарил ей цветы. (Метлицкая умерла от рака в 1997г.).

1993 год.

Иванов в Ленкоме. В главных ролях Евг. Леонов и Инна Чурикова. Она тихо чахнет, тает на глазах. Ее печальное лицо, как лик Богоматери. Эта женщина страдает и мучается тихими муками. Евг. Леонов потряс всех. Никто не ожидал увидеть такого Иванова.

Спектакль La vie. Постановка В. Попова и В. Клименко по Рицосу
(Агамемнон и др.). В стилистике кинематографа. Первый план – стихи Рицоса, второй – изобразительный ряд (70-е годы в костюмах этой эпохи). И музыка Битлз, как некое объединительное начало или знак времени. Психофизический монолог объединяет точки зрения авторов и героев. Отсутствие линейного времени совпадает с чувственным восприятием современного человека и древнего. Елена, Ифигения, Хрисотемида, Орест, Агамемнон являются нам, как современные люди.
Жизнь – она всегда жизнь. Это любовь, ревность, страдания, желания…
Спектакль понятен по семиотике, на чувственном уровне вообще хорошо улавливается. Сцена обливания Хрисотемиды в весьма откровенном костюме является ключом к спектаклю. Эротически насыщенный эпизод. Актрису окатывают холодной водой. Зритель ждет продолжения, а вот остыньте! Театр, как ожидание чуда. Клим сослался на фильм «Венгерская рапсодия». Спектакль начинается Хрисотемидой и ей же заканчивается. Любовь Фриган ведет свою партию, как хороший танцор на одном дыхании, где выход (в танце) должен быть не менее выразительным, чем финал. Есть над чем поразмыслить. «Человеку дана только радость в творчестве. Мук здесь не бывает». Клим.

1993 год.
Якутский театр в Москве. Главный реж. Юрий Макаров.
Спектакль «Я родился когда-то». Авангард + традиционный шаманский театр. Спектакль – клип об одиночестве. Пластически очень интересно, муз. оформление и ритм – отлично. Эстетически красиво. Макаров молод и очень симпатичен. Выступил Евг. Симонов от Театра Дружбы народов и сказал, что якуты дали урок образности и пластики Москве. Это верно.

Театр Октаэдр Г. Мацкявичюса. Песнь песней Соломона.
Новая труппа, все с балетной подготовкой. Спектакль-балет. На полу- пальцах, босиком. Девушки все с формами и тяжеловаты, кроме исполнительницы роли богини Кибелы. Мацкявичюс – обаятелен, мягок, европейского вида. Но самое главное украшение при его таланте – это скромность.

Спектакль «N». Нижинский с участием О. Меньшикова и А. Феклистова. Игрался на Пречистенке в муз. Школе, специально приспособленной под спектакль. Был февраль и шел великолепный снег. Легкий дивертисмент, где Меньшиков очарователен и легок. Каждая фраза через сердце. И финал - выпрыгивает в окно со второго этажа! Играют по контракту два месяца.

«Игра в жмурики» Волохова в пост. А. Житинкина на Малой сцене Театра Моссовета. Помню Чонишвили. Пьеса написана на манер пьес Олби. Играют матом. На спектакль пришел Олег Янковский. Был смущен.

Антреприза А. Калягина «Et cetera…». Дядя Ваня. Реж. А. Сабитов.
Играют Грачев, Дмитриева – бывшие актеры Эфроса. Чудесный спектакль. Астров – Лановой, блеск, изящество, обаяние. Дядя Ваня – Вл. Симонов, хорош, точен. Вафля – Алексей Кузнецов – прекрасно! Но открытие этого спектакля – Соня в исп. Татьяны Веселовой. Чудо!
Тонко чувствующая, правдивая, искренняя. Дмитриева и Грачев по-прежнему хороши. Достойная премьера!

Театр на М. Бронной. Спектакль «Лес». Реж. Л. Дуров. Бенефис Олега Вавилова, который играет Несчастливцева. Играет легко, свободно. Поет своим сильным красивым голосом. Об актрисах сказать особо нечего. Олег Вавилов стал заслуженным артистом и ведущим актером театра.

1993 год.

Малый театр. «Дядюшкин сон» с Быстрицкой и Марцевичем. Красота, изящество, легкость. «Этот веер черный, веер драгоценный - все время поет Быстрицкая. По-прежнему хороша, ведет роль виртуозно. Малый театр живет и развивается. Браво!

1992 год.

Театр Погребничко. «Женитьба». Называется - Когда я писал, все время думал о Пушкине. Я называю подобную режиссуру – интуитивным конструированием. Смысл в том, что каждая фраза читается буквально и на этом строится мизансцена. Подобное я видела в Студии «Чет – нечет» у Пономарева. На сцене бревно, подвешенное на цепи, раскачивается. И иногда обыгрывается на реплику «ну, ты и бревно» и др. Работают очень хорошо, легко, свободно, четко. В финале своего рода дивертисмент, как в Служанках Виктюка. Только никто не танцует. А Поколесин и Кочкарев выходят неграми с трубой под песню исполняемую Армстронгом. Это идет под аплодисменты.

Театр Романа Виктюка «Двое на качелях» в
помещении Театра им. Моссовета. В главной роли балерина Наталья Макарова, 1940 г. р.
Уехала на запад из Мариинки 20 лет назад. Прелестная женщина, очень хорошо сложена, миниатюрна. Я почувствовала в ней мягкость и теплоту. Все ждали, когда балерина заговорит. Очень хороши интонации голоса. И вообще диалоги великолепны. Она играет Гитель-танцовщицу. Очень хороша пластика тела. Сколько женского обаяния, шарма, изящества. Хорошо справилась с драматической ролью. Тонко и чутко. Ее партнер – артист МХАТ Климентьев. Был весь бомонд, драматический и балетный.

1991 год. Литовский молодежный театр. «Нос». Реж. Э. Некрошюс.
Гастроли в Москве. Прощание с совком. Играл Костас Сморигинас. Умопомрачительно изобретательно. Когда-то видела «И дольше века длится день», в котором на ваших глазах из каких-то палок рождался айтматовский верблюд. В сп. «Квадрат» в замкнутом пространстве были двое: он и она. Очень понравилось.

1990 год. Был такой спектакль в Театре им. Моссовета «Чайка» в пост. Тростянецкого. Чудесный спектакль. Никому не понравился. Все фыркали, и Хомский снял его с репертуара через несколько месяцев. Заявили, что это не Чехов и не Чайка. Чехов написал комедию и Тростянецкий поставил комедию с озером, в котором купаются в купальных костюмах 19 века. Чайку играла некая Егорова. Она не делала погоды, но была очень мила своим северным типом. Аркадина – великолепная Дробышева. Крошка по сравнению с Егоровой. Как всегда была очаровательна Л. Кузнецова. И Тригорин был молод и высок. Очень жаль, что спектакля уже нет.

1989 год.

Школа драматического искусства А. Васильева. Спектакль Dumas.
Театр веризма и условности. По нескольким произведениям Дюма- отца и сына. «Нельская башня» заслуживает особого внимания. Эротический спектакль о любовниках в Нельской башне. Любовь – ненависть. Влечение – отталкивание. Сыграно очень точно пластически и психологически. Эротика откровенная без малейшей тени пошлости. Сцена – это игра. А игра в жизни кончается трагически. Играл Гладий
( позднее уедет в Канаду).

1987 год.

Прогон в ТЮЗе Собачьего сердца Булгакова. Реж. Яновская, худ. Бархин. Дали лабораторным существам власть. Сейчас мы от них уже не избавимся, коль дали им жизнь. Булгаков жив и современен. Хорошо оживление Аиды. Египтяне рассыпались, как горох при приближении красных труб и барабанов.

Театр Сатирикон. Руководитель К. Райкин. Спектакль «Служанки». Реж. Р. Виктюк. Поиски пластического решения психологического воплощения человеческих поступков. Очень органично. Мужчины играют женские роли ( в т. ч. К.Райкин). Форма соответствует содержанию и жанру. Ж. Жене (автор) уже предполагает переодевание и т.д. Прекрасен музыкальный ряд. Актеры очень тонко исполняют женские образы. Видимо, мужчинам со стороны ярче бросаются в глаза характеры и манеры поведения женщин. Ярок и точен К. Райкин.

1985 год.
«Последняя лента Креппа» Беккета. Одинокий человек и магнитофон. Реж. Иванаускас. Исп. Минаев. Музей Бахрушина.
Был Дюшен и показал мультфильм по Беккету «Сцена без слов».

«Кроткая» по Достоевскому. Монолог в 2-х частях. МХАТ. Реж. Лев Додин. Играют: он – Борисов, она – Шестакова. Спектакль перенесен из БДТ. Олег Борисов поистине актер Достоевского. Очень выкладывается, да иначе и не сыграешь. Чередование задумчивости с взрывами оправдания себя. Ведет свою роль, как танцор, выверяя каждое па. Удачная инсценировка. Церковные псалмы очень обнажают человеческую сущность героев. Катарсис для каждого страдающего человека. Любовь, жестокость, прощение, жалость – всегда сочетается в героях этого автора.

Театр на Таганке. Премьера пьесы Т. Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника». Постановка А. Эфроса.
Играют четыре актрисы: А. Демидова, З. Славина, А. Вертинская,
О. Яковлева. Вертинская – с бутылкой пьяная. Демидова – странная личность. Яковлева весь спектакль что-то шинкует, жарит спиной к публике. Славина играет полусумасшедшую, сказавшую за весь спектакль десять вразумительных фраз. Между тем, всех троих, кроме Демидовой, забросали цветами. Демидова демонстративно отодвинулась от них при поклонах. Спектакль после спектакля.

25 декабря 1984 года состоялась премьера неумирающей пьесы
«На дне» в Театре на Таганке в Москве в постановке А. Эфроса, только что назначенного главным режиссером. Судя по всему, спектакль нашел своего зрителя, прежде всего среди молодежи, которая выросла на спектаклях этого театра. Новый спектакль удачно сочетал эстетику Таганки с художественными принципами А. Эфроса . Этот спектакль дышал воздухом современности. В живое дыхание Дна врывались голоса Высоцкого и Шаляпина. С появлением Луки звучала знаменитая КАСТА ДИВА Беллини. Принципиально ново был решен образ Луки Александром Трофимовым. Утешительство для него не жизненная позиция, не мировоззрение, а веление сердца, акт помощи. Образ Луки в спектакле сродни образу Христа, у которого для каждого находилось доброе слово. Наиболее яркая сцена – утешение умирающей Анны. Она сама дает ему тему загробной жизни, и Лука подхватывает ее и развивает. Основной мотив спектакля – опуститься могут люди, изначально не предназначенные для этого судьбой. Они добровольно встали на путь пьянства, нежелания работать, если работа не приносит удовлетворения. Сатин – Бортник, сильная личность, человек со своим взглядом на мир, труд, общество. Сатин – бунтарь. Бароны всегда бароны. Живут за чужой счет. Настя верит и не больше. Василиса ( Славина) – женщина коварная. Сильна в своей ненависти к ночлежникам, но слаба с Пеплом. Очень артистичен Пепел Валерия Золотухина. Исполнение песни «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно» в конце спектакля достигает кульминации. Они только распелись. А актер повесился. «Испортил песню, дурак». 13 янв. 1987 года умер Анатолий Эфрос. На кладбище каялся Золотухин: Эфрос спас Таганку от нравственной гибели.










Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Все МАТь-е-МАТики научно МАТерятся...

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft