16+
Лайт-версия сайта

Мастер и Гений

Просмотр работы:
29 сентября ’2020   13:19
Просмотров: 6984

Предлагаю Вашему вниманию интервью с Андреем Максимовым на тему Мастер и Гений. Передача "С мастерами о мастерстве"

Ведущий
Дорогие друзья. Приветствую. В эфире «С мастерами о мастерстве» Андрей Максимов.

Андрей Максимов
Здравствуйте.

Ведущий
Начнем не с мастерства как с процесса, а с Мастера. Кто такой Мастер?

Андрей Максимов
Недогений. Мы можем сказать про рабочего поэта «он мастер стихосложения». Но мы не можем сказать про Пушкина «Он мастер стихосложения». Про Моцарта мы не можем сказать «он мастер музыки». Мастер — это человек, которому не удалось стать гением. Это если смотреть сверху. Можно посмотреть снизу. Тогда надо уже определять, что такое мастерство. Мастер — это человек, в работе которого нет божьей искры. Когда появляется божья искра, тогда он уже не мастер, а гений. И его уже не называют мастером. А вот когда человек всю жизнь классно делает табуретки, и он их делает здорово, и все знают, что с трех ударов молотка… Вот это мастер. А когда человек вдруг из табуретки сделал лодку, то это уже гений.
Известно, что мастер — это человек, который по определенной дороге доходит дальше всех. А гений — это тот, кто идет по такой дороге, по которой никто не ходил. А мастер идет по дороге, по которой идут все, но доходит по ней далеко.

Ведущий
-Т.е. дорогу сужает в тропинку?
Андрей Максимов
- Нет, может расширять в площадь. Некоторые мастера наоборот расширяют дорогу. Но все равно это путь, который был указан. Ломоносов и Державин — они мастера стиха. Вот был определенный стих — они в нем добились вершин. А Пушкин начал писать стихи так, как никто до него не писал таким языком. Все писали так, а он писал по-другому. Все прочитали поэму «Руслан и Людмила» и сказали: надо же, можно писать стихи так, как мы разговариваем. И это уже гений.

Ведущий
-А есть ли одна из внутренних осознанных или неосознанных целей мастера — качество ощутить в себе гения, и это является стимулом его движения?

Андрей Максимов
- Это если капает Божья искра. Если не капает — то нет. Это очень хорошо видно по таксистам. Плохих таксистов мы не берем. Есть таксисты, которые хорошо делают свое дело. А есть таксист, который говорит: я довезу вас до Шереметьева за полчаса, я знаю пути. И едет каким-то… Кто его заставляет? Кто вовремя приезжает, хорошо одет — это Мастер. А тот, который ищет какие-то невероятные дороги.. Меня один человек вез в Домодедово. Я говорю: поехали, я запомню. Он говорит: Вы не запомните. И я не запомнил. Но это был какой-то невероятный путь. Это был Гений.
Это же не в руках Мастера — станет ли он Гением. Это от него не зависит. Вот стать Мастером — это зависит от человека.

Ведущий
- А то, что является некой целью..

Андрей Максимов
- Это невозможно, потому что эта цель дается не им. Цель невозможно выстрадать, выдумать. И не может быть такой цели: все, с завтрашнего дня я — гений. Это должны сказать про тебя другие. Что — надо же, ты пошел не той дорогой, которой надо.
Вот как известно, Лобачевский доказал, что параллельные прямые могут пересекаться. И чем вошел в историю математики. До него лет за сорок к этому же выводу пришел по-моему какой-то венгерский математик. Но он испугался. Он был математик-мастер. Бог дал ему понять, что он может стать гением. Но он испугался. И все знают Лобачевского, а того математика никто не знает. Он испугался взвалить на себя ношу другого пути. Другой путь — это ноша. Это очень тяжело, когда все идут по одной дороге, а ты — раз — и по другой. Но если ты — Мастер, и доходишь по этой дороге до конца — ты молодец.

Ведущий
- А как Мастер с Богом связан?

Андрей Максимов
- Связь с Богом не зависит от того, Мастер ты или не Мастер. Она зависит от каких-то других вещей. Но Бог помогает Мастеру. Если Мастер ступает во взаимоотношения с Богом, Бог помогает ему, как и всем людям. Гений связан с Богом какими-то другими непонятными связями. А Мастер — такой же человек, как и любой другой. Просто он добился чуть бОльшего.
Вот есть 4 этапа освоения мастерства, четвертый из которых — мастерство. И мы часто говорим про мастера относительно ремесленника. Т.е. заставляем Мастера смотреть назад. А можно заставить Мастера смотреть вперед. Гений по сравнению с Мастером — это взгляд вперед.

Ведущий
- А если все эти этапы вскрыть — что это за этапы?

Андрей Максимов
- Первый этап любого мастерства. Варим борщ, например. Или учимся водить машину. Первый этап — неосознанная некомпетентность, или паника. Второй этап — осознанная некомпетентность. Это когда ты понимаешь, что ты должен это сделать, но при этом ты понимаешь, что ты не сможешь это сделать никогда. Третий этап — осознанная компетентность. Это понимание своих задач. И четвертый этап — неосознанная компетентность. Ты все делаешь механически. Вот неосознанная компетентность — это и есть мастерство. Я помню, когда я учился водить машину, мне сказал А.С.Кончаловский: когда учишься водить машину, то каждый поворот — событие в жизни. Безусловно. Я у всех спрашивал: как можно поворачивать и не наехать на бордюр? Мне никто объяснить не мог. А когда наступает неосознанная компетентность, то едешь и не думаешь. Это и есть мастерство. Дальше на тебя может обратить внимание Господь, поцеловать тебя в макушку, и тогда вдруг ты начинаешь водить машину как Ш. Каждый человек может стать Мастером. Потому что каждый человек может дойти до состояния неосознанной компетентности. Операторы — видеомастера. Они же не думают, какую нажать кнопочку. Они делают — и все. Но вот уже стать Урусевским, снять березы в фильме «Вечно живые», - тут уже Бог нужен.

Ведущий
-А можно исследовать эту категорию?

Андрей Максимов
- Это невозможно исследовать. Это вне логики. Гениальный человек вне логики. Пушкин из 29 выпускников лицея был на 26 месте. Черчилль из 13 выпускников колледжа был на 13 месте. Пушкин и Черчилль — гении. Как их можно исследовать? Нельзя же сказать: ребята, те, кто в молодости плохо учится — становятся гениями. Ничего подобного. Есть огромное количество двоешников, которые не становятся. Это сакральные вещи, которые очень трудно изучать. Я в своей жизни встречался с гениями, брал у них интервью. Например, у Майи Плисецкой. Я их видел, с ними разговаривал. Все, что я могу сказать, это во-первых то, что они неземные существа всегда, какие-то неземные пришельцы. Причем, чем бы они ни занимались, это неважно. Если человек в своем деле стал Гением, вот Третьяк — гениальный вратарь, а Устинов — гениальный драматург и актер. А Плисецкая — гениальная балерина. Эти люди — какие-то неземные, у них совсем другая логика. Это с одной стороны. А с другой стороны — это люди, очень простые в общении. Мне кажется, гений — настолько индивидуален, что никаких закономерностей проводить невозможно.

Ведущий
- Хорошо. Давайте вернемся к мастерству. Проявились два таких понятия — страдание и радость. Если говорить о Мастере — каким путем он движется?

Андрей Максимов
- Любой человек, который хочет найти в жизни гармонию, должен двигаться путем радости и удовольствия. Только надо понимать, что удовольствие … Мы как живем? 11 месяцев в году тяжелый труд, а потом Турция. Вот если так — то это одна история. И совсем другая история, когда ты получаешь удовольствие от общения с ребенком, от общения с женой, от общения с друзьями, от собственной работы. И в этом нет ничего ужасного. Быть Мастером — это физически тяжело. Потому что ты должен что-то делать лучше всех. Очень трудно делать это из-под палки. Те, кого я знаю — они получают удовольствие от того, что они делают.

Ведущий
- Источник действия — радость…

Андрей Максимов
- Желание. Поскольку я занимаюсь психофилософией в последнее время, мне кажется, можно построить гармоничную жизнь, только если ты живешь сообразно собственным желаниям. Потому что у человека выбор очень невелик. Либо ты живешь сообразно своим желаниям, либо ты живешь сообразно чужим желаниям. Очень часто, живя сообразно чужим желаниям, мы говорим, что ну никак по-другому. На самом деле это всегда самооправдание. Мастер — это человек, который живет сообразно своим желаниям. Очень трудно в концлагере быть Мастером. Я имею в виду если заключенный. Возможно построить из-под палки пирамиду Хеопса, но мне кажется, что это очень тяжело. Потому что рабы живут в чужой реальности, а творцы — в своей собственной. И Мастер все-таки создает свою реальность. Таксист, который везет тебя в Домодедово невероятными путями, он создает свою реальность. И он может это делать только потому, что получает радость от этой работы, а не потому, что его заставляют больше зарабатывать. Хотя я думаю, что он зарабатывает больше, потому что я дал ему много на чай. Да и все бы дали. Потому что — Мастер. Но Мастер должен быть свободным человеком.

Ведущий
- Если сейчас собрать… Мастер — человек, которым движет радость, да? Т.е. он выбирает то служение, или то дело, от которого он получает удовольствие.

Андрей Максимов
- Радость — это такая очень эмоциональная штука… Я не могу сказать, что каждый раз садясь вести эфир, я так радуюсь. Но я получаю удовольствие. Я не к тому, что я — Мастер, а к тому, что я делаю дело, которое мне нравится. Я получаю удовольствие. И если ты хочешь стать Мастером, ты от своего дела должен получать удовольствие. А если ты не получаешь удовольствие, тогда что-то у тебя не так. Почему наша сборная по футболу проигрывает? Потому что наши футбольные начальники считают, что деньги — это главная мотивация. А на самом деле деньги — это совсем не мотивация. Человек, который хочет работать, он работает даже бесплатно. Человек, который не хочет работать, он не работает за деньги. Есть люди, которым хочется играть в футбол, а есть люди, которым не хочется играть в футбол. Но они вынуждены. А если нет желания, то невозможно стать Мастером.

Ведущий
- А вот я еще услышал: кроме намерения и движения от своих желаний я услышал еще два слова: он свободен и он создает. Т.е. он создает свою реальность в рамках существующей.

Андрей Максимов
- Реальность создают все. Все люди живут в той реальности, которую они создают. Это один из главных постулатов психофилософии. Его можно долго обсуждать. Но это можно делать осознанно или неосознанно. Вы едете на машине, и вас подрезает человек. Дальше можно за ним гнаться, драться , и это одна реальность. Можно его перекрестить и сказать: дай Бог тебе доехать. И это другая реальность. Реальность создается отношением к тому, что ты делаешь. Я прихожу сюда, в непонятную мне программу, говорить про мастерство. Я печален, потому что я обещал, а … Это одна реальность. Или я себе говорю: а почему бы не поговорить? Какая разница с кем? Может люди окажутся хорошими - это другая реальность.
Человек создает ту реальность, которую он хочет. Мне кажется, Мастер должен создавать ту реальность, в которой ему хорошо и комфортно. Это один из признаков мастерства. И он создает эту реальность осознанно. А что касается свободы, то с точки зрения философии свобода — это возможность жить сообразно собственным желаниям. В философии все просто. Если ты живешь сообразно собственным желаниям — ты свободен. Если ты живешь сообразно чужим желаниям — ты несвободен. И мне кажется, что стать Мастером, будучи несвободным — невозможно.

Ведущий
- Мастера нужны России? Вопрос с точки зрения политики, экономики. Нужны ли они? И кому нужны?

Андрей Максимов
- Мастер — это человек, который делает свое дело лучше всех. Надо ли в России делать свое дело лучше всех? Надо. Нужен таксист, который быстро довезет до Домодедово? Нужен. Мне кажется, что мастера нужны. Другое дело, что таксист, который быстро довезет до Домодедово, раздражает других таксистов. Мастер вообще всегда раздражает. Но это в любой стране мира. И в любой стране мира фраза «куда ты лезешь? Не лезь, куда тебя не просят» - она не только наша. Это распространенная история. Это не российская чисто фраза. Мастер — это человек, который все время лезет. Он должен по этой дороги дойти до какой-то вершины.

Ведущий
- Итак, свобода, свои собственные желания, осознанное создание той реальности, в которой человек реализует свои желания, и путь, с чем сталкивается Мастер. И первое, с чем он сталкивается - с возможной оценкой общества: куда лезешь. А с чем еще он может столкнуться?

Андрей Максимов
- Вопрос состоит в том, что если у тебя сильно развито желание, то ты не сталкиваешься ни с чем. Бегун сталкивается с препятствиями? Нет. Он их перепрыгивает и бежит дальше. Когда есть сильное осознанное желание что-либо делать, то никаких препятствий нет. Я всегда привожу в пример Валерия Золотухина, с которым мне посчастливилось делать спектакль «Моцарт и Сальери». Я был режиссером, а он играл Сальери в этом спектакле. Мы тогда с ним очень плотно общались. Вот живет мальчик в селе Верхний Сток Алтайского края. У него туберкулез ног, говор, он маленький, и вообще не красавец. Но он сказал: я буду артистом. Каким ты будешь артистом? У тебя туберкулез ног. Ну результат мы знаем. Если есть желание, то препятствий нет. А если есть препятствие, значит нет желания. Надо отличать желание от прихоти. Прихоть: это было бы неплохо. В этом нет ничего плохого, но это одна история. А желание: если я этого не сделаю, я умру. Если есть такое желание, то никаких препятствий быть не может. Они все равно в конце концов будут преодолены.
В этом смысле очень характерный пример Маркеса, у которого было желание написать роман. Он все заложил и все продал, и уехал писать роман. Его роман не приняли в двух издательствах. Когда в третьем издательстве его роман приняли, роман «Сто лет одиночества», жена сказала: очень обидно, если бы роман оказался плохим. Если есть желание, то ты все делаешь.
Мы понимаем, что есть какие-то физические законы, но мы плохо понимаем, что есть законы, которые нам трудно объяснить. И поэтому этим законам не очень верим. Но если есть желание, оно придает такую силу, такой импульс человеку, что его остановить нельзя. Просто невозможно.

Ведущий
- А что еще встречается на пути Мастера?

Андрей Максимов
- Самая главная проблема, которую должен решить человек, это проблема самоосознания и понимание своего желания и дела, которое ты делаешь. Потому что если ты делаешь дело, которое тебе не нравится, хотя оно приносит, скажем, деньги, или престиж, или тебя убедили, что это хорошее дело, ты никогда не будешь Мастером. Мастер, мне кажется, начинается с самоосознания. С понимания того, что без этого невозможно, и что ничего более важного нет. И тогда на пути нет никаких препятствий. Вообще препятствие у человека есть одно — это он сам. Все остальные препятствия — следствия этого главного препятствия. Поэтому цельные люди много чего достигают. А не цельные люди бегают, суетятся, смотрят испуганными глазами. Вечно куда-то бегут, вечно что-то с ними происходит. И ничего добиться не могут.
А цельный человек — это человек, у которого есть цель. И если у человека есть цель, он всего достигает.

Ведущий
- А какой вы можете сказать посыл?
Андрей Максимов

- Я не пророк. Но я бы хотел дать следующие посылы. Первый посыл: понимайте, что ваши дети — это люди. И относитесь к ним как людям, а не как к придуркам, которые ничего не понимают. Это очень важно. А второй посыл (если вернуться к теме нашей беседы): слушайте свои желания и старайтесь их выполнять. И эти желания дают силы.

Ведущий
- Это была живая передача в прямом эфире. Спасибо.









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Земля, покрытая свинцом заплачет виновато...Исполнение:Алексей Исаков, бэк вокал П.Сироткин
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2548388.html?author

1789

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft