16+
Лайт-версия сайта

Доклад "Современные практики в обучении". Н.Н.Конуркина

Литература / Статьи / Доклад "Современные практики в обучении". Н.Н.Конуркина
Просмотр работы:
15 октября ’2021   07:08
Просмотров: 4739

Наталья Конуркина, член-корр. МО ПАНИ (Московское отделение), член Российского Музыкального Союза, член Международного Союза Композиторов «21 век», преподаватель высшей квалификационной категории «ЛДШИ №1 им. А.Е.Бочкина».

Доклад «Современные практики в ДШИ»
Обучение детей в моем классе всегда связано с их запросами и интересами. Я не умоляю ведущую, развивающую и воспитательную функцию базового академического образования, куда входит богатейший и ценнейший педагогический репертуар, отшлифованный годами. Я говорю о современности в художественном образовании. Как увлечь ребенка творчеством? Как сделать соприкосновение с музыкой интересным, познавательным и развивающим? Я считаю, что этого вполне можно добиться через новый, современный педагогический репертуар, через соединение воедино разных видов искусств - живописи, поэзии, музыки, кино, театра и мультимедийных технологий. Я на каждом уроке рассказываю ребенку о красоте творчества, как разные сферы искусства взаимодействуют друг с другом, увеличивая силу, широту и красоту любого творческого создания и музыкального образа.
Школьнику всегда интересно изучать то, что он прочувствовал и понял в раннем детстве: это конечно же сказки, игры, увлекательные поездки, яркие впечатления и чувства, пережитые и осознанные. Детские переживания являются мощным толчком в обучении и воспитании. Надо всеми доступными средствами влиять на процессы эмоционального восприятия и переживания ребенком музыки, развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку. Все эти обстоятельства направили меня на написание для обучающихся учебного пособия «Музыкальные картинки», где я попыталась рассказать, в звуках, об одной маленькой девочке Арише, ее впечатлениях, играх, приключениях и эмоциях прожитых в течении дня. Это вылилось в разножанровые миниатюры лирического, джазового, драматического характера, музыкальных шутках, виртуозных произведения на разные пианистические приемы и виды техники.
Учебное пособие создано с учетом возрастных возможностей юных пианистов. Важная его цель - соединение в одно целое ряда технических и музыкально - художественных задач. Чтобы не было разрыва между музыкальным развитием и накоплением необходимых двигательных навыков. Не менее важно создать на уроке настроение, заразить детей творчеством, сделать занятия интересными, пробудить фантазию и воображение обучающихся, увлечь детей музыкой, привить им любовь к богатому миру звуков, заинтересовать понятными и яркими образами. Миниатюры направлены на развитие пианизма, образного мышления и эмоционального восприятия музыки. Пьесы написаны на разные виды техники: аккорды, гаммообразные пассажи, сексты, терции, ломаные октавы, полиметрия и полиритмия, чтобы техника шла рука об руку с художественным образом.
В цикле заложено два драматургических замысла (подтекста): «детский» (один день из жизни маленького человека, с его радостями, печалями, страхами, впечатлениями и заботами) и «взрослый» (жизнь человека, становление личности, раздумья о жизни, Боге, размышления о своих поступках). Я шла по пути проложенному Р.Шуманом и П.И.Чайковским. Сборник начинается с «Утреннего пробуждения» и заканчивается пьесами «В Храме» (аналогия с «Детским альбомом» П.И.Чайковского) и «Ариша засыпает» (аналогия с «Детскими сценами Р.Шумана»). Именно их незабываемое творчество добавило мне вдохновения для написания учебного пособия, но на современный лад.
У каждого нового времени появляются свои новые - старые герои, и с этим ничего не поделаешь, и это правильно. Дети восприняли мою работу с энтузиазмом. Их заинтересовала история Ариши. В ней они увидели что-то свое, глубоко понятное и прочувствованное. Особенно понравились обучающимся пьесы «Маленький вальс», «Хорошее настроение», «Рыжий клоун», «Маленькое привидение Чарли» и другие. Пьесы из сборника дети с успехом играли на академических концертах и конкурсах различного уровня: от городских и до международных. Пьесы стали понятны для детей. Их вовлекла в творчество трудная задача, а именно, изображение в звуках музыкального образа. Детей всегда завораживает и удивляет какими музыкальными выразительными средствами композитор добивается своего результата в представлении того, или иного музыкального образа. Как из картины художника может вылиться музыкальное произведение? Как поэтические строки вдохновляют художника на создание произведения, и многие другие тонкости и нюансы. Ребенку становиться интересно. Он начинает понемногу втягиваться в исследовательскую работу, куда начинают постепенно естественным образом притекать и другие виды искусств. Ведь невозможно сыграть пьесу «Гордость и предубеждение», по мотивам романа английской писательницы Джейн Остин, не изучив эпоху и быт того времени. Или сыграть фантазию «Моцарт и Сальери», не прочитав маленькую одноименную трагедию А.С.Пушкина. Творческое разрешение данных сложных задач стимулирует развитие у учащихся тембрального слуха, чувствительности к разным интонационным диалектам и звукотворчества - самым важным музыкальным навыкам. Когда перед ребенком ставится такая эмоциональная цель, то и технические преграды сразу отступают. Когда ты увлечен тем, что играешь, когда понимаешь, что играешь, то справляешься с музыкальными трудностями гораздо легче, без тягостных моментов. Все обучение и преодоление технических и художественных задач будет идти в радостной и комфортной атмосфере.
В других авторских сборниках «Музыкальные мгновенья и «Игрушки», мне еще больше удалось вовлечь обучающихся в постижение разных образов изучаемых произведений. Я добавила к методическим подсказкам еще и стихи российских и зарубежных поэтов, помогая детям постичь образную сферу сборника еще полнее («Музыкальные картинки»). Любимыми миниатюрами из данного сборника стали пьесы «Музыкальная шкатулка», «Вальс Шапокляк» «Старик Хоттабыч», «Мечты Золушки», «Приключения маленького Мука», «Ученик чародея» и другие. А в методическом пособии «Игрушки», я использовала всем с детства любимые и понятные стихи Агнии Барто, сочинив яркие пьески для самых маленьких одаренных пианистов, вызывая эмоциональный отклик в душах детей, воспитывая и развивая базовые творческие умения и навыки. Эмоции не возникают сами по себе, они всегда идут совместно с интеллектуальным мышлением, куда входят два очень важных компонента-воображение и интуиция, как разновидности ментальной и психической деятельности. Одно из исследований современных психологов выявило то, что дети в школах какие-то безрадостные, перестали чему-то удивляться, у них потухший, отсутствующий взгляд. Между тем ученые считают, что умение представлять и воображать является ядром человеческой психики, близким к мотивационно-смысловой сфере, то есть к интеллекту. Если это качество в детях не развивать, то психика ребенка будет постепенно угасать и в итоге распадется. Начнется процесс обесчеловечивания, исказится образ человеческого, сохранению которого веками способствовали искусство и культура. Приучая учащихся к детальной и планомерной работе над музыкальным образом произведения, развивая воображение, интуицию и фантазию своих подопечных, учитель сможет, в итоге, воспитать грамотных музыкантов с живым, нестандартным творческим музыкальным мышлением.
В обучении очень важно наполнять воображение и фантазию обучающихся. Таков творческий образовательный проект «Палитра» - «Прогулка по Возрождению», где я со своими воспитанниками перемещаюсь в атмосферу высокого Возрождения. В этом сборнике воедино слились музыка, поэзия, живопись и мультимедийное пространство. Особенно полюбились детям пьесы «Донна Велата» (портрет Рафаэля Санти «Дама под покрывалом»), «Дама с ферроньеркой» (одноименный портрет Леонардо да Винчи) и «Святой Себастьян» (одноименная картина Андреа Мантенья). Развитие музыкального чувства, творческого воображения и фантазии я считаю очень важным делом в обучении. Эти качества музыканта являются основным катализатором и мотиватором развития музыкального мышления и таланта. Надо как пчелка собирать мед со всех видов искусств. Всегда вдохновляться и искать новые впечатления, которые освежают разум и будоражат сознание, обогащая игру, воображение, кругозор и фантазию, противодействуя притуплению чувств и эмоций. Именно тогда ребенок понемногу начинает понимать и постигать красоту творчества и окружающего мира. Через искусство обучающийся станет лучше понимать свои задатки и способности, и понимать себя.
Современный педагогический репертуар, на новом, инновационном развитии образования, должен прочно укрепиться в академической культуре и современной практике. Преподаватели почему-то побаиваются осваивать новый педагогический репертуар. А зря. Ведь именно новое, дает большую свободу в творчестве и исполнении, нет закостенелых рамок и табу. А истинное творчество всегда устремляется в царство свободы, душевного и духовного порыва, своего выбора, страстного желания и вдохновенного проявления своего «я».
Новый репертуар пока с трудом пробивает себе дорогу, его конечно же надо больше пропагандировать и играть. Я думаю, что современное искусство, в скором времени, займет достойное место в академической культуре и современной практике. Этому будет способствовать пространство нового времени. И у каждого нового пространства есть цель и задача, свое развитие и высота. В данной статье я раскрыла личное виденье данной проблемы.
Свидетельство о публикации №398609 от 25 декабря 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВОЛГА - МАТУШКА РЕКА. Авторская мелодекламация

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft