-- : --
Зарегистрировано — 120 470Зрителей: 63 817
Авторов: 56 653
On-line — 8164Зрителей: 1565
Авторов: 6599
Загружено работ — 2 075 418
«Неизвестный Гений»
Самый первый балетный спектакль в России: когда он был показан и что о нём известно?
Литература / Статьи / Самый первый балетный спектакль в России: когда он был показан и что о нём известно?
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
23 августа ’2020 10:25
Просмотров: 6976
Холодный февральский вечер… Стемнело рано, но в просторной палате было светло – её оживляло сияние множества свечей. Открылись массивные двери, и вошёл царь. Для него в центре помещения было установлено роскошное кресло. Вокруг расположились домочадцы и приближённые монарха. В ложе с зарешеченными окнами заняли места царица и царевны.
Часть палаты, что напротив зрителей, пока скрыта завесой. Через несколько минут начнётся представление. Прежде здесь показывались спектакли на библейские сюжеты. Однако на сей раз ожидается нечто необычное – инсценировка греческого мифа. Даже название звучит весьма диковинно – «Балет об Орфее и Эвридике». Присутствующие услышали новое для себя слово. Балет – что же это такое? Начавшийся спектакль и стал ответом на вопрос.
Эхо «Цирцеи»
8 февраля 1673 года был показан самый первый балетный спектакль в России. Это произошло в селе Преображенском под Москвой. Именно там в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича была возведена «комедийная хоромина» - придворный театр. Он представлял собой богато убранную палату. Её стены и полы были обиты дорогим сукном. Часть помещения выполняла функцию сцены и была отгорожена завесой.
В то время прошло менее ста лет со дня показа в Париже легендарной «Цирцеи», которую называют первым в истории балетным спектаклем. Представление имело большой успех, было составлено его подробное описание и разослано многим знатным людям Европы. Это был своеобразный эталон, по образцу которого стали осуществляться балетные спектакли. Создатели аналогичного представления в России, конечно, не застали «Цирцею», однако вполне могли быть знакомы с её описанием.
Постановщиком «Балета об Орфее и Эвридике» стал Никола Лима. Достоверной информации об этой личности немного. Вероятно, Лима был шотландцем по происхождению, затем эмигрировал во Францию. Оттуда, в свою очередь, приехал в Россию как офицер инженерных войск. Для человека его круга обязательным было изучение танцев. Лима очень хорошо разбирался в них. Это позволило ему стать хореографом, педагогом и ведущим танцовщиком зарождающегося балетного театра в России.
Из мещан – в артисты
Сюжет о певце, спустившемся в подземное царство, чтобы вернуть к жизни любимую супругу, был очень популярен в 17 веке. Партитура «Балета об Орфее и Эвридике» не сохранилась. В качестве предполагаемого автора музыки называется Генрих Шютц – крупный немецкий композитор той эпохи. В своём творчестве он обращался к мифу о легендарном певце и даже написал на эту тему балет. Ноты, к сожалению, утеряны.
В первом русском танцевальном спектакле партию Орфея исполнил сам Никола Лима. В остальных ролях выступили его ученики – ими были дети мещанского происхождения. Любопытно, что в те годы все партии в балетах исполняли мужчины. Представление в «комедийной хоромине» не стало исключением. Но вполне вероятно, что в нём и не было значительных женских образов. Какое место занимала в сюжете сама Эвридика – неизвестно. Не исключено, что она могла погибнуть до начала действия, а в спектакле присутствовала лишь её тень.
Грациозные пирамиды
О балете сохранились только обрывочные сведения. Их источник – записки курляндца Якова Рейтенфельса. Вначале главный герой пел приветственную арию, обращённую к царю. Затем следовал необычный номер: Орфей танцевал с двумя… пирамидами. Остаётся лишь предполагать, как выглядели эти странные персонажи. Пирамиды могли представлять собой конструкции на колёсиках, но также вполне вероятно, что это были танцовщики в весьма экстравагантных нарядах.
Возможно, создатели спектакля хотели выразить мысль, что игра Орфея заставляла двигаться даже камни. А, может, постановщики решили немного поиронизировать и тем смягчить трагизм грустной истории. В спектакле хореографические номера сочетались с разговорными диалогами и пением. Танцы состояли из замысловатых шагов, остановок в эффектных позах, элегантных поклонов. Костюмы исполнителей были роскошными, со множеством украшений.
Отправная точка
После «Балета об Орфее и Эвридике» состоялось ещё несколько аналогичных спектаклей. Но о них ничего не известно, даже названия затерялись во мраке столетий. В 1676 году, когда умер царь Алексей Михайлович, театральные представления прекратились. Сама же «комедийная хоромина» была закрыта, затем разобрана. Новые сведения о балетном театре в России относятся уже к более поздним эпохам.
Однако сам факт постановки хореографического спектакля в столь далёкие годы очень важен. Он стал отправной точкой для развития нового вида искусства в России. Конечно, балеты в те века мало походили на спектакли, привычные в наши дни. Последующие поколения танцовщиков и хореографов продолжили творческий поиск. Результатами стали шедевры балетного искусства – своеобразные потомки того представления, которое было когда-то показано в «комедийной хоромине».
Автора статьи обрадует ваша поддержка! Донаты горячо приветствуются!
Часть палаты, что напротив зрителей, пока скрыта завесой. Через несколько минут начнётся представление. Прежде здесь показывались спектакли на библейские сюжеты. Однако на сей раз ожидается нечто необычное – инсценировка греческого мифа. Даже название звучит весьма диковинно – «Балет об Орфее и Эвридике». Присутствующие услышали новое для себя слово. Балет – что же это такое? Начавшийся спектакль и стал ответом на вопрос.
Эхо «Цирцеи»
8 февраля 1673 года был показан самый первый балетный спектакль в России. Это произошло в селе Преображенском под Москвой. Именно там в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича была возведена «комедийная хоромина» - придворный театр. Он представлял собой богато убранную палату. Её стены и полы были обиты дорогим сукном. Часть помещения выполняла функцию сцены и была отгорожена завесой.
В то время прошло менее ста лет со дня показа в Париже легендарной «Цирцеи», которую называют первым в истории балетным спектаклем. Представление имело большой успех, было составлено его подробное описание и разослано многим знатным людям Европы. Это был своеобразный эталон, по образцу которого стали осуществляться балетные спектакли. Создатели аналогичного представления в России, конечно, не застали «Цирцею», однако вполне могли быть знакомы с её описанием.
Постановщиком «Балета об Орфее и Эвридике» стал Никола Лима. Достоверной информации об этой личности немного. Вероятно, Лима был шотландцем по происхождению, затем эмигрировал во Францию. Оттуда, в свою очередь, приехал в Россию как офицер инженерных войск. Для человека его круга обязательным было изучение танцев. Лима очень хорошо разбирался в них. Это позволило ему стать хореографом, педагогом и ведущим танцовщиком зарождающегося балетного театра в России.
Из мещан – в артисты
Сюжет о певце, спустившемся в подземное царство, чтобы вернуть к жизни любимую супругу, был очень популярен в 17 веке. Партитура «Балета об Орфее и Эвридике» не сохранилась. В качестве предполагаемого автора музыки называется Генрих Шютц – крупный немецкий композитор той эпохи. В своём творчестве он обращался к мифу о легендарном певце и даже написал на эту тему балет. Ноты, к сожалению, утеряны.
В первом русском танцевальном спектакле партию Орфея исполнил сам Никола Лима. В остальных ролях выступили его ученики – ими были дети мещанского происхождения. Любопытно, что в те годы все партии в балетах исполняли мужчины. Представление в «комедийной хоромине» не стало исключением. Но вполне вероятно, что в нём и не было значительных женских образов. Какое место занимала в сюжете сама Эвридика – неизвестно. Не исключено, что она могла погибнуть до начала действия, а в спектакле присутствовала лишь её тень.
Грациозные пирамиды
О балете сохранились только обрывочные сведения. Их источник – записки курляндца Якова Рейтенфельса. Вначале главный герой пел приветственную арию, обращённую к царю. Затем следовал необычный номер: Орфей танцевал с двумя… пирамидами. Остаётся лишь предполагать, как выглядели эти странные персонажи. Пирамиды могли представлять собой конструкции на колёсиках, но также вполне вероятно, что это были танцовщики в весьма экстравагантных нарядах.
Возможно, создатели спектакля хотели выразить мысль, что игра Орфея заставляла двигаться даже камни. А, может, постановщики решили немного поиронизировать и тем смягчить трагизм грустной истории. В спектакле хореографические номера сочетались с разговорными диалогами и пением. Танцы состояли из замысловатых шагов, остановок в эффектных позах, элегантных поклонов. Костюмы исполнителей были роскошными, со множеством украшений.
Отправная точка
После «Балета об Орфее и Эвридике» состоялось ещё несколько аналогичных спектаклей. Но о них ничего не известно, даже названия затерялись во мраке столетий. В 1676 году, когда умер царь Алексей Михайлович, театральные представления прекратились. Сама же «комедийная хоромина» была закрыта, затем разобрана. Новые сведения о балетном театре в России относятся уже к более поздним эпохам.
Однако сам факт постановки хореографического спектакля в столь далёкие годы очень важен. Он стал отправной точкой для развития нового вида искусства в России. Конечно, балеты в те века мало походили на спектакли, привычные в наши дни. Последующие поколения танцовщиков и хореографов продолжили творческий поиск. Результатами стали шедевры балетного искусства – своеобразные потомки того представления, которое было когда-то показано в «комедийной хоромине».
Автора статьи обрадует ваша поддержка! Донаты горячо приветствуются!
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор