16+
Лайт-версия сайта

Поминки постмодернизма

Литература / Постмодернизм / Поминки постмодернизма
Просмотр работы:
20 ноября ’2014   07:52
Просмотров: 18128
Добавлено в закладки: 1

Недавно bad boy российской публицистики Александр Невзоров заявил, что современные школьники не читают Толстого, потому что у русской классики кончился срок годности. Это вызвало большую ажитацию: сотни тысяч просмотров поста и сотни репостов.

Кажется, это было в точку.
То есть в один из знаков препинания глобальной пунктуационной системы.
Только срок годности (способность вызвать катарсис) кончился не у русской классической литературы. Похоже, он кончился у литературы вообще.
И у живописи. И у музыки.

Как он кончился, например, давным-давно у скульптуры, - после античности и Рима уже никто, от Мухиной до Мура, не мог сравниться во влиянии с Фидием.
Роль тех или иных искусств вообще сильно связана с историческим временем. Живопись вызывала огромный резонанс в Италии Возрождения, затем в Европе Серебряного Века, оказавшегося для живописи закатным. Сегодня никакой Салон Отверженных не способен вызвать скандал, который всегда есть прыщ на стыке внимания и влияния.

Все запреты, которое искусство нарушало (его мотор – революция, застой в искусстве обличен как пошлость), все крепости и баррикады взяты. Я бы сказал, искусство – это форма культуры 2.0, то есть перехода от религиозного сознания (культуры 1.0) к постклерикальному.

«Сотворение мира» Гюстава Курбе открыто, как и изображенная на нем женская промежность, любому ребенку, приведенному родителями в Орсе. Автопортреты мастурбирующего Эгона Шиле есть во всех его альбомах. Никакого шока, поскольку любой ребенок западной цивилизации знает про человеческое тело и половую жизнь не меньше, чем знали Шиле и Курбе. Вероятно, даже больше.
Примерно то же случилось с литературой, музыкой, театром.

«Крейцерова соната» потрясала, потому что в условиях восприятия секса как греха всем была знакома мука запретного: с нелюбимым потому, что дико хочется, а больше не с кем. Но все, греша, помалкивали, и, помалкивая, грешили, а Толстой десакрализировал грех: он его типизировал.

В начале перестройки на концертах композитора Ханина случались стычки – возмущенные против восхищенных, как на премьере «Парада» Сати – просто потому, что СССР был морозильной камерой классики. Сейчас никого не пробить ни «Струнно-вертолетным квартетом» Штокхаузена, ни сожженными партитурами Ханона, в которого превратился Ханин.

Искусство перестало захватывать, подобно чуме, континенты. Кончились времена, когда «все» сходили с ума по Достоевскому, или Хемингуэю, или Набокову. «Он в свитерке по всем квартирам висел, с подтекстом в кулаке, теперь уже другим кумиром сменен, с Лолитой в драмкружке», - это последний отчаянный всплеск, усиленный пустотой советской изоляционистской бочки.

А на Западе был постмодернизм – вовсе не новое направление, или стиль, или философия, а поминки в доме покойного, когда собравшиеся перераспределяют барахло и поминают усопшего, нередко со смехом, кажущимися чужакам диким.
Вопрос не в том, что школьники больше не читают «Анну Каренину», потому что проблемы женщины, ушедшей от мужа, больше нет. Вопрос в том, что слово (то есть дело) художника вообще перестало потрясать. Оно стало вопросом глубоко частных пристрастий: «Мне последний Пелевин не нравится». – «Просто ты не умеешь его готовить…»

На тему десакрализации слова (то есть вычитания из него смысла божественного промысла, дела Бога) у философа Александра Секацкого есть дивная лекция «Почему скоморохи и паяцы захватили власть над миром». Секацкий напоминает, что прежде художников («скоморохов и паяцев») слово принадлежало жрецам, и вера в силу сакрального слова была такова, что жрец словом мог убить. Да-да, Иисус Навин, «словом останавливали солнце, словом покоряли города».

А потом слова отошли от священников к художникам, потому что стало ясно, что Бог не создавал Земли за 6 дней, в 7-й устроив шабат, а потом слово ушло от художников, потому что выяснилось, что художники тоже ни черта не знают.

К кому перешла их функция?
Давайте для простоты изо всех видов искусств ограничимся литературой.
С начала года я прочитал 55 книг, из них 22 – «художественных» и 33 – non-fiction. Несколько художественных («Квартал» Быкова, «Питерские каникулы» и «Завод «Свобода» Букши) были очень хорошими, а «Приглашение на казнь» и «Камера обскура» Набокова (которых я раньше не читал) – замечательными, но ни одна «художка» не потрясла. А вот среди non-fiction потрясли и Ханна Арендт, и Дик Свааб, и Элвин Тоффлер, и Нассим Талеб. А несколько книг – от второго тома «Истории российского государства» Акунина до «Капеллана дьявола» Докинза - оказались очень, очень полезны. Я сначала подумал, что дело в качестве «художки». То есть что Водолазкин с «Лавром и Елизаров с «Библиотекарем» не годятся в Маркесы.

Стал перечитывать Маркеса. Не действует! Открыл любимую некогда «Фиесту» Хемингуэя. Уф, как же слабо сделана… Боюсь перечитывать Сэлинджера, над которым рыдал. Но спросил студентов. Вообще мимо них!
Я к тому, что паззл потрясения стал складываться из других кусочков. Потрясение идет не через эмоцию, а через информацию, через знание.

Срок годности литературы кончился, наступило время научно-популярной литературы. Потому что кончился, на самом деле, наш срок годности на восприятие искусства как чего-то сверхценного. Как перед тем кончился срок годности на восприятие слов священника. Искусство сегодня – либо один из старомодных вариантов развлечения (как театр), либо финансовый инструмент, способ сбережения капитала (как живопись).
Вот почему соотношение non-fiction к fiction в моем чтении год от года возрастает в пользу первого.

У меня нет надежной статистики – иначе я писал бы не этот текст, а диссертацию, – но, похоже, такое не со мной одним. Марат Гельман читает только non-fiction. Александр Иванов, глава Ad Marginem (издававшего Сорокина, Лимонова, Прилепина) говорит, что «художку» больше выпускать не будет.

Возможно, это наше возрастное, но, возможно, речь о возрасте человечества. Религия больше не дает опоры, художественное описание страданий отца Сергия больше не увлекает, - зато мы теперь знаем многое о роли теменных долей мозга в проявлении религиозности, и оторваться не можем от «Мы – это наш мозг» нейробиолога Дика Свааба.

Наука, включая эпистемологию, науку о познании – вот что теперь такое общее дело, объединяющее народы и континенты: у нас захватывает дух от использования перспектив айфона и экстракорпорального зачатия. Мы окружены культурой 3.0, где куда меньше церкви и искусства.

Искусство сегодня – вроде пристрастий в одежды. Миллион писателей пописывает, миллиард читателей почитывает, - но вторые на электронные книги тратят мало денег, первые вследствие того же мало зарабатывают; впрочем, благодаря интернету вторые перемешиваются с первыми.

У литературы кончился срок годности для общественного служения, у нас кончился срок годности для восприятия искусства как сверхценностей; аминь.
http://dimagubin.livejournal.com/190923.html

Не соглашусь с автором поста, тем более с Невзоровым.

Литература не умерла. она стала камерной, как и потребность в театре. То есть сузился круг потребителей литературного творчества под экспансией интернет-технологий, электронных СМИ.

Чтение литературы, особенно в бумажном варианте стало уделом немногих, как и прослушивание симфонической музыки или посещения балета, посещение художественных галерей, музеев.

Всё это является непрерывным процессом осмысления, казалось бы, бессмысленного -- смертного существования человека. Это только на первый, поверхностный взгляд -- "Сизифов труд" у творцов культуры и искусства.

Они творят культурный код нации, территорию смыслов существования человека и человечества, создающих и определяющих мировоззренческую навигацию и культуру поведения конкретного общества и отдельных индивидов.

"Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит".

Хоть и мимоходом сказано, но гениально схвачена суть пребывания нас в "подлунном мире".

Писатели и поэты –- эти «десакрализованные жрецы», как лоцманы способны обозначать путь между Сциллой и Харибдой в бурном житейском море.

Поэтому литература не «исчерпала свой срок годности» даже в эпоху постмодернизма, когда «всё смешалось в доме Облонских».
К ней, особенно к классике, обращаются всякий раз для осмысления прожитого и определения будущего.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 20 ноября ’2014   10:03
из комментов - "Ему кажется, что он "перерос" искусство. В действительности он до него не дорос." (Ходасевич)
«с озвученным трендом согласен(хотя не на все 100.но 2 вопроса:
1. это плохо или хорошо? и какие последствия для цивилизации должны быть ?
2. одна из причин произошедшего это ухудшение качества искусства? или его вообще не было и люди(в следствии образования) стали это понимать?»
«Ну, доля истины в том, что многое из классики (особенно Толстой и Достоевский) устарело - есть...
Хотя как посмотреть:)
Кто из нас смотрел на "Евгения Онегина" как на драму конформиста, слишком умного и тонко чувствующего, чтобы быть конформистом и подлаживаться под господствующую в обществе примитивную идеологию, а с другой стороны - он слишком пропитан этим обществом, и просто не знает, как оно бывает иначе? Что, подобная ситуация неприменима к современности?»
«Маклюэн в "Галактике Гутенберга" пишет о том, что печатная литература поспособствовала резкому возвышению визуального восприятия над прочими чувствами, за счет чего отодвинула скульптуру и архитектуру. Но (по Маклюэну же) в ХХ веке ситуация меняется за счет появления новых технических способов передачи информации, после чего начинается движение к выравниванию ролей различных чувств в человеческом восприятии. Что автоматом снимает литературу с ее пьедестала.
Но на ситуацию можно посмотреть и иначе: кое-кто просто... хммм... много кушает:) Можно рассматривать т. н. "большую литературу" (боллитру:)) как нечто для снобов, играющих в своей песочнице. Потому что, да простят меня снобы, Дж. Мартин на порядки интереснее д. Быкова. Цепляет и заставляет думать, тогда как у Быкова (что вообще характерно для боллитры) под эффектной формой скрывается крайне слабое содержание. Это в качестве примера, имена могут быть и другими».

Оставлен: 20 ноября ’2014   11:25
К счатью, но протяжный стон "литертура (музыка) помирает!" Далеко не нов. Я просто не могуиприпомнить времени, когда бы он не звучал. У великих произведений не можнт быть "срока годности" как у колбасы
или шоколадных конфет. Как нет срока годности у настоящей любви, у
чести, у верности и настоящей дружбы. То, что школьники без восторга
воспринимают Толстого и Достоевского вовсе не показатель их
"устарелости". Просто они написаны для взрослых, и без хорошего
учителя литературы им многиет вещи действительно трудно воспринять.И во времена Пушкина также "писатели пописывали, а читатели почитывали".

Оставлен: 20 ноября ’2014   12:06
Хорошо сказано. Действительно, на каждом этапе развития личности возникает более шикорое понимание смыслов жизни. И класика литературы, искусства в целом, даёт каноны и ориентиры в духовной жизни человека.
Включение смыслов прошлого в умственную и духовную сферу настоящего возможно только через знакомство с классикой того или иного жанра искусства и его творческую переработку для того или иного момента развития общества и индивида.


Оставлен: 20 ноября ’2014   11:53
Последние книги, которые торкнули наше общество были приключения Фандорина господина Акунина, которого я очень уважаю и метро 2033. Но даже эти интересные вещи начала читать в традиционном бумажном варианте, а потом быстро перешла на аудио формат.
Акунина прослушала всего, негодовала, как он посмел убить Фандорина, но утешилась другими его произведениями. В конце концов начала испытывать разочарование, заметив, что он использует одни и те же схемы сюжета, да и образы подворовывает у классиков.
Что касается Метро 2033, также начала в печатном виде, потом перешла на слуховой, а потом разочаровалась. Одно и тоже во всех книгах. Ребята бессовестно воруют друг у друга и первоисточника Глуховского, до смешного доходит... один из Петербурга добирается в Москву на музейной подводной лодке, другой из Москвы в Петербург на старинном локомотиве. Ну и так далее по пунктам. а кто пытается отойти от схемы, сразу доказывает неумелость, быстро путается в сюжете.
Кстати уверена что тягу к литературе у нас убили сами издатели. Они конечно этого не хотели, но издательское дело у нас оказалось в перестройку в руках людей, которые ничего не понимали и не хотели понимать в литературе. Одни продолжали тупо издавать тоннами классиков, которыми все наелись ещё в щколе, другие издавали тоннами пустышки. И тут всё пошло на откуп редакторам. Кто эти редакторы, а это либо Москва, либо Петербург? Люди, которые наскоро закончили педагогический институт, иногда институт журналистики и им предоставили по блату тёплое место. Они ни чего не понимают в литературе, но быстро поняли, как можно зарабатывать деньги. Узаконили десятину с авторского гонорара. Естественно в эту систему стало опасно включать людей с улицы, только своих, только по рекомендации.
Я могу об этом говорить, потому что сама много лет пыталась пробить свои книги и моталась по издательствам, как постоянный командировочный.
Читатель покупал поначалу всю эту словоблудню, что они издавали, а потом перестал. Издательства загибаются, книжные магазины закрываются.

Живопись убил принтер и инет, это моё глубокое убеждение. Сейчас любую картинку можно скачать в инете, а потом распечатать... пусть не дома, так в специальных местах. Это дёшево и практично. Значит этому пришло время, так должно быть.
Сейчас кого не спросишь все говорят - я рисую для себя. То есть человек прекрасно понимает, что никогда не продаст свои картины, какие бы они не были прекрасные. Настоящую цену за них не заплатят, а по цене постера художник не захочет их отдавать.
Музеи переполнены и фонды не позволяют им закупать новые работы.
Есть ещё любители живописи, но до Третьякова им далеко. А нет меценатства, нет и развития живописи.
Последний всплеск значимой живописи был как ни странно соцреализм. То самое направление, которое клеймили и над которым насмехались. А время показало, что соцреализм пропитан своей эпохой, сработан твёрдой, уверенной кистью русской школы живописи, которую в мире не переставали уважать и ценить.
Сама рисую только по настроению. Мне часто говорят - у тебя талант, чё так мало рисуешь. Но я рисую для себя, а для себя мне достаточно. Ну оставлю я дочери 15-20 хороших работ и хватит. Лет через... они будут стоить хорошие деньги. К этому моменту вообще все разучатся писать маслом.
Подруга из Африки (там живёт) приезжала, посмотрела мои работы и тоже самое сказала Вике. Вика береги эти работы. Через 50 лет они будут стоить очень дорого.
Много знакомых среди молодого поколения художников - рисовать не умеют и не научатся. поэтому кричат об авангарде, самовыражении и прочая... Недоучки повсюду учат лентяев. Живопись умирает!
Плохо это или хорошо? НИКАК. У нас слишком много художников, а настоящему обществу столько не надо. Во все времена это был штучный товар. Теперь же система, налаженная ещё в СССР, для изготовления наглядной агитации, продолжает отрыгать толпы бездарей, носителей беретиков и шарфиков. А это проституция искусства. За что же это искусство будут уважать массы...

Оставлен: 20 ноября ’2014   12:20
Время китча - время поделок. А эксклюзив может оценить только человек с развитым эстетическим вкусом. Но время, когда всё натуральное в цене наступит по мере пресыщения эрзац-культурой интернет и айфон-эпохи. Когда-нибудь надоест "перехватывать на ходу" эсэмэскамии, и захочется более полноценного в своем разнообразии и глубине какого-либо духовного продукта.


Оставлен: 20 ноября ’2014   12:00
Во накатала!!!!! Тема на самом деле очень хорошая. Все об этом задумываются в той или иной мере.

Оставлен: 20 ноября ’2014   12:08
Мартин действительно велик! Меня потряс. Гораздо лучше фильма. Но и его слушала в аудио варианте. Сейчас в России время действий, читать с бумаги некогда. Не читали же в Америке во времена великого заселения. Когда общество устаканится и обрастёт жирком... снова станем читать с бумаги. Или что там будет к этому времени.

Оставлен: 21 ноября ’2014   10:37
Хочу заступиться за исскуство. Нет времени китча и времени "высокого искусства". Настоящих шедевров во все времена создавалось мало - невозможно поставить производство шедевров на поток. Потому они и стоят очень дорого. Конечно - можно любую картину распечатать из интернета в любом формате (хоть во всю стену) - дешево,надежно и практично. Но ведь все равно это не то, что настоящая картина,написанная хорошим мастером (пусть даже не знаменитым на весь мир). Прошу прощения за приземленные сравнения - но тоже самое, как суп из доброй деревенской курицы и суп из "бульонных кубиков". Насчет же литературы. Классиков интересно читать, потому что им есть что сказать и спустя годы и века,несмотря на то, что внешне жизнь изменилась раз двадцать. Но внутренние проблемы и переживания человека никуда не делись. Возможно, через некоторое время, и многие наши современники пополнят ряды классиков (могу предпложить, что Крапивин, возможно,Перумов, принадлежность Стругатских к классикам сомнения уже не вызывает).

Оставлен: 21 ноября ’2014   11:00
Интересные суждения о классике и шедеврах. И то и другое - маяки в духовной жизни общества и образцы для творчества. Игра смыслов ("игра в бисер") - это осознание и усвоение духовных императивов прошлого через объективацию в настоящем, даже если это и китч.


Оставлен: 26 января ’2020   07:52
Володя,очень глубокая и познавательная работа! Спасибо!     

Оставлен: 26 января ’2020   08:27
Спасибо, Света, за визит, оценку, комментарий!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Листья в ноябре

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft