16+
Лайт-версия сайта

Его Величество АНС!

Форум / Для музыкантов / Его Величество АНС!

22 февраля ’2022   13:27

АНС
Прикрепленное изображение:

22 февраля ’2022   13:40

Евгений Александрович Мурзин
Прикрепленное изображение:

22 февраля ’2022   13:41

27 февраля 1970 года в возрасте 55 лет ушел из жизни выдающийся изобретатель уникального фото-оптического электронного музыкального синтезатора АНС- Евгений Александрович Мурзин.
По сути, АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина, представляет собой прообраз музыкального компьютера с графическим интерфейсом — он был придуман еще в 1930-х, а появился в конце 1950-х: это одна из немногих оригинальных разработок в сфере музыкальных технологий, сделанных в нашей стране. Его неземным голосом говорит мыслящий океан Солярис в знаменитом фантастическом фильме Андрея Тарковского.До сих пор компьютерным программам, воссоздающим возможности АНСа, не удалось получить звуки такой тембральной сложности.которые мог воспроизвести этот синтезатор.
Технология, лежащая в основе АНС-синтезатора, называется оптической записью звука. Она широко использовалась в кино: звук писался на ту же пленку, что и изображение, в виде чередования участков с различной плотностью засветки. При записи звук модулирует световой поток, меняя плотность засветки на пленке, а при воспроизведении происходит обратный процесс, то есть собственно синтез. Для этого свет пропускается через записанную пленку на фотоэлемент, на котором изменяется ток, после чего сигнал усиливается и выводится на динамик.
«Сердцем» последнего варианта АНС-синтезатора были пять прозрачных диска-модулятора с нанесенным рисунком. Каждый диск делился на 144 области с разными комбинациями затемнений: таким образом, всего устройство могло синтезировать 720 различных модуляций-«оттенков» одной и той же ноты,перекрывающих диапазон 21–21 600 герц, в интервале 10 октав,то есть появилась реальная возможность сконструировать любой звук — музыкальный, природный, неземной… Звукоряд машины Мурзина гораздо богаче обычного звукоряда современной музыкальной системы. В его октаве не 12, а 72 звука. В шесть раз больше!
https://www.youtube.com/watch?v=5vyD4rEDfv4 (на этом старом видео показан первый вариант АНСа с 4 дисками, соответственно количество модуляций синтезировалось 576).
АНС не имел клавиатуры. Музыкальная фраза как бы рисовалась – вот где проявлялся синтетический принцип Скрябина! – на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле, и через неё пускался световой луч на фотоэлементы.
https://www.youtube.com/watch?v=ptRmDeoQQlw
https://www.youtube.com/watch?v=gM4O593Pzm4

Важно отметить, что в отличие от ставших ныне привычными клавишных концертных синтезаторов (первый клавишный полноценный синтезатор сделал Роберт Муг) АНС был синтезатором студийным. Он предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Также нужно отметить, что перед АНС Евгением Мурзиным ставилась особенная цель. В то время как на Западе создавали аппаратуру, имитирующую традиционные инструменты, – идеалом должен был стать такой синтезатор, который мог заменить целый оркестр(!), Мурзин шёл другим путём. «Зачем подражать скрипке? – спрашивал Мурзин. – Скрипка и есть скрипка, её никто не отменяет!"
С синтезатором работали будущие гиганты мировой музыки, в частности авангардной: Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев, Андрей Волконский, Эдисон Денисов, София Губайдулина и др.Впоследствии, уже в российский период, на АНС записывали композиции иностранные исполнители — Coil и Bad Sector.
Первые сочинения, созданные на АНС, были исполнены в 1961 г. на выставках в Лондоне и Париже.
В 1968 году Мурзина командировали в Геную на выставку достижений советской промышленности. В Италии на АНС исполнялись произведения Артемьева — и имели большой успех, потому что такого звучания в мире пока не слышал никто.
Синтетическая музыка относительно широко использовалась в кино, в первую очередь у Тарковского («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), но встречалась она и в фильмах для широких масс, например в «Бриллиантовой руке».
В настоящее время последний промышленный вариант АНСа находится в музее им.Глинки.

P.S.Почему АНС, обладая такими большими возможностями в синтезе звука, не получил в те годы широкого распространения в музыкальном мире? Было изготовлено 2 или 3 образца,точно неизвестно, сохранился один. Хочу поделиться некоторыми соображениями, но не стоит их рассматривать как абсолютную истину.
1. Неожиданная тяжелая болезнь и смерть Евгения Мурзина в то время, когда он начал подготавливать документацию АНСа для его запуска в серийное производство.
2. Конструктивно инструмент достаточно сложный из-за наличия не только электронной схемотехники, но и большого количества механических узлов и оптики. Даже после стандартизации многих деталей он стоил бы немалых денег. Судя по всему, инструмент мог выпускаться только небольшими партиями, в основном под заказ студий.
3.Вес и габариты инструмента исключали его использование в гастрольно-концертной деятельности.
4.Ненадежность графической работы с помощью резцов.Как отмечала Губайдулина -"слишком многое зависело от пленки.., и всяких случайностей.." (в настоящее время современные технологии эту проблему легко решают с помощью сенсорного экрана и ручным электронным манипулятором вместо резца).

Как уже было сказано, в основе синтеза звука АНСом лежит преобразование световых волн в звуковые. Однако принцип действия инструмента наводит на другую, не менее интересную обратную задачу- преобразование музыкального произведения в эстетический зрительный образ. Технически задача сейчас вроде как решается. Например, трек музыкальной композиции пропускается через програмный анализатор спектра, а затем через редактор типа Piano-Roll, получаем подобное "стекло с пленкой" с нанесенными частотными (нотными) штрихами. Запуская этот процесс в реальном времени, мы сразу узнаём то, что осуществляется практически во всех музыкальных редакторах. Но, созерцая эти нотные (частотные) штрихи, вряд ли человек получит зрительное эстетическое переживание.
Каждая нота-штрих несёт в себе определенные физические значения звука - частота, длительность, громкость и др. Если связать какой-то зависимостью эти акустические параметры с визуальными (расположение в пространстве, форма, цвет, яркость, глубина и др.,), то уже будет вырисовываться некая изменяемая во времени абстрактная графическая картинка, отличная от простых штрихов. Но нужно решить более сложную, творческую задачу - найти такие связи между акустическими и визуальными параметрами, при которых будут возникать именно эстетические зрительные ассоциации.
Недавно появилось новое направление в искусстве - "Визуализация музыки". Достаточно набрать эти слова в поисковике, чтобы познакомиться с такими работами, возможно, они есть и на нашем сайте.
Впрочем, это уже отдельная тема).

https://yandex.ru/search/?lr=213&clid=2296048-188&win=385&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8&src=suggest_B
Прикрепленное изображение:

23 февраля ’2022   00:09

Иногда использую эмулятор АНСа в проектах. Интересная штука.

23 февраля ’2022   00:44

У меня он тоже установлен, правда работать с ним еще не пробовал. Сложно было его осваивать?

23 февраля ’2022   01:21

Цитата:  jonik52, 23.02.2022 - 00:44
У меня он тоже установлен, правда работать с ним еще с ним не пробовал. Сложно было его осваивать?
Честно говоря, полностью в нем не разобрался. То есть, как сольный инструмент не использую, только для фона, для создания интересных звуков. Например, есть в нем функция реверса, но при экспорте получается прямое проигрывание. Не понял как редактировать уже нарисованное, если нужны частичные изменения. Только вот подумал - возможно проще сделать копию экрана с пустым проектом (чтобы были видны клавиатура и временная шкала), открыть в фотошопе, в другом слое сделать рисунок и потом уже его загрузить в программу. Ну, и микротональность вряд ли получится, разве что случайно.


20 марта ’2022   17:18

Действительно, ANS — отличный эмулятор, тоже рекомендую. Это то, что я использую.

https://www.minimilitia.mobi/ https://www.applock.ooo/

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"История о старых уличных музыкантах" для Вас!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft