У меня возник спор с одним моим другом. Он пишет музыку рисуя вначале аккордную последовательность, - часто наугад, - а затем пытается подобрать какую-нибудь мелодию. Пару раз я его ловил на том, что его композиции подозрительно напоминают хиты знаменитых музыкантов, но только в том случае, если убрать мелодию и оставить одно лишь сопровождение (ритм-секция + фон). Недавно услышав опять такое вот дело, я ему сказал, что это шаблонирование а не творчество, и сначала должна рождаться мелодия, а сопровождение прописываться потом уже, на что он мне ответил, что так как он в наше время работают очень многие и получается все ничуть не хуже.
Предлагаю обсудить данный вопрос. Какова последовательность в сочинении музыки предпочтительнее:
1) гармония сначала, а потом мелодия;
2) сначала мелодия, а потом гармония;
3) параллельно и то и другое по мере написания, а там куда кривая выведет?
А как Вы отнесётесь к тому, когда композитор всю партитуру слышит сразу и записывает все партии?
Гармонический слух друга и последующее оформление можно назвать конструированием... Я, читая текст, начинаю слышать его и записываю и только потом гармонически оформляю - получается песня.
Сначала была тьма,потом свет!Так и в музыке,все равно он потом заменяет аккорды при сочинении мелодии,а так это однообразие.Такие люди привыкают жить по шаблону!Я ему сочувствую!
Я не профессиональный музыкант. сочиняю для себя, для души так сказать. В качестве самовыражения. Так вот, сначала я тоже набрасываю аккордовую последовательность, а потом приходит мелодия. Может это и не правильно с точки зрения профессионалов, но для меня этот постулат не важен.
А я, прежде чем писать, возбуждаю в себе ощущения; например счастья или воспоминания о первой любви, или ожидания вечности... и в голове начинает звучать музыка. И моя задача быстро, быстро ее записать и ничего не перепутать.
Правда успеть и не исказить удается очень редко.
Совсем не важно в каких условиях пишется песенка! Я вообще "Белые Розы" с глубокого похмелья написал, а "Тающий Снег" вообще в туалете... Но есть главное условие (для меня) - текст и музыка должны войти в автора одновременно!!!
*часто наугад* ? а названия произведений были тоже :*Наугад № 1*, * Наугад № 2*, и т. д.. Представляю если бы так писали все композиторы, сколько бы произведений было бы написано наугад про времена года или на тему реквиема!!!!....привет другу((((
У меня иногда рождается мелодический фрагмент. Пару раз даже во сне, из которых один раз удалось проснуться, напеть и запомнить. Потом он развился в песню.
Иногда стихи сами начинают звучать мелодически, текст диктует тему. Несколько песен на свои и чужие стихи получились так.
Иногда сажусь с гитарой и пробую разные гармонические ходы. Так родилась интерлюдия Irratio.
А интерлюдия Nostalgie родилась сразу: мелодия пошла вместе с аккомпанементом.
Ну я лично с начало читаю стихи и мурлыкаю под них потом строю гармонию и стилистику -все зависит от автора так как восприятие индивидуально как и слух поэтому всех под одну гребенку ни стоит загонять в этом и суть творчества а не соответствие шаблонам неизвестно кем придуманным и навязанным-это лично мое мнение
Однозначно мелодия,а гармонию можно приткнуть потом смотря какой стиль выбрать.яркий пример песня бессамемучо.Гармония простая как огурец,а мелодия на века.
Лично я сначала пытаюсь призвать Музу. Ежель не идет (зараза) тогда уже включаю "математику".
А если серьезно, то этот вопрос не решаем, из серии не доказанных теорем, это чисто индивидуально, у разных людей по разному, кому что дано. У кого то мышление мелодическое, у кого то гармоническое. Эт как обладание слухом - кому то дан абсолютный, а кому то только относительный...
Так что тут как карта ляжет...
Считается, что предпочтительней иметь гармоническое мышление, но это только считается.
PS: по правде говоря, для хорошо подготовленного человека таких вопросов не возникает, как то само собой все получается в комплексе, хотя да, есть такое деление...
Полностью с Вами согласен
В моём случае происходит так же по разному,
то мелодия,как навязчивая идея голову сверлит,а когда стихи анализируешь-выстраиваешь ритмическую структуру и гармоническую "квадратуру"...
Потом уже мелодию придумываешь...
По разному...
Полностью согласен с вами. Но у меня чаще приходит все и сразу, в голове уже звучит готовые и мелодия и аранжировка. Моя задача успеть - сесть за комп и зафиксировать это все в редакторе. Как-то так...
Когда то Битлз узнавая новый аккорд писали на него песню. Видимо еще раньше таким же образом Бах написал свой ХТК))Наверное метод который дает такие результаты стоит того, чтоб его принять на вооружение))
Кстати тексты можно писать по тому же принципу. Там еще больше возможностей)
Кстати тексты можно писать по тому же принципу. Там еще больше возможностей)
Гы! А че, я так в детстве писал песни на английском :) (Хотя, наверное "Английский" нужно взять в кавычки). Помнится, узнал я как то новое красивое заморское слово "Stranger" - и вуаля! Через 15 минут была готова песня под названием Stranger :)))
А оно у всех заложено, но природа гуманна. Поэтому, далеко не у всех оно выходит наружу :)
Нашим соседям в этом плане не повезло, поэтому они дружно проклинали тот день, когда енто самое творческое начало стало у меня проявляться. Жалкие ничтожные людишки, не способные оценить как прекрасно звучат кастрюли, когда по ним колотят железными элекродами от сварочного аппарата!
Загубили во мне барабанщика...
PS:
Кстати, я только сейчас осознал, как я был крут! :)
Во-первых, получается, что с раннего детства я начал играть самый что ни на есть настойящий труЪ митааааллл!.
Во-вторых, получается что уже в раннем детстве моя первая реп-база была оснащена достаточно мощным аппаратом. Сварочным. :)))
Кагда пишу стихи сразу,т.е. одновременно рождается мелодия,ну а дальше дело техники.Бывает потом переписываешь, но основа остается.Думаю,что у каждого к сочинению песен может быть свой индивидуальный подход,на то и творчество.
сначала наверное должна быть какая то идея, мелодия или гармония уже не важно, представление о том что ты хочешь, а потом уже всё остальное и далее куда кривая выведет. ))))
А оно у всех заложено, но природа гуманна. Поэтому, далеко не у всех оно выходит наружу :)
Нашим соседям в этом плане не повезло, поэтому они дружно проклинали тот день, когда енто самое творческое начало стало у меня проявляться. Жалкие ничтожные людишки, не способные оценить как прекрасно звучат кастрюли, когда по ним колотят железными элекродами от сварочного аппарата!
Загубили во мне барабанщика...
Первой приходит великая и могучая Партия Басса ;/Там зачастую уже заложены и ритм,и мелодия,и квадраты-треугольники,и эмбрион тембра.Остаётся только вырастить дерево, и здесь - главная работа.
Мелодия, ритм и гармония
Затеяли спор-церемонию...
Я глав-ный! - Ритм отчеканил.
Задуматься всех он заставил...
Нет я, зазвучала гармония -
Прислушайтесь все без иронии.
Мелодия вдруг зазвучала -
Могу без гармоний и ритмначала.
Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... заиграл
мне очень близко и понятно,о чём вы пишите!
когда я занимался хардом и металом,то сначала составлял некий конструктор из удачно звучащих аккордов,пассажей,сочетая их друг с другом.и только потом на готовый аккордный ряд дописывал мелодию вокала.
по моему глубокому убеждению,так работают очень многие.
например,у дёпл и ледзеп это откровенно на поверхности.видно,что музыканты задают тему,а вокалист несёт ''отсебятину''.в блюзе и джазе это вообще норма.
другое дело,когда берут готовую прогрессию аккордов у уже известного хита и накладывают на него свою вокальную ''строчку''.я и здесь преуспел.)))
в моём хардовом творчестве есть два и больше замаскированных плагиата на чужую прогрессию аккордов.
например,у Rainbow есть совершенно замечательная песня Light In The Black с необычной прогрессией аккордов в куплете.я его весело-весело использовал в песне Я Во Сне (Я Вижу Сон I).
получился шедевр,в котором никто ни разу не уловил плагиата.потому что всё в меру и аккуратно.)))
первый альбом моден токин вообще один сплошной плагиат на Selfcontrol ныне усопшей Laura Branigan.не только в прогрессиях аккордов,но и в вокальной тонике это слышно не вооружённым ухом.те же сочетания тех же нот.
нот только семь? возьмите генералы песчаных карьеров.там три блатных аккорда,плюс переход на мажор в одном из этих аккордов точно так же,как это в блатняке.но какая интересная тоника песни.совершенно не похожая на блатняк.
это и украли моден токин у лауры браниган.
очень зависит от стиля и аранжировки,что раньше - аккорды или мелодия.
кто играет на пианино или акустической гитаре,тот сначала мелодию ищет.а кто изначально ставит перед собой задачу на тот или иной стиль,тому важнее,как будет звучать аранжировка.
я почти всегда сначала делаю '' коробку'' для будущей мелодии.потому что если сначала написать мелодию,то она может так и остаться не озвученной.
потому что в мозгу звучит так,как в реале не добиться.у меня такое тоже бывало.
заниматься писанием заведомо не записываемых песен - негатив.думать о том,что когда-нибудь запишу - тщетные надежды.
поэтому почти всегда исхожу из реальных возможностей,а не иллюзорных изысканий,с которыми так и останешься один на один.
я пишу не ''для себя''.
опять мне не остановиться,блин.)))
Но остановился же? Блиннннн...
Ну и понятия у Вас - блатные аккорды
И с количеством аккордов в "Генералах"
Важней всего погода в доме...
То бишь, как композер задумает, так тому и быть.
Хм... Мне всегда вначале приходят стихи... Без них не знаю как - ни разу в жизни не получалось, чтобы вначале была музыка, а потом стихи и собсна песня... Иногда вместе со стихами сразу идет мелодия, на которую начинаешь уже прикидывать гармонию - то есть аккорды, прикидываешь тональность, в которой вещь у тебя лучше будет звучать, а голос потянет (как верх, так и низ)... Потом отыгрываешь материал на обычной гитаре, потом отшлифовываешь на ушах друзей, знакомцев, через год-два-три понимаешь что песню можно записывать - все лишнее отсеклось, сбоев и желания что-то менять уже нет... Хотя в процессе записи, когда начинаешь придумывать бас, соляги, подложки клавишные, получаются и вовсе неожиданности... Типа кардинальной смены тональности, ритма, стиля, и даже самой мелодии... =))) Я не знаю как применить математику когда не приходит Муза. Пытался - получается очень не то что хочется слышать... Потому периодически не пишу ничего, бывает года по 3 ничего не бывает...
Потому по сабжу, я бы выстроил такую последовательность:
4) Стихи -> Гармония + Мелодия -> То же, но уже + Вокал -> Акустический вариант песни (я + гитара) как самостоятельная величина + Аранжировка -> Отладка гармонии + мелодии + вокал = Композиция...
Думаю, сколько авторов, столько и способов, как отпечатков пальцев =)
Зашел ко мне как то Плант. Который Роберт.
Помоги, говорит, брат Кактус.
надо второй альбом выпускать Цепеллинов, а в башке ни одной идеи.
Ну посидели, выпили по рюмке чаю, напел ему пару-тройку тем...
Гонрар зажали, на обложке не отметили. Облом.
Обиделся, канешно, крепко. Затаил.
Блэкмору звоню, Ричи, говорю, блин!!!
Плант, собака, кинул.
У меня пара тем есть, давай, тебе напою, и вы их гадов сделаете.
По телефону напел ему...
Гонорар зажали, на обложке не указали. Облом.
И тут запил я с горя.
Выхожу из запоя, ну, думаю, гады!!! Ща я вам дам!!!
За пивком пошел, башку поправить, смотрю, Андерс с Боленом за пивом в очереди стоят.
А тогда за пивом очереди были. Если кто не помнит.
Пропустили они меня вперед, пивка взяли вместе, а я им за это пару тем насвистел.
И название подсказал дельное. Модерн Токинг.
Гонорар зажали, на обложке не указали. Облом.
Обиделся, затаил, но в запой не ушел.
Хрен с ним, думаю, с мировым масштабом.
Хоть на одной шестой, но я вам всем покажу диез вашу в бемоль в
басовый мать его ключ квартой через квинту нехай совсем!
И показал. Долго думал, н придумал.
Думаете Михайлов с Ваенгой просто так появились?
Щас. Темы то кто им насвистел? А? Догадались?
Правильно.
Вот сижу, жду гонорар!
Если опять кинут, опять что нибудь придумаю.
Ждите!!!
Какова последовательность в сочинении музыки предпочтительнее:
1) гармония сначала, а потом мелодия;
2) сначала мелодия, а потом гармония;
3) параллельно и то и другое по мере написания, а там куда кривая выведет?
Бах 1я прелюдия С-dur - цепь арпеджированных аккордов. Гуно написал мелодию, получилась знаменитая Аve Maria.
Это к 1)
Собиратели фольклорных мелодий едут в глубинку, записывают их и обрабатывают - это к 2)
3) в комментах не нуждается.
Я и говорю что Паганини мелодию, а все кому не лень гармонии, причем разные. Ауэр и Шуман практически аккомпанимент для разной музыки писали. Между прочим это подтверждает известный постулат шахматиста Шумана: гармония - король, мелодия - ферзь. Хотя в 19 веке это утверждение лучше работало чем сейчас.
Я и говорю что Паганини мелодию, а все кому не лень гармонии, причем разные. Ауэр и Шуман практически аккомпанимент для разной музыки писали. Между прочим это подтверждает известный постулат шахматиста Шумана: гармония - король, мелодия - ферзь. Хотя в 19 веке это утверждение лучше работало чем сейчас.
Индивид слышит гармонически по-своему и это нормально. Потом интересно слушать разнобразные подходы к гармонизации того или иного произведения, если это сделано мастерски...
Оркестровые? Легко!
86-й через пятьдесят четвертый.
На пятнадцатой, на углу, около бывшего кафе "У Арама".
Вы осторожней там...А то у нас район такой...
Не сомневаюсь в способности кактуса делать оркестровые переложения, также как из кактуса делают текилу
Звонит мне как то Паганини, и ругается нецензурно по итальянски.
Уроды, говорит, как есть, уроды.
Я им и так, и эдак...не нравится.
А Кактус в то время жил в Венеции.
Плюнул Кактус в канал, отобрал у Паганини скрипку, да и пошли в отель.
Или в гостинницу...хрен его знает...
Сели они вдвоём, вышел с утра только один. Паганини. Кактус спать остался. Он на работу каждый день в пол седьмого встает. Не дай кому Бог.
Короче, Поехал Паганини на проплаченный корпоратив, Кактус поехал домой в Москву.
Гонорар зажали...
В начале рождается (у меня) мелодия,затем она гармонизируется и облачается в ритм образуя стиль.А уже потом можно делать всё остальное - это уже дело вкуса,мастерства и умения.Но мелодия всегда стоит во главе(чего не скажешь о современной музыке).Если нет мелодии - это просто голый ритм и набор звуков,что не является музыкой в прямом смысле этого слова.
Дебюсси тоже ... еще тот шарлатан. Помню как то в одной передаче одна активная тетенька наезжала на какого то композитора с упреками на отсутствие мелодий. Хороший был ответ: ТОГДА ДАВАЙТЕ ПИСАТЬ МЕЛОДИИ, А НЕ МУЗЫКУ. В этом все. К сожалению обыватель дальше запева-припева музыки не мыслит....
Дык это... Мелодия - она ж не может быть сама по себе. Ну, если не брать специфические случаи. Обычно, если в голове крутится какая то мелодия, то осознанно или неосозннано, вместе с ней подразумевается некая гармония. Да, уже потом, за инструментом можно продумать детали или поэкспериментировать с гармонией, но изначально ведь все равно мелодия не приходит сама по себе, в отрыве от всякой гармонии.
Вроде так...
Давно так не ржал, чуть коХфеем не подавилсООО, прочитав на этой ветке фразу:
"Ежель не приходит - призываю на помощь математику"
Ежель - фамилия Министра Обороны Украины....
Конечно вначале мелодия рождается, ведь она в стихах, в словах. а уже потом и гармония и аранжировка. А если математически исходить от полученного знания, нотной азбуки и тд. то это графоманство. Если дано от Бога слышать мелодию, то это талант.ю А если вы ее рожаете в математических муках, какая бы она не была, это от лукавого. Мое субъективное мнение
Дык это... Мелодия - она ж не может быть сама по себе. Ну, если не брать специфические случаи. Обычно, если в голове крутится какая то мелодия, то осознанно или неосозннано, вместе с ней подразумевается некая гармония. Да, уже потом, за инструментом можно продумать детали или поэкспериментировать с гармонией, но изначально ведь все равно мелодия не приходит сама по себе, в отрыве от всякой гармонии.
Вроде так...
Кто-то слышит всю партитуру сразу, кто-то мелодию - вариантов много...
Прочитываю стихи, в это время начинает звучать мелодия, всё остальное оформление потом. Мой знакомый композер-аранжировщик рассказывал про сон - приснилась полностью часть симфонии, но... поленился встать и записать сразу. На утро - облом.
Ну незнаю... Я, конечно, исхожу сугубо из своего восприятия. И честно говоря, вообще не могу представить, как это - мелодия сама по себе.
Когда то давно, когда я еще не очень хорошо подбирал на слух, у меня было так: Приходит в голову какая то тема. Подбор самой по себе мелодии мне к тому времени уже давался более-менее легко. А вот с гармонией мучался довольно долго, подбирая аккорды, при которых мелодия обретет то самое звучание, которое какое крутится у меня в голове.
То есть, это я к тому, что все-таки идея приходит в виде звучания в целом - мелодия + основная гармония. Осознает ли человек из каких нот состоит эта мелодия и из каких аккордов состоит гармония, или нет - это уже дело десятое. Но в голове у него звучит все в комплексе.
Или я все же ошибаюсь и у многих людей это происходит совсем не так?
Не вижу криминала в применении шаблонов гармонического построения. Если это стимулирует рождение авторской мелодии – значит, имеет право на существование. Ведь обыватель оценивает плоды вашего творчества на уровне эмоций. А остальное – хлеб критиков и профессионалов. Но в любом случае при внимательном погружении в материал – вы схватываете стиль, почерк композитора – это как отпечаток пальца. Вряд ли возможно избавиться ( да и нужно ли это?) от индивидуальных особенностей авторского гармонического языка. А поэтому, применяя метод стимулирования творчества неким гармоническим скелетом - любой композитор подгоняет его под свой внутренний мир. Вы придерживаетесь прямо противоположного метода стимулирования творческого процесса – и это Ваш выбор и авторский стиль. Это хорошо, что всяк по разному прокладывает свою тропу – главное, чтобы все пути «вели к Храму».
Говорят, чтоб писать музыку необходимо особое состояние (которое принято называть вдохновением), но я, садясь за фортепиано, прихожу "к себе домой", забываюсь. Музыка - это мой язык, на котором общаюсь, разговариваю сама с собой. За инструментом мне легко и всё понятно - это состояние внутренней гармонии. Какого-то особого состояния мне не требуется.
Мою музыку сложно назвать отражением моего внутреннего мира, скорее, это энергетика чего-то витающего вокруг, словно я впитываю происходящее, и передаю через музыку. Как антенна :))) . Причём всякий раз хочу написать "Настоящую любовь...", что-то очень чувственное, но меня "ломает", словно невидимые силы опустошают... и ведут иным путём. Единственно, я осознанно стараюсь выводить эти бури в позитив. Как лучше объяснить - не знаю. Надеюсь, Вы меня поняли. ))) Желаю счастья, здоровья и ЛЮБВИ всем в Новом году!!!
Осознает ли человек из каких нот состоит эта мелодия и из каких аккордов состоит гармония, или нет - это уже дело десятое. Но в голове у него звучит все в комплексе.
Или я все же ошибаюсь и у многих людей это происходит совсем не так?
Я уже писал, что это сугубо индивидуально - у меня текст начинает звучать, песня рождается. Если инструментальная композиция, то начинает звучать партитура в целом, а детали это уже потом...