16+
Лайт-версия сайта

Жанр романса. Э.Качанов

Литература / Статьи / Жанр романса. Э.Качанов
Просмотр работы:
12 февраля ’2016   22:45
Просмотров: 15617

Мой канал в ютюбе - https://www.youtube.com/user/Eduard4687

Эта небольшая статья о жанре романса написана по результатам моих наблюдений за творчеством некоторых авторов, чьи работы неоправдано относят к жанру романса и которые таковым не являются по ряду признаков. Возможно, в чем-то спорная, но, полагаю, будет интересна многим авторам сайта и любителям лирической песни. Несомненно, важно само произведение и его достоинства. Отнесение к жанру все же является часто условным.
Но, в любом случае, некоторая ясность или информация в этом вопросе не помешает.

ЖАНР РОМАНСА

Романс как песенный жанр весьма популярен в славянских постсоветских странах. Этот жанр по прежнему любим и по прежнему к нему обращаются композиторы как к выразительному средству социальных и лирических тем.
Но что такое романс? Какие произведения можно отнести к жанру романса?
Точной грани между песней и романсом провести нельзя. Сам термин возник в Испании в средние века, первоначально романс – это бытовая песня на родном для Испании «романском» языке на социальные темы.
В России термин «романс» стал применяться с начала 19 века и, в отличии от более широкого понятия песни, обозначал сольную песню с обязательным инструментальным сопровождением и с использованием более сложных средств выразительности и музыкальной композиции.
Стремление отразить смену поэтических образов и лирических настроений приводит к использованию разнообразных музыкальных форм, более сложных, чем простая куплетно-припевная форма, характерная для бытовой песни. Кроме того, стремление передать в музыке интонации поэтической речи приводит также к созданию романса декламационного типа. .
Например, романс «Две розы» С.Покрасса имеет 4-х частную форму с переменным размером. Современные романсы имеют более простую форму, более близкую к бытовой песне. Всем известная песня Ю.Липатова и М.Матусовского «Сиреневый туман» отнесена авторами к жанру современного городского романса.
Инструментальные партии в романсах обычно не сводятся к простому сопровождению голоса, а существенно дополняют художественно-образное содержание, нередко она равноправна с вокальной партией. Последнее - одна из отличительных черт романса.
Романс - это основной жанр вокальной камерной музыки напевного характера и имеет много разновидностей: элегия, баллада, драматический монолог и пр., то есть ритмически разнообразен. Другими словами, современный романс может иметь разную ритмическую основу как балладного характера, так и танцевальные ритмы, латино, роковую или джазовую основу, .
Еще одной, пожалуй, главной отличительной чертой романса является лирический характер текста, тонко и глубоко передающий душевный мир человека, отражая широкий круг явлений действительности. К жанру романса прибегали и в классической музыке многие известные композиторы – от Глинки, Балакирева, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова и до Бетховена, Шопена, Листа, Грига и других.
Следует отметить, что название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера, так что «инструменталки» также могут быть в жанре романса, хотя очертить рамки этого жанра весьма затруднительно. Наверное, короткое произведение напевного характера, как минимум. Хотя есть родственные музыкальные формы, такие как ноктюрн, элегия, кассации, серенада и разграничить их весьма проблематично. Наверное, в этом случае термин «романс» имеет ассоциативное значение с песенной формой.
Если подытожить вышесказанное, то к характерным признакам вокального романса можно отнести следующие.
1. Это вокально-инструментальное произведение камерного типа напевного характера, то есть для небольшого состава исполнителей, часто под аккомпанемент фортепиано или гитары, ритмически может быть разнообразным;
2. Текстом для романса служит лирическое поэтическое повествование, как правило, без повторяющегося текстового припева, но есть и исключения. Например, романс «Ямщик, не гони лошадей».
3. Усложненные инструментальные партии или аранжировки как по содержанию, так и по композиции, как правило.
Но все же, по видимому, главное – это характер текста и напевность...
Однако русский романс все же выделяется своим необычным колоритом лирики и мелодизма, хотя к созданию некоторых популярных классических романсов приложили руки авторы не русского происхождения.
Русский романс – это огромный пласт музыкальной культуры народа и в своем роде, как жанр, уникален. Многие русские романсы хорошо знают, любят и поют во всем мире. Среди тех, кто создавал эти маленькие музыкальные шедевры, мы встречаем не только русские имена, но и имена людей самых разных национальностей. Конечно, русский язык, русская культура стали для этих людей родными, послужили основой их творчества. Речь идет только об этническом происхождении некоторых создателей русского романса – музыкантов, поэтов, исполнителей. Наверное, в качестве примера будет интересно узнать авторские истории некоторых популярных классических русских романсов.
«Очи черные! Очи страстные!» . Авторство романса принадлежит украинцу Евгену Гребинке, еврею Сойферу Гердалю и французу Флориану Герману.
Текст к романсу написал украинский писатель Евген Павлович Гребинка, посвятив его черноглазой девушке Марии, внучке владельца соседнего с ним имения отставного штабс-капитана Василия Григорьевича Ростенберга. Текст был написан за одну ночь без единой поправки. Вскоре Евген и Мария поженились и уехали в Петербург. После очередного переиздания стихов Евгена Гребинки стихотворение «Очи черные!» прочитал еврейский музыкант Сергей (Сойфер) Гердаль. Он использовал для создания романса мелодию вальса французского композитора Флориана Германа. Сергей обработал ее, убрал все лишнее, и мелодия связалась с прекрасным текстом Евгена Гребинки.
Очи черные! Очи страстные!
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я в недобрый час!
Ох, недаром вы глубины темней,
Вижу траур в вас по душе моей,
Вижу пламя в вас я победное -
Сожжено на нем сердце бедное.
Но не грустен я, не печален я,
Утешительна мне судьба моя.
Все, что лучшего в жизни Бог дал нам,
В жертву отдал я огневым глазам.
Следует заметить, что среди романсов, написанных Герделем, есть еще один популярный романс «Милая, ты услышь меня…». Текст написал он сам, а музыку позаимствовал из вальса австрийского композитора Эмиля Вальдтейфеля.
«Ямщик, не гони лошадей». Авторы этого знаменитого романса немец Николай фон Риттер и еврей Яков Фельдман. Их слайная встреча произошла в 1913 году в московском издательстве Ямбора. поэт обрусевший немец Николай фон Риттер и начинающий композитор Яков Фельдман. Оба приехали, чтобы издать свои произведения. Поэт показал молодому музыканту свои стихи, и Яков отобрал некоторые из них, чтобы положить на музыку. Среди них было пронзительное стихотворение “Ямщик, не гони лошадей!”, сразу пленившее музыканта своими большими чувствами и трагедийным звучанием, неизбывной печалью и высокой искренностью. . Первой испольнительницей этого романса была молодая, но уже популярная певица-сопрано Агриппина Сергеевна Гранская.. Аккомпанировал ей на рояле будущий супруг Яков Фельдман. После этого концерта они часто выступали вместе, составляя яркие концертные программы из романсов и оперных арий.
Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь.
Припев: Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить…
Ямщик, не гони лошадей.
Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
Но память – мой злой властелин,
Все будит минувшее вновь.
Припев.
Все было лишь ложь и обман,
Прощай и мечты, и покой,
И боль незакрывшихся ран
«Я ехала домой!». Автор этого романса - графиня Мария Яковлевна Пуаре, петербургская актриса, известная под артистическим псевдонимом Марусина. Необычная фамилия свидетельствовала о французском происхождении актрисы. Романс появился не случайно. Он отразил бурную личную жизнь актрисы, ее любовь к одному из самых заметных и прогрессивных людей того времени князю Павлу Долгорукову, создателю партии кадетов (конституционных демократов).
Когда началась русско-японская война, Мария Пуаре договорилась с издателем газеты “Новое время” А.Сувориным о поездке на Дальний Восток собственным корреспондентом. Она не только писала для своей газеты стихи, очерки и репортажи, но нередко выступала перед солдатами с концертами, поднимая их боевой дух.
Окончена бесславная русско-японская война. Переполненная впечатлениями, Мария возвращается домой. Она подолгу стоит у окна вагона, любуясь бесконечными российскими пейзажами. И в голове возникают строчки новых стихов вместе со страстной лирической мелодией:
Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой
каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.
Я ехала домой… Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.
Я ехала домой… Сквозь розовый вуаль
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купалась.
Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз,
О, если б никогда я вновь не просыпалась.
Романс “Дорогой длинною” (“Ехали на тройке с бубенцами…”) в репертуаре многих исполнителей русского романса. Но мало кто знает, что текст его написал обрусевший поляк Константин Подревский. Он рано ушел из жизни, и написал немного, но в истории романса остался навсегда.
Композитор Александр Дюбюк из обрусевшей французской семьи. Он был прекрасным пианистом, преподавал в консерватории, и написал около сотни романсов на стихи русских поэтов. Наиболее популярны его романсы “Моя душечка”, “Улица, улица, ты, брат, пьяна”.
Многим композиторам конца 19 начала 20 века нравился поэт Даниил Максимович Ратгауз. Стихи его отличались особой мелодичностью, глубокой чувственностью и печалью. Не случайно на его тексты писали романсы Римский-Корсаков, Рахманинов, Кюи, Аренский, Глиэр, шесть своих последних романсов создал Чайковский. (“Мы сидели с тобой…”, “Снова как прежде один…” и др.) Ратгауз происходил из немецкой семьи, отец его был банкиром, почетным гражданином города Харькова.
В создании русских романсов участвовали и еврейские музыканты и поэты. Михаил Петрович Гальперин был очень плодовитым литератором: он писал прозу, поэзию, пьесы, занимался переводами и журналистикой, сочинял либретто опер и оперетт. Написал он и несколько романсов. Самые знаменитые – “Ветка сирени” с музыкой А.Волошина, “Старая сказка” с музыкой Б.Прозоровского.

По материалам популярных изданий, музыкальной литературы и Интернета.
Эдуард Качанов.






Голосование:

Суммарный балл: 70
Проголосовало пользователей: 7

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 12 февраля ’2016   23:33
Эдуард, спасибо большое за интересную статью!
     

Оставлен: 12 февраля ’2016   23:57
Прочёл с интересом, Эдуард!             

Оставлен: 13 февраля ’2016   00:19
Очень интересно и познавательно!

Оставлен: 11 мая ’2016   11:13
Приятная реакция, спасибо!


Оставлен: 11 мая ’2016   10:21
Эдуард, спасибо большое за статью!
Познавательно и полезно!
   

Оставлен: 11 мая ’2016   11:14
Спасибо за внимание! Рад, что статья с пользой...


Оставлен: 06 октября ’2017   23:35
Эдуард, спасибо за очень полезную информацию! И за Ваш труд!
97

Оставлен: 07 октября ’2017   22:40
Спасибо за визит и приятную для меня оценку данного опуса! Приятно то, что это кому-то еще интересно... Без споров и агрессии, было и такое... Я рад, что эта информационная компиляция интересна...



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

125
ОЖИДАНИЕ - о любви

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Научите меня прощать. Заходите друзья послушайте новое направление в создании песни.
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/nastroenie/2541276.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft