16+
Лайт-версия сайта

Несчастье алого пятна

Литература / Проза / Несчастье алого пятна
Просмотр работы:
16 февраля ’2015   07:17
Просмотров: 16988

Олег Яненагорский

Из цикла «Рассказы о художниках для детей и внуков»

- Дедушка, дедушка, ты обещал рассказать сегодня сказку «О несчастьях алого пятна».
- Это не сказка, а подлинная история о китайском художнике Дай Цзинь, который жил больше шести веков назад. Рассказ мой будет долгим, поэтому, ты, Вероника садись в кресло, а Дима присядет на диван...
- Нет, я сяду на диван, а Дима пусть идет в кресло.
- Ну, хорошо, пусть будет так. Устроились? Тогда внимательно слушайте. О детстве этого художника известно немного. И так бывает часто, пока художник не прославится, никто особо не собирает и не хранит сведений о нем. А потом часто бывает уже поздно... Надо еще и понимать, что Китай многие тысячелетия был очень большой страной и там было очень много хороших и разных художников. Я думаю, что Дай Цзинь родился в небогатой семье, но рисовать он начал очень рано и родители, заметив его способности, отдали его учиться ремеслу резчика по дереву.
Это искусство до сих пор очень развито в Юго-Восточной Азии, и особенно в Таиланде, во Вьетнаме, и, конечно, в Китае. Вон, посмотрите, на книжкой полке стоит небольшое деревянное панно – я привез его из Таиланда шесть лет назад… Видите, как изящно вырезано шествие слонов по джунглям...
- Шесть лет назад? Я еще совсем маленькая была, а Дима даже еще и не родился, - сказала Вероника, а Дима согласно покачал головой – ведь ему исполнилось только пять лет.
- Продолжу свой рассказ. Мальчик сначала учился резьбе по дереву. А потом – ювелирному искусству. Вы, конечно, понимаете, что все это требует художественных способностей, которые надо все время развивать...
- Да-да, я знаю, нам в художественной школе всё время так говорят...
- Правильно говорят, Вероника, но ты, кажется, ленишься?
- Не-нет, ничего я не ленюсь, но ты рассказывай про художника...
- Хорошо. Рассказывать можно очень долго, но я хочу сразу перейти к истории «Алого пятна». Когда мальчик вырос, стал юношей, он вместе с отцом примерно в 1410 году переехал в город Нанкин – тогда этот город был одной из столиц китайской империи. Дай Цзинь рисовал очень много портретов и пейзажей, расписывал храмы. А еще он много работ написал в жанре «Цветы и птицы», то есть рисовал разные цветы и красивых птичек. Особенно хорошо у Дай Цзиня получились горные пейзажи, написанные в сине-зеленых тонах, и стебли бамбука. На пейзажах художник обычно рисовал еще и людей – путников, попавших в дождь после возвращения с прогулки, рыбаков на реке, мудрецов-отшельников в горных пещерах. Многие коллекционеры ценили свитки с его работами.
- А чем он рисовал? - спросил Дима.
- Обычно он рисовал мокрой кистью, нанося черную и цветную тушь и краски на бумагу или на шелковую ткань.
Известность художника росла и еще через пятнадцать лет его пригласили для придворной службы и работы в Художественной академии императорского дворца в городе Пекине. И там, во дворце и случилось «несчастье алого пятна».
Да, чуть не забыл сказать, что правивший тогда китайский император Сюанде, в свободное от управления страной время, сам рисовал и говорят, что у него единственного из очень многих китайских правителей был настоящий талант художника. У него получались прекрасные рисунки борзых собак и обезьянок. Некоторые из таких рисунков императора сейчас хранятся в разных музеях.
Но давайте вернемся к «истории алого пятна». В дворце работало много хороших художников, но талант и работы Дай Цзиня сильно отличались от принятого стиля. Императору Сюанде, который, как я уже говорил, сам очень любил живопись, понравились рисунки Дай Цзиня, и он хотел поручить ему исполнение большого заказа по украшению своих дворцов. И вот тогда некоторые завистливые художники, вступили в сговор с дворцовыми чиновниками для того что изгнать художника из дворца. Вскоре такое случай представился.
Тогда тоже, как и сейчас, проводились разные академические выставки конкурсы. Но, конечно, самой важной была выставка в императорском дворце, который располагался в самом центре другой китайской столицы - в Пурпурном городе, который иногда еще назывался Запретным.
- А почему он был запретным? – задала вопрос Вероника.
- Потому, что в Пурпурном городе после захода солнца запрещалось находится всем мужчинам, кроме императора и евнухов.
-А кто такие евнухи? – не унималась внучка.
- О евнухах я расскажу как-нибудь позднее, к сегодняшней истории они отношения не имеют. Давай я лучше расскажу про выставку и ее последствиях.
- Давай, - согласилась Вероника. И я продолжил историю про алое пятно.
- Дай Цзинь представил на конкурс речной пейзаж. Император и его свита, долго любовались этой работой. И действительно она была прекрасна - плавные очертания увядающих осенних деревьев хорошо сочетались с волнистыми размывами воды. На небольшой волне плавно и легко покачивалась утлая лодочка одинокого рыбака. И все это было мастерски сделано оттенками черной туши, как и предписывалось традициями китайской живописи. Но еще художник, неожиданно для всех, выделил алым пятном плащ рыбака. И на темно-сером и черном рисунке это смотрелось очень красиво.
Именно этот алый плащ очень раздражал влиятельных завистников и недоброжелателей Дай Цзиня. И чем больше император любовался его рисунком, тем больше мрачнели лица придворных художников и некоторых царедворцев. Они понимали, что надо испортить впечатление от этой прекрасной работы.
И тогда советник императора, некий Се Хуань, низко поклонившись, сказал:
- О, Император Вселенной и Сын Неба. Позволь мне, недостойному из недостойных, смиренно вымолвить несколько слов.
- Говори, - милостиво разрешил император, у которого было хорошее настроение.
- Картина эта, о, Император Вселенной и Сын Неба, может быть, и хороша, но вульгарна. Она нуждается в утонченности и очистке.
Удивленный император потребовал от Се Хуаня объяснить подробнее свое мнение. И тогда этот прожженный придворный интриган сказал, что красный цвет подобает лишь придворным при императорских аудиенциях. И что придавать красный цвет рыбацкому плащу — это крайне бесчинно и очень неблагонамеренно.
Император Сюанде, конечно любил живопись, но еще больше он не терпел нарушения порядков, которые до него соблюдались веками. Нахмурившись, император кивнул и велел Дай Цзиню больше ему работ не показывать.
Интрига удалась, и зависть опять победила талант. Так случилось «несчастье алого пятна».
Дай Цзинь вскоре покинул дворец и уехал из Пекина к себе на родину. В бедности он прожил еще больше тридцати лет и написал много картин.
Спустя сто лет после смерти художника китайский критик Ван Шичэн писал о нем и его несчастьях: «Дай Цзинь работал непрерывно всю жизнь, но никогда не мог купить довольно еды. Это его малое несчастье. После смерти он был знаменит в городе У, но через сто лет его затмил Шэнь Чжоу. Это его большое несчастье».
Вот и всё, что я хотел вам рассказать про несчастье алого пятна"
- Грустная история, - сказала Вероника, - я не буду алой краской рисовать.
- Завидовать не хорошо, - добавил Дима, - мама так говорит… и воспитательница в садике тоже.
- Да, грустно, - согласился я, - но прекрасные рисунки и картины Дай Цзиня до сих пор радуют людей. А кто помнит завистников?








Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 16 февраля ’2015   08:29
Мудрый хороший рассказ, нашим детям очень нужны такие рассказчики.

Оставлен: 16 февраля ’2015   08:32
Спасибо, Елена за добрые слова - писал как для своих внуков, так и для чужих...
3


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

959
ШУМИТ ИЮНЬ В РАСПАДКЕ ЛЕТА✨

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft