16+
Лайт-версия сайта

Златые купола над Русью. Книга 2

Литература / Романы / Златые купола над Русью. Книга 2
Просмотр работы:
11 мая ’2018   15:23
Просмотров: 11326

7. Первая война
Мухаммед-Эмин вот уж сколь седмиц не покидал казанского дворца, проводя время то в праздности, то рассылая гонцов с призывом двинуться обширной армией на неверных, во имя Аллаха утвердить власть над гяурами. Гонцы вскоре возвращались в Казань, принося недобрые, тревожные для хана вести: астраханский правитель, сославшись на недуг, отказался выступать в поход; султаны и шахи Средней Азии обещали в свое время помочь казанцу, но когда, того не знала; шахи горных областей Персии и северо-западного Китая поведали, что им, возможно, самим вскоре понадобится помощь супротив язычников и посему ни о какой войне с урусами они не мыслят. В ярости кидал Мухаммед-Эмин в жаровню письма мусульманских правителей, бил по спине гонцов за недобрые вести, а потом требовал созывать совет мудрейших, слушал их речи, про себя мыслил: "Малодушные глупцы, ах, какие глупцы! Ну ничего, если Аллах дарует мне победу над московитами, то следующий мой удар падет на головы трусов".
Сегодняшним вечером хан проводил в окружении упоительных арабских танцовщиц, одетых в тонкие шелковые шаровары и кисейные покрывала на голове, тела их были умащены иранскими маслами, а многочисленные браслеты и монисты легко позванивали в такт движений. Этих красавиц с кофейной кожей и большими черными очами доставили казанскому правителю купцы из дальних гор Гиндукуша - дикой чистой земли, где до сих пор живут племена арийцев - статных, сероглазых родоначальников европейских народов. Каждая из таких пленительных красавиц стоила на рынке по цене породистого жеребца, но для него - хана - купцы преподнесли танцовщиц в дар. Окрыленный их дивной, южной красотой, Мухаммед-Эмин каждый вечер отдыхал в их объятиях, его разум пьянел от страстных поцелуев красавиц и сладостых ароматных запахов. Особенной ему приглянулась одна, та, что одета в полупрозрачное ясно-голубое одеяние, вокруг головы красавицы переливались золотом тонкие цепочки в виде звезд, а длинные толстые иссяня-черные косы точно змеи струились по спине и бедрам.
- Самира! - подозвал Мухаммед-Эмин красавицу, остальных отпустил.
Красавица опустилась на колени перед ханом, послушно принялась расстирать ему спину, ожидая милостей либо кротного доброго взгляда. Но хан был непостоянен: то, чем восхищался несколько минут назад, могло вскоре вызвать в него злость. Вот и нынес тревогой погружался он в собственные думы, с волнением в душе осознавал, какая участь ожидала его в поражении с урусами. Так хотелось ему сейчас поделиться с кем-то своими страхами, но с кем? Не с этой же дурой. Встав на ноги, Мухаммед-Эмин расшвырял подушки, крикнул зло в лицо Самиры:
- Пошла вон!
Та, опешив, расширила огненные глаза, в недоумении уставилась на хана. Хан, указывая рукой на дверь, воскликнул:
- Я говорю, убирайся, дочь ослицы! Ну?!
Самира сразу поняла: подняв с пола разбросанные накидки, скрылась за дверью, радуясь тому, что сегодня осталась жива.
Несчастный, озлобленный хан остался один в большом полутемном зале, в жаровне потрескивали угли, а где-то в глубине сада - за окном - бежала вода в арыке. Гнетущее чувство одиночества боролос в его душе с ненавистью к неверному князю. Неужто урусы взаправду решились на месть: подобраться к стенам Казани, дабы его - великого хана, потомка улуса Чингизхана, захватить в плен, а то и лишить жизни? Ну уж нет! Покуда он, хан Мухаммед-Эмин жив, не бывать никаким урусам на его землях - живых или мертвых! Защитит он землю свою от врагов, и Аллах тогда не обделит его Своей милостью. От этих мыслей хану стало смешно, грусть и печаль как рукой сняло. Мухаммед-Эмин позвонил ы золотой колокольчик, в зал ступил со склоненной головой старый слуга.
- Мой повелитель, - слуга упал перед ханом на колени, коснулся лбом ковра.
- Призови военачальников и мурз, будет совет.
Слуга, пятясь назад до двери, пошел исполнять приказ, а хан тем временем взял Коран и раскрыл первую попавшуюся страницу - так он всегда гадал перед принятием важного решения. "Они постоянно слушают ложь, пожирают запретное. Если они придут к тебе, то рассуди между ними или отвернись от них. А если отвернешься от них, то они ни в чем не повредят тебе. А если станешь судить, то суди их по справедливости: поистине, Аллах любит справедливых!" - прочитал аят из суры Трапеза. Сердце его гулко забилось, мысли вновь спутались: как же поступить с теми неверными, что жили в Казани - казнить или отпустить, судить или помиловать? Но, кажется, есть еще один - третий - путь.
В зал степенно по одному вошли военачальники, судьи, мурзы, имамы, уселись согласно своему рангу на подушках, зашуршали парчевые и шелковые халаты. Мухаммед-Эмин с хитрым прищуром глядел поверх их голов, кажется, погрузившись в собственные мысли, но так казалось лишь на первый взгляд. Осмотрел собравшихся, спросил:
- Много ли еще урусов осталось в городе?
Голову поднял повеначальник Карим, ответил на одном дыхании:
- В Казани осталось небольшое посольство боярина Яропкина, а также десяток русских купцов.
- Они все еще на свободе?
- О нет, великий хан. Как только до нас дошла новость о продвижении войска московитов, мои люди в тот же день заковали урусов в цепи и бросили в темницу, посла тоже. Но ни одного не убили.
- Ты правильно поступил, Карим, и посему вскоре получишь награду от меня, но не раньше, чем враг возвратится обратно. Нас сейчас надобно укреплять стены города, собирать воинов. Русских купцов казнить на площади, но так, чтобы боярин Яропкин все видел и содрогнулся. То мой приказ!
Присутствующие поклонились, спешно покинули зал. Гнетущая, зловещая атмосфера нависла над дворцом. А в самом городе, там, где из покон веков располагались торжища, глашатаи хана на рослых конях объезжали узкие кривые улицы, громко созывали казанцев лицезреть казнь неверных. Отобранные воины из армии Карима сопровождали повозку, в которой на корточках сидели русские купцы. Женщины жались к стенам, стыдливо прикрывая вуалью лица, мужчины хватали детей на руки, приятали их от взора гяуров. Тех нерадивых, кто не спешил на казнь или, напротив, путался под ногами, воины нещадно били кнутами, сгоняя с дороги.
Повозка с пленниками остановилась как раз напротив тюрьмы, вокруг тут же собаралась толпа народа. Один из воинов подошел к низкому оконцу темницы, постучал в него, и когда показалось оттуда лицо боярина Яропкина - грязное, потемневшее, сказал через толмача:
- Гляди, посол, что станется с твоими единоверцами.
Боярин обратил взор туда, куда указывал воин, и от увиденного у него в жилах застыла кровь, страшная бледность покрыла все лицо его. Купцов по одному выводили из повозки, обращали лицом в стороны темницы, а палач тем временем острым ножом перерезал ему горло. Забился в лихорадке посол, непослушными руками как мог крестился, повторяя раз за разом одно и тоже: "Господи, спаси и сохрани".
Вечером Карим самолчино доложил Мухаммед-Эмину о казни русских, хан остался доволен. Той же ночью по безлюдным улицам выехали из разных ворот два полка: один под командованием Карима, другой - темника Омара. Готовились татары к наступлению московского войска.

Русские ратники вместе с конями, пушками и иным обозом добрались на плотах до казанских берегов. Лодки, подаренные удмуртскими правителями, были надежно укрыты от вражеских глаз. Командовал ратниками сам великокняжеский брат князь углицкий Дмитрий Иванович Жилка - любимый из братьев, коему государь всецело доверял. Поглядывал Дмитрий Иванович на укрепленные стены Казани, в уме подсчитывал, сколько пушек следует установить да какой из полков пустить в ход вперед. К нему подъехал Николай Иванович - боярин худого рода, но знатного ума, за что и был удостоин чести отправиться в поход. Оба на миг прислушались - где-то по ту сторону стены жалобно выла собака, раздирая гнетущую тишину ночи - для кого-то, статься, последней.
- Худой знак. Животина раньше человека чует приближение смерти, - проговорил Дмитрий Иванович, его лицо озарял сероватый лунный свет.
- Вот окаянная! - махнул рукой в сторону Казани боярин Николай Иванович, добавил. - Захватим город, перережем всех собак, дабы не тревожили сердце.
- Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Город не только не взят, но даже не подвергся первой атаки. Коль пушки будут готовы, начнем штурм, не откладывая на потом.
Дмитрий Иванович устал, его клонило в сон, но даже того не мог он сделать: покуда ратники не приготовятся ко встречи с неприятелем, об отдыхе можно забыть. Но вопреки всему, князь не заметил, как сон сморил его прямо перед походным шатром. Верные слуги уложили князя почивать, накрыли теплым одеялом - по крайней мере, до утра татары не посмеют напасть на них.
Словно из глубокой пещеры донесся истошный крик не то птицы, не то человека. В забвении крепкого сна Дмитрий Иванович ощущал чье-то присутствие, затем последовал конский топот, а после уже отчетливые голоса человеческие:
- Княже, княже, - в забытье туманного полусна донесся шепот, кто-то толкал его в плечо, Дмитрий Иванович силися отбиться во сне, но лишь быстрее пробудился, полуприкрытым взором осмотрелся по сторонам, ничего еще не понимая.
Перед ним склонил лицо военачальник, за ним стоял Николай Иванович. Князь приподнялся на локте, спросил:
- Чего вам надобно? Почто будите ни свет ни заря?
- Княже, - начал военачальник взволнованным голосом, - поганые казанцы окружили нас со всех сторон.
- Что?! - только теперь окончательно пробудился Дмитрий Иванович, вскакивая с ложа. - Как сие могло произойти?
- Татары двумя туменами подкрались к нам из-за холмов. Нам не взять Казань.
- Тебе почем знать? - князь не осознавал происходящего, пальцы его тряслись, а в голове вертелось одно: "татары близко, подступ к городу отрезан".
У шатра собрались командиры и главные пушкари, ожидали княжеского веления. Дмитрий Иванович вышел к собравшимся в окружении Николая Ивановича и военачальника, очи грозно поглядывали куда-то вдаль - там, в колце холмов раскинулась величественно Казань - старый восточный город некогда могущественной империи. Ныне это была лишь преграда, камень на пути к неизведанным землям Сибири.
- Ну? - вопросил Дмитрий Иванович, не желающий осознавать явного превосходства казанцев.
Не дождался он ответа. Заместо того из-за холмов словно злые духи появились татарские всадники, коих становилось все больше и больше. И вот перед взором князя предстали два тумена под началом военачальника Карима и темника Омара, свистели татары, перекрикивали друг друга, смеялись. Из них отделился один, должно быть, посыльный: не доехав до первых русских ратников, татарин бросил мешок, ускакал назад. Дмитрий Иванович переглядывался некоторое время с остальными, затем произнес:
- Принеси мешок!
Молодой воин доставил князю ханский "подарок", испуганно протягивая его князю. Тот резко проговорил:
- Погляди, что там.
Воин только заглянул в мешок, так сразу отшатнулся, бросив его на земь. Из мешка как в страшном сне - или того хуже, выкатились почерневшие, спекшиеся от крови отрезанные головы русских купцов - безмолвный ответ Мухаммед-Эмина. Дмитрий Иванович с застывшем челом глядел на головы, ощущал тошнотворный запах, исходивший от них, силился отвернуться и не мог: нечто зловещее, непривычное таилось в этом.
За его спиной кто-то перекрестился, должно быть, Николай Иванович, еще непривычный к страшным событиям войны. Ратники глядели на князя в ожидании приказа, но тот стоял и, словно завороженный, посматривал на головы.
На холмах, средь татарских обозов, началось оживление. Из их толпы отделился один, крикнул в сторону неприятеля:
- Эй, неверный урус, сдавайся, покуда жив!
Дмитрий Иванович обратил свой взор на священника, что денно и нощно находился подле него, молвил:
- Начинай, отче, молитву, призывай Господа нам на подмогу. Готовься читать заупокойную молитву по убиенным, - и более не говоря ни слова, дал приказ к наступлению.
Мгновение длилось словно вечность, будто мир остановил свой отчет, земля и небо соединились. Увидел Дмитрий Иванович, как сшиблись первые ратники с татарскими воинами, и там, где закипел бой, все слилось в единую точку.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft