-- : --
Зарегистрировано — 123 813Зрителей: 66 873
Авторов: 56 940
On-line — 25 322Зрителей: 5020
Авторов: 20302
Загружено работ — 2 130 831
«Неизвестный Гений»
Пётр Зиновьев и электронная музыка
08 января ’2022 12:07
В Лондоне в возрасте 88 лет умер Петр Львович Зиновьев — выдающийся британский инженер и изобретатель русского происхождения, один из пионеров электронной музыки, создатель знаменитого синтезатора VCS3, который в своем творчестве использовали музыканты Pink Floyd, The Beatles, The Who, Дэвид Боуи, Kraftwerk, Yes, Depeche Mode, Брайан Ино, King Crimson, Tangerine Dream, Aphex Twin, Autechre, Жан-Мишель Жарр и другие.
Петр Зиновьев (Peter Zinovieff) — потомок старинного русского дворянского рода Зиновьевых, его дед Александр Дмитриевич был действительным статским советником, шталмейстером, гражданским губернатором Санкт-Петербурга. Отец Петра — Лев Александрович, выпускник Пажеского корпуса, был предводителем петергофского дворянства, предпринимателем, землевладельцем, членом IV Государственной думы. Мать — княгиня Софья Долгорукова, одна из первых русских женщин-авиаторов, принимала участие в сражениях Первой мировой войны. Родители Петра Зиновьева встретились уже в Лондоне, в эмиграции. Их брак был недолгим, но оставил после себя двух сыновей — Петра и Йена. Петр Зиновьев закончил Оксфордский университет, был подающим большие надежды геологом, изучал спящие вулканы в Шотландии, ездил с научными целями на Кипр и в Пакистан, но уже в студенческие годы увлекся звуковыми экспериментами и конструированием радиоприемников. В начале 1960-х Петр создал у себя дома в Лондоне студию, оборудовав ее списанной с военных кораблей радиотехникой, а в 1965-м потратил гигантскую по тем временам сумму в £4000 на покупку компьютера DEC PDP-8, продав для этого диадему из бирюзы и жемчуга — свадебный подарок отца его жены Виктории. Диодно-транзисторный PDP-8 был размером с холодильник, у него не было жесткого диска, но он обладал 4 Кб памяти. Зиновьев, по его словам, стал первым частным обладателем такого компьютера. Оборудованная компьютером студия позволила Зиновьеву записать его первый музыкальный альбом «Электронный календарь», где он дал волю своей безграничной фантазии. По словам инженера и музыканта он первым изобрел сэмплирование, записывая и обрабатывая самые разные бытовые звуки, превращая их в подобие музыки. Зиновьев даже поднимался на башню лондонского Биг Бена, чтобы записать звук ее часов. Чтобы обеспечить финансирование работы своей студии, Зиновьев основал компанию Electronic Music Studios (EMS), которая стала производить и продавать изобретенный Зиновьевым монофонический синтезатор EMS VCS 3. В это время в его студию приходили Ринго Старр и Пол Маккартни, которые были увлечены экспериментами с электронной музыкой. Маккартни использовал оборудование, созданное Зиновьевым, во время работы над Carnival of Light (https://youtu.be/A5p6z8QAVYU) Компания EMS для рекламирования возможностей своих инструментов устраивала психоделические концерты, так популярные в конце 1960-х. Зиновьев экспериментировал не только с электроникой, но и с публикой в зале, заставляя ее участвовать в создании звуков (шелестеть фольгой, например). Он говорил, что тогда все были уверены, что очень скоро компьютеры кардинально изменят представление о музыке, станут сочинять ее сами по заданию человека. В это время синтезаторы Зиновьева использовались группой Pink Floyd — они были частью оборудования при записи саундтрека к фильму More, альбомам Ummagumma и Atom Heart Mother. Дэвид Гилмор использовал, купленный в 1972 году синтезатор EMS Synthi Hi-Fli, в создании великого альбома The Dark Side of the Moon. Бизнесмен из Зиновьева был никакой и EMS обанкротилась довольно быстро, в конце 1970-х, успев выпустить на рынок двенадцать моделей своих синтезаторов. Зиновьев передал свою великолепно оборудованную студию Национальному театру, но она погибла во время наводнения. В 1980-1990-х Зиновьев занимался самым разным: дизайном, преподаванием, совместными проектами с автором компьютера ZX Spectrum Клайвом Синклером. Зиновьев удивительный, невероятно одаренный человек, он постоянно что-то придумывал, создавал, изменял привычные вещи. Он считал бумажные динамики несовершенными и искал новые источники для получения звука. У него была видеокамера, которая при наведении на разные объекты, генерировала новые звуки. Он сделал себе клавиатуру, где у каждой кнопки была своя функция. Он придумывал свои гаммы, считая, что в октаве должно быть не восемь звуков, а пятьдесят шесть, называя традиционную нотную партитуру «тиранической», затрудняющей работу с новыми звуками. Петр Зиновьев — это незаурядный русский талант, выросший на благодатной британской почве. Кто знает, что бы с ним было, появись он на свет в СССР? Стал бы он знаменитым композитором, как Эдуард Артемьев, или пропал бы в безвестности, испытав на себе судьбу детей «из бывших»? Хорошо, что его папа и мама встретились в Лондоне — вот это можно утверждать определенно. P.S. Посмотрите это видео, где Зиновьев рассказывает о себе и своей работе: |
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор