16+
Лайт-версия сайта

Повседневная жизнь сибирского школьника в годы войны (по материалам дневника П.П.Капитонова)

Литература / Статьи / Повседневная жизнь сибирского школьника в годы войны (по материалам дневника П.П.Капитонова)
Просмотр работы:
06 июня ’2020   11:04
Просмотров: 7303

Повседневная жизнь сибирского школьника в годы Великой Отечественной войны (по материалам дневника П.П.Капитонова)

В июле 2014 г. мне в руки попал интересный, ранее непубликовавшийся документ, предоставленный омским поэтом Л.П. Капитоновой. Оказалось, что её муж, журналист Павел Петрович Капитонов, на протяжении многих лет вёл дневник. Меня особенно заинтересовали страницы дневника военных лет[1].

Но прежде стоит сказать об авторе дневника. Павел Петрович Капитонов (02.03.1927, с. Зарослое, Конюховский район, Северо-Казахстанской области КазАССР, РСФСР -12.06.1998, Омск, РФ) родился в крестьянской семье. В 1944 - 53 гг. служил в рядах Советской Армии, из них 6,5 лет (1946-53) на о. Кунашир (Курильские острова). В 1953-58 гг. окончил ф-т журналистики КазГУ (Алма-Ата). Позже работал в газете «Ленинская смена» (Алма-Ата). В 1959-61 редактировал газету «Кустанайский комсомолец». В 1961-65 - замредактора газеты «Молодой целинник» (Целиноград). В 1965-90 гг. - корреспондент ТАСС-КазТАГ по Кокчетавской обл. В Омске жил постоянно с 1997 г. Похоронен 14 июня 1998 г. на Дружинском кладбище г. Омска.

Детский дневник - это совершенно особый исторический источник, который требует к себе внимательного отношения. С одной стороны, ребёнок не всё может понять и оценить абсолютно адекватно, с другой стороны, детская непосредственность даёт возможность острее, эмоциональнее отразить некоторые переживаемые события. Один из самых известных дневников войны - всемирноизвестный «Дневник Анны Франк». Записи дневникового характера 13-летней девочки-еврейки охватывают период, когда её родные Нидерланды попали под гнет нацистов, Анна, скрываясь, вела дневник, в котором описывала все события, происходившие с ней.

Дневник Павла Капитонова - дневник русского мальчика, переживающего трудности военного времени в тылу. Дневник состоит из тетрадей, относящихся к 1942-1945 гг. Из них к школьному периоду жизни автора имеет отношение лишь тетради за 1942 год. В это период Павел, отучившись в родном селе Зарослое 7 классов, осенью 1941 г. пришёл пешком на станцию Булаево за 25 км от родного села, чтобы завершить восьмилетнее образование. Попал сюда 14-летним подростком и встретил здесь, на станции свой 15-летний день рождения.

Станция Булаево в тот момент времени относилась к Северо-Казахстанской области. Но создание этой области в 1936 г. и включение в состав Казахстана Петропавловска - одного из пунктов знаменитой Транссибирской магистрали - с прилегающими территориями, было столь же волюнтаристским актом, как и включение Крыма в состав Украины. Ведь исторически это была территория Южной Сибири с практически однородным русским населением. Булаево - это тоже станция Транссиба.

На станции Булаево Павел жил «квартирантом» в частных домах. При этом активно помогал по хозяйству (в первую очередь убирал навоз, носил воду, рубил дрова). Мальчик очень скучал по дому и изредка, когда появлялась возможность, отправлялся домой в Зарослое (когда на попутной подводе, когда и пешком). В дневнике школьника с 11 февраля 1942 г. по 1 июня 1942 г. можно увидеть некоторые особенности жизни быта и культуры сибирского села того времени. Рассмотрим их по группам. Естественно, Павел Капитонов описал лишь какие-то значимые, заметные моменты, но и они весьма интересны. Я попытался вычленить самое важное.

Продовольственные и бытовые трудности

Больше всего вниманию уделено в дневнике этому вопросу, потому что мальчик нередко голодал.

1. Основными продуктами его питания были картошка, хлеб, молоко, яйца. В исключительных случаях к ним добавлялись (в качестве гостинцев) мясо, выпечка, сушёные яблоки. Все эти продукты передавались родителями из Зарослого в Булаево с оказией, а хозяйка квартиры, где жил Павел, должна была за плату не только предоставлять кров, но и готовить для ребёнка. Увы, хозяйки (их за время жительства мальчика в Булаево было две) далеко не всегда это делали.

Вот характерная запись от 23 апреля 1942 е. «Встал в 8 ч. Хозяйка пекла пирожки и мне один как-то дала. Но завтрака не последовало. Прямо кушать охота, а она не изволит чего-нибудь дать, потому что очень скупая. Ладно. Уроки приготовил, стал собираться в школу, обеда не последовало. Уже сутки как ничего не ел. В школе ребята спрашивают: почему-то ты невесёлый сегодня? Поневоле будешь невесёлый, когда не поешь сутки. Едва ноги волочишь за собой. А из дому не везут, наверно потому, что никто сейчас не ездит в Булаево из-за дороги. После уроков едва сходил на конный двор, но никто не приезжал. Пришёл домой, сел и так сидел долго. Потом хозяйка бросила кусок. Подкрепился и лёг спать. Вот оно ученье-то на чужой стороне!»

2. Иногда по поручению матери Павел менял выращенный родителями табак на соль и иные необходимые продукты. Натуральный обмен производился на базаре.

3. Нередко в качестве повседневного пункта питания школьником использовался … ресторан. Это не был ресторан в довоенном или современном понимании. По сути это была общественная столовая. Чаще всего там питались эвакуированные, железнодорожники, приезжие. Просто пили стакан чая или заказывали тарелку супа. Иногда брали кусок хлеба и с ним шли в ресторан, чтобы съесть этот хлеб с чаем или супом. Упоминания об этом есть на многих страницах дневника Павла. Но иногда и в ресторане нечего было покушать.

4. Если имелась наличность, можно было купить некоторые продукты на базаре. Но это было в случае с Павлом редкостью. Деньги у него не водились.

5. Павел упоминает нехватку керосина, в связи с этим хозяйки комнат, где он проживал, не давали ему засиживаться над книгами вечерами.

Жизнь школы.

1. Война с фашизмом предопределила военные и практические занятия старших школьников. Восьмиклассники изучали военное дело, стреляли из винтовки, маршировали, ползали по-пластунски, бегали в противогазах.

2. Большое внимание в жизни школьников уделялось преподаванию тракторного дела. Это имело важное практическое значение. Во-первых, подростки, могли заменить, взрослых на полях, во-вторых, трактористы активно использовались на фронте, ну и, в-третьих, устройство танка и трактора имеет много общего.

3. Старшеклассникам поручалось заниматься с неграмотными односельчанами. За каждым успевающим учеником закреплялся неграмотный (а то и двое) и они должны были научить его грамоте.

4. Отмечена в дневнике активная общественная работа школы. Проведение воскресников, лекций, кампании по вступлению в комсомол. Большое значение придавалось проведению политзанятий, где зачитывали важнейшие политические решения партии и правительства. В частности, в записи от 7 мая 1942 года упомянута «Нота Молотова». Без сомнения эта знаменитая «Нота народного комиссара иностранных дел тов. В.М. Молотова «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления»» от 27.04.1942.

5. Несмотря на то, что Павел учился хорошо, боязнь остаться на второй год была сильна. Когда уже учёба в 8-м классе завершалась, он стал бояться, что не сдаст экзамен по геометрии. Он уже ждал и не мог дождаться, когда закончится его голодная булаевская жизнь. Вот характерная запись в дневнике за 23 мая 1942 г. (В этой записи есть и другие интересные темы, упомянутые выше). «Боязнь за то, что не сдам геометрию, охватила меня. Сколько средств было затрачено на меня! Как страдали из-за меня дома! А как я сам страдал семь с половиной месяцев, как жил – это страшно подумать, что я останусь на 2-й год в 8-м классе. А ведь я сам напросился учиться здесь. Меня мама сильно не отпускала. Ученики отвечают все. Потом я взял билетик, самый последний. Три вопроса – я их знаю. Обдумываю, решаю задачи, за которые боялся больше всего. Ответил на все вопросы. Пошёл домой на квартиру. А кушать нечего. Хлеб вышел. Картошка есть, но хозяйка не варит. Пошёл в ресторан – там только чай, да и того не дождёшься. Потом приехал односельчанин и привёз хлеба, яиц и т. д. Покушал. Хозяйка сварила картошек, но ничего не сказала. Я увидел, что в моем чугунке и начал кушать».

Игры Павла и его сверстников

В дневнике Павла Капитонова упомянуты и некоторые игры, которыми увлекались ребята его возраста в свободное время. Я составил этот список.

1. Настольные игры: домино, карты (в том числе на деньги), шашки, шахматы.
2. В чехарду.
3. В чику (на деньги).
4. В снежки (когда позволяла погода).
5. Игра на мандолине.

Книги, прочитанные Павлом

Книги, которые читал Павел Капитонов - книги обычного советского школьника. Это классические книги по программе обучения, это приключенческие и фантастические романы. Видно, что читал мальчик с большим увлечением. Вот список книг, прочитанных им за пять месяцев (с февраля по конец мая 1942 г.). Даю так, как записано им в дневнике  : «Рассказы о пограничниках», «Морская тайна», «Марсельцы», «День разгорается», «Дети капитана Гранта», «Кочуй счастливо», «Герой нашего времени», «Беглец», «Избранные произведения» Лермонтова, «Рассказы» Фраермана, «Берко-Кантонист», «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Истребитель 2z», «Таёжные походы», «Остров сокровищ».

Клуб

Огромную роль в жизни молодёжи того времени играл клуб. Туда шли старшеклассники часто после того как сделали уроки, чтобы интересно провести время и пообщаться. Обычно главным событием вечера было кино. Павел в дневнике обязательно упоминает название фильма, который он посмотрел. В итоге получился вот этот список: «Конёк Горбунок», «Романсисты», «Боевой киносборник № 7», «Бабы», «Антон Иванович сердится», «Валерий Чкалов», «Дело Артамоновых» «Музыкальная история», «Свинарка и пастух», «Пятый океан», «Сокровища погибшего корабля», «Мы из Кронштадта», «Суворов», «Боевые будни», «Боевой киносборник № 2», «Волга-Волга», «Разгром немецких войск под Москвой».

Помимо кино в клубе также проводились концерты, лекции. В частности, в дневнике старшеклассника есть упоминания о публичных лекциях. Одну лекцию «О международном положении» он посчитал скучной. Периодически в клубе проводились школьные концерты и театральные постановки. Вероятно, это были и приезжие профессиональные артисты, и местные артисты-любители. Павел упоминает один спектакль - «Антон Кречет».

Таким образом, дневник Павла Капитонова представляет любопытный документ эпохи, который заслуживает внимания историков. Надеюсь, в ближайшее время он будет опубликован. В нём нашли отражение бытовые и продовольственные трудности, переживаемые населением тыловой станции. В то же время из дневника видно, что здесь, в Булаево, продолжали активно работать все учреждения образования и культуры, велась активная работа по профессиональной подготовке молодёжи, проводились пропагандистские и воспитательные мероприятия.

Немного скажу о том, что было дальше с автором дневника. После 8 класса Павел Капитонов вернулся в родное село Зарослое, где и трудился в колхозе вплоть до призыва в армию в декабре 1944 г. (на фронт он не попал). Труд в деревне в годы войны был нелёгким. Вот что П.П. Капитонов вспоминал позднее в одной из своих статей. «В сёлах, где не имелось средней школы, все после окончания семилетки (а кто и её не заканчивал), шли в колхоз и круглый год выполняли самые разные крестьянские работы, ранее под силу мужчинам и женщинам. Весной пахали, боронили, сеяли, летом заготавливали корма для общественного и домашнего скота, осенью убирали хлеб, огородные культуры. Затем отвозили эту продукцию на железнодорожную станцию в счёт госпоставок, а, значит, и для фронта: в любую погоду. Всё это делалось на лошадях, быках, коровах. Где и вручную, так как техники было очень мало. Некоторые, покрепче физически, управляли колесными, гусеничными тракторами. Сельчане жили очень бедно, одевались плохо. Питались скудно. Выживали, можно сказать, на картошке с огорода да молоке от домашней кормилицы - коровы. Мука для выпечки хлеба была с примесью лебеды, отрубей, берёзовой коры»[2].

Подростки военного тыла сыграли огромную роль в приближении Великой Победы, проявили подлинное мужество. Долг современных законодателей учесть это. Тем подросткам военных лет, кто имеет трудовой стаж, должны быть предоставлены дополнительные надбавки к пенсии, если это ещё до сих пор не сделано. Ну, а долг историков продолжить изучение подвига тружеников тыла.

Библиография

1. Дневник П.П. Капитонова 1942 г. (копия) // Личный архив автора.
2. Капитонов П. Приближали, как могли… (О подростках сороковых огневых и сегодняшних) // Степной маяк (Кокшетау, Казахстан). - 1995. - 06 апреля.

На фото: автор дневника - Павел Капитонов, 1942. (Личный архив автора).
-----------------------------------------------------------------
Первая публикация:
1. Сизов С.Г. Повседневная жизнь сибирского школьника в годы Великой Отечественной войны (По материалам дневника П.П.Капитонова) // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Омск, 2014. С. 200-203.-0,2 п.л.
http://elibrary.ru/download/14777352.pdf






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Панк-группа SchwarzenЕГЕРЬ-Вперëд!Голосуем!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft