16+
Лайт-версия сайта

Слабость идеологии или искусство на продажу.

Литература / Политика / Слабость идеологии или искусство на продажу.
Просмотр работы:
18 ноября ’2020   00:15
Просмотров: 6508

«Мя;гкая си;ла (англ. soft power: чаще встречающийся перевод — «мягкая сила», хотя автор этого термина Дж. Най, введший его во второй половине 1980-х годов, имел в виду в первую очередь «мягкую власть») — форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи…» Из Википедии.


…Эта статья, о "художественной"выставке в Лондоне обнажившей отсутствие идеологии «мягкой силы» в России, написана почти десять лет назад. Но и сегодня очевидно, что влияние мягкой силы русского мира, заметно уступает тому что делает в России Запад, но и тому, что было ещё во времена Горбачёва. В Англии например, были факультеты русского языка в нескольких университетах и мне довелось выступать перед студентами такого факультета - там преподавала моя знакомая англичанка говорящая по-русски и жившая какое-то время в России. И меня слушали внимательно, хотя я говорил по-русски!
Были клубы русского балета и классической музыки, состоящие из английских поклонников. Была русская библиотека с библиотекарями англичанами. Многие англичане изучали русский язык, чтобы ближе знакомится с русской культурой и русским искусством.
Сегодня, этого категорически нет и это обусловлено отсутствие всеобъемлющей концепции работы русской мягкой силы. Ещё один малозаметный пример. В Лондоне есть «Пушкинский дом», который сегодня превратился по сути в «антирусский», потому что на встречах там говорят по английски и встречаются там с диссидентами или российскими закоренелыми либералами. Одним словом, ни о какой работе мягкой силы с российским акцентом в Англии и речи не идёт!
Одно время я задумывался о создании русского музея в Лондоне, встречался с музейщиками, съездил в Русский музей в Питере, всё это как частное лицо, чтобы заручится их поддержкой на первое время. Писал программу создания этого музея, в которой главным пунктом был параллельное создание Русского музея в Лондоне и Английского, допустим в Питере. Тогда не надо было бы ничего покупать в дорогом Лондоне, а просто сделать всё по обмену.
Но потом, я понял, что без государства создать такое невозможно, будь ты хоть трижды энтузиастом, тем более, что у меня и без этого дел хватало. Пытался заговаривать об этом в Россотрудничестве и даже с атташе по культуре. Но на меня смотрели как на городского сумасшедшего. Странно, что никто даже не подхватил эту идею, выдавая её за свою, сколько я не подталкивал к этому чиновников они на это не откликнулись… Не секрет, что в России сегодня «вся чиновная рать» ревниво относится к любым проявлениям инициативы снизу, и стараются её просто не замечать, не делая того, что входит в их прямые обязанности. Часто это происходит из нежелания «подставляться» или просто из интеллектуальной лени и непонимания требований современности. Поэтому на любые предложения со стороны, чиновники относятся равнодушно, если не насмешливо.
Примерно в то же время мы, совместно с английским фотографом Продиптой Дас, создали книгу на английском для английских школьников – называлась она “R is for Russia”. Мы дважды, подолгу бывали в России, проехали и пролетели по всей стране около двадцати пяти тысяч километров. Были в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Иркутске.
Книга получилась хорошей, вышла в известном английском издательстве, книгу хвалят и по сию пору продают во многих англоязычных странах, по интернету в том числе, Но в России её нет, а ведь могли бы использовать в русской школе, как пособие для изучающих английский! Но кому из российских чиновников в министерстве образования это сегодня интересно?

…После открытия Россотрудничества в Лондоне, я обрадовался, что наконец-то появились представители мягкой силы из России. Но моя радость была преждевременной - работа в этом очаге русскую культуры, свелась к сообщению с русскоговорящими, которые к тому же не всегда лояльны к «режиму Путина».
Тогда я написал письмо в центральный офис Россотрудничества в Москву, предлагая создавать курсы для будущих сотрудников, где их бы обучали приёмам работы с «туземцами», и приучали быть напористыми публичными людьми, умеющими работать с иностранцами. Конечно, никто мне на это не ответил, да я и не особо ожидал, зная систему работы российских чиновников.
Сегодня краем уха я слышу, что в Россотрудничество пришёл новый заведующий, некто Примаков, который «может и умеет организовать работу». Конечно было бы хорошо, чтобы в работе мягкой силы что то изменилось, но трудно рассчитывать на быстрое улучшение и поэтому остаётся говорить - «будем посмотреть».
Пока же, все российские гастролёры, в лице либеральной тусовки, приезжают в Англию чтобы «срубить бабок» – действительно, билеты на их «концерты» стоят запредельно дорого и поэтому, ходят встречаться с ними их богатенькие поклонники - сторонники, которые на Россию смотрят сверху вниз и конечно, ни в каких мероприятия Россотрудничества не участвуют.

Поэтому я уверен, что надо менять концепцию работы Россотрудничества, заставляя их работать не только с русскими, но прежде всего с «туземцами», да простят меня англичане за такие шутки. А работой с русской диаспорой, которая в Англии уже достигает нескольких сотен тысяч наших соотечественников, нужно вменить российскому консульству и атташе по культуре, может быть увеличив штат отдела…

Заканчивая это длинное предисловие, надеюсь, что эту статью в российском чиновном мире будут воспринимать как конструктивную критику, а не как желание просто покритиковать, тем более если это поможет сдвинуть проблему действия российской силы с мёртвой точки!




О русской выставке в Лондоне


Эпиграф: «Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия».

…Я был в Сатчи — галлери первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, по дороге любуясь в окно на витрины больших, модных магазинов, оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж. Витрины сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да наверное так и задумывались декораторами.
Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и торопясь зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные, а войдя внутрь, были оглушены шумным говором толпы, стоящей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая - только чуть позже, я понял что вся большая галерея, это и есть российская выставка!

Но обо всём по порядку. Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами, я по пути взял с подноса бокал с шампанским — было официальное открытие выставки - и отхлёбывая шампанское небольшими глотками, во все глаза смотрел на «искусство» российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото, немного смущённые зэки-модели.
Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде «не забуду мать родную» На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, «не спи».
Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде — на пляжах, на руках спинах и груди молодых можно часто увидеть, даже у девушек, разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые видны на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки. Таков сегодня культовый культурный тренд  : «назад, к прачеловеку». Конечно, вырождение и утрата профессионализма, заметна и в других искусствах, но особенно это бросается в глаза у художников — полная деградация профессии и попытка через идеологию, привлечь внимание и продать, главное продать такое «творчество».
Ну, а в России, уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские "художники", с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...

Но большинство зрителей, в галерее, фото эти не смотрели а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение о выставке некоторых знакомых и незнакомых посетителей.
Для русскоязычной диаспоры, эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было «зеркалом», в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
В определённом смысле, это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это наверное задумывалось организаторами.
Сегодня такое «самораздевание» и откровенное издевательство, над образом страны в которой вы родились и живёте, обусловлено идеологией «продажности» искусства, то есть желания идти в сторону того, что требует мода. А идеологическая мода, сегодня, требует шельмование России во всех смыслах и прежде всего в идеологическом. Этим наверное обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике — «чернуха». Чернуха сегодня присутствует во всех жанрах, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова, в Мариинском театре. Всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это «искусство», оценят прежде всего с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая до чего людей довели большевики и соцреализм.

Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи. И поэтому, своеобразное спонтанное лакейство очень распространено сегодня в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, которые стараются делать деньги на всём, что может продаваться.
Но на Западе, на самом деле это в культурном смысле никому не нужно, а нужно здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции, говорят: «Вот видите до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина...»
Конечно такой идеологией занимаются и в России, совсем небольшое количество «либералов»-бюрократов. А остальные, «творцы искусства», просто и банально продают, как им кажется, «ходовую» тему...

Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного дна российского общества, я и там начал замечал моменты «постановочного искусства», когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать «писи и попы», а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком исполняют эти примитивные фантазии, вовсе не подозревая, что этот «работник идеологического фронта» очень прилично заработает на смаковании «российских реалий» заграницей...
А мне вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы. Я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвящённую этому юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры потрясшие весть мир и заставившие уважать и восхищаться не только российским балетом, но и всей культурой России в целом.

Сегодня времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что такой суррогат, недруги нашей страны используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками «с барского стола» художников, писателей и музыкантов, за что те отрабатывают и выдают на гора «чернуху», никому не нужную ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...

В одном из следующих залов, была любопытная инсталляция под названием «Принципы сдачи» И эта инсталляция, как нельзя кстати раскрывала смысл и суть этой экспозиции «советского искусства» насмешливо названной «весёлость советского искусства в шестидесятые — восьмидесятые» (перевод мой).
Но и это оказалось ложью - на этой выставке присутствовало только антисоветское «искусство», потому что эта «мрачная весёлость» была сделана и датирована в основном девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира - вся эта выставка отражала развал и распад в послеперестроечной России, всех человеческих связей и принципов гуманного искусства...

Конечно, всё зафиксированное фотокамерами этих «фотохудожников», присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом нашей страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности «перестройки» затеянной партийными номенклатурщиками совсем не ожидавшими, что на месте неуютного «застоя» и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная своей животной сущностью, драма миллионов человеческих судеб.
Не ожидали эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр «чернухи», подмявший под себя всё подлинно человеческое в современной российской культуре.

Конечно, есть примеры такого рода «реализма» и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных, бродят днём по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня. Я видел в центре Лондона такого бродягу, который летом, сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, которые были похожи на гниющие отходы найденные на помойке мясокомбината.
Видел я и умирающего бомжа лежащего на какой-то бетонной плите и задыхающегося от душащего его, внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в его больном теле. А мимо него спешили по работе или на обед, десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...

Эта сторона жизни тоже знакома всем англичанам, хотя не становится предметом искусства, тем более на продажу - англичане себя уважают, может быть ещё потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
В течении двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок, продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к этому болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня. Эта экспозиция, тому ещё одно доказательство...

Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, которые не обладают минимальным уровнем профессионализма, но являются ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как впрочем наверное и организаторы и устроители этого зрелища.

Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера, что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё собственное мнение, что все это создано с расчётом на скандал и как следствие, на выгодную продажу этих «произведений искусства», о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
Спросил я и свою жену англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации. А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, который далёк от искусства и случайно попал на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
Зато англичанин - благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так и пытались выставить Россию организаторы и участники этого «действа»...
Я читал рецензию на эту выставку в «Ивнинг Стандарт», кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась «Сатирический взгляд на советскую власть» - то есть не только я воспринял эту выставку как пасквиль.
Но рецензент не понял, что основная «чернуха», показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы, ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл «Росатом».
И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти.
В рецензии, тоже говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой, цензуре породившей эти героические идеологические «возражения». И, как я и ожидал, автор рецензии, очень скептически отнёсся к нынешнему российскому «авангарду», но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья «соцарта».
И рецензент был по своему прав, потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая, либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем «сумбур вместо музыки» и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.

Эта выставка, на мой взгляд, является примером подобной «идеологической чернухи» и патологического самоуничижения...
Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты — Рабин, с его «селёдками», бутылками водки и газетами «Правда» и «Сельская жизнь». Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая и желание понравится «Западу». Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние «художники», изображающие голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами на фоне после перестроечной разрухи, бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой профессиональный столяр или маляр по несколько штук в день.
И если на «чернушных» фотографиях ещё видны хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций, в голове остаётся какое — то бледное пустое место, «ничто», которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого западного эксперимента с доверчивым сознанием провинциального зрителя…
На фоне такого «искусства», работы декораторов делающих оформление праздничных витрин в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...

… Уходя из Сатчи-галлери, я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы - важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре и потеря самобытности и независимости культуры происходящей в России, характерна для стран, которые перестали бороться с хаосом в душах и обществе, молча согласившись на поражение...
И ещё я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские власть имущие, то они ужаснуться и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!



Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

319
ГИМН ВЕСНЕ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! СПАСИБО!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft