16+
Лайт-версия сайта

220. В.И. Агошков. Девятая земля. РУССКИЕ И ПОЛОВЦЫ.

Литература / Очерки / 220. В.И. Агошков. Девятая земля. РУССКИЕ И ПОЛОВЦЫ.
Просмотр работы:
19 апреля ’2013   08:37
Просмотров: 20508

220. В.И. Агошков. Девятая земля.

СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО.
О СКИФСКИХ БАБАХ.

ПОМИНАЛЬНЫЕ КАМНИ. Впервые в музейном деле Украины украдены четыре каменные «скифские бабы». Этих идолов в человеческий рост и выше древние степняки ставили на многочисленных курганах Причерноморья. Так поминали предков. Каменные бабы принадлежат разным эпохам – от поздне-кочевнической (XIV - XIII вв. до н.э.) до Царства скифов (V - IV вв. до н.э.).

Четыре скифских изваяния из краеведческого музея посёлка Гусарка, что в Запорожской области, датировались XII веком до нашей эры и считались уникальными экспонатами. Стоимость древних реликвий приблизительно оценивалась в 200 тысяч долларов. Каждая весила по несколько центнеров и была зацементирована в землю на открытой площадке музея. Казалось, их просто невозможно украсть, потому никакой сигнализации на каменных бабах не устанавливали и даже не застраховали. Ведь даже во времена многочисленных войн и революций они не пострадали.

Недавно тёмной ненастной ночью неизвестные злодеи подогнали к музею кран и выворотили скифские скульптуры из бетонного постамента. Ясно, что кража заказная. Вывезти этих баб из Украины трудно, и скорее всего они пополнят частную коллекцию какого-нибудь местного олигарха. У местных горно-металлургических баронов стало сейчас особо модным украшать свои загородные поместья археологическими ценностями. Прежде всего, речь идёт об исторических раритетах, добытых на юге Украины.

Отлично оснащенные бригады «чёрных археологов» рыщут по подводному шельфу и горам Крыма. На продажу предлагается всё – от амфор и остатков затонувших судов до фундаментов древних строений. Устойчивым спросом пользуются руины раннехристианских базилик византийских времён. А особый шик – скифские бабы, вмурованные в стены особняков. Днепропетровск. Газета "Деловой вторник". 11.12.2001г.

РУССКИЕ И ПОЛОВЦЫ.

ЕСЛИ ПОЛКИ половецкие ПОГАНЫЕ, то девушки половецкие – КРАСНЫЕ. Красный – от слова "красивый". Вспомним, что и Илья Муромец любил половецкую Златыгорку, имел от неё сына – Сокольника. Вообще, половецкие женщины – "амазонки", т.е. умеющие всё делать не хуже мужчин, в том числе и воевать, – заслуживают самых добрых слов.
Кстати, в Кромах и округе ещё и сейчас жив дух казаков, которые, как известно, и сложились под влиянием и при непосредственном участии жителей Поля, т.е. степи.

Это заключается не только в воинственности мужчин, особенно подросткового возраста, но и в особых отношениях супругов между собой. Если муж идёт по улице с женой, то "традиция" требует, чтобы мужчина был на несколько шагов впереди супруги, иначе могут его понять неправильно. Некоторые так увлекаются своей "самостоятельностью", что забывают помочь жене сойти с порожков, выйти из автобуса и т.п.

Зато дома такой супруг не может самостоятельно забить даже гвоздя, и поэтому доверяет всё жене. Та и белит, и красит, и дом строит, и детей воспитывает… Когда-то такой муж был воином, находился постоянно в разъездах, привозил домой из боя дорогие вещи и подарки. В "Слове" это описывается так:

Жёны русские восплакались, приговаривая:
-Уже нам своих милых лад // Ни мыслию не смыслить,
Ни думаю не сдумать, // Ни глазами не повидать,
А золота и серебра совсем не потрогать…

Теперь муж ни с кем не воюет, если только с женой, сидит в кабаке или перед домом на лавочке и постоянно что-либо "обмывает". "Амазонки" по-прежнему в "седле". В последнее время некоторые из них тоже стали присаживаться к своим мужьям "на лавочку", а потом вызывают милиционеров, чтобы доказать своё "я". Впрочем, предки половцев тут нипричём.

ОРЛОВСКИЙ СВИНОЙ ШЛЯХ несомненно был заселён то тут, то там половцами, которые, напомним, были в дружбе с черниговскими князьями. Видимо, больше всего таких поселений возникло после того, как татаро-монголы пришли в Поле и стали притеснять половцев. Вятичи, придя на Верхнюю Оку, встретили здесь население, которое было сложено из финно-угорских и балтских народов.

Черниговские князья, владея нашими территориями, постоянно приглашали к себе в помощь для защиты от врагов жителей ПОЛЯ: печенегов, торков, берендеев (смесь русских, печенегов, половцев и других народов и племён), половцев и т.п. Поэтому не следует думать, что так называемое ДИКОЕ ПОЛЕ не было заселено.

В диком /дивном/ Поле вовсю кипела жизнь, здесь любили и рожали детей, воевали и плакали, слагали песни и былины… Не исключено, что угол этого Дивного Поля, заселённого "инородцами", вторгался клином в Черниговское княжество в районе Елец-Поныри-Лубянки-Карачев-Болхов-Плавск. Что касается восточных местностей Орловщины, то там расселение инородцев шло более интенсивно. До половцев здесь находили прибежище меленхлены, невры, будины, скифы, хазары. "Угол" соответствует левому ответвлению от Муравского шляха, так называемой Бокаевой (Бакаевой) сакме-дороге.

ИСТОРИК Н.С. БОРИСОВА (книга "Злато слово", Москва, 1986г.) пишет в предисловии, что в работах западно-европейских историков прошлого столетия (XIXв) часто встречается мысль, представляющая Россию как азиатскую державу, якобы угрожающей всей европейской цивилизации. Поэтому учёные России сосредоточили своё внимание на теме "Россия и Европа". В 1986г ещё сложно было прямо сказать о том, что первые большевики смотрели на Запад как на "спасательный круг, оплот демократии".

А потому принялись "европейскими" методами искоренять в русских и других народах всё "азиатское". Стремясь на Восток, некоторые учёные проявляют другую крайность – забывают Запад! Не следует этого делать, поскольку мы Евроазиатская страна.

ВИЗАНТИЙЦЫ называли половцев "команами", т.е. светло-жёлтые, цвета песка, светлые. Русские – половцами, что то же самое: "жёлтый, цвета соломы". О культуре половцев, пишет Борисова, мы имеем отрывочные сведения. Наиболее известными их памятниками стали так называемые "каменные бабы", устанавливавшиеся на вершинах холмов и курганов в память об умерших воинах и героях. Есть сведения, что перед "бабами" половцы приносили в жертву животных и даже людей…

Д.С. Лихачёв утверждал, что "древнерусская литература имеет наименьшие связи с Востоком…" А.Н. Робинсон считал, что "… ближайшим к "Слову о полку Игореве" после древнерусской традиции был половецкий эпос".

Казахский поэт О.Сулейменов полагал, что кочевники внесли большой положительный вклад в русскую историю и культуру той эпохи. По его мнению, "Слово" густо насыщено тюркской лексикой и символикой. А поэтому следует рассматривать как призыв к восстановлению традиционных добрососедских отношений Руси с кочевниками, нарушенных походом Игоря.
Где истина? В таких случаях говорят: посредине!

РУССКИЕ КОРНИ. О КУПАЛЕ, КАМЕННЫХ БАБАХ….
Топонимо-краеведческие очерки: факты, гипотезы.
Выпуск № 33.

Компьютерный набор – О.В. Храмченкова.
Технический редактор и корректор – автор.
Подписано в печать 01.12 .2003г.

С) – В. Агошков, 2003г.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213041801963






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft