-- : --
Зарегистрировано — 120 654Зрителей: 63 984
Авторов: 56 670
On-line — 4705Зрителей: 899
Авторов: 3806
Загружено работ — 2 079 832
«Неизвестный Гений»
Дьякон Кураев.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
15 января ’2020 00:09
Просмотров: 8080
Встреча с Андреем Кураевым в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых, в Лондоне.
... Была служба.
Полутёмный зал с таинственно мерцающими свечами. Перекличка хора с священником, находящимся в алтаре; неподвижно стоящие врозь друг от друга тёмные фигуры молящихся – все создавало ощущение трагической таинственности и недосказанности.
Крестясь и кланяясь, я слушал службу, рассуждая про себя о том, как долго и кропотливо создавалась вся эта возвышенная атмосфера церковной литургии, которая воздействует на множество разных по характеру прихожан, и в конце концов стала как бы введением в медитацию, сосредоточение души и тела в одной точке, которая называется на русском языке словом Бог – Троица.
Хотя, конечно, главным лицом литургии и вообще церковного действа является Иисус Христос – срединное лицо Троицы. А Ветхозаветный Бог – Креатор – это уже абстракция, тем более Дух Святый, который и вовсе почти не ощущается в церковной жизни, как нечто сущностное и существенное.
Мне вспомнилась икона «Пресвятая Троица» Рублёва, в которой все три ипостаси представлены человеческими фигурами, и с трудом, среди них угадывается Иисус Христос, который единственный предстал перед человеком в человеческом же облике. Остальное для обычного верующего не богослова, проявляется как абстракция, часто, в нашем скудном воображении, неспособная воплотиться в реальные образы.
Служба закончилась и мы перешли в трапезную, где уже стояли стулья, а у стены, напротив входа, стол с тремя креслами – для «лектора» и для сопровождающих лиц...
И вот вошёл большой человек в чёрной рясе, с длинными волосами, в беспорядке спускающиеся на плечи и продолжающиеся разделённой надвое бородой, тоже довольно беспорядочной и растущей, явно без вмешательства парикмахера. Долгие годы выступлений на публике, помогают ему справляться с волнением и потому, он вёл себя спокойно и уверенно...
В трапезной собралось не менее ста слушателей, а то и все двести. Пришли даже те, кто давно не ходит в храм - Андрей Кураев – это имя для всех, кто интересуется богословием православия...
Владыка Елисей представил Отца Андрея, и тот сел и начал говорить...
И говорил с небольшими перерывами три часа, сделав по сути обзорную лекцию затронувшую все аспекты современной Русской Православной Церкви. А потом ещё были вопросы...
Но обо всем по порядку.
Я не буду, да и не смогу, пересказывать всё о чём говорил дьякон Кураев. Запомнилось его умение раскрывать тему и говорить не только серьёзно о возвышенном, но и шутить, и даже рассказывать анекдоты, вполне артистично пародирую голоса героев анекдота...
Отвечая на вопросы, в конце ответа, он, обдумывая заключительные «аккорды» делал паузы, на мгновение замолкая и опуская голову, выискивая подходящие выражения для завершающих фраз...
А зал внимательно слушал, пытаясь проникнуть в его, вполне парадоксальные определения и выводы, похохатывал, отзываясь на шутки и замирал, когда Отец Андрей касался, кажется запретных тем. Например, обрисовывая облик царя Николая II, он назвал его «юродивым», а потом и обосновал этот тезис ссылаясь на дневники Николая II, описывающие дни проведённые под арестом и на игру в карты, в предпоследний день перед расстрелом. Потом, сослался на одного реального юродивого, который подходя к стенам церкви бросал в них камни и грязь, а перед борделем останавливался и гладил его стены. Потом юродивый объяснил, что перед входом в церковь, он своим внутренним взором видел бесов, не смеющих проникнуть в церковь, а перед борделем – ангелов, которые тоже ждали выхода грешником из этого земного вертепа...
Потом он говорил о том, что церковь и батюшки, вовсе не горят идти в школу и что их напрасно обвиняют в этом стремлении. Что преподавание уроков религии, необходимо для формирования подлинно культурного человека, так как наша цивилизация, - это цивилизация христианская. И поэтому, церковь настаивает на уроках религии...
Я тоже задал ему вопрос, после того, как Кураев, на мой взгляд привычно и весьма легковесно обвинил не православные конфессии на Западе и в Англии, в искажении учения Христа.
Ведь они – говорил он, могли бы представить и Александра Меня обскурантом, только потому что он не признавал гомосексуальные браки.
Тут, уже традиционно повторяется мотив чистоты русского православия и нечистоты всех остальных конфессий. Это конечно неправда, и главным аргументом служит уровень доброжелательности и дружелюбия в том или ином обществе, так или иначе идентифицирующим себя с определённой конфессией.
Так вот, как раз русское общество довольно мрачное и самоубийственное. Я бы стеснялся такое общество называть христианским, а прихожане, даже в Лондоне, любят повторять, «что у нас Бог, а у них Бога нет!».
Так где же может быть Бог в стране где убивают целыми семьями, где около миллиона сирот и около ста тысяч каждый год пропадает неизвестно куда и как, где убивают ежегодно около сорока тысяч человек, а абортов делают около миллиона в год. Тут можно много цифр приводить, показывающих обезбоженность нашей жизни...
А в Англии, на мой взгляд христианство, как моральная основа, стало достоянием народной культуры, в которой растворились принципы христианства и которая стала христианским регулятором отношений между людьми и даже отношений в бизнесе и в экономике. Во многом это можно назвать главной причиной богатства и благообразия английской жизни и поэтому, многие русские переезжают в Англию, а ещё больше хотели бы это сделать...
И я хотел указать на это, но странно - Отец Андрей, почему –то очень на меня рассердился, усмотрев в моём возражении несогласие с его позицией. Он чуть ли не закричал, что он «этого не говорил» и что именно потому, что англикане нарушают заветы Церкви, несколько лет назад было принято решение прервать дискуссионное общение с англиканами. Я не совсем понял, о чём идет речь, но тем не менее был шокирован такой реакцией.
Позже, я подумал, что в России, Андрею Кураеву так достаётся от его многочисленных оппонентов, что он и во мне увидел своего врага. Но на самом деле наоборот, и я его сторонник в сближении реальной жизни и религиозной её составляющей.
Потому что веровать и жить по вере - это необходимое условие искренности и правдивости веры...
В конце концов мне удалось задать вопрос о национализме и Кураев рассказал анекдот о «Памяти», которой, уже как организации русских националистов давно нет. Я не буду пересказывать этот анекдот, потому что он, как раз ничего не объясняет в русских людях, в их неприятии других конфессий и занимающих, по отношению к иноверцам отрицательную позицию, значительно расходящуюся даже с той позицией, которую занимала РПЦ, ещё при жизни Владыки Антония Сурожского...
В каком-то смысле, при таком отношении к другим конфессиям и другим религиям, Русская Православная Церковь может со временем стать христианской сектой. Ведь сам Иисус говорил о любви, терпимости и даже непротивлении злу насилием. Но сегодня, религиозная «гордыня» переполняет не только националистов, но и священников и иерархов, что уже грозит расширением зон нетерпимости и появлением «православной» цензуры, - что отчасти и происходит...
Однако, чуть позже, попросил слово один из баптистов и стал благодарить Кураева, обещая молиться за него. На что Отец, Андрей, очевидно смущённый этой похвалой, сказал, что в случае совместного нахождения в камере для смертников, все христианские секты и конфессии, обязаны вести себя как братья, но если речь идёт об обыденной жизни, тогда он будет и спорить, и возражать сектантам. На сём и порешили...
Были ещё несколько интересных ответов и самый яркий из них, о том, что в России, несмотря на сопротивление и протесты атеистов и агностиков, необходимо знакомить людей с детской скамьи с содержанием Библии и особенно Нового Завета, хотя бы для поднятия культурного уровня Россиян..
Было уже почти десять часов вечера, когда отец Андрей, закончил говорить и попросил спеть благодарение в честь Владыки Антония Сурожского, к которому, судя по всему, он относится благоговейно. Присутствующие встали и пропели благодарение, а после, Отец Андрей роздал свою последнюю книгу и некоторым счастливцам подписал её.
... Позже, уже ночью, я вспоминал его изумительную способность трезво и остро говорить и размышлять о христианстве и жизни в вере, и радовался, что смог воочию послушать и увидеть этого выдающегося православного миссионера...
Апрель 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
... Была служба.
Полутёмный зал с таинственно мерцающими свечами. Перекличка хора с священником, находящимся в алтаре; неподвижно стоящие врозь друг от друга тёмные фигуры молящихся – все создавало ощущение трагической таинственности и недосказанности.
Крестясь и кланяясь, я слушал службу, рассуждая про себя о том, как долго и кропотливо создавалась вся эта возвышенная атмосфера церковной литургии, которая воздействует на множество разных по характеру прихожан, и в конце концов стала как бы введением в медитацию, сосредоточение души и тела в одной точке, которая называется на русском языке словом Бог – Троица.
Хотя, конечно, главным лицом литургии и вообще церковного действа является Иисус Христос – срединное лицо Троицы. А Ветхозаветный Бог – Креатор – это уже абстракция, тем более Дух Святый, который и вовсе почти не ощущается в церковной жизни, как нечто сущностное и существенное.
Мне вспомнилась икона «Пресвятая Троица» Рублёва, в которой все три ипостаси представлены человеческими фигурами, и с трудом, среди них угадывается Иисус Христос, который единственный предстал перед человеком в человеческом же облике. Остальное для обычного верующего не богослова, проявляется как абстракция, часто, в нашем скудном воображении, неспособная воплотиться в реальные образы.
Служба закончилась и мы перешли в трапезную, где уже стояли стулья, а у стены, напротив входа, стол с тремя креслами – для «лектора» и для сопровождающих лиц...
И вот вошёл большой человек в чёрной рясе, с длинными волосами, в беспорядке спускающиеся на плечи и продолжающиеся разделённой надвое бородой, тоже довольно беспорядочной и растущей, явно без вмешательства парикмахера. Долгие годы выступлений на публике, помогают ему справляться с волнением и потому, он вёл себя спокойно и уверенно...
В трапезной собралось не менее ста слушателей, а то и все двести. Пришли даже те, кто давно не ходит в храм - Андрей Кураев – это имя для всех, кто интересуется богословием православия...
Владыка Елисей представил Отца Андрея, и тот сел и начал говорить...
И говорил с небольшими перерывами три часа, сделав по сути обзорную лекцию затронувшую все аспекты современной Русской Православной Церкви. А потом ещё были вопросы...
Но обо всем по порядку.
Я не буду, да и не смогу, пересказывать всё о чём говорил дьякон Кураев. Запомнилось его умение раскрывать тему и говорить не только серьёзно о возвышенном, но и шутить, и даже рассказывать анекдоты, вполне артистично пародирую голоса героев анекдота...
Отвечая на вопросы, в конце ответа, он, обдумывая заключительные «аккорды» делал паузы, на мгновение замолкая и опуская голову, выискивая подходящие выражения для завершающих фраз...
А зал внимательно слушал, пытаясь проникнуть в его, вполне парадоксальные определения и выводы, похохатывал, отзываясь на шутки и замирал, когда Отец Андрей касался, кажется запретных тем. Например, обрисовывая облик царя Николая II, он назвал его «юродивым», а потом и обосновал этот тезис ссылаясь на дневники Николая II, описывающие дни проведённые под арестом и на игру в карты, в предпоследний день перед расстрелом. Потом, сослался на одного реального юродивого, который подходя к стенам церкви бросал в них камни и грязь, а перед борделем останавливался и гладил его стены. Потом юродивый объяснил, что перед входом в церковь, он своим внутренним взором видел бесов, не смеющих проникнуть в церковь, а перед борделем – ангелов, которые тоже ждали выхода грешником из этого земного вертепа...
Потом он говорил о том, что церковь и батюшки, вовсе не горят идти в школу и что их напрасно обвиняют в этом стремлении. Что преподавание уроков религии, необходимо для формирования подлинно культурного человека, так как наша цивилизация, - это цивилизация христианская. И поэтому, церковь настаивает на уроках религии...
Я тоже задал ему вопрос, после того, как Кураев, на мой взгляд привычно и весьма легковесно обвинил не православные конфессии на Западе и в Англии, в искажении учения Христа.
Ведь они – говорил он, могли бы представить и Александра Меня обскурантом, только потому что он не признавал гомосексуальные браки.
Тут, уже традиционно повторяется мотив чистоты русского православия и нечистоты всех остальных конфессий. Это конечно неправда, и главным аргументом служит уровень доброжелательности и дружелюбия в том или ином обществе, так или иначе идентифицирующим себя с определённой конфессией.
Так вот, как раз русское общество довольно мрачное и самоубийственное. Я бы стеснялся такое общество называть христианским, а прихожане, даже в Лондоне, любят повторять, «что у нас Бог, а у них Бога нет!».
Так где же может быть Бог в стране где убивают целыми семьями, где около миллиона сирот и около ста тысяч каждый год пропадает неизвестно куда и как, где убивают ежегодно около сорока тысяч человек, а абортов делают около миллиона в год. Тут можно много цифр приводить, показывающих обезбоженность нашей жизни...
А в Англии, на мой взгляд христианство, как моральная основа, стало достоянием народной культуры, в которой растворились принципы христианства и которая стала христианским регулятором отношений между людьми и даже отношений в бизнесе и в экономике. Во многом это можно назвать главной причиной богатства и благообразия английской жизни и поэтому, многие русские переезжают в Англию, а ещё больше хотели бы это сделать...
И я хотел указать на это, но странно - Отец Андрей, почему –то очень на меня рассердился, усмотрев в моём возражении несогласие с его позицией. Он чуть ли не закричал, что он «этого не говорил» и что именно потому, что англикане нарушают заветы Церкви, несколько лет назад было принято решение прервать дискуссионное общение с англиканами. Я не совсем понял, о чём идет речь, но тем не менее был шокирован такой реакцией.
Позже, я подумал, что в России, Андрею Кураеву так достаётся от его многочисленных оппонентов, что он и во мне увидел своего врага. Но на самом деле наоборот, и я его сторонник в сближении реальной жизни и религиозной её составляющей.
Потому что веровать и жить по вере - это необходимое условие искренности и правдивости веры...
В конце концов мне удалось задать вопрос о национализме и Кураев рассказал анекдот о «Памяти», которой, уже как организации русских националистов давно нет. Я не буду пересказывать этот анекдот, потому что он, как раз ничего не объясняет в русских людях, в их неприятии других конфессий и занимающих, по отношению к иноверцам отрицательную позицию, значительно расходящуюся даже с той позицией, которую занимала РПЦ, ещё при жизни Владыки Антония Сурожского...
В каком-то смысле, при таком отношении к другим конфессиям и другим религиям, Русская Православная Церковь может со временем стать христианской сектой. Ведь сам Иисус говорил о любви, терпимости и даже непротивлении злу насилием. Но сегодня, религиозная «гордыня» переполняет не только националистов, но и священников и иерархов, что уже грозит расширением зон нетерпимости и появлением «православной» цензуры, - что отчасти и происходит...
Однако, чуть позже, попросил слово один из баптистов и стал благодарить Кураева, обещая молиться за него. На что Отец, Андрей, очевидно смущённый этой похвалой, сказал, что в случае совместного нахождения в камере для смертников, все христианские секты и конфессии, обязаны вести себя как братья, но если речь идёт об обыденной жизни, тогда он будет и спорить, и возражать сектантам. На сём и порешили...
Были ещё несколько интересных ответов и самый яркий из них, о том, что в России, несмотря на сопротивление и протесты атеистов и агностиков, необходимо знакомить людей с детской скамьи с содержанием Библии и особенно Нового Завета, хотя бы для поднятия культурного уровня Россиян..
Было уже почти десять часов вечера, когда отец Андрей, закончил говорить и попросил спеть благодарение в честь Владыки Антония Сурожского, к которому, судя по всему, он относится благоговейно. Присутствующие встали и пропели благодарение, а после, Отец Андрей роздал свою последнюю книгу и некоторым счастливцам подписал её.
... Позже, уже ночью, я вспоминал его изумительную способность трезво и остро говорить и размышлять о христианстве и жизни в вере, и радовался, что смог воочию послушать и увидеть этого выдающегося православного миссионера...
Апрель 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
<Ссылка на Дневник Liveinternet Gorpeshka – 1.
tellfriend.php/ 2.