16+
Лайт-версия сайта

ЗАГАДКА "ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА" И. С. БАХА

Плэйкасты / Искусство / ЗАГАДКА "ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА" И. С. БАХА
Просмотр работы:
29 марта ’2019   23:15
Просмотров: 10536
Добавлено в закладки: 1





Скачать файл - 8.773 мб   (Загружено 0 раз)



Для вас, мои дорогие други, на сон грядущий почитать и послушать. Указать исполнителей не могу, тк эти записи из моих старых архивов. 


Бах создавал свои произведения в первую очередь для современников, людей, коим и адресовано обращение, опубликованное на титульном листе его творения. Он создавал свой уникальный труд "Хорошо темперированный клавир" (сокращенно ХТК) для людей, которые имели возможность пользоваться теми инструментами, которые были им доступны, а именно: клавесин, клавикорд (во всех их типичных разновидностях) и орган (который, разумеется, к клавирам не относится). Фортепиано тогда только создавалось, было очень несовершенным инструментом (что отмечал и сам Бах, критикуя фортепианных мастеров и, по сути, участвуя в улучшении нового инструмента).

Что означает темперированный клавир? Это означает, что клавиши диеза и бемоля объединены в одну (как известно, первые клавишные инструменты имели обе клавиши, причем диез был чуть-чуть выше бемоля). Темперация (объединение двух клавиш) была некоторой революцией в музыке, что позволило сочинять и исполнять произведения в тональностях с большим количеством диезов и бемолей, причем исполнять одновременно разными инструментами, что до появления темперации было не очень благозвучным.
Но вернемся к клавесину и клавикорду. Клавесин вообще не позволяет исполнять легато. Это, по сути, щипковый инструмент, звук которого быстро затухает. Клавикорд дает несколько большие возможности, но исполнять музыку легато и с разной силой звука, как мы сейчас слышим на фортепиано, во времена Баха на клавишных инструментах было практически невозможно.

Загадка состоит в том, слышал ли Бах в голове музыку для клавира так, как мы слышим ее сейчас? Слышал ли мысленно Бах те удивительные интонации в своих произведениях, которые мы слышим в исполнении Рихтера и других профессиональных пианистов современности?
На мой взгляд, творческое наследие Баха существует настолько вне времени и пространства, что Бах мог предвидеть как будет звучать ХТК через 50-100 лет, когда новый для его времени редкий инструмент фортепиано перестанет быть объектом насмешек профессионалов и вытеснит клавесин и клавикорд навсегда. Все может быть...

Предлагаю прослушать звучание ПРЕЛЮДИИ МИ-БЕМОЛЬ МИНОР №8 из ХТК на фортепиано и клавесине. Не обращайте внимания, что звук клавесина "сухой" - это от металлических струн. С большой вероятностью, во времена Баха для струн клавесина часто использовались жилы животных (это было и дешевле, и давало более мягкое звучание клавишного инструмента).

Справка из Википедии
Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и, прежде всего, Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир“ должен стать твоим хлебом насущным».
Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему? Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).
Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Вниз ↓

Оставлен: 30 марта ’2019   00:12
Замечательно !!!

Оставлен: 30 марта ’2019   00:21
Спасибо! Познавательно и интересно! 

Оставлен: 30 марта ’2019   14:33
Благодарю.


Оставлен: 30 марта ’2019   00:41
Я таскал на четвёртый этаж двухмануальный клавесин. Тяжёлая штука, но легче рояля. И у мастера звук там не сухой, а вибрирующе-нежный. Рояль открывает душу, а клавесин - подсознание. Ты хорошая девочка.

Оставлен: 30 марта ’2019   14:35
Повезло тебе, прикоснулся к прекрасному))


Оставлен: 30 марта ’2019   00:47
спасибо............................
вот ради таких как ты и не ухожу с сайта, хотя иной раз аж блюю, но вот есть такие как ты, и я опять остаюсь....................
дай Бог тебе всего, всего..................... тебе и твоим родным и близким

Оставлен: 30 марта ’2019   14:32
Женя, мне так хочется поделиться своими мыслями, если бы только знал. Но вот я все время себя одергиваю что ли, думая, что это неинтересно и тд. Спасибо тебе и всем тем немногим, кто здесь меня понимает.


Оставлен: 30 марта ’2019   01:02
Интересная работа   

Оставлен: 30 марта ’2019   02:22
Спасибо, Ира за твой труд по музыкальному просветительству.
Всё-таки я думаю, что Бах не мог слышать мысленно произведения так, как они звучат сейчас. Точно так же как произведения микротональной техники новаторы композиторы 70х годов не могли услышать собственные произведения. И точно так же никто не мог и представить в 30х годах богатство звуков современных инструментов.

Оставлен: 30 марта ’2019   14:27
Бах он Бог в музыке, космос. Его никто не смог превзойти ни до, ни после. Мой единственный избранный композитор. Обязательно напишу про него, может, и людям это будет интересно, а если захотят его слушать, так это вообще будет победой.


Оставлен: 30 марта ’2019   06:43
Спасибо, Ирина за музыкальную лекцию.
Бах для меня, немузыканта, - это, в основном, "Бранденбурские ворота",
а значит - орган.
Теперь знаю больше.
Да и просто интересно.

Оставлен: 30 марта ’2019   14:29
Рада, Людмила!) Улыбнули меня)


Оставлен: 30 марта ’2019   07:35
         

Оставлен: 30 марта ’2019   07:49
Как красиво,Ир. И какая интересная информация.
Спасибо.
62On-line

Оставлен: 30 марта ’2019   14:33


Оставлен: 30 марта ’2019   07:55
Интересный рассказа. А вот, как выглядели первые клавиши(диезы и бемоли отдельно) я не нашёл в интернете. Вот бы, кто нарисовал.
43

Оставлен: 30 марта ’2019   08:09
БРАВО ИРИНА.
76On-line

Оставлен: 30 марта ’2019   08:25
...гениальная музыка и исполнитель...
31

Оставлен: 30 марта ’2019   14:34
да)


Оставлен: 30 марта ’2019   08:57
Вдыхая музыку, как нечто
Непостижимое уму,
Поверю в жизни быстротечность,
но вечность в ней я обниму.

Оставлен: 30 марта ’2019   14:28
Людмила, спасибо! Оч мило)

Оставлен: 30 марта ’2019   15:07
Волшебные звуки, Ира! спасибо! не оставляют равнодушным! а Бах узнаваем даже для таких чайников, как я))     


Оставлен: 30 марта ’2019   12:36


Оставлен: 30 марта ’2019   12:47
Иришка, молодец, что знакомишь нас с НАСТОЯЩИМ! Ты и сама умничка и талантище, за что я тебя и ЛЮ! Музыка потрясающая конечно, тут комментарии излишне!

Оставлен: 30 марта ’2019   14:32

Оставлен: 30 марта ’2019   15:10
Ото жЪ Я бы тоже так сказал, но низзя мне, - у ей мушшш есть 


Оставлен: 30 марта ’2019   14:00

Оставлен: 30 марта ’2019   15:09
Цитата:  irinkan69, 30.03.2019 - 14:32
Женя, мне так хочется поделиться своими мыслями, если бы только знал. Но вот я все время себя одергиваю что ли, думая, что это неинтересно и тд. Спасибо тебе и всем тем немногим, кто здесь меня понимает.
ОООООЧЕНЬ интересно! даже это будет интересно одному-двум - ты уже не зря живёшь на этом сайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Оставлен: 30 марта ’2019   18:52
Иришка!

Оставлен: 30 марта ’2019   20:13
Я 


Оставлен: 30 марта ’2019   19:05
Ира! Интересная и красивая работа!
   

Оставлен: 30 марта ’2019   20:13
Спасибо!


Оставлен: 30 марта ’2019   19:20
Ира! тебя интересно слушать,интересно читать,интересно соприкасаться! Я очень рада,что у меня есть возможность!СПАСИБО,ИРОЧКА!         

Оставлен: 30 марта ’2019   20:13
Лариса, рада тебе)


Оставлен: 31 марта ’2019   20:35
   

Оставлен: 01 апреля ’2019   02:06
Ирина, что-то вы намудрили с объяснением темперации как "объединением двух клавиш". "Темперация" - означает небольшую расстройку акустически чистых интервалов ради получения желаемого строя.А вот именно от потребностей исполняемой музыки и зависит выбор строя.В средние века каждый музыкант сам настраивал свой инструмент , экспериментируя в соответствии со своим вкусом в нужном ему строе. А вот органы были все уникальны и настроены заранее мастером изготовителем в неравномерной темперации. А вот появление фортепиано как массового инструмента, потребовало универсальной настройки. И как раз именно равномерно-темперированный строй отвечал потребностям массового и аккомпанирующего фортепиано, нового тогда инструмента, не отягощённого традициями. Ну, и конечно, энгармоническое равенство диезов и бемолей давало свободу движения из одной тональности в любую другую.
Принято считать, что Бах был горячим сторонником равномерно-темперированного строя и для его пропаганды сочинил свой ХТК. Однако, это не совсем верно.Замысел ХТК состоял в том, чтобы показать что каждая из 24-х тональностей имеет своё лицо, свою акустическую высоту, своё интервальное строение звукоряда.
Интересно посмотреть нотную книжечку Вильгельма Фридемана Баха с написанными там Бахом началами прелюдий, которые он потом использовал в 1 томе ХТК, но уже в других тональностях. Если сравнить звучание,- то меняется и окраска и даже смысл этих прелюдий, переходящих в сочинённые позже фуги.

Оставлен: 01 апреля ’2019   17:21
Александр, благодарю Вас за столь подробный отзыв. Собственно, у Вас дополнения существенные по теме. Я готовлю очерк о Бахе. Но, как и в этой работе, у меня не цель рассказать все в мельчайших деталях. Я хочу показать больше общие понятия, более понятные широкому кругу читателей, и показать истинную заслугу великого маэстро. Сейчас полифонию редко услышишь, только в узких кругах. А у меня она пишется, к ней возвращаюсь и уповаю на посыл сверху написать что-то такое, чтобы появилось желание вернуться ко мне) Я рада Вашему визиту, с уважением Ирина.


Оставлен: 01 апреля ’2019   16:24
Очень познавательно!

Оставлен: 01 апреля ’2019   17:21
рада)


Оставлен: 01 апреля ’2019   18:04
Загадку ХТК Баха начал разбирать Казинник в своих передачах, но, похоже, слишком глубоко копнул, найдя даже в первой прелюдии грехопадение, и вконец закопался, хотя и очень эмоционально и познавательно. Вообще, как-то "визуализировать" и разобрать по косточкам музыку Баха,- это как словами выразить всё многообразие океана, или космоса. Это всегда что-то притянутое за уши к своей мёртворожденной идее. Вот, например, Мария Юдина попыталась дать своё толкование 1-му тому ХТК, связывая каждую прелюдию и фугу с определённым евангельским сюжетом, давая изобразительное начало музыкальному движению. Например, прелюдия и фуга E-dur у неё была "Бегство в Египет", а G-dur "Вознесение". Но она была человек, глубоко погружённый в православие, и свою обусловленность верой проецировала и на музыку Баха. Попыталась она дать толкование и Гольдберг-вариациям, но в этом мистическом запределье совсем утонула, не помогли даже ассоциации с Псалмами Давида и цитатами из молитв. Чудо жизни,чудо творчества, чудо музыки Баха не укладывается в какие-то идеологические и церковные рамки. Простая ария Гольдберг-вариаций из сборника Анны-Магдалины расцветает в 30 вариациях как комнаты волшебного замка. И после восторженного исполнения вариаций Гульдом это скорбное Юдинское бормотание с глазами в пол и слушать не хочется, хотя она и входит в серию великих исполнителей 20-го века.

Оставлен: 05 мая ’2021   03:03
Прекрасная работа  сразу вспомнила школу и музыкальное училище. К каждому экзамену как должное.   давно не играла Баха, есть повод повторить... 


Вверх ↑
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft