16+
Лайт-версия сайта

"Память"

Просмотр работы:
15 июня ’2022   13:55
Просмотров: 3548

СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
"ПАМЯТЬ"



Социальная Драма

Васильев Денис

Сценарий Оригинальный

































2022
1. НАТ.ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫЙ ДВОР.УТРО.

Девятое Мая. Питер, середины 90-х годов.

По проезжей части, внутриквартального двора, медленно идёт пожилой мужчина, ИГНАТ(70). Он в майке и в старом, поношенном пиджаке, на котором висит несколько орденов времен великой отечественной войны, в брюках и в старых, но в идеально начищенных, ботинках. Лицо у Игната обветренное, видны следы сильных ожогов и много глубоких морщинах. Глаза у Игната светло-серые с вдумчивым и пронизывающим взглядом. Они все еще блестят, как у молодого. Он почти лысый, но с большой, белоснежной, сильно растрепанной, бородой. Игнат профессиональный художник и в его руке папка с белыми листами, а на плече этюдник.

Игнат обходит детскую площадку, кусты, уже начинающей цвести, сирени и подходит к мусорному баку. Он аккуратно кладет этюдник на газон, а сверху папку. Игнат берется за закрытую крышку бака и, с неприятным металлическим звуком, открывает ее. Игнат заглядывает в бак и начинает там что-то искать.

ЗК
(Мужской, мягкий голос)
Бомж - человек без определенного места жительства. Отброс общества. Его изгой. Правда они бывают разные...

Из бака, в котором роется Игнат, вылетает алюминиевая банка. Она зависает в воздухе и с грохотом падает на его папку, от чего на ней остается мокрый след. Игнат сразу же подбегает к папке, скидывает банку и тщательно вытирает папку своим рукавом. Он смотрит в нашу камеру, на нас. Прищуривается. От чего-то отмахивается. Кладет папку на место и вновь что-то ищет в баке.

ЗК
(Мужской, мягкий голос)
Первый их тип - это упыри ! Они хронически не любят работать и готовы сдохнуть в подворотне, от помоев и сивухи, лишь бы не приносить пользу обществу ! Это самый низший слой, даже среди самих бомжей. Такие вызывают у людей лишь ненависть и призрение и таких, как правило, ни кому не жалко...

Игнат вытаскивает из бака недопитую бутылку водки, грустно на нее смотрит, вздыхает, выливает содержим на асфальт, закидывает ее обратно в бак и опять чего-то там ищет.

ЗК
(Мужской, мягкий голос)
Второй тип называют страшно-обидным русским словом - дурак !
(ДАЛЬШЕ)

ЗК (ПРОД.)
Когда-то он был богат, но для него вся его жизнь оказалась игрой в казино, и он успешно ее просрал, оказавшись бок о бок с такими же, как он, азартными неудачниками. К таким, чаще всего, у людей злобы нет, а лишь сарказм и снисходительная улыбка: "Не все же коту масленица"...

Игнат вытаскивает из бака грязную, детскую игрушку "Ванька-встанька. Он крутит ее в руке. Ставит на мусорный бак. Игрушка крутится во все стороны, пытаясь упасть, и издает жалобный звук. Игнат улыбается и продолжает что-то искать в баке.

ЗК
(Мужской, мягкий голос)
И есть третий тип бомжей - не нищих духом ! Они просто живут, любят и творят, но оказавшись совершенно бесхитростными, непрактичными и неприспособленными к жизни людьми, мгновенно становятся раздавленными и перемолотами бездушными жерновами, порой такой дикой и бесчеловечной, реальности... Про них мало кто знает, кроме их родственников и друзей. Их редко встретишь на паперти и почти ни когда у церкви. Они, хоть и бедны, но сила их в любви...

Игнат медленно выпрямляется. В его руке старая, мятая, черно-белая фотография молодой девушки в шляпке с вуалью. Игнат аккуратно ее протирает своим рукавом и пристально рассматривает. Улыбается.

ИГНАТ
Удивительно... Искал какие-нибудь тряпки, а нашел ее... Как же она похожа... Одно лицо... Сон в руку...

В это же самое время, за кустом сирени, в жилом доме, раздается скрип и стук входной двери. Игнат прижимает к груди фото и замирает. На весь двор раздаются шаркающие шаги. Кто-то подходит к кусту сирени и останавливается у него. Игнат быстро целует фотографию и засовывает ее во внутренний карман пиджака. Видно, что он нервничает. Раздается хриплый и прокуренный, немолодой, женский голос.

МАРУСЯ
Ихнат... Ты хде ?

Игнат выпрямляется.

ИГНАТ
Марусь, я здесь.

Игнат подходит к кусту сирени, срывает самый крупный цветок, нюхает его и обходит куст.

Перед ним стоит женщина, МАРУСЯ(40+). Она среднего роста, в поношенном, вязанном платье ниже колен. На её шее висит мятый платок. На ногах растянутые, все в стрелках, колготки и дырявые, со стертыми каблуками, туфли. Лицо сильно помятое, явно с похмелья, под глазами мешки. Волосы длинные и густые, но растрепанные и в колтунах.

МАРУСЯ
Ты куда пропал, дед? Я проснулась, а тебя нет.

ИГНАТ
Так я это... На работу иду. Сегодня прекрасный день, да еще и праздник.

Игнат виновато улыбается.

МАРУСЯ
На!

Женщина протягивает Игнату стакан с водкой.

МАРУСЯ
Выпей, на ход ноги.

ИГНАТ
Спасибо, милая, но ты же знаешь, я на работе не пью.

Игнат протягивает женщине цветок сирени. Маруся, резко отодвигает его от себя, сильно краснеет и сгибается от смеха.

ИГНАТ
Ты чего?

МАРУСЯ
Прости, старый. Просто мне ни кто ни когда не дарил... Такое.

Маруся смотрит на цветок, но взять его не решается.

МАРУСЯ
Вернешься поздно?

ИГНАТ
Как пойдет. День та у нас, как у царей, ненормированный.

Игнат нежно гладит Марусю по волосам и улыбается ей.


ИГНАТ
Не пей - это вредно.
МАРУСЯ
Да ладно тебе, старый, сегодня такой праздник... Сегодня можно...

Маруся отворачивается от Игната.

МАРУСЯ
(Голос злой)
Я всё время забываю, тебе же это всё не интересно! Ты же у нас - особенный... Мать твою... Художник... Интеллигент... А мы отбросы, быдло по вашему...

Маруся залпом выпивает водку, равнодушно смотрит на Игната, резко разворачивается и, сильно качаясь, идет к дверям в подвал.

Игнат провожает её взглядом, вздыхает, кладет в карман цветок, разворачивается и медленно идет мимо детской площадки. Он подходит к низкой, металлической оградки и садится на неё. Игнат достает из кармана мятую пачку беломора, закуривает, опускает голову и о чем-то думает.

Хлопает входная дверь. Раздается детский смех. Игнат поднимает голову. В нескольких метрах от него стоит маленькая девочка, КРИСТИ (6). На ней вязанная шапочка и коротенькое, белое, шелковое платье в крупный, темный горох. На ногах лакированные, цвета слоновой кости, туфельки. Её детское личико, с двумя ямками, на пухлых, розовых щечках, светится, а светло-серые глаза с любопытством смотрят на Игната. Кристи, неумело, поправляет рукой свои кудряшки и застенчиво улыбается Игнату.

КРИСТИ
Здравствуйте.

Девочка говорит тихо и сразу же краснеет.

ИГНАТ
Здравствуй, красавица!

Игнат тоже улыбается девочке.

ИГНАТ
Ты здесь живешь?

КРИСТИ
Да, с мамой, с папой и с братиком.

ИГНАТ
Молодец! А как тебя зовут?

КРИСТИ
Кристи. А ты кто?

ИГНАТ
А я волшебник!
У Кристи, от удивления, увеличиваются глаза.

КРИСТИ
Добрый?

ИГНАТ
Конечно! На вот, возьми...

Игнат достает из кармана цветок сирени и протягивает его девочки.

ИГНАТ
Это непростой цветок, он из моего волшебного сада. Он способен исполнять любые желания.

Кристина берет у Игната цветок.

КРИСТИ
Любые, любые?

ИГНАТ
Да, но этот цветок исполняет желания только послушных детей, ты послушная девочка?

КРИСТИ
Да.

ИГНАТ
Умница.

КРИСТИ
Спасибо, дедушка.

К девочке подходит молодая женщина, МАМА КРИСТИ (30). Она ухоженная и со вкусом одетая. Женщина пренебрежительно смотрит на Игната.

МАМА КРИСТИ
(Голос громкий и раздраженный)
Кристи, не мешай дедушке, пошли, мы уже опаздываем.

Она крепко берет девочку за руку и они быстро уходят.

МАМА КРИСТИ
Что это у тебя за веник, ну ка выкини, опять руки испачкала.

КРИСТИ
Мамочка, это не веник, это цветок из волшебного сада, мне его настоящий волшебник подарил.

Девочка прячет сирень за спиной.

МАМА КРИСТИ
(Голос саркастический)
Видела я твоего волшебника...

Играет романтичная музыка.

Кристи резко оборачивается и смотрит на Игната.

Во весь экран лучистые, озорные глаза Кристи.

Общий план. Кристи улыбается Игнату и машет ему веточкой сирени.

Весь двор светится от ярких лучей солнца. На детской площадке играют дети. Они бегают по периметру садика и пытаются запустить воздушного змея. Игнат встаёт с ограды и смотрит на них.

Игнат, с папкой в руке и с этюдником на плече, медленно идет, прихрамывая, по проезжей части в сторону арки.


2. НАТ.ПИТЕР.НАБЕРЕЖНАЯ ФОНТАНКИ.УТРО

Игнат идет по набережной Фонтанки в сторону Аничково моста. Он смотрит на чистое небо и заслоняется рукой от яркого солнца. В небе парит чайка.


3. НАТ.ПИТЕР.АНИЧКОВ МОСТ.УТРО

Игнат идет по Аничковому мосту. Вокруг много людей. Все очень ярко и по-праздничному одеты. У многих в руках разноцветные шарики, транспаранты, флаги. Толпа быстро двигается. Игната часто толкают и он подходит к ограждению. Внизу Нева, отражающая синие небо. Из под моста выплывает экскурсионный кораблик. Слышен голос экскурсовода.

Музыка стихает.


4. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.УТРО

Прямо на тротуаре, вдоль чугунной решетки Екатерининского сада, в народе Катькиного, сидят художники. Их много: одни рисуют, другие пьют пиво и общаются друг с другом. Слышны обрывки фраз и смех.

Игнат сидит один, на раскладном стуле, прямо у входа в Катькин сад. Перед ним стоит разложенный этюдник. К которому прикреплены, красиво нарисованные, портреты женщины и мужчины. Игнат, согнувшись, точит карандаши.

Мимо проходят две, хорошо одетые, интеллигентные женщины. Они останавливаются, подходят к этюднику Игната и рассматривают портреты, тихо о чем-то переговариваясь. Одна из женщин подходит к Игнату.

ЖЕНЩИНА
Молодой человек...

Игната поднимает голову и улыбаясь, своими коричневыми зубами, смотрит на женщину.

ЖЕНЩИНА
Ой простите...

Женщина сильно смущена.

ЖЕНЩИНА
Вы, рисуете?

Игнат кивает. Он резким движением вытаскивает из-за спины еще один раскладной стул, но уже со спинкой. Раскладывает его, ставит рядом с собой и приглашает женщину сесть. Женщина аккуратно садится на него и с опаской смотрит на Игната.

ИГНАТ
Я всю жизнь рисую...

ТАМ ЖЕ.ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ.

Женщина, уже слегка расслабившись, смотрит на Игната, позируя ему. Игнат, с прищуром, смотрит, то на женщину, то на свой лист ватмана. Он в очередной раз на нее смотрит и замирает. Лицо женщины во весь экран и оно постепенно видоизменяется.

НАЧАЛО ФЛЭШБЭКА.


5. ИНТ.ПЛАЦКАРТ ПОЕЗДА.НОЧЬ

Во весь экран лицо проводницы, ТОМА (50+). На ней темно-синяя форма. У Томы пухлое лицо и молодые глаза.

ТОМА
Как зовут художника?

Игнат(15) сидит на нижней полке, нога на ногу, и рисует, сидящих напротив него, людей. Он вздрагивает от неожиданного голоса Томы и испугано на нее смотрит.

ИГНАТ
Игнатом, кличут...

ТОМА
Куда едешь-та?

ИГНАТ
В Ростов... К дядьке...




ТОМА
Ну хорошо, Игнат-художник, ты потом ко-мне зайди, покормлю тебя, а то вон, одни кости да кожа...

Игнат краснеет, он растерян.

ИГНАТ
Хорошо... Спасибо.

ТАМ ЖЕ.ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ.

Игнат сидит все на той же полке, но уже у окна, и смотрит в него, хоть там темно и ни чего не видно. В купе полумрак и все спят. Перед ним, на столе, лежит портрет той самой проводницы Томы.

ЗК
(Голос Игната)
Война - это смерть, по обстоятельствам непреодолимой для человека силы... Узаконенное массовое убийство... Я ненавижу войну и все что с ней связано... Отец же видит меня только военным. Он говорит, что в наше смутное и тяжелое время, каждый мужик обязан встать на защиту своей родины. Мужик... Какое мерзкое и унизительное слово... Почему не мужчина? Отец уверен, что этот чертов Гитлер, рано или поздно, но нападет на нас и мы должны быть к этому готовы. Что делать? Не знаю... Ведь я вижу себя только художником...

Игнат вздыхает и еле заметно улыбается.

ЗК
(Голос Игната)
Отец наверное убьет меня, когда узнает, что я хочу поступать в Академию Художеств. Ведь он художников и за людей та не считает. Он относится к ним, как к людям второго сорта и искренни не понимает, почему этих лоботрясов должна кормить вся страна... Всё, не хочу больше об этом думать, в конце концов у меня еще целый год впереди. Что-нибудь придумаю... Скоро увижу своего любимого дядю Захара. Он родной брат моей матери, но именно с ней он, чаще всего, и ссорится. Странные эти взрослые, всё время что-то делят, о чем-то
(Дальше)
ЗК (прод.)
спорят, не живется им спокойно... А вообще, главное, что бы она там была, моя любимая Олечка... Ни кого и ни когда так не люби... Как ее...


Игнат прислоняется спиной и головой к стенке и закрывает глаза. Он улыбается.


6. ИНТ.ПЛАЦКАРТ ПОЕЗДА.УТРО

Поезд стоит, но за окном нет, ни станции, ни платформы. За окном лишь поле и пыльная дорога, на которой стоит телега с сеном, да красивая, шоколадного цвета, лошадь.

В вагоне суета. Слышны обрывки слов, смех и детский плач. Игнат, прислонившись к стене всем телом, крепко спит.

Раздается стук дверей и тяжелые шаги. По узкому проходу идет ЗАХАР(50+). Росту в нем под два метра, а совершенно лысая голова, блестит будто отполированная. У Захара огромные, пушистые усы. Захар в косоворотке и шароварах.

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
Игнат... Игнатий...

Напротив Игната стоит дядя Захар и улыбается. Игнат растеряно смотрит на дядю Захара, пытаясь проснуться.

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
Вот ты где, оболтус...

ИГНАТ
Дядя Захар!

Игнат вскакивает со своего места и обнимает Захара.

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА.


7. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.УТРО

Игнат закончил рисовать портрет, получилось очень красиво и женщина похожа на себя. Прямо напротив Игната образуется пробка из машин. Они громко гудят. Игнат штрихует фон, который постепенно превращается в поле.

НАЧАЛО ФЛЭШБЭКА.




8. НАТ.ДОРОГА.УТРО

Поле ржи блестит и переливается золотом. По пыльной, широкой дороге медленно идет, та самая, шоколадная лошадь. Она тащит за собой телегу с сеном, на котором сидят Захар и Игнат.

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
Ну как там, в вашем Ленинграде, воздух та есть еще?

ИГНАТ
Да, машин много...

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
Как вы там живете? Не, город-то красивый, шо сказать, но дышать та не чем... Как родители?

ИГНАТ
Хорошо.

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
Игнатий, у тебя в следующем году выпускной, кем быть-то, надумал?

ИГНАТ
Да.

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
Ух... И кем же?

ИГНАТ
Художником...

Захар подскакивает на сене и удивленно смотрит на Игната.

ЗАХАР
(Говорит с украинским акцентом)
А батя-то знает про это?

Захар толкает Игната в плечо и громко смеется. Игнат краснеет.


9. НАТ.ДЕРЕВНЯ.УТРО

Телега едет по ровной, широкой дороге, по обе стороны от которой стоят большие срубы. Деревня производит впечатление очень зажиточной. Слышен лай собак и крик петухов.

Телега подъезжает к одному из срубов и останавливается. У высокого, свеже покрашенного, резного забора стоит высокая и статная женщина, ТЕТЯ КАТЯ(50+). Ее, пепельного цвета, густые волосы лежат толстой косой на обнаженном, загорелом плече.

Тетя Катя в длинном, светлом сарафане, поверх которого одет кружевной, со славянским узором, передник. Тетя Катя смотрит на Захара, на Игната и улыбается. Игнат видит ее, спрыгивает с телеги, подбегает к ней и крепко обнимает.

ИГНАТ
Тетя Катя!...

ТЕТЯ КАТЯ
Привет мой дорогой... Наконец-то ты до нас добрался...

Тетя Катя аккуратно отрывает от себя Игната и нежно на него смотрит.

ТЕТЯ КАТЯ
Дайка я на тебя посмотрю... Совсем большой стал... Заждались мы тебя... Да и не только мы...

Дверь в избе открывается и от туда выходит соседка ОЛЯ(15). Она в длинном, по фигуре, платье и с платком на голове. Оля очень красивая девушка, стройная, с тонкими чертами лица. Игнат смотрит на нее и перестает дышать, краснеет.

ИГНАТ
Оля...


10. ИНТ.ИЗБА ЗАХАРА.ВЕЧЕР

В светлой и просторной, с несколькими большими окнами, столовой накрыт длинный стол. Он ломится от еды и выпивки. За ним несколько человек, в торце сидит сильно захмелевший Захар. Он негромко, но очень чувственно, поет казачий романс. Все внимательно его слушают, женщины сидят с мокрыми от слез глазами. Игнат и Оля сидят напротив друг друга и часто переглядываются. Игнат указывает Оле на дверь. Оля что-то шепчет на ухо, сидящей рядом с ней, женщине. Та смотрит на Игната, улыбается ему и утвердительно кивает. Игнат и Оля быстро и бесшумно покидают столовую и избу.


11. НАТ.БЕРЕГ ОЗЕРА.НОЧЬ

Заснувшая поверхность лесного озера, будто черное зеркало, идеально отражает, на своей поверхности, звездное небо. Плакучие ивы склонились над застывшей, темной водой. Меж их живописных, черных стволов ярко горит костер. Он часто возмущенно фыркает, выбрасывая в небо сотни блестящих искр.

У костра, обхватив руками ноги, сидит Оля. Сейчас ее лицо, подсвеченное костром, особенно прекрасно. Она молча о чем-то думает. Рядом с ней сидит Игнат. Он время от времени подбрасывает в костер небольшие и корявые палки.

ОЛЯ
Игнат, а ты в Ленинграде вспоминаешь обо мне?

Игнат нежно смотрит на Олю. В его любящих глазах отражается огонь костра.

ИГНАТ
Очень часто... Оленька, я очень...

Оля смотрит на Игната и приставляет указательный палец к своим губам.

ОЛЯ
Тихо, молчи... Иди ко мне...

Игнат подсаживается к Оле и обнимает ее. Игнат и Оля чувственно целуются. Оля внимательно смотрит в глаза Игнату.

ОЛЯ
Запомни, Игнат, что бы дальше не случилось, как бы нас не разбросала жизнь, но у тебя есть человек, который о тебе думает и тебя ждет...

Игнат удивленно смотрит на Олю.

ИГНАТ
Оленька, ты о чем?

Оля грустно смотрит на огонь.

ОЛЯ
Война скоро будет... Страшная война... Я ее в снах своих вижу...

По щеке Оли катится слеза. Игнат и Оля молча сидят и смотрят на костер.

Затемнение экрана.

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА.


12. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.УТРО

Игнат показывает женщине ее портрет. Она в восторге. Женщина дает Игнату деньги, забирает свой рисунок и, довольная, уходит. Игнат, молча, точит карандаши.

Мимо Игната, в толпе, проходят молодые люди: два парня и две девушки. Они весело обсуждают выпускной и экзамены. Слышны обрывки фраз и громкий смех. Игнат внимательно их слушает. Толпа постепенно расплывается...

НАЧАЛО ФЛЭШБЭКА.

13. НАТ.НАБЕРЕЖНАЯ.УТРО

Ленинград 1941 г.22 июня.

Играет тревожная музыка.

Игнат(16) идет со своими одноклассниками по набережной Фонтанки. Их шесть человек: три парня и три девушки. В руках одного из одноклассников Игната открытая бутылка вина. Компания останавливается и эмоционально что-то обсуждает. Все смеются. К Игнату подходит одна из его ОДНОКЛАССНИЦ(16).

Музыка стихает.

ОДНОКЛАССНИЦА
Игнат, так ты в "Репу" поступаешь?

ИГНАТ
Да, на днях первый экзамен.

ОДНОКЛАССНИЦА
А что папа сказал? Он у тебя такой строгий...

На набережной появляется МУЖЧИНА(40+). Он видит компанию ребята и бежит в их сторону, одновременно громко кричит.

МУЖЧИНА
Что вы тут делаете? Бегите домой...

Мужчина поравнялся с компанией. У него искаженное от страха лицо.

МУЖЧИНА
Не до гулянок сейчас...

ИГНАТ
Что случилось та?

МУЖЧИНА
Война случилась... Немец на нас напал... Бегите домой...

Мужчина убегает. Все испуганные быстро расходятся.


14. НАТ.ПОЛЕ.ДЕНЬ

Дикое поле заросло высокой травой и полевыми цветами. Светит солнце, но к нему, со всех сторон, подступают, почти черные, грозовые тучи. Слышны раскаты грома и треск молний.

Играет тревожная музыка.

По полю, навстречу друг другу, бегут Игнат и Оля. Игнат в военной форме, за его спиной винтовка. Они что-то кричат и машут друг другу.

Камера поднимается и снимает все поле и ребят сверху.

Оля часто падает, но быстро встает и опять бежит. Ребята встречаются.

Камера плавно облетает их по кругу.

Игнат и Оля крепко обнимают друг друга.

Сильный порыв ветра и мощный ливень.

Обычные съемки.

Оля плачет и, сжимая руками лицо Игната, часто его целует.

ОЛЯ
Любимый, помни обо мне...

Молния ударяет в дерево, оно вспыхивает и ярко горит.

Игнат и Оля смотрят друг на друга. Вокруг струи дождя, а между ними, вдалеке, горящее дерево.

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА.


15. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.ДЕНЬ

Лицо Игната на фоне огня от зажигалки. Перед Игнатом стоит ВЕТЕРАН(70+) и прикуривает. Он в гимнастерке, которая вся в орденах. Ветеран подходит к Игнату и с интересом рассматривает его рисунки.

ВЕТЕРАН
Я тоже когда-то рисовал... Еще до войны... Но ты, я смотрю, профессионал?

Игнат улыбается ветерану.

ИГНАТ
Академия Художеств.

ВЕТЕРАН
Сколько стоит?

ИГНАТ
Ветеранам бесплатно, присаживайся...

Оба смеются. Игнат подвигает к ветерану стульчик.

Ветеран позирует Игнату, что-то эмоционально ему рассказывает и часто пьет из армейской фляжки.

ВЕТЕРАН
Ты то где служил?

ИГНАТ
Под Ленинградом, на Ладоге...

Ветеран сразу же стал серьезным.

ВЕТЕРАН
"Дорога жизни" значит... Страшное место было...

Игнат рисует ветерана. Они оба молча, что-то вспоминая.

НАЧАЛО ФЛЭШБЭКА.


16. НАТ.ЛАДОГА "ДОРОГА ЖИЗНИ".НОЧЬ

Очень темно. Игнат(17) сидит в тулупе и дырявой ушанке за зениткой. Он курит и внимательно всматривается в ночное небо. Из его рта клубится густой пар.

Слышен звук мотора и тусклый свет от фар полуторки. Машина медленно проезжает мимо Игната. В небе вспыхивает ракетница, она освещает машину: в ее открытом кузове сидит несколько закутанных людей. Слышен детский плач.

Вдалеке летит самолет. Звук его двигателя все ближе и ближе. Игнат резко разворачивает зенитку. На него летит немецкий "мессер". Игнат прицеливается и открывает по нему огонь, от чего становится светло, как днем. Сквозь его пальбу слышен визг, рассекающей воздух, бомбы. Игнат попадает в "Мессер", тот дымится и втыкается своим носом в лед, разбивая его, одновременно с эти взрывается и машина. Вместо нее теперь огромная полынья.

Около полыньи стоит несколько человек, среди них и Игнат. Все сняли свои шапки и молча смотрят на черную воду, сквозь которую виден свет фар, утонувшей машины. По поверхности плавает листок бумаги. Это чье-то письмо. Игнат пытается его прочесть, но все слова растеклись, кроме последних: "Я тебя люблю!"... Листок, намокнув, беззвучно тонет. Свет фар постепенно гаснет.

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА.


17. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.ДЕНЬ

Игнат все еще рисует ветерана, получается очень красиво. Ветеран уже сильно захмелевший.

ВЕТЕРАН
У тебя жена-та есть?

Игнат смотрит на ветерана. Его глаза блестят.

ИГНАТ
Я тогда в госпитале лежал... С ранением...
НАЧАЛО ФЛЭШБЭКА.


18. ИНТ.ГОСПИТАЛЬ.ВЕЧЕР

Большое, сильно вытянутое, помещение госпиталя заставлено койками с ранеными. На одной из таких коек лежит Игнат. Он разговаривает со своим соседом. Вся его голова перевязана, видны только глаза. В помещение входит молодая девушка в белом халате с сумкой почтальона. Она раздает письма раненым. Игнат замирает. Девушка вытаскивает очередной конверт.

ДЕВУШКА ПОЧТАЛЬОН
Игнат Кузнецов...

Игнат поднимает руку.

Игнат лежит и быстро читает письмо. Дочитав его, он закрывает глаза. Его бинты на лице темнеют от влаги слез. Рука с письмом падает на кровать.

Мы видим само письмо. Почерк очень неразборчивый, видно что пишущий его человек, очень спешил или нервничал, но концовка написана понятно. Звучит голос мамы Игната.

ЗК (МАМА ИГНАТА)
"... Дорогой мой сыночек, я не знаю, как тебе это сказать... деревня дяди Захара была полностью оккупирована немцами и когда они оттуда уходили, то сожгли все дома... Вместе с жителями... Дяди Захара и тети Кати больше нет... Твоя Олечка... была с ними... Будь проклят фашизм и эта война..."

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА.


19. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.ДЕНЬ

Ветеран сидит на раскладном стульчике и задумчиво покачивается.

ВЕТЕРАН
Да-а-а... Потрепала нас жизнь... Вспоминать страшно...

Игнат закончил портрет. Он ставит внизу листа свою подпись, пробегается по нему мягкой тряпкой, смахивая пыль и остатки резинки и разворачивает его "лицом" к ветерану. Ветеран в восторге...


20. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.ВЕЧЕР

Солнце уже зашло за крыши домов, но еще светло, как днем. На Невском толпа из, хаотично двигающихся, людей.
В нескольких метрах от Игната расположились музыканты. Они играют джаз, вокруг них стоят люди и слушают их, подтанцовывая.

Игнат рисует очередного человека - это молодой ПАРЕНЬ (30). Он в длинном плаще, в остроносых ботинках и в шляпе с широкими полями, из под которой торчит косичка, темных волос. Парень что-то рассказывает Игнату. Игнат, время от времени, смеется.

ПАРЕНЬ
А вы, Ленинградец?

ИГНАТ
Да, всю жизнь здесь прожил и не вижу себя в другом городе.

ПАРЕНЬ
Вот и я тоже... Это...

Парень делает рукой круговое движение.

ПАРЕНЬ
Это город мечты... Помните эти великие строчки...

Парень вскакивает со своего места, все на него смотрят. Он снимает свою шляпу и встает в позу чтеца. Парень закрывает глаза и вдохновенно читает стихи Осипа Мандельштама.

ПАРЕНЬ
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток...

Игнат восторженно на него смотрит. Все вокруг мерцает и расплывается.

НАЧАЛО ФЛЭШБЭКА.


21. ИНТ.КВАРТИРНИК.ВЕЧЕР

Ленинград. Середина семидесятых.

Небольшое помещение с длинным, во всю комнату, столом. За ним сидит много людей. Им всем очень тесно. Мы видим Игната(50+), рядом с ним сидит симпатичная девушка МАЙЯ(20+).

Прямо напротив них, у стола, стоит БРОДСКИЙ (30+) и читает все те же стихи Осипа Мандельштама.

БРОДСКИЙ
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Бродский заканчивает читать и опускает голову. Все восторженно ему аплодируют.

БРОДСКИЙ
Великий Осип Мандельштам!

Бродский садится на свое место и с кем-то общается, пьет и смеется.

Майя с интересом смотрит на Игната.

МАЙЯ
Игнат, вы очень талантливый художник, но...

Игнат улыбается Майе.

ИГНАТ
Но?

МАЙЯ
Но вы какой-то совсем ни советский...

ИГНАТ
Согласен, Майя, в противном случаи я бы сейчас здесь не сидел... Как и вы впрочем? А вы чем дышите?

МАЙЯ
Я искусствовед.

ИГНАТ
О, как! Думаю, что нам есть о чем поговорить... Может уйдем от сюда?

Майя нежно смотрит на Игната и соглашается.


22. НАТ.НАБЕРЕЖНАЯ НЕВЫ.НОЧЬ

Играет музыка.
Набережная темная, лишь изредка ее освещают, покачивающиеся от летнего ветра, уличные фонари. Ни машин, ни людей.

Игнат и Майя медленно идут по набережной. Игнат, жестикулируя, что-то рассказывает. Майя смеется.

Игнат и Майя стоят у гранитного ограждения и пьют вино. Игнат эмоционально читает стихи. Майя влюбленно на него смотрит.

Светает. Мосты разведены. Игнат и Майя целуются, смеются и куда-то бегут.


23. ИНТ.МАСТЕРСКАЯ ИГНАТА.УТРО

Помещение мастерской высокое, просторное и очень светлое. Вдоль всех стен аккуратно стоят холсты разного размера. На, сколоченной из досок, антресоли, на широком, толстом матрасе, сидит, обнаженная Майя. Она смотрит вниз, где за мольбертом стоит Игнат и рисует. Майя встает, заворачивается в простыню и спускается вниз.

ИГНАТ
Как спалось?

Майя подходит к Игнату и обнимает его.

МАЙЯ
Как принцессе... На горошине!

Оба смеются. Майя и Игнат садятся за круглый стол в углу мастерской и пьют кофе. Майя смотрит на картины Игната.

МАЙЯ
Тебе нужна персональная выставка. Люди должны увидеть эту красоту.

ИГНАТ
Да я не против. Вот только как? А главное где?

Майя хитро смотрит на Игната.

МАЙЯ
Ну я надеюсь, что против выставочного зала в Союзе Художников ты ни чего не имеешь? А там и до Манежа недалеко...

Майя встает и ходит по мастерской, рассматривая работы Игната.



МАЙЯ
Как в жизни все интересно: талантливые люди сидят и пишут в стол, бездари же у всех на слуху...
И выставки у них, и пресс-конференции, статьи, телевидение... Это не правильно! Я хочу это исправить!

Майя подходит к Игнату, обнимает его за плечи и заглядывает ему в лицо.

ИГНАТ
Революционерка ты моя... Любимая!

Игнат и Майя целуются.


24. ИНТ.СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ.УТРО

В выставочном зале много людей. Официант с подносом разносит шампанское.

На белых стенах зала висят портреты, пейзажи, натюрморты.

В центре зала стоит Игнат, дает автографы и общается с людьми. Он в джинсовом костюме. Рядом с ним стоит счастливая Майя.


25. ИНТ.МАНЕЖ.УТРО

Огромное помещение выставочного зала забито людьми. Они, небольшими группами, медленно и важно дефилируют вдоль стен и отдельно стоящих высоких стендов, завешенных картинами в дорогих рамах.

Несколько официантов бесшумно передвигаются по всему залу с подносами шампанского и вина.

У входа в зал стоит Игнат и дает интервью корреспонденту с телевидения. Рядом стоит Майя и улыбается.


26. ИНТ.МАСТЕРСКАЯ ИГНАТА.ДЕНЬ

Ленинград. Конец восьмидесятых.

В мастерской Игната играет классическая музыка.

На верхней антресоли, которая уже не из досок, а из резных, дубовых, покрытых лаком, бревен, лежит, на широкой кровати, Майя. Она читает книгу по искусству. На ее пальце обручальное кольцо.

Игнат(60+) стоит за мольбертом, курит и пишет маслом портрет одного из высокопоставленных чиновников, чья цветная фотография висит рядом. Игнат выглядит гораздо моложе своих лет и по его лицу видно, что он счастлив. На нем длинный, весь в масле, халат.

На стенах висят картины в дорогих рамах, дипломы, сертификаты, медали.

Во входную дверь звонят. Игнат аккуратно протирает кисти, на его правой руке тоже обручальное кольцо, кладет их в банку с растворителем и направляется к входной двери. Раздается голос Майи.

Игнат открывает входную, металлическую дверь. Перед ним стоит парень, Мочало(30), а за ним еще двое, примерно такого же возраста. Они очень похожи: рост ниже среднего, накаченные, лысые и с круглыми, пустыми глазами.

ИГНАТ
Вы к кому?

МОЧАЛО
К тебе, блядь, художничек...

Мочало переглядывается со своими бойцами. Подходит вплотную к Игнату, отодвигает его рукой и все трое оказываются внутри мастерской.


27. ИНТ.БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА.ДЕНЬ

Игнат вновь в больнице, как и тогда в далекие сороковые. Он весь в бинтах. Его тела в ссадинах и ожогах. В палату заходит СЛЕДОВАТЕЛЬ (50). Он в милицейской форме и с пакетом фруктов в руках. Следователь подходит к Игнату, который лежит с закрытыми глазами, и кладет фрукты на тумбочку.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(Говорит почти шепотом)
Здравствуйте, Игнат.

Игнат медленно открывает глаза и смотрит на следователя.

ИГНАТ
Что... Что со мной? Где я? Где моя жена?

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вы в больнице, но с вами уже все хорошо. Состояние стабильное.

ИГНАТ
Где Майя?

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вы главное не волнуйтесь...

ИГНАТ
Где она?




СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вас, двоих, вытащили из огня, в вашей мастерской произошел сильный пожар... Вашу жену... В общем она получила ожоги несовместимые с жизнью... Примите мои соболезнования.

Игнат отрешенно смотрит на следователя, отворачивается и беззвучно рыдает.

ИГНАТ
И она сгорела... Что же я одно несчастье любимым приношу.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
У нас есть подозрение, что это был неслучайный пожар, все указывает на...

ИГНАТ
Их было трое... Они вломились ко мне в мастерскую ... Помню только кастет...

СЛЕДОВАТЕЛЬ
А вы помните, как они выглядели? Вы сможете их опознать?

ИГНАТ
Ни чего не помню... Они были в спортивных костюмах...

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Понятно. Бандиты значит. А как вы думаете, что им надо было от вас.

ИГНАТ
Мои картины. Я недавно отказался продавать их, одному из них. Хоть одна уцелела?

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Мы ни одной не нашли.

Игнат смотрит в никуда отрешенным взглядом.

ИГНАТ
Твари!


28. НАТ.УЛИЦА.ВЕЧЕР

Игнат, в мятом пиджаке и с перебинтованной рукой, идет по улице. Он сильно постарел.

У входа в магазин, прямо на ступенях, сидит та самая Маруся. Игнат подходит к ней, смотрит на нее и садится рядом.
Он достает из кармана пачку сигарет и угощает Марусю. Та, не смотря на Игната, берет у него сигарету, а в ответ протягивает ему свою трясущуюся, костлявую руку.

МАРУСЯ
Маруся.

ИГНАТ
Игнат.

Игнат и Маруся молча курят. Каждый думает о чем-то своем.

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА.


29. НАТ.ПИТЕР.КАТЬКИН САД.ВЕЧЕР

Солнце окончательно скрылось и начинает смеркаться. Включили уличные фонари. Народу, как и машин стало намного меньше.

Игнат медленно собирает свой этюдник. Мимо него проходит пожилой и спившийся БОМЖ(60). Его пунцовое лицо все в буграх, а глаза красные, от лопнувших сосудов. На нем рваная куртка, явно с чужого плеча, мятые брюки и ботинки без задников, одетые на голые ноги. Бомж видит Игната, подходит к нему и садится рядом с ним, прислонившись спиной к ограде садика. Он достает недопитую бутылку без этикетки и стукает ее об Игната.

БОМЖ
Будешь?

Игнат грустно на него смотрит.

ИГНАТ
Нет. Благодарю. И тебе не советую.

БОМЖ
Я всю жизнь горбатился... На эту страну. Всю войну прошел, а сейчас оказался ни кому не нужный. Я...

ИГНАТ
Где воевал?

Бомж напрягся, он явно пытается что-то вспомнить, но у него ни чего не получается.

БОМЖ
Где-где? А хер его знает... Не помню я. Ни чего не помню... Все забыл!

Игнат встает со своего стульчика и медленно уходит, оставив все.

БОМЖ
Э, мужик... Ты свой ящик забыл!
Игнат останавливается, медленно поворачивается и жалостливо смотрит на бомжа.

ИГНАТ
Это все тебе! Оно тебе нужнее! Рисуй и... Вспоминай... Ведь Память - это единственное, что мы забираем с собой в вечность!

Игнат, разворачивается и уходит.

Бомж очень удивлен. Он садится на стульчик Игната и с интересом рассматривает этюдник. Бомж его открывает, там лежит лист белой бумаги. Он берет остро-наточенный карандаш и пытается что-то на нем нарисовать. Бомж улыбается.


30. НАТ.НАБЕРЕЖНАЯ НЕВЫ.НОЧЬ

Вид сверху.

Тишина. На набережной очень много темных силуэтов людей. Все молча стоят и чего-то ждут.

Раздается оглушительный выстрела и через пару секунд все небо светится от разноцветных огней салюта.

Громко играет "День Победы".

Во весь экран счастливое лицо Игната. Камера медленно отъезжает. Рядом с Игнатом стоит Оленька, дядя Захар, тетя Катя, Майя и много незнакомых лиц. Все улыбаются.

Экран темнеет.

Титры.

Конец фильма.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ночная фея (WitaliDIESEL & LionNR)

Присоединяйтесь 




Наш рупор





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft