Эпиграф 1: Проблемы иммиграции – это расплата за колониальное прошлое.
Эпиграф 2: « Запад есть Запад, Восток-есть Восток…» Джозеф Редьярд Киплинг.
…Иммиграция – это процесс, который начался совсем недавно в историческом масштабе и как нарастающее явление, постепенно превратился в мировую проблему. Давним примером иммиграции может служить США, где иммигранты составили основу государственности.
В этом смысле Северная и Южная Америка - уникальный пример превращения проблемы в положительное движение, особенно конечно в Соединённых Штатах и в Канаде - по сути это государства Иммигрантов.
Если посмотреть на национальный состав этих стран, то мы увидим, что многие национальности по численности, приближаются к количеству членов общины в титульном государстве.
Это свидетельствует о благоприятных условиях созданных в США, для количественного и качественного возрастания уровня жизни этих наций. Во многом этому способствовала американская конституция, борьба за права чёрных меньшинств и ещё много мелких факторов, которые я не буду здесь перечислять.
В конечном итоге процесс кипения, брожения привёл к созданию монолита, который стал самым сильным и самым богатым государством мира…
Во многом тут сыграла свою роль географическое местоположение Америки, первоначальная колонизация европейцами, её отделённость от Европы и Азии, что создавало благоприятные условия для развития и защиты государства от врагов. Это ещё один аргумент в пользу благотворности мирных условий развития государства.
Надо отметить, что в те времена существовала как добровольная, так и принудительная, насильственная иммиграция, начавшаяся в рабовладельческие времена уже в новой истории.
Тем не менее Америка, ещё со времён английских пилигримов, была Землёй Обетованной для самых энергичных, смелых и предприимчивых людей: в основном из Европы, а позже из Азии и Латинской Америки.
Но в этой статье, мне хотелось бы поразмышлять над проблемами современной иммиграции в странах Западной и Восточной Европы, а также в России…
В качестве примера рассмотрения возьмем Англию.
За послевоенные годы, количество иммигрантов здесь достигло почти одной пятой всего населения, а в Лондоне, и в некоторых окрестных городках составляют существенно большую цифру. Есть уже города, в которых количество этнических англичан составляет меньше половины - с этим связано растущее напряжение в национальных и религиозных отношениях.
За последние двадцать лет произошло несколько бунтов в районах Лондона и в городках густо заселённых национальными меньшинствами.
А после теракта 11 сентября 2001 года в Нью Йорке, в ожидании террористических акций напряжение нарастает с каждым годом.
При этом, ряды протестующих против «засилья» иммигрантов пополняются экстремистами, в основном правого толка или откровенными фашистами.
БНП во много раз увеличила количество членов, да и подход к проблеме стал одной из ключевых в программах правящих партий. Я думаю, что проблема неконтролируемой иммиграции, стала основной причиной Брексита – выхода Англии из Объединённой Европы!
Однако, национальная политика, строящаяся на позитивном опыте США, позволяет избегать неразрешимых противоречий - делает жизнь иммигрантов достойной – сегодняшняя Англия тому положительный пример.
Справедливости ради надо отметить всё увеличивающийся поток эмигрантов в страны Старой Европы и как ни странно, появилась тенденция переселения уже англичан в Испанию, Францию в Австралию.
Возможно, два разнонаправленных потока переселенцев как-то связаны экономически и политически - очевидные причины английской эмиграции - дешевизна жизни на Континенте, новизна ощущений, перенаселённость Англии, ухудшающееся качество жизни, в том числе из-за притока мигрантов.
И всё-таки, иммиграция и эмиграция не сравнимы, поэтому мир сегодня напоминает два сообщающихся сосуда - в большем из них живут бедные, а иногда просто нищие и вымирающие народы.
В другом значительно меньшем - представители так называемых развитых стран и существует узкое горлышко, через которое идет одновременно «переливание» - больший поток идет из стран бедных и раззорённых войнами в сторону стран развитых, а в другую заметно меньший - из развитых, но дорогих стран, в более дешевые. Вспоминается народная русская поговорка. «Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше».
Диаметр или пропускная способность этого горлышка, обусловлена законами богатых стран и горлышко это, за последние годы становиться всё уже и уже, не вмещает всех желающих «перелиться» в преуспевающие страны.
Поэтому давление в большем сосуде растёт и как следствие, начинаются проблемы для переселенцев из Европы в бывших колониях - политические и чиновные элиты в бедных странах требуют власти и одним из важных требований в этом случае, становятся требования к бывшим колониальным странам возместить «ущерб», прямо или косвенно нанесённый колониализмом.
Страны Латинской Америки: Куба, Венесуэла, Аргентина и другие. В Африке: Зимбабве, Кот-де-Вуар и так далее. В Азии - это Северная Корея, Индонезия, Малайзия - все требуют у стран Запада материального и морального возмещения и мне кажется, что процесс будет нарастать.
Глобализация только усилила размежевание богатых и бедных стран и для многих людей во всем мире, эмиграция - это единственная возможность вырваться из нищеты и полудикого существования у себя на родине.
Но и сегодня, процесс ограбления мировых окраин продолжается, хотя принимает уже новые формы, в том числе и военные – несколько войн развязанных США и его сателлитами по НАТО, заметно усугубили ситуацию с миграцией, которую можно назвать «новым переселением народов»!
Политический и экономический империализм набирает силу, а с развалом СССР альтернатива капитализму на какое-то время исчезла. Многие люди в Африке, Азии и даже в Восточной Европе голодают, умирают от болезней и нищеты, в то время как в странах богатых, люди мучаются ожирением и проблемами поиска смысла жизни - процесс этот нарастает наряду с ростом эмиграции.
В геополитическом смысле последствия этого трудно предсказуемы, но не замечать его тоже нельзя, так как уже сегодня необходимо предпринимать определённые меры… Иначе может быть поздно!
Как решалась и решается проблема эмиграции в мире? Я уже немного рассказал о том, как это происходит и происходило в США, но повторяю - там особый случай – ведь США это государство, в основе которого лежит полиэтничность. Однако в Европе и в странах с моноэтничной структурой нарастают противоречия чреватые распадом государства и гражданской войной, для разрешения назревших противоречий.
Пример тут Югославия, Турция, Израиль- Палестина, даже Испания, хотя во Франции и Англии тоже есть свои горячие точки.
Но в будущем, судя по направлению развития проблемы, с трудностями иммиграционной политики могут столкнуться самые благополучные страны…
Как это решалось в СССР? Там был лозунг – пролетарии всех стран соединяйтесь, но там была и национальная политика на выковывание национальных кадров, были формальные возможности выхода из Союза, была культурная автономия. Наконец было КГБ, которое внимательно следило за националистическими движениями в республиках, периодически обезглавливая их превентивными акциями. Там была свобода религиозных конфессий и отделение церкви от государства - всё это позволяло правительству справляться с сепаратизмом.
Однако всё переменилось с возникновением глобализации - процессы объединения развитых стран в союзы, противостоят сегодня процессам поисков национально- культурной идентификации, которые возглавили представители национальных элит, защищающих в этих процессах свой корпоративный интерес.
Этим воспользовались супер державы, которые осуществляют политику по древнейшему принципу: разделяй и властвуй. На мой взгляд именно поэтому распался СССР и Югославия тоже, но если в СССР это обошлось без кровопролитий, то в Югославии была гражданская война, принявшая сегодня скрыто-вялотекущую форму…
Напрямую, странам с большим количеством иммигрантов, сегодня это не грозит, но определённые трудности уже есть и появляются всё новые. Такой исход закономерен, потому что переселение народов, обязательно будет сопровождаться неприятностями и проблемами как для Европы, так и для России.
США, ввиду своего «островного положения» ввели строгий иммиграционный контроль, хотя через южные границы, по–прежнему идет поток мигрантов из Южной Америке и чем это закончится никто не знает.
Очевидно, что для решения проблем иммиграции есть много путей и самый главный, - это ассимиляция, поглощение «пришлых» инородцев титульной нацией. Второй вариант – это создание федеративного государства, то есть образование относительно независимых, административных единиц, с собственными правительствами и много этническим составом жителей.
Однако тут возникает новая проблема - нынешние потоки иммигрантов на территориях других стран, селятся компактными этно-религиозными группами и не желают забывать ни свою культуру, ни свою религиозную конфессию.
Например в Англии да и в США, часто, английский язык становится вторым языком и это тоже консервирует ситуацию.
Особенно опасно в социальном отношении, второе поколение эмигрантов, когда забыты культурно-религиозные навыки и обычаи родины, но ещё не освоены культура и религия большинства, то есть титульной нации. Этот слой эмигрантов поставляет наибольшее количество проблемных протестантов и доставляет в ряды преступного мира своих «добровольцев» - наглядным примером такой ситуации становится Россия.
Считаю, что главным инструментам ассимиляции «чужаков» в любых странах мира, является образовательный комплекс, включающий в себя обучение языку страны «хозяйки» взрослых мигрантов и их профессионально-техническое обучение на этом языке.
И конечно, программа ассимиляции «пришлых» включает в себя нормальное образование для детей мигрантов, наравне с коренным населением!
Некоторое отставание в успешном обучении тех или иных этнических, национальных групп, может быть преодолено через определённое время, за счёт повышенного внимания к неблагополучным слоям или группам мигрантов.
В этом, Англия с давних времён накопила богатый опыт ассимиляции иммигрантов из Индии и Африки.
На первое место, как я уже говорил, выходит задача изучения языка страны пока как второго – дома естественно все говорят на родном языке.
Для этого необходимо создание новых методик обучения, как для детей, так и для взрослых, создание специальных курсов для учителей, выпускники которых могли бы преподавать английский язык для всех возрастов и состояний в иммигрантской среде.
Необходимо так же под патронажем государства создавать национальные культурные центры, в которых люди могли бы встречаться и развивать культурно- художественные, национальные традиции - все это помогает адаптироваться в чужой стране.
И вместе с тем, необходимо создавать досуговые клубы для детей и молодёжи разных национальностей, где эмигранты встречались бы с представителями других национальных общин и английской молодёжью, где завязывались бы дружба и знакомства на всю жизнь. Социализация, преодоление изолированности, поможет юношам и девушкам из эмигрантской среды, влиться в общество с равными возможностями для всех…
Как это происходит в России?
После рассоединения, распада СССР, национально-чиновные элиты бывших республик Союза, почувствовали себя хозяевами жизни и принялись приватизировать законно и незаконно земли, производства, культуру.
Всё это породило анархию в управлении и бандитизм, развал властных структур или наоборот установление личных режимов власти. Произошло повсеместное обнищание одних и непомерное, преступное обогащение других. Всё это произошло за короткий исторический срок и привело к росту социального напряжения, падению стандартов совести и терпимости, снижение уровня и качества жизни.
Но подобный процесс происходит и внутри новой России.
Многие русские люди уезжают из России на заработки и за лучшей жизнью, в страны Запада. Однако в Россию, особенно из средней Азии, в свою очередь едет много людей, недавно ещё советских граждан, которые хотя бы немного говорят по-русски, что облегчает им адаптацию и привыкание в новой жизни.
Однако во многом, волею российских чиновников проводящих неверную национальную политику, эмигранты становятся соперниками для русских, живущих не только в столицвх но и в необъятной российской глубинке.
Во многом благодаря неумелой политике, множество «пришлых», людей с тёмной кожей из Средней Азии и с Кавказа, которых русские называют «чёрными», занимаются торговлей, монополизируют мелкий бизнес и особенно рынки.
Это приводит к оттоку денег из России, к неоправданно высоким ценам, появлению национальных бандитских объединений, криминализации торговли, контрабанде наркотиков, проституции, что вместе взятое приводит к обострению национальных отношений, шовинизму и откровенному русскому национализму.
Идеи интернационализма в России забыты и подвергаются шельмованию, теперь уже со стороны властей, что тоже не делает теплее межнациональные отношения. В связи с разложением традиционных отношений, происходит утрата общенациональных ценностей, прежде всего у представителей русского этноса, Православие превращается в обрядоверие и на смену подлинной вере, приходит сайентизм с одной стороны, а с другой, полу черносотенная ортодоксия, которая создаёт миф об обиженном иноверцами русском народе, о богоизбранности «бедных» русских, звучат призывы к жёсткости к иноплеменникам и иноверцам, которые «заполонили» страну.
Всюду начинают звучать мотивы о возврате в «прекрасное» прошлое, поются гимны монархии и полуязыческому христианству, ничего общего не имеющего с подлинным православием; шельмуется недавняя история народа, тиражируются мифы о потерянном рае, разрушенном революцией…
Идеологическая неразбериха, отсутствие правил чести и совести, постепенно толкают Россию на путь саморазрушения - уже появились прогнозы о превращении её в недалёком будущем, в страну с границами в пределах древней Киевской Руси. Тиражируется псевдонаучные выводы, о невозможности экономического развития при таких больших неосвоенных пространствах и при таком холодном климате.
Эксперты из американских научных кругов предлагают россиянам переезжать из Сибири, ну хотя бы в Ленинградскую область, мотивируя это мировой демографической направляющей, предрекая экономический крах России в недалёком будущем.
«Недалёкое будущее» надвигается на разрозненных россиян неизведанными опасностями, будоражит «общественное мнение», помогает пофигистам куражиться от осознания своей «правоты». Слышится уже залихватское: «А мне всё по фигу!», а из углов доносится: «А я вам что говорил?!»
Правительство, с его установкой на капиталистическое реформирование, забывает о сегодняшнем дне, рвётся в «будущее» и при благоприятной экономической ситуации никак не может повернуть в сторону обнищавшего большинства.
Много русских (и не самых плохих) уезжает из России навсегда за «рубеж», а на их место прибывают иммигранты. В то же время, достаточно много этнических русских живущих в бывших республиках Советского Союза, ждёт возможности переехать в страну «отцов».
Но и здесь, российские чиновники и законодательный орган страны – Дума, ничего не делают, чтобы облегчить им возвращение на привольные земли Сибири и Дальнего Востока.
Я сам родился неподалёку от Байкала, в Иркутске, служил во Владивостоке, работал на БАМе и знаю, что красивее и щедрее этих земель трудно сыскать. Но для того, чтобы принимать переселенцев, в том числе соотечественников из-за рубежа, необходимо решить проблему работы и прежде всего жилья, которое можно на первых порах сдавать в наём для приезжающих.
Уверен, что проблему строительства городов и посёлков при таком количестве лесоматериалов и современной технологии их обработки, можно и нужно решать очень быстро. Конечно, тут нужен генеральный план развития малозаселённых земель и главное, нужны воодушевлённые, сильные верой в своё предназначение люди из молодых энтузиастов-патриотов.
И ещё нужно правительство, которое стоит на стороне народа, а не на стороне олигархов!
Сегодня российской власти надо понять, что в России, проблемы иммиграции будут день ото дня всё более усложняться, если рассчитывать на освоение Севера и Востока страны только «рабочей силой» из-за рубежа.
Тут надо поменять приоритеты - освоение «дикой Сибири» может пройти быстро, если сделать это приоритетной задачей, если количество иммигрантов инородцев из-за границы, не будет превышать здесь определённой нормы.
В этом вопросе надо сочетать оптимизм с трезвой оценкой последствий непродуманной политики и уж на новом то месте, надо в начале строить школы, церковь или мечеть, а уж потом, по потребности - игорные дома, ночные клубы и прочую развлекательно-денежную индустрию.
И хочется напомнить Управляющим, что это надо было начинать «вчера», но и сегодня ещё есть время!..
Землю, даже в Сибири, нельзя продавать - можно сдавать в аренду, если уж вы хотите дать переселенцам гарантии, но продавать – это грех. Земля Божья, а не Иванова или Петрова - времена наступили тревожные и потому, лучше, когда весь народ вместе, а не каждый за своим «забором».
На Западе и в США, в том числе, иммиграцию воспринимают по капиталистически, как дешёвую рабочую силу. Президент Буш-младший, не скрывая говорил, что откроет границы с Мексикой, для запуска нескольких миллионов, которые должны будут заполнить дешевые рабочие места неквалифицированными рабочими.
Но такая политика уместна, когда всё идёт по восходящей, если же наступит кризис, а он уже был не один раз в США, тогда озлобление бедняков обернётся против хозяев жизни.
Капитализм с его системой эксплуатации держится пока силою христианства, которое при капитализме сделалось и экономическим регулятором - попробуйте поверить мне на слово, ибо чтобы это доказать, нужен новый Маркс.
А я это почувствовал, прожив какое-то время на Западе, в Англии и бывая в поездках по всей Западной Европе. И обдумывая происходящее предположил, что и коммунизм в России рухнул от неверия в Бога.
Постепенно «грехи» неверия и эгоизма накапливались, накапливались и, преодолев какую-то черту, всё развалилось. Я уверен, что Бог – это истина и никакие заменители Бога, как бы привлекательны они не казались, не могут помочь человечеству, а только заводят его в тупики - поставление на место Бога денег и экономики - тоже легкомыслие.
Здесь, на Западе, даже ситуация с иммиграцией зависит от экономики - в случае роста последней мы видим, что иммиграция укрепляет страну. В случае кризиса или стагнации – это её разрушает.
Ещё, мне хотелось бы, хотя бы вскользь, затронуть тему этнической целостности, что является залогом стабильности при экономических или политических кризисах.
Вспомните историю Австро-Венгрии после первой мировой войны, или недавний пример в Советском Союзе, в Югославии, или чеченскую войну и кризис на Северном Кавказе в России. Во всех случаях этнических разногласий или тем более войн, происходит разрушение территориальной целостности. Иначе говоря, определённое государство гибнет, превращаясь в несколько новых, или ново- старых, что делает регион на долгое время очагом напряжения - во всех рассматриваемых случаях, результатом развала был экономически – политический кризис.
Трудно утверждать, чего больше было – экономических или политических составляющих кризиса, но одно очевидно - этнически все разрушившиеся государства были неоднородны и уже не цементировались идеологически, как во времена создания их.
В СССР, постепенно, идеология власти работающих была подменена на идеологию чиновно - однопартийного государства, что и послужило главной причиной коллапса. В случае кризиса отношений между людьми и нациями в многонациональной стране, идеология начинает разваливаться первой, а потом уже рушаться экономика и политика.
Способствуют разрушению национализм, а так же безжалостная конкуренция, как в экономике, так и в политике.
Это же происходит в геополитике - «волки», то есть страны сильные, страны хищники нападают на ослабевшие или «больные» страны и убивают их.
Такие страны-волки, воодушевлённые своими экономическими успехами, пользуются правом сильного, но проходит время и сильные становятся слабыми и их ждёт та же участь, если они не смогут перебороть слабость ценою напряжения всех сил, или ценою революций, когда из недр народного сознания вырывается скрытая подавленная энергия подвига и созидания.
Это происходило после Революции в Англии, Франции, Голландии, России…
Однако это возможно при общей для большинства идеологии и более менее этническом единстве страны.
Либо как в России, которая издавна была многонациональной и после революции, лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь» удерживал классовым тяготением тенденции «расползание», разобщение страны, к чему всегда склонны элиты малые наций и народностей. Именно интернационал пролетариев, был тем цементом, который держал страну как единое государство!
Либо как в США, которые этническую неоднородность использовали под практически тем же лозунгом «Если ты, будучи африканцем или итальянцем, чувствуешь себя американцем - Америка становиться твоей Родиной».
Остальной мир в этом случае нечто другое, иногда враждебное - вспомните, что во Вторую мировую в американской армии служили и этнические немцы и итальянцы, воевавшие в Европе.
Тем не менее, как мне кажется, существуют определённые количественные пропорции соотношений титульной нации и иммигрантов, после превышения которых, начинается процесс развала, разъединения в случае глубокого идеологического, религиозного или экономического кризиса.
Хотя возможно, что определяющим фактором целостности государства, является религиозное единство, иногда выступающее в форме идеологической (как в СССР).
Если рассматривать государство, как некое органическое единство, то есть, прежде всего, этническую однородность, то такой организм будет болеть или даже умирать при разрушении этого единства.
Возможно, биологически человек недаром поделён на расы, в которых существует ещё деление на национальности, народности и племена. И возможно нарушение справедливости при этом деления, то есть выпячивание какой-то одной нации, будет нарушением законов выживания или адаптации, но это тема уже другого обсуждения…
Вспоминается ветхозаветная легенда о Вавилонской башне. Возможно, в этой легенде пророки пытались предостеречь людей от намерения всех обледенить и сделать похожими.
Я полагаю, что в нивелировании путей развития человеческих особей, некогда биологически разделённого приспособительными механизмами, таится неизвестная опасность вселенского катаклизма, который может грянуть как извне, так и изнутри человечества. Каким то образом это связано с эволюцией человека как биовида и возможно, что Страшный Суд и Второе Пришествие уже «При дверях».
Тем не менее я – оптимист и уверен, что можно и нужно не бояться нового, а решать проблемы по мере их возникновения.
Однако прежде чем делать, надо долго и тщательно всё обдумывать - вспоминается буддисткой афоризм: «Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему»!
2004-2021 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".