16+
Лайт-версия сайта

Последний архиепископ

Литература / Романы / Последний архиепископ
Просмотр работы:
17 ноября ’2020   17:53
Просмотров: 6280

Глава 28
Следующим днем, едва забрезжил рассвет над кромкой холмов. где белая пустыня сливалась с прозрачным небом, отец Жозеф Теофил Теодорович, украдкой оглядываясь, шел позади отца Иллариона вдоль старинных стен, мимо еще сонных домов. Они подошли к Храму Гроба Господня. обогнули ворота и вошли внутрь через боковую дверь, о которой мало кто ведает. В полумраке они остановились перед низенькой дверью под кирпичной аркой, Илларион толкнул ее и она со скрипом отворилась. В маленькой комнате под тяжелым сводчатым потолком сидел старый монах в черной рясе и с длинной седой бородой, он оглядел вошедших прищуренным взором черных глаз, что-то проговорил по-гречески, отец Илларион также на греческом объяснял ему что-то продолжительное время. Монах, опираясь на стол обеими руками, с кряхтеньем поднялся, висевший на его груди тяжелый крест вспыхнул в свете горящих свечей. Невысокий, сгорбленный грек прошел мимо рослых армян, держа керосиновую лампу в руке, и взмахом длани велел им следовать за ним. Втроем они миновали длинный темный коридор, свернули в боковой проход и спустились вниз - к подземелью. Старинные каменные ступени, выложенные много столетий назад, крошились под тяжестью тел, и людям пришлось опираться руками за шершавые стены, дабы не упасть. Спуск занял какое-то врем и, наконец, глазам их открылся тайный туннель под храмом - сюда ступала нога лишь избранных. Старый монах взял висевшую на крюке связку ключей и открыл дверь, что находилась слева от них. Комната оказалась на удивление просторной, и лишь затхлый спертый воздух свидетельствовал о том, что сюда редко заходили посетители. Святые отцы, осторожно ступая, прошли в комнату, гоняя пыль краями ряс: то было великое книгохранилище, где в полном секрете хранились летописи, манускрипты, книги о памяти временных лет и древних царях, давно превратившихся во прах. Монах пальцем подозвал к себе отца Жозефа, указал на полку покрытых пылью томов и пергаментов:
- Здесь ищи.
- Спасибо, - отозвался тот, до сих пор не веря своим глазам.
Ему в лицо дышали прошедшие тысячелетия, целые поколения человеческие. здесь хранилось все. И он всем телом, каждой клеточкой впитывал в себя историю, разумом погружался в историческую память минувших лет и тишины. Работа требовала упорства и времени. С раннего утра отец Жозеф с одной лишь керосиновой лампой в руке спускался по крутым ступеням в книгохранилище и сидел там до позднего вечера. Лицо, руки, одежда пропитались пылью и запахом старины, но иного архиепископ не желал: полностью погрузившись в древние манускрипты, он выискивал в них нужное, а затем выписывал в собственную тетрадь.
День сменялся ночью. Жаркий месяц май уступил место июню с его раскаленным знойным солнцем. Все живое пряталось в тени, но Жозеф, кропотливо работая, не замечал ни течения времени, ни сменяющейся погоды.
Франциск Комусевич, тем временем предоставленный самому себе, прогуливался в окрестностях Иерусалима. Больше всего ему по душе пришелся старый город, где еще сохранились древние постройки и где раскинулся восточный базар, пропитанный пряностями, табачным дымом и благовониями. Там пан Комусевич прикупил специи, китайский чай и йеменский кофе, а для себя лично - шкатулку с арабским орнаментом и нефритовые четки. После обеда он брел осматривать рощи и долины, поросшие смоковницами и кедром. Запах благоухающих трав, раскаленная белая земля пустыни, холмы, покрытые колючей травой, а высоко в небе ни облачка, лишь стаи голубей лениво парили над головой. В раскаленном воздухе прозрачными волнами покачивалось марево, а ноги поднимали дорожную пыль, которая, покружившись над землей, мягко оседала на обуви, подоле рясы, на камни.
В полном одиночестве Франциск был счастлив. Ощущая полную свободу - до конца месяца, он просто отдыхал душой и телом, наслаждался видимым-невидимым святым местом, впитывал в себя сквозь кожу окружающую действительность с ее аскетическими молитвами и восточными запахами. С архиепископом пан Комусевич общался лишь однажды, когда тот, выкрав один день выходной, прогуливался с ним по склону Елеонской горы, что в долине Кедрон, чуть восточнее Старого Иерусалима, там же располагался Храм Вознесения, а чуть дальше Гробница Богородицы. В этом святом месте. горячо почитаемом христианами, стояла мирная, благодатная тишина. Казалось, сама душа находила здесь успокоение: мысли о мирском, обычном как бы отступили, вылетели прочь и время остановилось. Божественная благодать наполнила сердце неизъяснимым счастьем.
- Знаешь, Франциск, - тихо, почти шепотом, словно боясь потревожить кого-то, проговорил отец Жозеф, - пребывая на Святой земле, я чувствую себя по-иному, другим человеком, заново рожденным, - он прищуренным от солнца взором глянул на пролегающие холмы, поросшие кедром, добавил, - если бы я мог, то остался бы здесь навсегда.
Над головой, чирикнув, пролетела какая-то маленькая птичка и скрылась в ветвях смоковницы. Их путь пролегал через Гефсиманский сад.

Минул месяц. За жарким июнем пришел не менее жаркий июль. Святой отец начал собираться собираться в обратный путь. Накануне отъезда он со своим секретарем ужинал в тени оливкового сада. Косые лучи заходящего солнца, пробившись сквозь листву, позолотили зеленую траву, вымощенную каменными плитами дорогу. Вспомнились ненароком далекие-ушедшие ужины в тесном семейном кругу на террасе их уютного дома в Станиславове, задорный смех младшего брата - Мечислава-Давида. Брат, самый младший и послушный, а во взрослой жизни - красавец, создавший прекрасную семью. Жозеф тесно общался всю жизнь с Михалом, но никогда с Мечиславом, словно тот не являлся его родным братом. Память о нем родила в душе архиепископа мысль - по возвращении в Польшу, оставив дела хотя бы на пару дней, поехать к Мечиславу-Давиду, вдоволь пообщаться с ним, поиграть-позабавиться с племянниками и племянницами, ведь кто как ни брат всегда будет рядом с ним?






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

23
ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ! ХОДИШЬ ТЫ ВОКРУГ. ПРИГЛАШАЮ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ "МОЯ ЛЮБОВЬ!"
ТАТЬЯНА ТИЛИАН!!!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/2541314.html?author

342

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft