16+
Лайт-версия сайта

Ольга МАРЧЕНКО: «Заговори, чтобы я тебя увидел…»

Литература / Репортажи, интервью / Ольга МАРЧЕНКО: «Заговори, чтобы я тебя увидел…»
Просмотр работы:
07 апреля ’2021   20:00
Просмотров: 988

…ничто лучше любви не гармонизирует психическую энергию!
Гость редакции Информационного портала HOHLEV.RU – Ольга МАРЧЕНКО, доктор философских наук,
профессор СПбГУ и Санкт-Петербургского государственного института культуры, выпускница кафедры режиссуры массовых праздников и представлений - преподаватель дисциплин: «Сценическая речь» «Риторика», «Ораторское искусство», «Мастерство ведущего», «Искусство публичной речи», «Культура речи».
Член Совета Российской ассоциации исследователей и преподавателей риторики. Автор нескольких учебников по искусству публичной речи. Постоянный участник Всероссийских и Международных конференций по проблемам риторики, культуры и образования. Ведущая мастер-классов по речевому мастерству в вузах и общественных организациях Санкт-Петербурга, Москвы и др.
Член жюри Конкурсов чтецов, ораторов, авторской песни и других творческих конкурсов.
Ведущая торжественных церемоний, концертов и праздничных программ на центральных концертных площадках Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России

О поэзии
- Ольга Игоревна, мы поработали с вами на концерте «Современная поэзия России». И все увидели ваше трепетное отношение к поэтическому слову… А вы стихи пишете? И есть ли у вас любимый поэт?
- Мне был интересен наш совместный проект – концерт «Современная поэзия России», открыла для себя на нем много нового. К поэзии всегда была неравнодушна. С самого детства мама и бабушка читали мне и разучивали со мной стихи. Я их с удовольствием исполняла и в садике, и в школе. В студенческие годы принимала участие в конкурсах чтецов. Моя бабушка писала стихи, они мне были и остаются очень дороги. Мне не дано такого таланта. Обычно по этому поводу я шучу, что поэтический дар – это для небожителей. У моей дочери он есть. Я, признаюсь, не очень хорошо знаю современную поэзию, а вот стихи Жени меня трогают до глубины души. Скажу больше, я восхищаюсь ее способностями! Для меня это настоящая поэзия! Она звучит, волнует, в ней очень много красоты и глубины чувства, и каждое слово отзывается во мне: «человек человеку дар, уготованный с детства, человек человеку жар, наполняющий сердце…» Рада, что некоторые из ее стихов опубликованы на вашем портале HOHLEV.RU.
Сама я в разные периоды жизни, можно сказать, влюблялась в разных поэтов. И всегда, всегда и неизменно преклоняюсь перед ясностью и простотой, величавостью и величием пушкинского слога. К нему любовь неизменна. Мое - как вы сказали «трепетное отношение» - предопределено желанием понять, постичь магическую природу поэзии. «Окунуться» в поэзию, «вдохнуть» её волшебную силу в сердца своих студентов… Воспитать у них взыскательный и тонкий вкус к возможностям Слова вообще.
Преподавание сценической речи невозможно без поэзии. С помощью стихов я воплощала свои представления о красоте слова и чувства. В школьные годы переписывала в тетрадочку стихи Асадова – учила их наизусть. Восхищалась Маяковским. В студенческие годы влюблялась то в Гарсиа Лорку, то в Евтушенко – они заполняли мой духовный мир. Со студентами мы всегда очень увлеченно пишем «биографию» стиха, готовим номера для конкурсов чтецов. Помню одно время была околдована стихами Блока, положенными на музыку - мы создавали целые поэтические композиции.
Еще я помню очень любила стихи Александра Дольского – в песнях. Я преклонялась перед его поэтическим слогом, перед музыкальность. Его пластинки могла слушать целыми днями. Все песни знала наизусть. Взяла гитару в руки, чтобы именно их исполнять. С Дольским я не была знакома, когда однажды вела какой-то праздничный концерт, и в нем участвовал мой кумир. За кулисами мы сталкиваемся, знакомимся и Дольский награждает меня какими-то невероятными комплиментами. Просто так… Голова пошла кругом! Вы не представляете, что я пережила в то мгновение…
На всю жизнь всего одним стихотворением меня захватил Киплинг. Оно стало частью меня, звучит и живет во мне, отражает мое мироощущение. Это стихотворение - «If». Есть много переводов, но я предпочитаю вариант Самуила Маршака. Дома на значимых праздниках, друзьям, перед защитой диссертаций, в другие важные моменты жизни, наедине с собой я повторяю «о, если ты спокоен, не растерян…» и, кажется, каждый раз открываю для себя что-то новое и важное именно в этот момент времени. Иногда я влюбляю в эти строчки тех, с кем занимаюсь...
Кажется, я увлеклась, остановите меня… ведь говорить о любимой поэзии можно без конца.
- Прочитайте, пожалуйста, «If».
- Пожалуйста… исполнитель стихов - всегда хранитель авторской тайны. От него требуется умение бережно обращаться с этой тайной и воплощать её в звучащее слово. Чтобы голоса как будто слились, необходимо – лучше слова не подобрать - «присвоить» себе и «прожить» состояние поэта.
Так что послушайте то, что получилось «в соавторстве» с Киплингом. Моё звучание «Если…»

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь, -

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновлять свой труд.

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь, сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: "держись!" -

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля - твое, мой мальчик, достоянье,
И более того, ты - человек!
О культуре
- Нужно ли человеку какое-то особое образование, чтобы воспринимать поэтическое слово?
- Я думаю, прежде всего нужна просто душевная тонкость, чуткость, трепетность, искренность, сонастроенность с красотой мира, его музыкой, звучанием. В этом и есть определенная культура. Среди сотен значений понятия «культура» интересным для меня является понимание Николая Константиновича Рериха: культура есть категория духовности, слово «культура» состоит из двух частей: корня «культ» - поклонение, почитание – и восточного корня «ур», в котором Рерих увидел древнее обозначение света, огня. Поэтому для него культура – это служение свету. Синтез возвышенных и утонченных устремлений человека, высшее намерение утвердить смысл своего внутреннего бытия... Мне кажется, тут нечего добавить.
Слово - это не только универсальное явление культуры, можно сказать – организующая сила культуры. Через слово человек осуществляет одну из своих главных потребностей – потребность в других людях. Общаясь, люди создают друг друга. А поэтическое слово, возможно, это самый короткий путь к своему внутреннему миру, к своей душе, к познанию себя. Мне очень близка мысль о том, что поэзия произошла от несовершенства человеческой речи. Николай Федорович Кошанский - профессор словесности Императорского Царскосельского лицея, учитель Пушкина - всю словесность делил на три сферы. Это грамматика, которая управляет словами. Риторика, она имеет дело с мыслями. И поэзия – это язык чувств. Поэзия всегда казалась мне волшебным способом выразить самое сокровенное.
- Словом «культура» привычно обозначать общественный феномен. Вы вслед за Рерихом говорите о культуре присущей внутреннему миру человека… О культуре человека, способного слышать и воспринимать в диалоге другого.
- В данном контексте – да. Всё начинается именно с нашей потребности в самопознании и самосовершенствовании. Это имеет еще античную традицию, для греков предвестником слова «культура» было понятие пайдейа, означавшее «воспитание». Совершенство, физическое и духовное – идеал Древней Греции. По Сократу цель жизни - познание самого себя, обретение душой этического кодекса… мудрости сердца.
С известной долей условности можно сказать, что культура впрямую зависит от биения сердца, внутреннего огня, воспламеняющего нас, высоких вибраций, потока любви. Лирика, скажут многие…
А, вот физика, квантовая физика утверждает, что общепринятый взгляд на физический мир – это одно из заблуждений человечества. Открытия Эйнштейна, Бора, Тэсла, Ландау и других ученых подтверждают, что каждая наша клетка - это локальная концентрация информации и энергии. И субатомные частицы, которые со скоростью света проносятся через пространство атома, в действительности представляют собой пучки вибрационной энергии. Таким образом, и наше с вами общение – это ничто иное, как обмен этими вибрациями, можно сказать, обмен душевными токами… Только в этом случае и состоится диалог. Благотворный диалог. Кстати, именно так Константин Станиславский определял искусную речь – обмен душевными токами.
О сцене
- Я не только пишу стихи, но и исполняю их… Часто со сцены. Поэтому мне будет интересен ваш опыт ведущей концертных программ и праздничных церемоний - искусство подачи слов…
- Искусство чтеца требует особого умения. Искусство ведущего – также отдельное мастерство. И тому, и другому можно научиться. Это как раз и входит в мою профессию: постановка дыхания и голоса, занятия техникой речи, интонационными выразительными средствами, снятие психофизического зажима, преодоление волнения и так далее. Голосо-речевой тренинг – это как гаммы для музыканта. Каждый актер проходит эту школу, обучается этому мастерству.
Я сразу после окончания института была приглашена преподавать сценическую речь, тогда же стала вести концертные программы. То есть, сама могла проверять на себе всё то, что предлагала ученикам… Мне повезло. Это наилучший из профессиональных сценариев. Судьба подарила мне счастливую возможность выходить на самые именитые сцены Санкт-Петербурга и Москвы, быть ведущей праздничных мероприятий в БКЗ «Октябрьский» и КЗ имени Чайковского, в Ледовом дворце, в Капелле и Филармонии. Выступать на Дворцовой площади и на Стрелке Васильевского острова, во Дворцах и Музеях Пушкина, Павловска и Петергофа… Всего не перечислишь.
Вы уже многие годы тоже выступаете в разных амплуа на сцене. Ваше исполнение благодаря «Поэтическим средам» на Гагаринской улице я уже не раз слышала и знаю, что у вас тоже богатый опыт публичных выступлений. И поэтому в том числе охотно согласилась быть с вами ведущей концерта во время фестиваля «Книжный маяк Петербурга». Рада, что наш дуэт состоялся. И нам было легко и приятно воплощать задуманное. Так что вас и учить не надо.
Благодарю за то, что вы очень чутко прислушивались к некоторым моим советам, чтобы наилучшим образом провести наш теперь уже можно сказать совместный проект - концерт Поэзии.
О риторике
- Как в вашей жизни появилась риторика?
- Меня как преподавателя речевого мастерства и ведущую начало интересовать искусство публичной речи, красноречие, а значит, ораторское искусство, а значит - риторика. Я защитила кандидатскую, сразу после этого выиграла открытый конкурс «Обновление гуманитарного образования в высшей школе». Получила грант на издание своего учебника по риторике в издательстве «Наука», он есть во всех библиотеках гуманитарных вузов страны. Вошла в совет молодых ученых гуманитариев России. Начала ездить по стране с тренингами по речи. Стала авторитетным среди коллег специалистом в области риторики.
Организовывала и вела тогда еще Всесоюзный конкурс ораторов в Москве и Всесоюзный ораторский конкурс прокуроров. Был также интересный опыт для молодого исследователя - научная стажировка за границей. В университетах Орхуса и Копенгагена изучала и преподавала речевое мастерство. Переписывалась и сотрудничала с коллегами из США, принимала участие в интернациональных школах актерского мастерства… Много успевала. Казалось, справлялась со всем играючи. Смело бралась за совсем новые для себя задачи, проекты, эксперименты. Увлеченность, внутренний огонь укрепляют нашу отвагу. Мы ведь знаем с вами удовольствие от полного слияния со своим делом! Когда, отдаваясь ему, мы испытываем не усталость, а подъем энергии.
- И ваш научный интерес оказался связанным с риторикой?
- Именно так! Это ключевое слово и кандидатской, и докторской диссертаций...
Это ремесло, подаренное нам античностью, всегда считалась деятельностью высших сил духа - творческого ума, благой воли, изящного чувства. Самое важное, что слово в риторике служит Действию. Эффективному действию. Как без этого? В общении людей слово присутствует везде - от житейских нужд отдельного человека до дел государственной важности.
Идеал речевого поступка представлен тремя риторическими категориями – логос, этос, пафос… Можно сказать, и по-простому - Истина, Добро, Красота… И это незыблемые ориентиры для достижения Гармонии. Произведение речи в идеале должно обладать интеллектуальными, этическими и эстетическими достоинствами. Наш собеседник или аудитория предъявляют именно эти ожидания и требования. И самое главное, что красноречию можно научиться. Помните у Цицерона: поэтами рождаются, ораторами становятся! Риторика, в отличие от многих дисциплин о слове – это искусство убеждать. Риторика – это про то, как слово связывает или разъединяет людей.
В чем моя особенность, почему я замечена среди коллег-преподавателей? Я предполагаю, потому что режиссерское образование и преподавание сценической речи к моим научным, теоретическим успехам и достижениям добавило сильную практическую составляющую, свою авторскую методику преподавания. Я, можно сказать, речевик-практик.
- Такое впечатление, что всё в вашей карьере безоблачно. Никаких трудностей. Это так?
- Как присказку, часто повторяю чудную шутку: играть на фортепьяно легко, нужно просто нужным пальцем нажать нужную клавишу! Если вы занимались музыкой, знаете, сколько труда и усилий надо приложить, чтобы прийти к этому «легко».
Первая же трудность возникла, когда я определялась с темой научных интересов. В конце 90-х оказалось, что риторика - это музейный экспонат, античный раритет, архаика. То есть я взялась изучать нечто, что отсутствует в действительности. Вердикт: не перспективно. Но ведь мной движет «хочу»!
И тогда я заинтересовалась гомилетикой – искусством проповеди - которая в отличие от риторики не прерывала традицию обучения. Я стала частым гостем в наших Духовной семинарии и академии. Было необычайно полезно и познавательно. Тогда же в поисках ответов на интересующие меня вопросы, как уже упоминала, я вступила в «порочащие советского ученого» связи с зарубежьем – переписывалась с коллегами из Америки. Они присылали книжки, приезжали и учили меня, конечно, для многих скептиков - «ничему хорошему». А я всё больше узнавала и распалялась! Хотелось дальше, глубже! Потом поехала на стажировку в королевство Дания и окончательно попала под влияние «тлетворного запада». Подружилась с интереснейшими людьми. И полюбила эту страну, как родную.
В западном понимании с риторикой связано любое проявление деловой активности. Умение говорить и убеждать выводит человека на авансцену общественной жизни, сопутствует успеху, придает уверенности в своих силах. Для преуспевающего человека западного образца риторика – это наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации. То есть обычный инструмент в руках деятельного человека. Естественность и непринужденность, бодрость, оптимизм и энтузиазм убеждают сами по себе. С этим трудно спорить!
Советские словари в конце 90-х определяли риторику осуждающим образом как внешне пышное и красивое, но малосодержательное, произведение речи. Речи политиков не случайно называли «риторными и приторными». И только в начале перестройки слова «риторика», «ритор», «спикер», «оратор», выйдя из полного забытья, зазвучали опять во всю силу. Для этой древней дисциплины началась эпоха Возрождения. А уж я как ликовала! Теперь только я понимаю, что возвышенная эмоция – это заряд, который вы посылаете в квантовое поле. «Мы всегда выигрываем в ту игру, в которую играем»! Без преувеличения - мне пришлось преодолевать много трудностей, предостережений, запретов. Я сомневалась, трепетала, «получала по заслугам», иногда боялась, но слушала только свою интуицию. Интуиция дает нам «почувствовать» возможности до того, как они нам предоставляются. И делать шаг в их направлении еще до того, как мы о них узнаем. Не устаю повторять и сегодня своим подопечным: не так важно, как вы движетесь, главное - ЧТО вами движет! Каждое истинное намерение дается нам вместе с силами и условиями, необходимыми для его осуществления. Я всегда страстно стремилась к тому, что мне было по-настоящему интересно. И всегда, вступая в испытания самой себя, выигрывала. У себя. Этот риск, кураж, этот драйв наверняка известен каждому. Испытание своих возможностей очень мотивирует!
О пафосе
- Мне интересно поговорить о такой риторической категории, как Пафос.
- С удовольствием! Я рада, что вам это интересно.
Пафос – психическая энергия. Это один из основных ресурсов убедительной речи. Убедительной Личности. И надо признаться, что «пафосу» в современной речевой педагогике уделяется незаслуженно мало внимания… Оратор должен сам испытывать ту страсть, которую он желает возбудить в аудитории – так писалось в учебниках прошлых столетий. Ничего не изменилось и сейчас. «Зажигай!» - напутствуем мы друга, желая ему победы.
Привлекательная личность, согласитесь, та, которая влечет, притягивает, обладает каким-то особенным магнетизмом, харизмой. Для человека вступить в диалог означает дополнить мир собой, своей уникальностью, духовным суверенитетом, своей энергетикой и неповторимым творческим началом. Творчество, как известно, освещается и освящается сокровенным огнем сердца. Сердечная энергия так или иначе присутствует в каждом речевом акте. Излучение получает свое выражение через голос, взгляд, руки, движения… Согласитесь, как прекрасно, как заразительно сияние человека, полного жизнью! Он, кажется, излучает свет. Его глаза блестят благожелательностью. Улыбка исходит из глубины души, она исполнена сердечного тепла, искренности. Улыбка вообще одно из лучших средств, нет-нет не успешной коммуникации, а общения. Того самого, что «роскошь бытия».
Свет и теплота сердца – понятия вполне реальные. Сердце – как солнце внутри нас. Чтобы озарять светом других, надо носить это солнце в себе. Чтобы открыть сердце человека навстречу свету, нужно вернуть его в то состояние, когда эти качества были частью его существа. Это детство. Вспомните, какой энергетический заряд несет радость ребенка. Ребенок, который внутри нас - уже взрослых - также способен удивляться. И вытворять, и творить… В творческом человеке не существует барьера между детскостью и взрослостью, между сердцем и разумом. Вот мы на занятиях по речи и озорничаем, и дурачимся, как дети.
Мне кажется, без силы психической энергии человек перестает двигаться вперед, расти. Утратив энергию стремления, мы останавливаемся. Стремление постоянное, несокрушимое есть качество психической энергии. Благодаря стремлению энергия получает дисциплину. Поставленная цель организовывает, концентрирует энергию. Это всё про Пафос. Пафос – это всегда сила желания: хочу, могу, буду! Внутренний огонь, воспламеняющий человека, действующего словом – есть Пафос.
- Риторика как искусство, как форма творчества существовала с древних времен. Всегда в алгоритм преподавания этого ремесла вносилось новое – то, что отвечало духу времени. А в чем ваша сильная сторона, скажем, ваше ноу-хау?
- Возможно, это междисциплинарный подход и игровая методика обучения. Цель предмета – раскрыть в человеке его возможности в творчестве. А значит, в любви в самом широком смысле. Дать каждому, кто приходит на занятия, новый импульс для познания себя, других, роста и процветания. Искусство по сути своей несет в себе грандиозную энергию любви.
Риторика для меня – это синтез философии, логики, психологии, языкознания, актерского мастерства… Цицерон обладал универсальным образованием, соединившим эллинскую культурность и римский практицизм, он вступил на поприще судебного оратора только в 26 лет. До этого обучался в философских, риторических школах, а также римскому праву и актерскому мастерству. Для него идеальный оратор соединяет в себе мысль философа, тонкость диалектика, язык поэта, память юриста, голос и грацию актера. Все это разделы есть и в моей программе обучения. И это не сумма, а ансамбль качеств и навыков. Так бы хотелось помочь каждому заинтересованному, чтобы его ансамбль «зазвучал»!
Можем ли мы изобрести что-то новое? Послушайте: что открывают нам слова «а-ВТОР ВТОР-ит»? Наше знание и мышление во многом сформировано близкими людьми, книгами, специальностью, делом, общей эрудицией. Поэтому я и сама не перестаю учиться. Моя особенная стратегия в том, что я пытаюсь давать моим студентам и участникам тренингов пищу для философских раз-Мышлений и одновременно возможность играть самого себя с детской непосредственностью. Темы речей, которые они готовят для наших занятий, предлагают осуществлять духовное паломничество внутрь себя, искать ответы на серьезные бытийные вопросы, преодолевать себя, ломать стереотипы, разрешать внутренние психологические противо-Речия.
Особенно важно то, что в партнерстве, сотрудничестве, в гармоничном объединении усилий получается находить свою уникальность, свою от-Личность. Как видите, я увлекаюсь игрой со словом. Работа со стилистикой на наших занятиях часто напоминает мою любимую телевизионную игру «Что? Где? Когда?» И, наконец, технику речи – которая нужна всем – я подаю в театральной форме. Учу психофизической свободе. Мы все в детстве – талантливые актеры. Подобно театру итальянского Возрождения, Комедии дель арте – комедии масок, в детстве мы очень естественны, спонтанны и органичны в игре - сами придумываем события и исполняем роли, мгновенно переключая свои состояния, с настоящей верой в «предлагаемые обстоятельства». Живем в условиях магического «если бы». Увы, взрослея, теряем эту способность.
О слове
- Для ораторского искусства полководца риторика, пафос нужны. Это понятно… Как по-вашему, насколько для поэта важен этот внутренний огонь? У меня есть знакомая, которая говорит: ночью я все вижу так ярко, так образно… Днем пытаюсь это записать – и ничего не получается.
- Предполагаю, что ночью вашей знакомой движет энергия подсознания, её истинное Я. А днем включается рассудок. Он и тушит этот внутренний пыл и тогда «нет мук, труднее муки слова». Рукой поэта, мы знаем, движет Создатель. Этот талант, я думаю, непростое испытание.
Не хочется умничать, но все-таки давайте скажем, что писательство – это превращение нервной энергии в текст, в слова, воспламеняющие других. Вспомним Пушкина: «Глаголом жги сердца людей…» У Лермонтова: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» Как разгадать стих Тютчева «Мысль изреченная есть ложь»? В начале прошлого века Чехов замечает с досадой, что речь вокруг звучит «вялая, беззвучная, тусклая». Конечно же, мы знаем и Ахматовское: «Всего прочнее на земле печаль, и долговечней - царственное слово…» В год своей смерти Николай Гумилев напишет: «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города».
Можно цитировать и цитировать строчки, в которых звучит сакральное благоговейное отношение к Слову, как к искре Божией. Гоголь говорил, что «Слово есть высший подарок Бога человеку…» Как же непросто распорядиться этим подарком!
Кажется, что слово – это просто акустическая волна… Но как от нее зависят события нашей жизни! Мы не случайно говорим о речевом действии. Речевой поступок выявляет или, можно сказать, выдает нашу сущность. Энергия и сила слова способна налаживать и разрушать отношения между людьми. Действуя словом, мы каждый раз выбираем свою тактику по отношению к другому человеку – партнеру или оппоненту, другу или недругу. В речевом поступке каждый осуществляет активный выбор. И не важно, кто вы – учитель, журналист, бизнесмен, политик.
Для каждого одинаково точны слова Сократа, прозвучавшие два с половиной тысячелетия назад: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»
Об игре
- Как можно научить действовать словом? Каким образом слово становится психоэнергетическим зарядом? Какова ваша методика обучения искусству речи?
- И снова Пушкин: «Что наша жизнь – игра…» Мы уже говорили об этом. Обучение через игру! Игра – это всегда интерес, свобода, азарт. В игре некогда бояться. Игровые задачи учат смелости, настойчивости, смекалке, способствуют развитию наблюдательности, внимания, дают уроки хорошего настроения. В видимой шуточности и легкомысленности игры присутствует ее собственная серьёзность. «Над вымыслом слезами обольюсь» - благодаря Пушкину знаем и это! Процесс вымысла, фантазии, игры только тогда достигает своей цели, когда участник погружается в него полностью, всерьез, когда игра его захватывает, овладевает им. Цель игры – сама игра.
Мне важно научит тех, с кем я занимаюсь речевым мастерством, слову, которое обладает энергией. Слово само, как речевая единица, как знак, не может быть ни добрым, ни злым. Ни истинным, ни ложным. Его оживляет намерение человека, оживляет через интонацию и красноречие языка тела. Психическая энергия проявляется в каждом звуке и движении говорящего. Это энергия - здесь и сейчас - рожденного и произнесенного слова. Это синтез всех нервных излучений. Как сказал поэт: слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать.
Произнесенное слово - это результат интенции, намерения, то есть действие, направленное на достижение какой-то задачи. Сейчас мы с вами говорим не о том, ЧТО сказано, а о том, КАК сказано. Дездемона перед гибелью говорит Отелло: «До меня доходит какой-то ураган в твоих словах, Но не слова.» Мы всегда слушаем, КАК сказано. Интонационные вибрации соответствуют звучанию нашей души.
Зачем мы ходим в театр? Не за текстом, а за подтекстом. Мы следим не за тем, что актер играет, а за тем, что он скрывает. У гениального Михаила Чехова есть такое высказывание: если хочешь понять смысл – будешь слушать слова. Если хочешь понять суть – слушай звук.
На наших мастер-классах мы играем со словом, звуком и телом. Учимся чувству пространства. Чувству партнера. Чувству времени. Через актерское мастерство, через возвращение к своей природе. Именно - к своей природе. В этом суть творческого метода, известного как Система Станиславского. Лицедейство не лицемерие. Оно против всего нарочитого, наигрыша, фальши. С помощью игры творческие законы становятся нашей естественной привычкой. Входят в подсознание. Закрепляются новыми нейронными связями. Когда пульсация энергии осуществляется свободно, каждое наше слово несет в себе ощущение внутренней силы.
Для поэзии, к примеру, вы и сами это хорошо знаете, особенно важна информация, заключенная в звуке. Звуковая метафора. Слово имеет три ипостаси – смысловую (значение), образную (тропы) и звуковую. Иногда слова могут скрежетать, скрипеть, пиликать, греметь… Это замечает поэт: Гррроза прррошла и ветка белых рррозз в лицо мне дышит аррроматом. - Послушайте, какая потрясающая аллитерация у Блока! - Еще трррава полна прррозрачных слез, и гррром вдали гррремит ррраскатом… Можно не понимать, о чем тут говорится, но создана музыкальная материя. Она - особенно драгоценное качество стихии стиха! Внутренним слухом или взором - думаю, и так, и так будет верно сказать - мы постигаем то, о чем живописует автор.
Поэзия - это речь, которую Чайковский называл музыкой. Он писал, что поэзия Пушкина «вырвалась из узких стен стихотворства в бесконечную область музыки». Как же это точно! И на занятиях риторикой нам без поэзии тоже никуда!
На языке мастерства, в какой бы то ни было области: знать – это уметь. Древние говорили: услышишь – забудешь, увидишь – узнаешь, сделаешь сам – поймешь! Вот и приходится через игровую практику примерять разные амплуа, выходить из проверенного комфортного состояния, справляться со стрессом. Очарование игры состоит в непредсказуемости, в рискованной свободе выбора, в опыте пережить фиаско безболезненно и в удовольствии, которое мы получаем, испытывая себя самого.
Еще раз о пафосе
- Глупый вопрос. Зачем мы вообще говорим?
- Умный вопрос. Кто бы знал на него исчерпывающий ответ!? Ни вы, ни я, наверное, не сможем его найти.
Творчество жизни состоит в неустанном разрешении конфликтов ценностей. Драматическом столкновении мотивов, желаний, интересов, страстей… Повторюсь, страсть, которая вызывает деяние - это пафос.
Пафос - основная предпосылка катарсиса в античной трагедии – буквально с греческого «страдание». С древности известен взгляд на страдание, как средство очищения души. Но мы можем говорить о пафосе, как о страстном проявлении того, что мы называем и наслаждением… Подъем, энтузиазм, пыл, пылкость, переживание, чувство, эмоция… Может быть, еще - азарт, внутренний огонь, жар, эмпатия, вдохновение… Пафос зажигает в человеке идею и всегда стремится к идее. Литераторы, рассматривают пафос как основной тон, который автор созерцает не разумом, не рассудком, но «всею полнотой и целостностью своего духовного бытия…»
Страсть – враг покоя, – пишет Белинский. – Но без нее не было бы ни искусств, ни наук. Страсть – это сила для исполнения того, чего желает рассудок. Ей обязаны наибольшие победы нашего ума.
Как видите, попыталась порассуждать, но ответила ли…
- Вот и я задумался - некоторые считают страсти пагубой для человека…
- Пагуба – греховные страсти, а я говорю о созидательных, творческих… Самообладание состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими.
В нашем сознании страстная мысль есть самая высокоорганизованная форма энергии. Она как бы гармонизирует нашу личность и находится в созвучии с природой наших идей. В науке это называется энергоинформационный резонанс.
При общении наши ритмические вибрации передаются в атмосферу и влияют на людей, которые вокруг нас. Возбудить в других можно только то, что звучит в тебе самом. Помните, как пишет об этих внутренних ощущениях Владимир Маяковский в своей статье «Как делать стихи». Ритм – основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, о нем можно сказать только так, как говорится про магнетизм, или электричество… Помню дословно: «Я хожу, размахивая руками и мыча, еще почти без слов… То укорачивая шаг, то помычивая быстрее в такт шагам… Постепенно из этого гула рождаются отдельные слова».
Если человек не захвачен стремлением, если он не преисполнен желанием - его внимание рассеяно… его действия не будут эффективными. Станиславский рекомендовал обставлять момент чтения роли, «известной торжественностью, бодрящей душу».
Подобные состояния - вдохновения, наличия внутренних сигналов возбуждения, волнения, радости открытия позволили поэтам Серебряного века использовать такие обороты, как «психологический градусник» или «ухватиться за свой внутренний восторг». Этот восторг, это чувство, как топливо, делает мысль созидательной.
О любви
- Что по силе слова - его воздействия – наиболее близко к поэзии?
- Невероятно мощной энергией обладают такие речевые действия, как признание в любви, благодарность, причитание, клятва, молитва… Они, можно сказать, безыскусны и тем не менее очень достоверны. Их одухотворяет любовь.
В молитве можно обойтись и без слов. Звучит сердце, главное, чтоб не слова без сердца. В чем сила молитвы? В устремлении нашей души. Пафос сердца – любовь.
Так и для артиста. Выходя с любовью к своему зрителю, своей аудитории, он заряжается ответной энергией поддержки, доверия и доброжелательности. Доброжелательность является особой творческой силой – она противостоит разрушительной власти излишнего волнения. Таким образом, объединяются не только нравственные понятия, истина и красота, мы об этом говорили в начале нашей беседы, запускается сильнейший психологический двигатель.
- Давно известно, что самые сильные стихи – о любви. Я помню чудное мгновенье… Это поддается какому-то объяснению?
- Ничто лучше любви не может гармонизировать психическую энергию, обеспечить ее многократное усиление. Любовь – благодатный, целительный, благотворный огонь. Именно любовь дает самую высокую чистоту вибрации – 100-200 герц… и выше.
И это относится не только к любви между женщиной и мужчиной. Заниматься любимым делом – настоящее счастье. То, что мы любим, становится нашим союзником, делает нас сильнее. Не правда ли, это и про нас с вами?!
Профессия, которую человек выбирает на всю жизнь, должна прийти к нему через любовь, а не вследствие «брака по расчету». Тогда реализуется потенциал. Вы согласитесь со мной, что дело всей жизни, это не дело вовсе – а сама жизнь. Хочется пожелать каждому идти по ней бодрым шагом с улыбкой на лице!
Пожелать каждому найти свое предназначение и быть счастливым!
О тренинге
- Мы много говорили о речевом мастерстве… о теории. Мне бы хотелось спросить о практическом применении ваших знаний и умений. Кроме преподавания в вузах и академической сфере, вы ведете свой курс по речевому мастерству для всех желающих. Могли бы определить суть и назначение тренинга? Что он дает человеку?
- Прежде всего, он укрепляет уверенность в себе. Практика дает каждому ощущение хозяина своих собственных сил и возможностей, смелость, творческий азарт. Помогает сохранять в условиях публичного выступления открытость, спокойствие, юмор, достоинство, внутреннее равновесие и позитивное мироощущение. Это требуется человеку любой профессии, любого ранга. Терапевтическое назначение занятий в том, что они позволяют преодолеть излишнее волнение, скованность, психофизический зажим.
Цель моего авторского курса – развитие творческих качеств личности, воспитание умения искусно звучать и действовать словом.
Известно, что любое искусство начинается с освоения опреде¬ленной азбуки. Согласитесь, только искусство устной словесности появляет¬ся как бы - само собой. Но за настоящим изящест¬вом звучащего слова скрыт труд, затраченный на достижение этого изящества.
Голосо-речевой тренинг помогает развить внутренние элементы психотехники: воображение, внимание, эмоциональную па¬мять; усовершенствовать аппарат воплощения: голос, интона¬цию, жесты, движения; и в единстве внутреннего и внешнего достичь действенности звучащего слова.
Курс не ставит своей задачей помочь овладеть «сценической речью», но мы используем те же методы, которые апробированы в воспитании профессиональных качеств актера. Занимаясь постановкой голоса и техникой речи, постигая секреты возможностей живого слова, мы исследуем самих себя, начинаем лучше понимать себя и ценить свою уникальность, неповторимость. Создавать свой стиль общения – это означает укреплять черты, привлекающие к нам людей, получать через плодотворное общение и диалог с другими новый импульс для собственного роста и творчества.
Курс позволяет обнаружить творчество в себе самом и через занятия речью закрепить это как свой потенциал, необходимый для взятия любых рубежей!
Известно, что любая работа по самосовершенствованию имеет важную особенность: она не может быть навязана человеку против его воли. Так что, как говорится, прошу и любить, и жаловать!
- Как попасть на ваши тренинги?
Возможно, просто написать мне olgaimarchenko@yandex.ru и мы что-нибудь придумаем! Дорогу осилит идущий!
- Спасибо за общение.
Беседовал Владимир Хохлев




Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 03 мая ’2021   11:39
Хорошо, когда в жизни встречается человек, который, как бы, подтолкнет, даст росток зарождение к чему-то прекрасному, творчеству, даст вдохновение. Удачи Вам и новый творческих работ!     


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ДРУЗЬЯ, ПОДДЕРЖИТЕ РАБОТУ "ПРОДАЖА НЕВОЛЬНИЦЫ"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft