16+
Лайт-версия сайта

Н.Н.Конуркина "Концертмейстерский класс в ДШИ. Советы юным аккомпаниаторам""

Литература / Статьи / Н.Н.Конуркина "Концертмейстерский класс в ДШИ. Советы юным аккомпаниаторам""
Просмотр работы:
09 октября ’2021   17:09
Просмотров: 4858

Наталья Конуркина, член-корр. ПАНИ (Московское отделение), преподаватель МБУ ДО «ЛДШИ» №1 им. А.Е.Бочкина
«Концертмейстеркий класс в ДШИ»
Концертмейстерский класс, это тот важный предмет комплексного учебного процесса, без которого невозможно полноценное воспитание и развитие творческого мышления обучающихся. Аккомпаниаторское искусство проникает во все сферы артистической и общественной деятельности. Оно всегда было и будет востребовано обществом. Без этой образовательной дисциплины обучающемуся просто не обойтись. Можно сказать, что умение хорошо аккомпанировать является, своего рода, «хлебом» насущным у тех учащихся, у которых явно выражена мотивация на дальнейшее профессиональное обучение и активную творческую деятельность.
Концертмейстерский класс формирует у обучающихся ценный комплекс знаний, умений и навыков, такие как художественный вкус, чувство патнерства, интеллект, кругозор, музыкальность, полифоническое мышление, тембральный и динамический слух и т.д. Данная важная сфера творчества, в обучающем процессе, помогает дать подросткам не только музыкальную базу, но и воспитывать в детях личностные качества, такие как трудолюбие, усидчивость, стремление к рациональному использованию своего времени, эффективному выстраиванию и планированию своей учебной деятельности, ответственность за результаты своего труда и труда партнера.
Умение грамотно, на достойном уровне, аккомпанировать солисту - вокалисту, солисту - инструменталисту или группе музыкантов в камерном ансамбле задача непростая, требующая от учащихся полной самоотдачи, терпения, больших знаний и опыта, а в их дальнейшей профессиональной деятельности - мастерства высочайшего класса. В чутких руках аккомпаниатора заключена большая часть музыкального пространства: гармония, богатство тембрового колорита, метрическая структура. Без всего этого арсенала выразительных средств, партия вокалиста и инструменталиста очень теряет в художественной подаче любого музыкального материала. Концертмейстерский класс является учебным курсом дополняющим и углубляющим основной базовый предмет «Специальное фортепиано», и составляет единый комплекс с предметом «Ансамбль», а также предметами музыкально - теоретического и музыкально - эстетического циклов.
Весь образовательный процесс, который преподаватель конструирует, разрабатывает и выстраивает для своих воспитанников, должен опираться на постоянные изменения потребностей человека, возникающие в процессе обучения, и направлен на развитие и воспитание всесторонне развитой яркой личности и индивидуальности. То, что предмет «Концертмейстерский класс» уже давно входит в музыкальное начальное образование неслучайно. Общение учащихся с певцами - солистами и музыкантами инструменталистами, стимулирует в подростках пытливость, обогащает их воображение, звуковую палитру, обостряет слух. Синтез музыки и слова, в свою очередь, развивает у учащихся музыкальность, и побуждает к постижению всех «тайн» выразительности исполнительского искусства.
Концертмейстерское дело является важным фактором в развитии пианиста - солиста. Преподаватели фортепиано давно подметили то, что учащиеся, которые очень ответственно и вдумчиво изучают предмет «Концертмейстерский класс», прочитывают и постигают нотный текст музыкального произведения, который они изучают по специальности, гораздо глубже, тоньше и выразительнее. И происходит это благодаря интенсивному развитию слуха. Все предметы музыкального образования тесно взаимосвязаны друг с другом. Здесь явно прослеживается межпредметная связь, которая объединяет весь воспитательно - развивающий обучающий процесс в единое целое, что помогает сделать образование содержательным, полным, целесообразным и эффективным. Дав учащемуся весь комплекс знаний, умений и навыков, преподаватель сможет решить главную задачу - воспитать музыканта мыслящего, и глубоко чувствующего, который пойдет далее по пути творчества уверенно и свободно.
«Практические советы юным аккомпаниаторам»
*
Ответственно отнесись к изучению аккомпаниаторского искусства. Это разовьет твои пианистические и слуховые способности, сделает твою творческую жизнь еще более насыщенной и плодотворной.
*
Играй как можно больше произведений разных жанров, стилей и форм. Это улучшит твой вкус, музыкальность, кругозор, интеллект и мышление.
*
Целенаправленно изучай разнообразные технические формулы. Зная весь арсенал технических средств ты сможешь в своей игре обрести свободу, уверенность и ловкость. Особенно это важно при чтении аккомпанемента с листа. Зная технические формулы, ты будешь легко ориентироваться на клавиатуре, быстро находить нужную и удобную аппликатуру. Движения рук на клавиатуре станут оправданными и целесообразными.


*
Всеми силами старайся овладеть навыком чтения с листа. Одним из ценнейших качеств концертмейстера является быстрое и точное чтение с листа. Навык чтения вырабатывается практикой, поэтому как можно больше читай с листа разнообразного музыкального материала.
*
Развивай в себе навык транспонирования нотного текста. Тем самым ты сослужишь хорошую службу певцу, и поможешь ему петь в удобной для себя тесситуре. В овладении навыком иди от простого к сложному. Для начала поиграй специальные упражнения включающие в себя кадансовые обороты, тем самым ты будешь лучше ориентироваться в разных тональностях. Начни, для начала, транспонировать в терцию и квинту, так как при переносе мелодии, звуки попадут с линейки на линейку, или с «окошечка» в «окошечко», и тебе легче будет ориентироваться в тексте.
*
Особое внимание в исполнении романса или песни удели вступлению, интерлюдии и постлюдии. Играй эти музыкальные эпизоды ярко и выразительно. Именно в них, ты, как концертмейстер, вводишь, продолжаешь и развиваешь ту музыкальную мысль и тот образ, который задумал композитор и несет солист своим слушателям.
*
Старайся изучать специфику особенности звучания разных инструментов. Это очень важно. Фортепиано - универсальный инструмент, и ты без больших усилий сможешь максимально приблизить фортепианное звучание к любому инструменту, находя нужные тембровые краски для каждого из инструментов. Например, при аккомпанементе домре, ты должен быть особенно осторожным. Когда домрист играет на p ли рр. Слушай внимательно домриста, и старайся излишне не перегружать фактуру аккомпанемента и найти нужный звуковой баланс.
Аккомпанируя флейте попытайся найти такие звуковые приемы и краски, которые приближались бы по звучанию к природному звуку флейты. В высоком регистре флейта звучит достаточно ярко, и ты смело можешь показать все динамические возможности и ресурсы рояля. Но когда флейта звучит в среднем и нижнем регистрах, сразу же реагируй на тембр и колорит звука, и находи похожие тембры и краски в фортепианной звучности.
При аккомпанементе трубе, тромбону, кларнету, фортепианная фактура может звучать ярче и динамичнее, чем при аккомпанементе тубе, фаготу, гобою и валторне. Слаженность и гармоничность ансамбля зависит от того, насколько ты чуток к партнеру, и как ты сможешь слиться в звучании с солистом.
*
В работе над произведением проявляй творческую инициативу. Умей отстаивать свое мнение и убеждения. Всегда иди на компромисс со своим партнером, так как и ты, и солист, вы оба индивидуальности. При помощи дискуссий и размышлений попытайся найти с солистом общую концепцию исполняемой музыки.
*
Будь отзывчивым и внимательным к партнеру. Не всегда солист может ощутить пульс исполняемого произведения, и вовремя вступить. Возьми тогда на себя функцию дирижера. Взглядом, или кивком головы, покажи певцу, где, и когда надо вступить. Будь находчивым и в той ситуации, когда певец вдруг неожиданно забудет текст, тогда ты тихо, шепотом подскажешь певцу слова песни.
*
При публичном выступлении стремись максимально сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание на исполнении, и постарайся выбросить все посторонние мысли из головы. При непредвиденных, случайных промахах в исполнении, будь невозмутимым. Если после ошибки ты внутренне соберешься и продолжишь играть хорошо, то твою находчивость обязательно оценят слушатели и профессионалы.
*
Помни о том, что выразительность и яркость исполнения зависит от того, насколько чувствительно у тебя сердце, чутки уши, насколько развито у тебя воображение и исполнительская воля.
*
В освоении нового музыкального материала с певцом будь терпелив. Если ты заметил, что певец искажает ритм или мелодию песни, то ты должен без стеснения, дипломатично и деликатно указать солисту на его не точность, и постарайся вовремя исправить все ошибки. Если же солист просит тебя изменить тактику твоего аккомпанемента, то обязательно прислушайся к своему партнеру. Так как и его замечание может быть полезно для общего звучания ансамбля.
*
Помни о том, что тот кто мало знает, плохо развит и не начитан, никогда не заиграет хорошо. Живая искорка в исполнении возникает только тогда, когда твое сердце и воображение будет открыто новым знаниям и впечатлениям. Старайся как можно чаще посещать выставочные залы, библиотеки, театры и концертные площадки, слушать выдающихся исполнителей.
*
В общении с партнером будь вежливым и толерантным. Занос-
чивость и невоспитанность никогда не доводили до добра. Хорошая, комфортная творческая атмосфера только упрочит ваши связи, сделает работу увлекательной, эффективной и плодотворной.
*
Старайся чаще выступать в концертах, фестивалях и конкурсах, тем самым ты еще больше упрочишь свой исполнительский и сценический опыт.
Свидетельство о публикации №398197 от 9 октября 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Для тех,кто любит погрустить-тату(получаса)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft